Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Не подлежит возмещению вред, причиненный в состоянии необходимой обороны, если при этом не были превышены ее пределы.
1. Понятие необходимой обороны дано в ст. 34 УК: «Не является преступлением действие, совершенное в состоянии необходимой обороны, то есть при защите жизни, здоровья, прав обороняющегося или другого лица, интересов общества или государства от общественно опасного посягательства путем причинения посягающему вреда, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны». Право на самозащиту гражданских прав предусмотрено ст. 13 ГК, в которой также указано, что не является нарушением законодательства самозащита гражданских прав, осуществленная с причинением вре- 797 да в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны, если дейстпия защищающегося были соразмерны характеру и опасности нарушения и не вышли за пределы его предупреждения или пресечения. Таким образом, анализ данных норм позволяет выделить следующие признаки необходимой обороны: а) это действие физического лица, вытекающее из права на самозащиту; б) оно связано с посягательством на личность или имущество либо с нарушением интересов общества или государства; в) допускается лишь в отношении неправомерных посягательств;'г) вред причиняется в пределах, соответствующих посягательству. Необходимая оборона возможна как при защите собственного здоровья, жизни или имущества, так и других лиц. Вопрос о допустимых пределах необходимой обороны должен разрешаться с учетом конкретных средств и способов защиты, которые должны соответствовать характеру, опасности посягательства и обстановке его совершения. Несмотря на то, что закон не требует строгой соразмерности причиняемого при необходимой обороне вреда посягательству, следует иметь в виду, что превышением пределов необходимой обороны признается явное для обороняющегося лица несоответствие защиты характеру и опасности посягательства, когда посягающему без необходимости умышленно причиняется смерть или тяжкое телесное повреждение (часть третья ст. 34 У К). Статья 936. Причинение вреда в состоянии крайней необходимости Вред, причиненный в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, угрожающей самому причинителю или другим лицам, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена иными средствами, должен быть возмещен лицом, причинившим вред.
Учитывая обстоятельства, при которых был причинен такой вред, суд может возложить обязанность его возмещения на третье лицо, в интересах которого действовал причинивший вред, либо освободить от возмещения вреда полностью или частично как это третье лицо, так и лицо, причинившее вред. 1. Положение данной статьи определяет ответственность за вред, причиненный в состоянии крайней необходимости. Под крайней необходимостью в праве следует понимать действия для устранения опасности непосредственно угрожающей личности, правам и законным инте- 79S ресам данного лица или другим лицам, интересам общества или государства, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред не является более значительным, чем предотвращенный (ст. 36 УК). Таким образом, состояние крайней необходимости характеризуется следующими общими чертами: а) причинение вреда явилось следствием реальной опасности наступления вредных последствий для причи-нителя или иных лиц, а равно интересов государства и общества; б) источником опасности могут быть как неправомерные действия других лиц, так и явления природы (стихийные бедствия), различного вида явления и процессы (взрывчатые вещества, опасные условия производства, уфоза эпидемий и эпизоотии); в) опасность при конкретных обстоятельствах не могла быть устранена иными средствами; г) причиненный вред не должен быть более значительным, чем предотвращенный. 2. По общему правилу обязанность по возмещению вреда, причиненного в состоянии крайней необходимости, возлагается на лицо, причинившее вред. Однако в случаях, если состояние крайней необходимости было вызвано опасностью, угрожающей другим лицам, то, учитывая обстоятельства, при которых был причинен вред, суд может возложить обязанность его возмещения на лиц, в интересах которых действовал причинивший вред, либо освободить от возмещения вреда полностью или частично как этих лиц, так и причинителя вреда. При этом суд не вправе возлагать ответственность по возмещению вреда одновременно на причинителя вреда и на лиц, в интересах которых он действовал.
Статья937. Ответственность юридического лица или гражданина за вред, причиненный его работником 1. Юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении своих трудовых (служебных, должностных) обязанностей. Применительно к правилам, предусмотренным настоящей главой, работниками признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ. 2. Хозяйственные товарищества и производственные кооперативы возмещают вред, причиненный их участниками (членами) при осуществлении 799 последними предпринимательской, производственной или иной деятельности товарищества или кооператива. 1. Ответственность юридических лиц либо граждан, использующих наемную рабочую силу (как правило, индивидуальных предпринимателей), за вред, причиненный их работниками, представляет собой один из случаев ответственности лиц, не являющихся причинителями вреда. Она наступает при наличии следующих условий: а) трудовых отношений между юридическим лицом (гражданином) и причинителем вреда; б) вред причинен при выполнении работником своих трудовых обязанностей либо обязанностей по гражданско-правовому договору от имени юридического лица (гражданина); в) вины работника в причинении вреда. При отсутствии хотя бы одного из этих условий ответственность причинителя вреда перед потерпевшим наступает на общих основаниях (ст. 933 ГК). Подтверждением трудовых отношений могут служить: приказ о приеме на работу либо заключение контракта; различные виды гражданско-правовых договоров (соглашений) на выполнение работ от имени юридического лица или гражданина (договор подряда, договор поручения, договор возмездного оказания услуг); иные доказательства, подтверждающие факт выполнения работы или оказания услуг по поручению юридического лица или гражданина. При этом под работниками следует понимать и должностных лиц, выполняющих свои служебные (должностные) обязанности, руководителей, их заместителей, начальников структурных подразделений, производств, участков и т. п., осуществляющих организационно-распорядительные функции. Важнейшим условием наступления ответственности является то, что работник (должностное лицо) действовал или должен был действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина 'и под его контролем за безопасным ведением работ. Юридическое лицо (гражданин) не отвечает за вред, причиненный работником хотя и во время работы, но не при исполнении своих трудовых (служебных, должностных) обязанностей. Вина работника, как условие наступления ответственности юридического лица (гражданина), презумируется. Поэтому обязанность лока-зывания отсутствия вины возлагается на юридическое лицо, гражданина. Зачастую установить вину конкретного работника не представляется возможным, однако она очевидна в силу конкретных обстоятельств наступления вредных последствий. Например, в результате некачественного ремонта сантехоборудования произошло затопление квартиры,
800 повлекшее повреждение имущества; ошибка в монтаже электрообору-. дования привела к пожару; невыполнение работниками дорожной службы работ по обеспечению безопасности движения привело к наступлению вредных последствий. Во всех этих случаях установление конкретных виновников не требуется, поскольку ответственность юридических лиц в связи с ненадлежащим выполнением работниками своих обязанностей очевидна. 2. Условия ответственности хозяйственных товариществ и производственных кооперативов за вред, причиненный их участниками (членами) при осуществлении последними предпринимательской, производственной или иной деятельности товарищества или кооператива, те же, что и для юридических лиц или граждан. Отличие лишь в особенностях статуса лиц, чьими действиями причинен вред. Участники (члены) хозяйственных товариществ и производственных кооперативов в отличие от обычных работников имеют долю (вклад) в уставном фонде товарищества либо пай в имуществе кооператива, т. е. являются полными товарищами или членами производственного кооператива и непосредственно участвуют в предпринимательской, производственной или иной деятельности товарищества или кооператива. По своей же сути такое участие зачастую представляет собой выполнение обычных трудовых обязанностей (шофера, ювелира, менеджера, инженера, экономиста и т. п.). Поэтому законодатель отдельно подчеркнул, что ответственность за вред, причиненный при осуществлении деятельности товарищества или кооператива должны нести не непосредственные их участники (члены), а хозяйственные товарищества и производственные кооперативы. Если вред причинен не участником (членом) хозяйственного товарищества или производственного кооператива, а его работником при выполнении своих трудовых обязанностей, то ответственность на хозяйственное товарищество или производственный кооператив возлагается на основании п. 1 ст. 937 ГК, как на юридическое лицо. Статья 938. Ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного управления и самоуправления, а также их должностными лицами Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного управления и самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего законодательству акта государственного органа или органа местного управления и само-
801 управления, подлежит возмещению. Вред возмещается соответственно за счет казны Республики Беларусь или казны административно-территориальной единицы. 1. Применительно к данной статье государственными органами являются органы исполнительной власти как часть государственного аппарата, которые имеют свою структуру, компетенцию, образуются в порядке, установленном законодательством, и призваны осуществлять повседневное руководство экономической, социально-культурной и политической сферами жизни общества. К ним, в частности, относятся: Правительство – Совет Министров Республики Беларусь, полномочия которого определены Законом Республики Беларусь от 7 июля 1998 г. «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах» (Ведомости Национального собрания Республики Беларусь, 1998 г., № 29-30, ст. 466; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 59, 2/176), министерства, государственные комитеты, объединения, службы и их территориальные органы (управления, комитеты, инспекции, отделения, уполномоченные и т.п.), действующие на основании положений, утвержденных установленном порядке, Комитет государственного контроля и подчиненные ему комитеты государственного контроля на местах, деятельность которых регламентирована Законом Республики Беларусь от 9 февраля 2000 г. «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 18, 2/144). Понятие местного управления включает в себя форму организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения. Единая система органов местного управления состоит из областных, районных, городских, поселковых и сельских исполнительных комитетов и местных администраций. Местное самоуправление в Республике Беларусь представляют местные Советы депутатов и органы территориального общественного самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, домовые, уличные, квартальные, поселковые, сельские комитеты и другие органы). Основы правового положения органов местного управления и самоуправления закреплены в Законе Республики Беларусь от 20 февраля 1991 г. «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» в редакции Закона от 10 января 2000 г. (Ведомости Верховного Совета Белорусской ССР, 1991 г., № 11, ст. 122; Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1995 г., № 15-16, ст. 167; № 22-23, ст. 306; 1996 г., № 7, ст. 85; Ведомости Национального собра- 802 ния Республики Беларусь, 1997 г., № 15, ст. 261; 1999 г., № 3, ст. 34; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 8, 2/137; № 59, 2/174; № 100, 2/203; 2001 г., № 50, 2/765.).
2. Особенности ответственности государственных органов, органов местного управления и самоуправления заключаются во властно-административном характере деятельности. Эта деятельность может проявляться в действиях (бездействии) должностных ли ц при выполнении функции властвования либо в издании органом не соответствующих законодательству актов. Чаще всего она выражается в принятии либо непринятии мер по обращениям граждан. Эта сфера деятельности должностных лиц урегулирована Законом Республики Беларусь от 6 июня 1996 г. «Об обращениях граждан» (Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1996 г., № 21, ст. 376). К актам государственных органов или органов местного управления и самоуправления относятся самые разнообразные властные предписания, принимаемые в сфере административного управления. Ими являются: постановления, решения, приказы, распоряжения, указания и любые другие документы, подлежащие обязательному исполнению теми лицами, которым они адресованы. Как правило, они принимаются в письменной форме, обязательность которой иногда предусмотрена законом или иными правовыми актами. Однако не исключена и устная форма властных распоряжений, исходящая, как правило, от должностных лиц, возглавляющих эти органы. Важно, чтобы в этих случаях распоряжение на совершение тех или иных действий отдавалось от имени органа и в пределах его компетенции. Потерпевшими могут быть как граждане, так и юридические лица. Следует иметь в виду, что ответственность государственных органов и их должностных лиц перед субъектами хозяйствования отдельно урегулирована Положением о порядке возмещения ущерба, нанесенного субъектам хозяйственной деятельности незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц, утвержденным постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 16 июня 1993 г. (Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1993 г., № 26, ст. 328). 3. Какого-либо перечня незаконных действий (бездействий) органов л ибо их должностных лиц, которые бы порождали рассматриваемое деликтное обязательство, закон не содержит. Ими могут быть любые акты управления. Однако для наступления ответственности необходимо наличие следующих особых условий: 1) наступление вреда личности или имуществу при выполнении гражданами или юридическими лица- 803
ми указаний либо актов, принятых органами или должностными лицами; 2) указания должностных лиц либо акты органов приняты в порядке осуществления ими своих властных полномочий; 3) признания указаний должностных лиц незаконными, а нормативных актов органов недействительными. Если вред причиняется должностными лицами хотя и при исполнении своих обязанностей, но не в связи с осуществлением властных полномочий, то их ответственность наступает на общих условиях. Например, владельцы источника повышенной опасности, от действия которого наступили вредные последствия, отвечают на общих основаниях. Ответственность государственных органов, органов местного управления и самоуправления за действия своих работников, осуществляющих хозяйственные функции, наступает не на основании ст. 938 ГК, а на основании ст. 937 ГК. Вред, причиненный в результате управленческой деятельности, подлежит возмещению лишь при наличии вины лиц, нарушивших права граждан или юридических лиц. Под виной следует понимать незаконность совершенных должностными лицами действий либо их бездействие, а также несоответствие законодательству принятых органами решений, независимо от того принимались ли эти решения коллегиально либо единолично от имени органа соответствующим должностным лицом. Признание акта законодательства, изданного государственным органом, недействительным осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь в порядке, предусмотренном законом. Действия (бездействие) государственных органов и должностных лиц признаются неправомерными (незаконными) по жалобам граждан и юридических лиц судами общей юрисдикции в порядке, предусмотренном § 6 гл. 29 ГПК. Пределы ответственности за вред, причиненный такими действиями, сформулированы в ст. 15 ГК. Возмещению подлежат убытки (т. е. как реальный ущерб, так и упущенная выгода). От имени казны Республики Беларусь или казны административно-территориальной единицы выступают Министерство финансов Республики Беларусь и его органы на местах: финансовые управления, райфи-нотделы (ст. 940 ГК). Статья 939. Ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда 1. Вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного 804 применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, возмещается за счет казны Республики Беларусь, а в случаях, предусмотренных законодательством, – за счет казны административно-территориальной единицы в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законодательством. 2. Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, не повлекший последствий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, возмещается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 938 настоящего Кодекса. Вред, причиненный при осуществлении правосудия, возмещается в случае, если вина судьи установлена приговором суда, вступившим в законную силу. 1. Обязательным условием возникновения права на возмещение вреда в случаях, перечисленных в п. 1 ст. 939 ГК, является вынесение оправдательного приговора либо прекращение уголовного дела по реабилитирующим основаниям (за отсутствием события преступления, за отсутствием в деянии состава преступления или за недоказанностью участия гражданина d совершении преступления), прекращение дела об административном правонарушении за отсутствием события или состава административного правонарушения, а также при наличии других обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (ст. 227 КоАП). Ответственность наступает независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. Достаточно лишь факта незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения по стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ. К органам дознания относятся органы милиции, командиры воинских частей и начальники военных учреждений по делам о преступлениях военнослужащих, таможенные органы, органы финансовых расследований, органы государственного пожарного надзора, органы пограничных войск и иные органы, перечисленные в ст. 37 УПК. Органами предварительного следствия являются следователи прокуратуры, органов внутренних дел, КГБ и финансовых расследований. 805 В случаях прекращения уголовного дела по нереабилитирующим основаниям (вследствие акта амнистии, истечения срока давности привлечения к уголовной ответственности, освобождение от уголовной ответственности с привлечением лица к административной ответственности, освобождение от уголовной ответственности в силу утраты деянием общественной опасности, освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием либо в связи с примирением с потерпевшим) право на возмещение вреда не наступает. Кроме того, не подлежит возмещению вред в результате неосновательного привлечения к уголовной либо административной ответственности, если потерпевший путем самооговора (умышленных действий) препятствовал установлению истины и тем самым способствовал наступлению перечисленных в п. 1 ст. 939 ГК последствий. 2. Вред возмещается государством в полном объеме в порядке, предусмотренном гл. 48 УПК. При этом суммы утраченного заработка, пенсии, пособия, которых лицо лишилось вследствие незаконных действий органа, ведущего уголовный процесс, а также иной ущерб в денежной форме подлежат индексации на момент возмещения в порядке, установленном законодательством. 3. Особенности п. 2 комментируемой статьи состоит в том, что он применяется к случаям, когда наступление вреда не связано с последствиями, указанными в п. 1 ст. 939 ГК. В нем речь идет о вреде, причиненном гражданам или юридическим лицам в результате незаконной деятельности этих органов. Вина является обязательным условием наступления такой ответственности, как и для органов, ответственность которых наступает по ст. 938 ГК. При этом особо подчеркнуто, что если такой вред причиняется при осуществлении правосудия, то он возмещается в случае, если вина судьи установлена приговором суда, вступившим в законную силу При наличии оснований для возмещения вреда по п. 2 ст. 939 ГК гражданину или юридическому лицу возмещаются убытки в порядке, предусмотренном ст. 938 ГК.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.226.210.133 (0.036 с.) |