Не подлежит возмещению вред, причиненный в состоянии необходимой обороны, если при этом не были превышены ее пределы.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Не подлежит возмещению вред, причиненный в состоянии необходимой обороны, если при этом не были превышены ее пределы.



1. Понятие необходимой обороны дано в ст. 34 УК: «Не является преступлением действие, совершенное в состоянии необходимой обо­роны, то есть при защите жизни, здоровья, прав обороняющегося или другого лица, интересов общества или государства от общественно опасного посягательства путем причинения посягающему вреда, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой оборо­ны». Право на самозащиту гражданских прав предусмотрено ст. 13 ГК, в которой также указано, что не является нарушением законодательст­ва самозащита гражданских прав, осуществленная с причинением вре-

797

да в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны, ес­ли дейстпия защищающегося были соразмерны характеру и опасности нарушения и не вышли за пределы его предупреждения или пресече­ния.

Таким образом, анализ данных норм позволяет выделить следующие признаки необходимой обороны: а) это действие физического лица, вы­текающее из права на самозащиту; б) оно связано с посягательством на личность или имущество либо с нарушением интересов общества или государства; в) допускается лишь в отношении неправомерных посяга­тельств;'г) вред причиняется в пределах, соответствующих посягатель­ству.

Необходимая оборона возможна как при защите собственного здо­ровья, жизни или имущества, так и других лиц. Вопрос о допустимых пределах необходимой обороны должен разрешаться с учетом конкрет­ных средств и способов защиты, которые должны соответствовать ха­рактеру, опасности посягательства и обстановке его совершения. Не­смотря на то, что закон не требует строгой соразмерности причиняемо­го при необходимой обороне вреда посягательству, следует иметь в виду, что превышением пределов необходимой обороны признается явное для обороняющегося лица несоответствие защиты характеру и опасно­сти посягательства, когда посягающему без необходимости умышленно причиняется смерть или тяжкое телесное повреждение (часть третья ст. 34 У К).

Статья 936. Причинение вреда в состоянии крайней необ­ходимости

Вред, причиненный в состоянии крайней необходимости, то есть для ус­транения опасности, угрожающей самому причинителю или другим лицам, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена иными средствами, должен быть возмещен лицом, причинившим вред.

Учитывая обстоятельства, при которых был причинен такой вред, суд может возложить обязанность его возмещения на третье лицо, в интересах которого действовал причинивший вред, либо освободить от возмещения вреда полностью или частично как это третье лицо, так и лицо, причинив­шее вред.

1. Положение данной статьи определяет ответственность за вред, причиненный в состоянии крайней необходимости. Под крайней необ­ходимостью в праве следует понимать действия для устранения опасно­сти непосредственно угрожающей личности, правам и законным инте-

79S

ресам данного лица или другим лицам, интересам общества или госу­дарства, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред не является более значительным, чем предотвращенный (ст. 36 УК).

Таким образом, состояние крайней необходимости характеризуется следующими общими чертами: а) причинение вреда явилось следстви­ем реальной опасности наступления вредных последствий для причи-нителя или иных лиц, а равно интересов государства и общества; б) ис­точником опасности могут быть как неправомерные действия других лиц, так и явления природы (стихийные бедствия), различного вида яв­ления и процессы (взрывчатые вещества, опасные условия производст­ва, уфоза эпидемий и эпизоотии); в) опасность при конкретных обсто­ятельствах не могла быть устранена иными средствами; г) причиненный вред не должен быть более значительным, чем предотвращенный.

2. По общему правилу обязанность по возмещению вреда, причи­ненного в состоянии крайней необходимости, возлагается на лицо, причинившее вред. Однако в случаях, если состояние крайней необхо­димости было вызвано опасностью, угрожающей другим лицам, то, учитывая обстоятельства, при которых был причинен вред, суд может возложить обязанность его возмещения на лиц, в интересах которых действовал причинивший вред, либо освободить от возмещения вреда полностью или частично как этих лиц, так и причинителя вреда. При этом суд не вправе возлагать ответственность по возмещению вре­да одновременно на причинителя вреда и на лиц, в интересах которых он действовал.

Статья937. Ответственность юридического лица или гражданина за вред, причиненный его работ­ником

1. Юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении своих трудовых (служебных, должност­ных) обязанностей.

Применительно к правилам, предусмотренным настоящей главой, ра­ботниками признаются граждане, выполняющие работу на основании тру­дового договора (контракта), а также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или долж­ны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ.

2. Хозяйственные товарищества и производственные кооперативы воз­мещают вред, причиненный их участниками (членами) при осуществлении

799

последними предпринимательской, производственной или иной деятельно­сти товарищества или кооператива.

1. Ответственность юридических лиц либо граждан, использующих наемную рабочую силу (как правило, индивидуальных предпринимате­лей), за вред, причиненный их работниками, представляет собой один из случаев ответственности лиц, не являющихся причинителями вреда. Она наступает при наличии следующих условий: а) трудовых отноше­ний между юридическим лицом (гражданином) и причинителем вреда;

б) вред причинен при выполнении работником своих трудовых обязан­ностей либо обязанностей по гражданско-правовому договору от имени юридического лица (гражданина); в) вины работника в причинении вреда. При отсутствии хотя бы одного из этих условий ответственность причинителя вреда перед потерпевшим наступает на общих основаниях (ст. 933 ГК).

Подтверждением трудовых отношений могут служить: приказ о при­еме на работу либо заключение контракта; различные виды граждан­ско-правовых договоров (соглашений) на выполнение работ от имени юридического лица или гражданина (договор подряда, договор поруче­ния, договор возмездного оказания услуг); иные доказательства, под­тверждающие факт выполнения работы или оказания услуг по поруче­нию юридического лица или гражданина. При этом под работниками следует понимать и должностных лиц, выполняющих свои служебные (должностные) обязанности, руководителей, их заместителей, началь­ников структурных подразделений, производств, участков и т. п., осу­ществляющих организационно-распорядительные функции.

Важнейшим условием наступления ответственности является то, что работник (должностное лицо) действовал или должен был действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина 'и под его контролем за безопасным ведением работ.

Юридическое лицо (гражданин) не отвечает за вред, причиненный работником хотя и во время работы, но не при исполнении своих тру­довых (служебных, должностных) обязанностей.

Вина работника, как условие наступления ответственности юриди­ческого лица (гражданина), презумируется. Поэтому обязанность лока-зывания отсутствия вины возлагается на юридическое лицо, граждани­на. Зачастую установить вину конкретного работника не представляет­ся возможным, однако она очевидна в силу конкретных обстоятельств наступления вредных последствий. Например, в результате некачест­венного ремонта сантехоборудования произошло затопление квартиры,

800

повлекшее повреждение имущества; ошибка в монтаже электрообору- . дования привела к пожару; невыполнение работниками дорожной службы работ по обеспечению безопасности движения привело к на­ступлению вредных последствий. Во всех этих случаях установление конкретных виновников не требуется, поскольку ответственность юри­дических лиц в связи с ненадлежащим выполнением работниками сво­их обязанностей очевидна.

2. Условия ответственности хозяйственных товариществ и производ­ственных кооперативов за вред, причиненный их участниками (члена­ми) при осуществлении последними предпринимательской, производ­ственной или иной деятельности товарищества или кооператива, те же, что и для юридических лиц или граждан. Отличие лишь в особенностях статуса лиц, чьими действиями причинен вред. Участники (члены) хо­зяйственных товариществ и производственных кооперативов в отличие от обычных работников имеют долю (вклад) в уставном фонде товари­щества либо пай в имуществе кооператива, т. е. являются полными това­рищами или членами производственного кооператива и непосредствен­но участвуют в предпринимательской, производственной или иной дея­тельности товарищества или кооператива. По своей же сути такое учас­тие зачастую представляет собой выполнение обычных трудовых обя­занностей (шофера, ювелира, менеджера, инженера, экономиста и т. п.). Поэтому законодатель отдельно подчеркнул, что ответственность за вред, причиненный при осуществлении деятельности товарищества или кооператива должны нести не непосредственные их участники (члены), а хозяйственные товарищества и производственные кооперативы.

Если вред причинен не участником (членом) хозяйственного това­рищества или производственного кооператива, а его работником при выполнении своих трудовых обязанностей, то ответственность на хо­зяйственное товарищество или производственный кооператив возлага­ется на основании п. 1 ст. 937 ГК, как на юридическое лицо.

Статья 938. Ответственность за вред, причиненный госу­дарственными органами, органами местного управления и самоуправления, а также их должностными лицами

Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов ме­стного управления и самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего законодательству акта государственного органа или органа местного управления и само-

801

управления, подлежит возмещению. Вред возмещается соответственно за счет казны Республики Беларусь или казны административно-территори­альной единицы.

1. Применительно к данной статье государственными органами яв­ляются органы исполнительной власти как часть государственного ап­парата, которые имеют свою структуру, компетенцию, образуются в по­рядке, установленном законодательством, и призваны осуществлять по­вседневное руководство экономической, социально-культурной и поли­тической сферами жизни общества. К ним, в частности, относятся: Пра­вительство – Совет Министров Республики Беларусь, полномочия кото­рого определены Законом Республики Беларусь от 7 июля 1998 г. «О Со­вете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государствен­ных органах» (Ведомости Национального собрания Республики Бела­русь, 1998 г., № 29-30, ст. 466; Национальный реестр правовых актов Ре­спублики Беларусь, 2000 г., № 59, 2/176), министерства, государствен­ные комитеты, объединения, службы и их территориальные органы (уп­равления, комитеты, инспекции, отделения, уполномоченные и т.п.), действующие на основании положений, утвержденных установленном порядке, Комитет государственного контроля и подчиненные ему коми­теты государственного контроля на местах, деятельность которых регла­ментирована Законом Республики Беларусь от 9 февраля 2000 г. «О Ко­митете государственного контроля Республики Беларусь» (Националь­ный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 18, 2/144).

Понятие местного управления включает в себя форму организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения. Единая система органов ме­стного управления состоит из областных, районных, городских, посел­ковых и сельских исполнительных комитетов и местных администра­ций. Местное самоуправление в Республике Беларусь представляют ме­стные Советы депутатов и органы территориального общественного са­моуправления (советы и комитеты микрорайонов, жилищных комплек­сов, домовые, уличные, квартальные, поселковые, сельские комитеты и другие органы). Основы правового положения органов местного уп­равления и самоуправления закреплены в Законе Республики Беларусь от 20 февраля 1991 г. «О местном управлении и самоуправлении в Рес­публике Беларусь» в редакции Закона от 10 января 2000 г. (Ведомости Верховного Совета Белорусской ССР, 1991 г., № 11, ст. 122; Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1995 г., № 15-16, ст. 167;

№ 22-23, ст. 306; 1996 г., № 7, ст. 85; Ведомости Национального собра-

802

ния Республики Беларусь, 1997 г., № 15, ст. 261; 1999 г., № 3, ст. 34; На­циональный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 8, 2/137; № 59, 2/174; № 100, 2/203; 2001 г., № 50, 2/765.).

2. Особенности ответственности государственных органов, органов местного управления и самоуправления заключаются во властно-адми­нистративном характере деятельности.

Эта деятельность может проявляться в действиях (бездействии) должностных ли ц при выполнении функции властвования либо в изда­нии органом не соответствующих законодательству актов. Чаще всего она выражается в принятии либо непринятии мер по обращениям граж­дан. Эта сфера деятельности должностных лиц урегулирована Законом Республики Беларусь от 6 июня 1996 г. «Об обращениях граждан» (Ведо­мости Верховного Совета Республики Беларусь, 1996 г., № 21, ст. 376).

К актам государственных органов или органов местного управления и самоуправления относятся самые разнообразные властные предписа­ния, принимаемые в сфере административного управления. Ими явля­ются: постановления, решения, приказы, распоряжения, указания и любые другие документы, подлежащие обязательному исполнению теми лицами, которым они адресованы. Как правило, они принимают­ся в письменной форме, обязательность которой иногда предусмотрена законом или иными правовыми актами. Однако не исключена и устная форма властных распоряжений, исходящая, как правило, от должност­ных лиц, возглавляющих эти органы. Важно, чтобы в этих случаях рас­поряжение на совершение тех или иных действий отдавалось от имени органа и в пределах его компетенции.

Потерпевшими могут быть как граждане, так и юридические лица. Следует иметь в виду, что ответственность государственных органов и их должностных лиц перед субъектами хозяйствования отдельно урегули­рована Положением о порядке возмещения ущерба, нанесенного субъ­ектам хозяйственной деятельности незаконными действиями государст­венных органов и их должностных лиц, утвержденным постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 16 июня 1993 г. (Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1993 г., № 26, ст. 328).

3. Какого-либо перечня незаконных действий (бездействий) орга­нов л ибо их должностных лиц, которые бы порождали рассматриваемое деликтное обязательство, закон не содержит. Ими могут быть любые ак­ты управления. Однако для наступления ответственности необходимо наличие следующих особых условий: 1) наступление вреда личности или имуществу при выполнении гражданами или юридическими лица-

803

1


ми указаний либо актов, принятых органами или должностными лица­ми; 2) указания должностных лиц либо акты органов приняты в поряд­ке осуществления ими своих властных полномочий; 3) признания ука­заний должностных лиц незаконными, а нормативных актов органов недействительными.

Если вред причиняется должностными лицами хотя и при исполне­нии своих обязанностей, но не в связи с осуществлением властных пол­номочий, то их ответственность наступает на общих условиях. Напри­мер, владельцы источника повышенной опасности, от действия которо­го наступили вредные последствия, отвечают на общих основаниях. От­ветственность государственных органов, органов местного управления и самоуправления за действия своих работников, осуществляющих хо­зяйственные функции, наступает не на основании ст. 938 ГК, а на осно­вании ст. 937 ГК.

Вред, причиненный в результате управленческой деятельности, под­лежит возмещению лишь при наличии вины лиц, нарушивших права граждан или юридических лиц. Под виной следует понимать незакон­ность совершенных должностными лицами действий либо их бездейст­вие, а также несоответствие законодательству принятых органами ре­шений, независимо от того принимались ли эти решения коллегиально либо единолично от имени органа соответствующим должностным ли­цом. Признание акта законодательства, изданного государственным органом, недействительным осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь в порядке, предусмотренном законом. Действия (бездействие) государственных органов и должностных лиц признают­ся неправомерными (незаконными) по жалобам граждан и юридичес­ких лиц судами общей юрисдикции в порядке, предусмотренном § 6 гл. 29 ГПК. Пределы ответственности за вред, причиненный такими действиями, сформулированы в ст. 15 ГК. Возмещению подлежат убыт­ки (т. е. как реальный ущерб, так и упущенная выгода).

От имени казны Республики Беларусь или казны административно-территориальной единицы выступают Министерство финансов Респуб­лики Беларусь и его органы на местах: финансовые управления, райфи-нотделы (ст. 940 ГК).

Статья 939. Ответственность за вред, причиненный неза­конными действиями органов дознания, пред­варительного следствия, прокуратуры и суда

1. Вред, причиненный гражданину в результате незаконного осужде­ния, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного

804

применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или под­писки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, возмещается за счет казны Рес­публики Беларусь, а в случаях, предусмотренных законодательством, – за счет казны административно-территориальной единицы в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительно­го следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законодатель­ством.

2. Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, не повлекший последствий, предусмотренных пунктом 1 на­стоящей статьи, возмещается по основаниям и в порядке, которые предус­мотрены статьей 938 настоящего Кодекса. Вред, причиненный при осуще­ствлении правосудия, возмещается в случае, если вина судьи установлена приговором суда, вступившим в законную силу.

1. Обязательным условием возникновения права на возмещение вреда в случаях, перечисленных в п. 1 ст. 939 ГК, является вынесение оправдательного приговора либо прекращение уголовного дела по реа­билитирующим основаниям (за отсутствием события преступления, за отсутствием в деянии состава преступления или за недоказанностью участия гражданина d совершении преступления), прекращение дела об административном правонарушении за отсутствием события или соста­ва административного правонарушения, а также при наличии других обстоятельств, исключающих производство по делу об административ­ном правонарушении (ст. 227 КоАП).

Ответственность наступает независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. Достаточно лишь факта незаконного осуждения, незаконного привле­чения к уголовной ответственности, незаконного применения в качест­ве меры пресечения заключения по стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.

К органам дознания относятся органы милиции, командиры воин­ских частей и начальники военных учреждений по делам о преступле­ниях военнослужащих, таможенные органы, органы финансовых рас­следований, органы государственного пожарного надзора, органы по­граничных войск и иные органы, перечисленные в ст. 37 УПК.

Органами предварительного следствия являются следователи проку­ратуры, органов внутренних дел, КГБ и финансовых расследований.

805

В случаях прекращения уголовного дела по нереабилитирующим ос­нованиям (вследствие акта амнистии, истечения срока давности при­влечения к уголовной ответственности, освобождение от уголовной от­ветственности с привлечением лица к административной ответственно­сти, освобождение от уголовной ответственности в силу утраты деяни­ем общественной опасности, освобождение от уголовной ответственно­сти в связи с деятельным раскаянием либо в связи с примирением с по­терпевшим) право на возмещение вреда не наступает. Кроме того, не подлежит возмещению вред в результате неосновательного привле­чения к уголовной либо административной ответственности, если по­терпевший путем самооговора (умышленных действий) препятствовал установлению истины и тем самым способствовал наступлению пере­численных в п. 1 ст. 939 ГК последствий.

2. Вред возмещается государством в полном объеме в порядке, пре­дусмотренном гл. 48 УПК. При этом суммы утраченного заработка, пенсии, пособия, которых лицо лишилось вследствие незаконных дей­ствий органа, ведущего уголовный процесс, а также иной ущерб в де­нежной форме подлежат индексации на момент возмещения в порядке, установленном законодательством.

3. Особенности п. 2 комментируемой статьи состоит в том, что он применяется к случаям, когда наступление вреда не связано с последст­виями, указанными в п. 1 ст. 939 ГК. В нем речь идет о вреде, причинен­ном гражданам или юридическим лицам в результате незаконной дея­тельности этих органов.

Вина является обязательным условием наступления такой ответст­венности, как и для органов, ответственность которых наступает по ст. 938 ГК. При этом особо подчеркнуто, что если такой вред причиняется при осуществлении правосудия, то он возмещается в случае, если вина судьи установлена приговором суда, вступившим в законную силу

При наличии оснований для возмещения вреда по п. 2 ст. 939 ГК гражданину или юридическому лицу возмещаются убытки в порядке, предусмотренном ст. 938 ГК.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.223.30 (0.019 с.)