Тестовые методы изучения интеллекта



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тестовые методы изучения интеллекта



 

Тесты интеллекта – один из наиболее распространенных методов измерения. Они применяются для определения уровня интеллектуального развития. Такие тесты наиболее распространены в психодиагностике. В целом, выделяются два основных подхода к изучению интеллекта: качественный и количественный, или психометрический подход.

Качественный подход представлен, в первую очередь, экспериментальными методиками патопсихологии. Например, к ним относится, предметная классификация, исключение лишнего, сравнение понятий и т.д. Такие методики предусматривают глубокую и качественную интерпретацию результатов полученных в ходе исследования. Это является их главной отличительной особенностью. Помимо итогового результата, важным является сам процесс решения, характер и особенности выполнения испытуемым мыслительных задач. С другой стороны, эти методики не стандартизированы. Сложна интерпретация результатов их выполнения, что предъявляет достаточно высокие требования к квалификации и профессионализму психолога.

Психометрический подход основывается на применении математико-статистических процедур при осуществлении оценки познавательных функций. Тесты, которые разрабатываются в русле этого подхода, позволяют количественно интерпретировать уровень интеллектуального развития обследуемого – прежде всего, в форме стандартного показателя коэффициента интеллекта (IQ).

В целом, данная задача выполняется путем подсчета числа правильно решенных заданий и дальнейшего соотнесения полученных результатов с нормативными показателями. В отличие от качественных методик, такие тесты не концентрируют внимание на процессе решения задачи, который зачастую бывает чрезвычайно важен, например, в ситуации получении дополнительных данных для постановки дифференциального диагноза. Однако, такие методики имеют целый ряд важных преимуществ. Они обладают высокими характеристиками надежности и валидности, стандартизации процедуры сбора, обработки и интерпретации полученных данных и т.д.

Отметим, что строгой классификации методик измерения ума или его отдельных особенностей не существует. На сегодняшний день, в отечественной и в зарубежной литературе используются следующие термины.

Наиболее обобщенным и часто употребляемым является понятие «тесты интеллекта». Наряду с ним встречаются такие термины, как «тесты специальных способностей», «тесты общего интеллекта», или, в качестве синонима, «тесты общих способностей».

Однако, исторически сложилось деление методик оценки уровня развития интеллекта на тесты, которые измеряют общий интеллект, и тесты, используемые для измерения специальных способностей. Данная классификация является на сегодняшний день одной из наиболее адекватных. Для обозначения тех и других сегодня все чаще применяется термин «когнитивные тесты». Также иногда когнитивные тесты рассматривают как подраздел тестов оценки интеллектуальных способностей, изучающих отдельные когнитивные функции (память, внимание, операции мышления и т.д.).

Помимо этого, тесты оценки уровня развития интеллекта можно классифицировать по следующим основаниям:

1) тесты скорости (от испытуемого требуется выполнить максимально большее количество в рамках заданного времени) и тесты результативности (от испытуемого требуется выполнение всех заданий в привычном для себя темпе);

2) тесты групповые (могут проводиться с группой испытуемых) и тесты индивидуальные (процедура проведения требует работы только с одним испытуемым);

3) тесты общих (например, направленные ни измерение общего фактора G) и специальных способностей (оценивающие конкретные способности, например, к пространственному мышлению, к счетным операциям и т.п.);

4) тесты вербальные и невербальные;

5) тесты интеллекта для специфических популяций (предназначены для обследования младенцев, лиц с физическими недостатками и людей, принадлежащих к разным культурам);

6) компьютеризация психодиагностики привела к появлению адаптивных тестов интеллекта, в которых, в зависимости от успешности решения ранее предложенных заданий, осуществляется выбор сложности последующих заданий.

Отдельно можно указать тесты, предназначенные для изучения конкретных когнитивных функций – памяти, внимания, мышления, умственной работоспособности и т.д.

Большое влияние на измерение интеллекта влияет теоретическая модель. К примеру, представление об интеллекте как разновидности способности никоим образом не сопоставимо с представлением об интеллекте как стратегии обработки информации. В связи с существованием данных подходов в понимании интеллекта, можно говорить о тестах, в которых используется суммарная оценка выполнения различного вида заданий, и тестах, в которых оценивается успешность выполнения отдельных, не связанных между собой групп заданий.

Как говорит А. Анастази, психологи прошли долгий путь с того времени, когда утверждали, что коэффициент интеллекта является наследственным свойством организма. Уровень коэффициента интеллекта следует рассматривать как индикатор социального, культурного, профессионального развития человека, результат его действий, решений и усилий. В таком контексте, значение коэффициента интеллекта не только изменяется с изменением сущности и содержания теста, но также подвержено всем тем влияниям, которые воздействуют на поведение. Поэтому, определение коэффициента интеллекта должно сопровождаться информацией:

о теоретических предпосылках измерения;

о методике, посредством которой был получен коэффициент интеллекта для опрашиваемого;

об опыте, который мог оказать влияние на поведенческие функции, имеющие отношение к тесту.

Важный путь к пониманию конструкта интеллект – лонгитюдные исследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени. Устойчивость интеллекта, наблюдающаяся в любых выборках может быть связана с кумулятивным характером интеллектуального развития, а также обусловлена такими факторами, как стабильность окружающей среды, наличие эмоциональных контактов с родителями, отсутствие криминальных и асоциальных воздействий. Помимо этого следует оценивать роль учебных навыков, то есть способностей и стратегий, позволяющих получать новое знание. К таким навыкам относится: владение языком и количественными понятиями; мотивация для обучения, уровень притязаний и жизненные цели,  представления о себе и самооценка.

Когда речь идет о тестировании интеллекта, главный вопрос, который при этом возникает – это из чего складывается интеллект? Отличается ли интеллект младенца от интеллекта пожилого человека?

В работах А.Анастази показано, что максимального значения данные IQ достигают у испытуемых в возрасте от 20 до 34 лет, а затем монотонно убывают во всех более старших возрастных группах. Таким образом, если испытуемый обнаруживает такое же снижение уровня выполнения теста с возрастом, какое имеет место в соответствующей нормативной выборке, его IQ будет оставаться постоянным. Данный подход построен на исходном допущении Векслера, что вполне «нормально» для тестируемой способности любого человека снижаться с возрастом после 30 лет. Обобщение результатов лонгитюдных исследований показывает, что среди главных причин снижения уровня выполнения интеллектуальных тестов в связи с увеличением возраста:

· плохое состояние здоровья;

· специфические болезни;

· бездеятельность;

· отсутствие непрерывного упражнения конкретных функций;

· ослабленная мотивация;

· пониженная гибкость.

Сейчас в основу многих тестов положен опыт формального обучения (в школе, вузе), поскольку известным фактом является то, что тесты интеллекта связаны с академическими способностями. 

Однако, тесты интеллекта имеют и определенное количество недостатков, таких как:

· односторонняя ориентация только на результат мышления, без учета его процессуальной стороны;

· недостаточная экологическая валидность заданий, применяемых в тестах интеллекта;

· пренебрежение креативными компонентами мышления;

· недостаточнй учет обучаемости.

Рассмотрим наиболее распространенные у нас тесты интеллекта. В первую очередь, необходимо диагностировать, что в каждом случае следует измерять? На этот вопрос дает ответ концепция интеллекта, которую использует исследователь.

Кроме этого, все тесты интеллекта можно разделить на:

· тесты скорости (имеющие ограничение во времени);

· тесты уровня (особенности сложности, трудности заданий, которые должен выполнить обследуемый).

Примером первого вида является тест общих способностей Вандерлика, тест интеллекта Гилфорда и другие виды классических (т.е. структурных тестов интеллекта).

Ко вторым – критериально-ориентированные тесты, тесты умственного развития (тест Станфорда-Бине). Необходимо отметить, что данные тесты интеллекта не столько выполняются, сколько оцениваются гораздо сложнее, т.к. уровень сложности зависит не сколько от знаний испытуемого, сколько от:

· от минимального числа заданий для каждого уровня сложности;

· необходимого числа уровней сложности;

· достоверности различий оценок сложности заданий, принадлежащих разным уровням.

Отметим, что все тесты интеллекта обладают одним общим недостатком. Так, можно предположить, что существующие тесты интеллекта, включающие в себя задания разной сложности, захватывают разные участки континуума интеллекта.

Кроме этого, чаще всего тесты интеллекта содержат многочисленное количество субтестов, каждый из которых направлен на исследование определенной группы способностей, которые не всегда прямо и однозначно связаны с понятием интеллекта.

Однако большинство существующих тестов, все-таки направленны на исследование интеллекта в целом. К таким интегральным тестам можно отнести следующие: тест Айзенка, тест Равенна, тест Кеттелла.

Так Г. Айзенк указывает на сложность разработки интеллектуальных тестов в связи с отбором конкретных заданий, измеряющих ту или иную сторону интеллекта, способностей. Он полагает, что трудность заключается не только в подборе заданий, но и в способе оценки ответов. Кроме этого, Г. Айзенк полагает, что те, кто не тестировался в худшем положении, чем те, кто тестировался, поэтому предлагает массовое тестирование. Именно он разработал первый тест, предназначенный для грамотного человека в возрасте от 18 до 50-60 лет, у которого КИ чуть выше среднего и за плечами курс средней школы.

Тесты специальных способностей – это группа методик, предназначенных для измерения уровня развития отдельных аспектов развития интеллекта и психомоторных функций, обеспечивающих эффективность деятельности преимущественно в узких, специфических сферах деятельности. От специальных способностей напрямую зависят возможности выполнения отдельных видов деятельности.

Эти тесты часто используются при осуществлении профотбора. Сферами использования тестов специальных способностей в профотборе и профессиональном консультировании являются:

1) рациональная расстановка кадров;

2) выявление слабых мест, неэффективных работников;

3) анализ причин травматизма, брака, несчастных случаев на производстве;

4) правильный выбор специальности;

5) профессиональное самоопределение личности, осознание и реализация своего призвания.

Можно выделить следующие группы специальных способностей, важные для практических целей:

1) моторные;

2) сенсорные;

3) технические;

4) профессионализированные.

Первые три группы не соотнесены с определенными профессиями, хотя некоторые из них чаще обнаруживают себя в одних видах деятельности, нежели в других. Последняя группа прямо связана с конкретными профессиями, что отражено в их названиях.

Рассмотрим последовательно эти группы тестов.

1. Тесты моторных способностей предназначены для диагностики моторных (психомоторных или сенсомоторных) способностей. Они широко применяются в профессиональном отборе, спорте, учебной и творческой деятельности. Моторные компоненты включаются в структуру интеллекта, поскольку их проявление нередко обеспечивает эффективную предметную деятельность. Основные области измерения в моторных тестах основываются на работе анализаторов, координационных и кинестетических функций нервной системы. Моторные тесты направлены на исследование точности, силы, темпа, ритма, скорости, точности, координации, ловкости движений и т.д. Для оценивания используют разнообразные аппараты (динамометр, эргограф, термометр и др.).

В качестве тестовых заданий могут предлагаться нанизывание бус, завязывание узлов, обводка сложных фигур, выгибание из проволоки фигур по заданным образцам и т.д. Часто применяются и аппаратурные методы (например, динамометр).

2. Методы измерения и оценки сенсорных способностей применяются в клиническом тестировании для выявления дефектов в развитии тех или иных сенсорных функций. Данные методы нашли широкое применение в отборе военного и промышленного персонала, в частности водителей разного рода транспортных средств.

Хотя психологическое изучение сенсорных способностей распространяется на все модальности, основные методы созданы главным образом для изучения зрения и слуха.

При изучении визуальных способностей применяются тесты на измерение остроты зрения, различительной чувствительности, цветоразличения и т.д. Отличительной чертой тестов зрительного восприятия, разработанных и используемых отечественными психотехниками, была их ориентированность на специфические требования профессий.

Тесты изучения слухового восприятия используются для оценки остроты слуха, выделения сигналов из шумового фона, различения характеристик звуков и т.д. Чаще всего испытанию подвергается острота слуха. В качестве раздражителя используются чистый звук либо человеческий голос, произносящий цифры, звуки, слова и т.д.

3. Тесты технических способностей предназначены для диагностики способностей, проявляющихся в работе с оборудованием или его частями.

Такая работа требует особых умственных способностей, хорошего развития сенсорных функций, а также определенных моторных качеств: координации, ловкости, физической силы. Тесты технических способностей направлены на выявление знаний, опыта, накопленного испытуемым.

4. Наконец, тесты профессионализированные предназначены для оценки способностей в конкретных профессиях.

Таким образом, тесты специальных способностей отличаются от собственно тестов интеллекта, направленных на измерение общего уровня интеллектуального развития.

Индивидуальные и групповые тесты интеллекта. По формам процедуры обследования тесты интеллекта делятся на индивидуальные и групповые.

Индивидуальные тесты интеллекта предполагают прямое взаимодействие обследуемого с психодиагностом. Как правило, индивидуальные тесты интеллекта направлены не только на определение уровня развития, но и выявление индивидуальных особенностей мышления. В качестве индивидуальных тестов могут применятся:

1. Вербально-рисуночный тест интеллекта Пибоди (Л.М. Данн, Д.М. Данн). Оценивает уровень вербального интеллекта, словарный запас, способность к логическим операциям над словами. Включает набор картин, предъявляемых опрашиваемому. Может использоваться на людях в возрасте от 2,5 лет до 90. Результаты измерения представляются в шкале IQ (Mx=100, SD=15).

 

Рис. 2. Образец стимульного материала вербально-рисуночного

теста интеллекта Пибоди

 

Процедура обследования предполагает взаимодействие с обследуемым. В ходе тестирования экзаменатор представляет серию из четырех изображений. Экзаменатор говорит слово, описывающее одну из картин, и просит человека указать или указать номер изображения, описываемого этим словом. Ответы на вопросы также могут быть сделаны путем выбора множественного выбора в зависимости от возраста проверяемого лица.

2. Тест Векслера, детский вариант. Тест Векслера (или Шкала Векслера) является одним популярных инструментов измерения уровня интеллектуального развития.

Тест диагностирует общий интеллект и его составляющие - вербальный и невербальный интеллекты. Структурно состоит из 11 отдельных субтестов, разделенных на 2 группы, - б вербальных и 5 невербальных. Каждый тест включает от 10 до 30 постепенно усложняющихся вопросов и заданий.

 

 

Рис. 3. Стимульный материал к тесту Векслера.

Задание испытуемому: «Посмотри и скажи, чего не хватает на картинке». Время выполнения: 15 сек.

 

Выполнение каждого субтеста оценивают в баллах с их последующим переводом в унифицированные шкальные оценки, позволяющие анализировать разброс. Количественная и качественная оценки выполнения испытуемым заданий дают возможность установить, какие стороны интеллектуальной деятельности сформированы хуже и как они могут компенсироваться. Низкий количественный балл по одному или нескольким субтестам свидетельствует об определенном типе нарушений.

В качестве групповых тестов могут использоваться:

1. Тест структуры интеллекта Амтхауера (Amthauer Intelligenz Structur — Test). Это один из известнейших групповых тестов, широкои спользуемых в немецкоязычных странах. Он создан в 1953 г. (последняя редакция осуществлена в 1973 г.) и предназначен для измерения уровня интеллектуального развития лиц в возрасте от 13 до 61 года.

Известно, что разрабатывался он в первую очередь как тест диагностирования уровня общих способностей в связи с проблемами профессиональной психодиагностики. При его создании Р. Амтхауер исходил из концепции, согласно которой интеллект является специализированной подструктурой в целостной структуре личности и тесно связан с другими компонентами личности, такими как волевая и эмоциональная сферы, интересы и потребности.

Тест состоит из девяти субтестов, каждый из которых направлен на измерение различных функций интеллекта. Шесть субтестов диагностируют вербальную сферу, два — пространственное воображение, один — память. Во всех группах заданий, за исключением 4-6субтестов, используются задачи закрытого типа.

2. Групповой интеллектуальный тест Дж. Ваны (Vana Intelligence Test – VIT). Он разработан словацким психологом и известен как надежный, валидный, хорошо зарекомендовавший себя в практике инструмент. Тест содержит 7 субтестов:

1 – исполнение инструкций (направлен на выявление скорости понимания простых указаний и их осуществления);

2 – арифметические задачи (диагностирует сформированность математических знаний и действий, которые усваиваются школьниками в процессе обучения);

3 – дополнение предложений (оценивает понимание смысла отдельных предложений, развитие языковых навыков, умение оперировать грамматическими структурами);

4 – определение сходства и различия понятий (проверяет умение анализировать понятия, сравнивать их на основе выделения существенных признаков);

5 – числовые ряды (выявляет умение находить логические закономерности построения математической информации);

6 – установление аналогий (диагностирует умение мыслить по аналогии);

7 – символы (проверяет скоростные возможности выполнения простой умственной работы).

Групповой интеллектуальный тест разработан в двух формах, которые проверены на взаимозаменяемость. На выполнение каждого субтеста отводится ограниченное время (от 1,5 до 6 мин).

В целом, отметим, что методы измерения интеллектуального развития варьируются в зависимости от специфики решаемых в исследовании задач. Так, в патопсихологии эта задача обеспечивает получение психологической информации об интеллектуальном развитии и дефектах когнитивной деятельности для постановки дифференцированного диагноза, при оценке эффективности проведенной терапии, при проведении трудовой, судебной или военной экспертизы и т.д.

В педагогической психологии диагностика интеллекта используется при оценке интеллектуального потенциала и мониторинге интеллектуального развития детей на протяжении обучения в образовательном учреждении. Как правило, для ее осуществления применяют специальные критериально-ориентированные тесты, тесты осведомленности и социального интеллекта.

В психологии труда – при изучении критериев профессиональной пригодности, при проведении профессионального отбора и профессионального обучения специалистов.

Изучение интеллектуальных способностей человека является важной научной задачей, реализуемой в контексте исследований проводимых в общей, дифференциальной, возрастной психологии и т.д.

 

Контрольные вопросы

1. Что такое интеллект с психодиагностической точки зрения?

2. Как связаны невербальный, социальный и эмоциональный интеллект?

3. Какие стадии развития интеллекта Вы знаете?

4. Почему интеллект определяется как способность к обучению?

5. Какие отличия структурных концепций интеллекта от адаптивных Вы можете назвать?

6. В чем отличие модели интеллекта Р.Стенберга от классической модели Ч.Спирмена?

7. Каким образом на интеллект может влиять а) заболевания пищеварительного тракта; б) экстраверсия; в) мотивация?

8. Какие различия между тестами скорости и тестами уровня Вы можете назвать?

9. Какие виды способностей включены в состав тестов интеллекта?

10. По каким признакам можно отнести тест интеллекта к группе индивидуальных тестов?

 



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.68.118 (0.024 с.)