Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Личностные особенности и эмоциональный интеллект у старшеклассников.↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Личностные особенности и эмоциональный интеллект у старшеклассников. Выпускная квалификационная работа По специальности 050303.65 – «учитель иностранных языков (французский и английский)»
Псков План Введение………………………………………………………..………3 Глава 1. Эмоциональный интеллект и эмоции……………….….5 1.1. Эмоции и распознавание их…………………………………...5 1.2. Функции эмоций и их влияние на жизнедеятельность……7 · Влияние эмоций на человека…………………………...8 · Интеллект: определения и классификация………….10 · Психометрический интеллект…………………………11 · Биологический интеллект……………………………...11 · Социальный интеллект………………………………...12 1.3. Этапы развития представлений об эмоциональном интеллекте……………………………………………………...14 · Модели эмоционального интеллекта…………………16 · Модель Сэловея и Мэйера…………………..…………16 · Модели Гоулмена и Бар – Она………………………...18 · Модель Люсина………………………………………….20 · Структура эмоционального интеллекта……………..22 · Предпосылки эмоционального интеллекта………….24 · Методы развития эмоционального интеллекта…….24 Выводы по главе 1…………………………………….…………….26 Глава 2. Эмпирическое исследование эмоционального интеллекта…………………………..………………………………..27 2.1. Методы исследования………………………………………….27 2.2. Анализ полученных данных…………………………………..31 Анализ эмоционального интеллекта старшеклассников Личностные особенности старшеклассников 2.3. Результаты корреляционного анализа………………………. Сравнительный анализ эмоционального интеллекта и личностных особенностей юношей и девушек Выводы по главе 2…………………………………………………..36 Заключение……………………………………………………..……37 Список литературы…………………………………………………39 Приложение……………………………………...…………………..41 Введение В последнее десятилетие представители ученого мира всерьез занялись изучением эмоций. Среди наиболее впечатляющих следует отметить результаты исследования человеческого мозга в процессе работы, ставшие возможными благодаря новейшим разработкам в области технологии оптических изображений отделов головного мозга. Теперь наука, наконец, вправе со знанием дела вести разговор о решении неотложных и весьма запутанных проблем психики в её наиболее иррациональном проявлении, чтобы с большей или меньшей точностью составить карту человеческих чувств. Составление такой карты оспаривает мнение тех, кто придерживается узкого представления об интеллекте, доказывая, что коэффициент умственного развития задается нам генетически, а посему не может изменяться под влиянием жизненного опыта и что наша судьба в значительной степени определяется умственными способностями, которыми мы наделены от природы. Однако спорным остается вопрос, какие факторы срабатывают, например, когда люди с высоким коэффициентом умственного развития терпят неудачу, а имеющие скромные коэффициенты оказываются на удивление успешными? По мнению Дэниела Гоулмана, подобное различие чаще всего коренится в способностях, которые он называет «эмоциональным интеллектом», включающим самоконтроль, рвение и настойчивость, а также умение мотивировать свои действия. Сегодня можно говорить об эмоциональном интеллекте, как об одной из самых важных компетенций успешного менеджера. Если наш интеллект (IQ) может иметь некоторые ограничения – кому-то дано быть гением, а кому-то – нет, то в отношении эмоционального интеллекта такое утверждение неверно. Любые проявления нашей активности сопровождаются эмоциональными переживаниями. Цель исследования - определить уровень эмоционального интеллекта и личностные особенности старшеклассников. Предметом исследования является эмоциональный интеллект. Объектом исследования являются старшеклассники Псковской лингвистической гимназии, в количестве 12 юношей и 18 девушек. В возрасте от 16 до 18 лет. Гипотеза: исходя из особенностей юношеского возраста старшеклассники обладают низким уровнем выраженности эмоционального интеллекта. Задачи исследования: • Определить сущность и содержание понятия «эмоциональный интеллект». • Определить структурные компоненты эмоционального интеллекта. • Выявить уровень развития эмоционального интеллекта старшеклассников. Глава 1. Психологический анализ эмоционального интеллекта Эмоции и их распознавание Эмоция – особая форма психического отражения, которая в форме непосредственного переживания отражает не объективные явления, а субъективное к ним отношение. Особенность эмоций состоит в том, что они отражают значимость объектов и ситуаций, действующих на субъект, обусловленную отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Эмоции выполняют функции связи между действительностью и потребностями. Эмоции охватывают широкий круг явлений. По поводу того, какие субъективные переживания следует называть эмоциями, существует несколько точек зрения. Приведем три из них. Так, П. Милнер считает, что хотя и принято отличать эмоции (гнев, страх, радость и т.п.) от так называемых общих ощущений (голода, жажды и т.д.), тем не менее, они обнаруживают много общего и их разделение достаточно условно. Одной из причин их различения является разная степень связи субъективных переживаний с возбуждением рецепторов. Так, переживание жары, боли субъективно связывается с возбуждением определенных рецепторов (температурных, болевых). На этом основании подобные состояния обычно и обозначаются как ощущения. Состояние же страха, гнева трудно связать с возбуждением рецепторов, поэтому они обозначаются как эмоции. Другая причина, по которой эмоции противопоставляются общим ощущениям, состоит в нерегулярном их возникновении. Эмоции часто возникают спонтанно и зависят от случайных внешних факторов, тогда как голод, жажда, возникают с определенными интервалами. Однако и эмоции, и общие ощущения возникают в составе мотивации как отражение определенного состояния внутренней среды, через возбуждение соответствующих рецепторов. Поэтому их различие условно и определяется особенностями изменения внутренней среды [12]. Вместе с тем существует и иная точка зрения. Так, П. Фресс считает, что, хотя и существует единый континуум внутренних переживаний — от слабых чувств к сильным, только сильные переживания могут быть названы эмоциями. Их отличительной чертой является дезорганизующее влияние на текущую деятельность. Именно эти сильные чувства и обозначаются как эмоции. Эмоции развиваются, когда мотивация становится слишком сильной по сравнению с реальными возможностями субъекта. Согласно этой точке зрения эмоции — это страх, гнев, горе, иногда радость, особенно чрезмерная радость. Например, радость может стать эмоцией, когда из-за ее интенсивности мы теряем контроль над собственными реакциями: свидетельством тому являются возбуждение, бессвязная речь и даже безудержный смех. Такое сужение понятия эмоции отвечает представлению, выраженному в активационной теории Д. Линдсли, согласно которой эмоции соответствуют локальному участку на верху шкалы активации с наиболее высоким ее уровнем. Их появление сопровождается ухудшением выполняемой деятельности [16]. Не все субъективные переживания относятся к эмоциям и по классификации эмоциональных явлений В.О. Леонтьева. Он различает три вида эмоциональных процессов: аффекты, собственно эмоции и чувства. Аффекты — это сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождающиеся резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. У человека аффекты вызываются как биологически значимыми факторами, затрагивающими его физическое существование, так и социальными, например, социальными оценками, санкциями. Отличительной особенностью аффектов является то, что они возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию. В отличие от аффектов собственно эмоции представляют собой более длительное состояние, иногда лишь слабо проявляющееся во внешнем поведении. Они выражают оценочное личностное отношение к складывающейся или возможной ситуации. Поэтому они способны, в отличие от аффектов, предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили. Они возникают на основе представлений о пережитых или воображаемых ситуациях. Третий вид эмоциональных процессов — это так называемые предметные чувства. Они возникают, как специфическое обобщение эмоций и связаны с представлением или идеей о некотором объекте — конкретном или отвлеченном (например, чувство любви к человеку, ненависти и т.д.). Предметные чувства выражают устойчивые эмоциональные отношения[8]. Таким образом, наименее ясным остается вопрос о взаимоотношении эмоций как более узкого класса явлений, характеризующихся яркостью субъективных переживаний, с теми переживаниями, эмоциональная насыщенность которых менее выражена. Последние характерны для очень широкого класса состояний человека. Например, это переживания усталости, скуки, голода и т.д. 1.4. Сама идея эмоционального интеллекта выросла из понятия социального интеллекта, которое разрабатывалась такими авторами, как Эдуард Торндайк, Джой Гилфорд, Ганс Айзенк. Понятие социального интеллекта явилось звеном, связывающим воедино аффективную и когнитивную стороны процесса познания. В сфере социального интеллекта вырабатывался подход, понимающий познание человека как когнитивно-эмоциональный процесс. Другой предпосылкой повышенного внимания к эмоциональному интеллекту стала гуманистическая психология. После того, как Абрахам Маслоу в 50-х годах ввел понятие самоактуализации, в западной психологии случился «гуманистический бум», который породил серьезные интегральные исследования личности, объединяющие когнитивные и аффективные стороны человеческой природы. Один из исследователей гуманистической волны Питер Салоуэй в 1990 году выпустил статью под названием «Эмоциональный интеллект», которая, по признанию большинства в профессиональном сообществе, стала первой публикацией на эту тему. Он писал, что последние несколько десятков лет представления и об интеллекте, и об эмоциях коренным образом изменились. Салоуэй и его соавтор Джон Мэйер определяют эмоциональный интеллект как «способность воспринимать и понимать проявления личности, выражаемые в эмоциях, управлять эмоциями на основе интеллектуальных процессов» [21]. Другими словами, эмоциональный интеллект, по их мнению, включает в себя 4 части: 1. способность воспринимать или чувствовать эмоции (как свои собственные, так и другого человека); 2. способность направлять свои эмоции в помощь разуму; 3. способность понимать, что выражает та или иная эмоция; 4. способность управлять эмоциями. Салоуэй и Джон Мэйер положили начало исследовательской деятельности, направленной на изучение особенностей эмоционального интеллекта, широкое же распространение понятие «эмоциональный интеллект» получило благодаря работам Д. Гоулмена и М. Ка де Ври. Российский исследователь Д.В. Люсин, отталкиваясь от существующих концепций, предлагает понимать эмоциональный интеллект «как способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими» [9]. Способность к пониманию эмоций означает, что человек: • может распознать эмоцию, т.е. установить факт наличия эмоционального переживания у себя или другого человека; • может идентифицировать эмоцию, т.е. установить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек и найти для неё словесное выражение; • понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведёт. Способность к управлению эмоциями означает, что человек: • может контролировать интенсивность эмоций, прежде всего, приглушать довольно сильные эмоции; • может контролировать внешнее выражение эмоций; • может при необходимости вызвать ту или иную эмоцию. Модель Сэловея и Мэйера Первая и наиболее известная в научной психологии модель эмоционального интеллекта была разработана Питером Сэловеем и Джоном Мэйером; ими же был введён в психологию и сам термин «эмоциональный интеллект». Первоначальный вариант этой модели был предложен в 1990 году. Они определили эмоциональный интеллект как «способность отслеживать собственные и чужие чувства и эмоции, различать их и использовать эту информацию для направления мышления и действий». Эмоциональный интеллект трактовался как сложный конструкт, состоящий из способностей трёх типов: 1. идентификация и выражение эмоций; 2. регуляция эмоций; 3. использование эмоциональной информации в мышлении и деятельности [20]. Позже Сэловей и Мэйер доработали и уточнили предложенную модель, что отражено в ряде их публикаций. Этот переработанный вариант модели основывается на представлениях о том, что эмоции содержат информацию о связях человека с другими людьми или предметами. Иначе можно было бы сказать, что они «информируют» человека о характере этих связей. При этом связи могут быть не только актуальными, но и вспоминаемыми и даже воображаемыми. Изменение связей с другими людьми и предметами приводит к изменению эмоций, переживаемых по этому поводу. В свете этих представлений эмоциональный интеллект трактуется, как способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях: определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений. Анализ способностей, связанных с переработкой эмоциональной информации, позволил Сэловею и Мэйеру выделить четыре компонента, которые были названы «ветвями». Эти компоненты выстраиваются в иерархию, уровни которой, по предположению авторов, осваиваются в онтогенезе последовательно. Важно отметить, что каждый компонент касается как собственных эмоций человека, так и эмоций других людей. • Идентификация эмоций. Включает ряд связанных между собой способностей, таких, как восприятие эмоций (т.е. способность заметить сам факт наличия эмоции), их идентификация, адекватное выражение, различение подлинных эмоций и их имитации. • Использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности. Включает способность использовать эмоции для направления внимания на важные события, вызывать эмоции, которые способствуют решению задач (например, использовать хорошее настроение для порождения творческих идей), использовать колебания настроения как средство анализа разных точек зрения на проблему. • Понимание эмоций. Способность понимать комплексы эмоций, связи между эмоциями, переходы от одной эмоции к другой, причины эмоций, вербальную информацию об эмоциях. • Управление эмоциями. Способность к контролю эмоций, снижению интенсивности отрицательных эмоций, осознанию своих эмоций, в том числе и неприятных, способность к решению эмоционально нагруженных проблем без подавления связанных с ними отрицательных эмоций. Способствует личностному росту и улучшению межличностных отношений. В 1990-е годы появились также другие модели, представляющие несколько иной взгляд на эмоциональный интеллект. Наиболее известными являются, пожалуй, модели Д. Гоулмена и Р. Бар-Она. Модели Гоулмена и Бар - Она Д. Гоулмен основал свою модель на ранних представлениях Сэловея и Мэйера но добавил к выделенным ими компонентам ещё несколько, а именно энтузиазм, настойчивость и социальные навыки. Тем самым он соединил когнитивные способности, входившие в модель Сэловея и Мэйера, с личностными характеристиками. Благодаря популярности книги Гоулмена «Эмоциональный интеллект» его модель приобрела большую известность не только среди психологов, но и в более широких кругах. Модель Р. Бар - Она широко трактует понятия эмоциональный интеллект. Он определяет как все не когнитивные способности, знания и компетентность, дающие человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями Р. Бар-Он выделил пять сфер компетентности, которые можно отождествить с пятью компонентами эмоционального интеллекта; каждый из этих компонентов состоит из нескольких субкомпонентов: 1). Познание себя: осознание своих эмоций, уверенность в себе, самоуважение, самоактуализация, независимость; 2). Навыки межличностного общения: эмпатия, межличностные взаимоотношения, социальная ответственность; 3). Способность к адаптации: решение проблем, связь с реальностью, гибкость; 4). Управление стрессовыми ситуациями: устойчивость к стрессу, контроль над импульсивностью; 5). Преобладающее настроение: счастье, оптимизм. Р. Бар-Он разработал опросник для измерения эмоционального интеллекта, называющийся EQ-i и состоящий из 133 утверждений. Этот опросник состоит из 15 шкал, соответствующих вышеперечисленным субкомпонентам. Следует отметить, что основанием для предложенной модели является профессиональный опыт автора и анализ литературы, но не какие-либо эмпирические данные, которые могли бы подтвердить правомерность выделения именно этих субкомпонентов. Модель Сэловея и Мэйера, возникшая первой, включала в себя только когнитивные способности, связанные с переработкой эмоциональной информации. Затем определился сдвиг в трактовке понятия в сторону усиления роли личностных характеристик. Крайним выражением этой тенденции можно считать модель Бар-Она, который вообще отказывается относить к эмоциональному интеллекту когнитивные способности. Правомерность такого подхода вызывает сомнения, так как понятие эмоциональный интеллект становится полностью метафорическим. Под интеллектом в психологии всегда понимается (о каком бы его виде ни шла речь и каких бы теоретических позиций ни придерживался тот или иной автор) некоторая когнитивная характеристика, связанная с переработкой информации. Если же эмоциональный интеллект трактовать как исключительно личностную характеристику, то становится необоснованным само использование термина «интеллект». Модель Люсина Отталкиваясь от существующих концепций, Д.В. Люсин предложил свою модель эмоционального интеллекта. Ранее им уже давалось определение эмоционального интеллекта как способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Для уточнения этого определения следует раскрыть, что имеется в виду под способностью к пониманию и управлению эмоциями. Способность к пониманию эмоций означает, что человек • может распознать эмоцию, т.е. установить сам факт наличия эмоционального переживания у себя или у другого человека; • может идентифицировать эмоцию, т.е. установить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек, и найти для неё словесное выражение; • понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведёт. Способность к управлению эмоциями означает, что человек: • может контролировать интенсивность эмоций, прежде всего приглушать чрезмерно сильные эмоции; • может контролировать внешнее выражение эмоций; • может при необходимости произвольно вызвать ту или иную эмоцию. И способность к пониманию, и способность к управлению эмоциями может быть направлена и на собственные эмоции, и на эмоции других людей. Таким образом, можно говорить о внутри личностном и межличностном эмоциональном интеллекте. Эти два варианта предполагают актуализацию разных когнитивных процессов и навыков, однако должны быть связаны друг с другом.
Рис. 1. Факторы, влияющие на эмоциональный интеллект.
Предлагаемая модель эмоционального интеллекта принципиально отличается от смешанных моделей тем, что не вводятся личностные характеристики, которые являются коррелятами способности к пониманию и управлению эмоциями. Допускается введение только таких личностных характеристик, которые более или менее прямо влияют на уровень и индивидуальные особенности эмоционального интеллекта. Для измерения предложенного конструкта могут использоваться задачи, характерные для интеллектуальных тестов, и опросники. Для измерения внутри личностного эмоционального интеллекта больше подходят опросники, поскольку сомнительно, что внутренний рефлексивный опыт человека можно оценить с помощью задач, имеющих правильные и неправильные ответы [10]. Выводы по главе 1 • Эмоции играют важную роль в определении направленности поведения и способов его реализации. Они могут влиять на все системы индивида. • Отсутствие однозначности в определениях интеллекта связано с многообразием проявлений интеллекта. Интеллект различают: биологический, психометрический, социальный, образовательный, информационный, феноменологический. • Существует несколько моделей эмоционального интеллекта - Модель Сэловея и Мэйера, Модели Гоулмена и Бар – Она, Модель Люсина • В структуру эмоционального интеллекта входит ряд способностей: распознавание собственных эмоций, владение эмоциями, понимание эмоций других людей, самомотивация. • Таким образом, под эмоциональным (чувственным) интеллектом в современной психологии понимают определенную способность человека воспринимать собственные чувства и откликаться на чувства других людей. Для человека с хорошо развитым эмоциональным интеллектом характерны: • высокий уровень самосознания; • восприимчивость; • умение управлять эмоциями • умение налаживать позитивные отношения с людьми. Интегральный показатель. Высокий уровень эмоционального интеллекта предполагает отсутствие или незначительное различие в иерархической зависимости отдельных компонентов, все формы интегративно проявляются на всех уровнях. Эмоциональный интеллект считается высоко развитым при условии, что все формы представлены качественными характеристиками и реализуются во взаимодействии, поведении и деятельности. Средний уровень развития эмоционального интеллекта характеризуется яркой выраженностью развития отдельных аспектов эмоционального интеллекта и низким уровнем развития других его компонентов. Средний уровень предполагает наличие способности к развитию отдельных компонентов эмоционального интеллекта. Низкий уровень развития эмоционального интеллекта представлен низкими количественными результатами диагностики и характеризуется отсутствием мотивации достижения успеха в профессиональной деятельности, во взаимодействии и общении. Эмоциональный интеллект можно развить в любом возрасте. Внутриличностный аспект Выводы по главе 2. 1. В сфере эмоциональных переживаний эмоциональный интеллект выполняет преимущественно регулирующую роль: способствует повышению уровня эмоционального комфорта личности путём мотивационно-волевой саморегуляции и когнитивной переработки эмоциональных стимулов. В то же время, выраженность эмотивных составляющих эмоционального интеллекта (эмоциональная осведомлённость и эмпатия) влияет на снижение уровня эмоциональной комфортности, предположительно – вследствие накопления, длительной фиксации, и преобладании в сознании негативно окрашенного эмоционального опыта. 2. В сфере субъект-субъектных отношений эмоциональный интеллект выполняет стимулирующую роль: побуждает к безусловному принятию других и самого себя, независимо от качественных характеристик образа, закреплённого в сознании (положительных – отрицательных). 3. По результатам двух тестов выявилось, что у студентов 3 курса факультета иностранных языков преобладает низкий уровень проявления эмоционального интеллекта, в этом гипотеза находит своё подтверждение.
Заключение В эмоциональных переживаниях отражается жизненная значимость действующих на человека явлений и ситуаций. Иначе говоря, эмоции — это отражение в форме пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций. В общем, можно сказать, что все способствующее или облегчающее удовлетворение потребностей вызывает положительные эмоциональные переживания, и, наоборот, все, что этому препятствует, — отрицательные. Важное отличие чувств от эмоций заключается в том, что чувства обладают относительной устойчивостью и постоянством, а эмоции возникают в ответ на конкретную ситуацию. В отличие от IQ, уровень которого во многом определен генами, уровень эмоционального интеллекта (EQ) развивается в течение всей жизни человека. Развитие эмоционального интеллекта – самая сложная работа, с которой встречались люди. Но именно эта работа дает наибольшие результаты, именно она повышает личную эффективность и шансы на успех. Для успешной реализации личности в жизни и деятельности важными становятся способности эффективного взаимодействия с окружающими людьми. Такие, как, например, способность эффективно действовать в системе межличностных отношений, умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы общения с ними и реализовывать все это в процессе взаимодействия. Эти идеи породили интерес к специальным исследованиям в областях интеллекта. После обработки трех тестов – определение эмоционального интеллекта по методике Н. Холла, методике МЭИ и фрайбургскому опроснику – было выявлено, что у старшеклассников Псковской лингвистической гимназии в возрасте от 16 до 18 лет преобладает низкий уровень проявления ЭИ. Это может быть вызвано тем, что вследствие накопления, длительной фиксации, и преобладании в сознании негативно окрашенного эмоционального опыта. По поводу возможности развития эмоционального интеллекта в психологии существует два отличных друг от друга мнения. Ряд ученых (к примеру, Дж. Мейер) придерживаются позиции, что повысить уровень эмоционального интеллекта невозможно, поскольку это относительно устойчивая способность. Однако увеличить эмоциональную компетентность путем обучения вполне возможно. Их оппоненты (в частности, Д. Гоулман) считают, что эмоциональный интеллект можно развивать. Аргументом в пользу этой позиции служит тот факт, что нервные пути мозга продолжают развиваться вплоть до середины человеческой жизни. Список литературы 1. Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. 1995. №1. С. 111-131. 2. Андреева И.Н. // Социально-психологические проблемы ментальности: 6-я Международная научно-практическая конференция. – Смоленск, СГПУ, 2004. – Ч.1. –с.22-26. 3. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена / Вопросы психологии. - 2006. -№ 3. - С.78-86. 4. Андреева И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта // Вопросы психологии. 2007. № 5. С. 57 — 65. 5. ВилюнасВ.К. Психология эмоциональных явлений. 1976 г. 6. Выготский Л.С. Проблема эмоций / Вопросы психологии. - 1958. -№ 3. - С.125-134. 7. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. - СПб: Питер Ком, 1999. - 368 с. 8. Леонтьев В.О. Классификация эмоций. - Одесса: Изд-во Инновационно-ипотечного центра, 2002. 9. Люсин Д.В. Способность к пониманию эмоций: Психометрический и когнитивный аспекты // Г.А. Емельянов (ред.), Социальное познание в эпоху быстрых политических и экономических перемен. М.: Смысл, 2000. 10. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 29 - 36. 11. Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006. № 4. С. 3 – 22. 12. Милнер П. Физиологическая психология. 1973. 13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: ПИТЕР, 1999. 14. Стернберг Р. Д. Триархическая теория интеллекта // Иностранная психология. 1996. №6. С. 54-61. 15. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. - Диагностика «эмоционального интеллекта» (Н. Холл) / Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.57-59 16. Ред. П. Фресс, Ж. Пиаже, Восприятие и оценка времени, в кн.: Экспериментальная психология,вып. 6, М., 1978, с. 88–134. 17. Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. - 2-е изд., перераб. и доп. - Спб. Питер, 2002. - 272 с. 18. Холодная М.А. Существует ли интеллект как психическая реальность? // Вопросы психологии. 1990. № 5. С. 125. 19. Mayer J.D. Emotional intelligence: Popular or scientific psychology. [Electronic resourse.] 2005. 20. Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R. Models of emotional intelligence // Handbook of intelligence / ed. by R.Stenberg. N.Y.: Cambridge University Press. 2000. P. 396–420. 21. Mayer J.D., Salovey P. What is emotional intelligence? // P.Salovey, D.Sluyter (Eds.). Emotional development and emotional intelligence: educational implications. N.Y.: Perseus Books Group, 1997. P. 3–31. 22. Интернет источники: 23.. http://lib.rus.ec/b/296996/read
Приложение 1.
Рис. 1. Структура эмоционального интеллекта по Сэловею П. и Мейеру Дж.
Приложение 2.
Рис. 2. Структура эмоционального интеллекта по Мейеру Дж. и Сэловею П. Приложение 3.
Рис. 3. Структура эмоционального интеллекта по Гоулману Д.
Приложение 4. Инструкция Ниже Вам будут предложены высказывания, которые, так или иначе, отражают различные стороны Вашей жизни. Пожалуйста, отметьте звёздочкой или любым другим знаком тот столбец с соответствующим баллом справа, который больше всего отражает степень Вашего согласия с высказыванием. Обозначение баллов: • Полностью не согласен (–3 балла). • В основном не согласен (–2 балла). • Отчасти не согласен (–1 балл). • Отчасти согласен (+1 балл). • В основном согласен (+2 балла). • Полностью согласен (+3 балла).
|