Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анализ взаимосвязей между личностными особенностями и эмоциональным интеллектомСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Для выявления взаимосвязей между личностными особенностями и уровнем эмоционального интеллекта старшеклассников был проведен корреляционный анализ с применением коэффициента ранговой корреляции Ч. Спирмена. Данный метод был использован, так как распределение отличается от нормального и не все методики содержат интервальные шкалы (Таблица 1). Таблица 1. Результаты корреляционного анализа
Была выявлена положительная взаимосвязь между такой личностной характеристикой, как спонтанная агрессивность и распознаванием эмоций других людей (r = 0,704, р ≤ 0, 01), реактивная же агрессивность прямо пропорционально связана с показателем управления эмоциями других (r = 0,703, р ≤ 0, 01) и интегральным показателем эмоционального интеллекта старшеклассников (r = 0,729, р ≤ 0, 01). Невротичность обратно пропорционально коррелирует с показателем управления эмоциями других (r = - 0,705, р ≤ 0, 01), а раздражительность - с осознанием эмоций других (r = - 0,863, р ≤ 0, 01) и интегральным показателем эмоционального интеллекта (r = - 0,656, р ≤ 0, 01). Также депрессивность демонстрирует положительную взаимосвязь с показателем управления эмоциями других (r = 0,798, р ≤ 0, 01). Таким образом, наибольшее число взаимосвязей обнаруживают показатели эмоционального интеллекта, связанные с осознанием и управлением эмоциями других людей, причем агрессивность и депрессивность повышают данные способности, а раздражительность и невротичность – затрудняют. Такие результаты говорят о том, что гипотеза исследования подтверждена частично, так как обнаружены взаимосвязи между некоторыми показателями эмоционального интеллекта с личностными качествами и эти связи как положительные, так и отрицательные.
Выводы по главе 2. 1. В сфере эмоциональных переживаний эмоциональный интеллект выполняет преимущественно регулирующую роль: способствует повышению уровня эмоционального комфорта личности путём мотивационно-волевой саморегуляции и когнитивной переработки эмоциональных стимулов. В то же время, выраженность эмотивных составляющих эмоционального интеллекта (эмоциональная осведомлённость и эмпатия) влияет на снижение уровня эмоциональной комфортности, предположительно – вследствие накопления, длительной фиксации, и преобладании в сознании негативно окрашенного эмоционального опыта. 2. В сфере субъект-субъектных отношений эмоциональный интеллект выполняет стимулирующую роль: побуждает к безусловному принятию других и самого себя, независимо от качественных характеристик образа, закреплённого в сознании (положительных – отрицательных). 3. По результатам двух тестов выявилось, что у студентов 3 курса факультета иностранных языков преобладает низкий уровень проявления эмоционального интеллекта, в этом гипотеза находит своё подтверждение.
Заключение В эмоциональных переживаниях отражается жизненная значимость действующих на человека явлений и ситуаций. Иначе говоря, эмоции — это отражение в форме пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций. В общем, можно сказать, что все способствующее или облегчающее удовлетворение потребностей вызывает положительные эмоциональные переживания, и, наоборот, все, что этому препятствует, — отрицательные. Важное отличие чувств от эмоций заключается в том, что чувства обладают относительной устойчивостью и постоянством, а эмоции возникают в ответ на конкретную ситуацию. В отличие от IQ, уровень которого во многом определен генами, уровень эмоционального интеллекта (EQ) развивается в течение всей жизни человека. Развитие эмоционального интеллекта – самая сложная работа, с которой встречались люди. Но именно эта работа дает наибольшие результаты, именно она повышает личную эффективность и шансы на успех. Для успешной реализации личности в жизни и деятельности важными становятся способности эффективного взаимодействия с окружающими людьми. Такие, как, например, способность эффективно действовать в системе межличностных отношений, умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы общения с ними и реализовывать все это в процессе взаимодействия. Эти идеи породили интерес к специальным исследованиям в областях интеллекта. После обработки трех тестов – определение эмоционального интеллекта по методике Н. Холла, методике МЭИ и фрайбургскому опроснику – было выявлено, что у старшеклассников Псковской лингвистической гимназии в возрасте от 16 до 18 лет преобладает низкий уровень проявления ЭИ. Это может быть вызвано тем, что вследствие накопления, длительной фиксации, и преобладании в сознании негативно окрашенного эмоционального опыта. По поводу возможности развития эмоционального интеллекта в психологии существует два отличных друг от друга мнения. Ряд ученых (к примеру, Дж. Мейер) придерживаются позиции, что повысить уровень эмоционального интеллекта невозможно, поскольку это относительно устойчивая способность. Однако увеличить эмоциональную компетентность путем обучения вполне возможно. Их оппоненты (в частности, Д. Гоулман) считают, что эмоциональный интеллект можно развивать. Аргументом в пользу этой позиции служит тот факт, что нервные пути мозга продолжают развиваться вплоть до середины человеческой жизни. Список литературы 1. Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. 1995. №1. С. 111-131. 2. Андреева И.Н. // Социально-психологические проблемы ментальности: 6-я Международная научно-практическая конференция. – Смоленск, СГПУ, 2004. – Ч.1. –с.22-26. 3. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена / Вопросы психологии. - 2006. -№ 3. - С.78-86. 4. Андреева И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта // Вопросы психологии. 2007. № 5. С. 57 — 65. 5. ВилюнасВ.К. Психология эмоциональных явлений. 1976 г. 6. Выготский Л.С. Проблема эмоций / Вопросы психологии. - 1958. -№ 3. - С.125-134. 7. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. - СПб: Питер Ком, 1999. - 368 с. 8. Леонтьев В.О. Классификация эмоций. - Одесса: Изд-во Инновационно-ипотечного центра, 2002. 9. Люсин Д.В. Способность к пониманию эмоций: Психометрический и когнитивный аспекты // Г.А. Емельянов (ред.), Социальное познание в эпоху быстрых политических и экономических перемен. М.: Смысл, 2000. 10. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 29 - 36. 11. Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006. № 4. С. 3 – 22. 12. Милнер П. Физиологическая психология. 1973. 13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: ПИТЕР, 1999. 14. Стернберг Р. Д. Триархическая теория интеллекта // Иностранная психология. 1996. №6. С. 54-61. 15. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. - Диагностика «эмоционального интеллекта» (Н. Холл) / Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.57-59 16. Ред. П. Фресс, Ж. Пиаже, Восприятие и оценка времени, в кн.: Экспериментальная психология,вып. 6, М., 1978, с. 88–134. 17. Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. - 2-е изд., перераб. и доп. - Спб. Питер, 2002. - 272 с. 18. Холодная М.А. Существует ли интеллект как психическая реальность? // Вопросы психологии. 1990. № 5. С. 125. 19. Mayer J.D. Emotional intelligence: Popular or scientific psychology. [Electronic resourse.] 2005. 20. Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R. Models of emotional intelligence // Handbook of intelligence / ed. by R.Stenberg. N.Y.: Cambridge University Press. 2000. P. 396–420. 21. Mayer J.D., Salovey P. What is emotional intelligence? // P.Salovey, D.Sluyter (Eds.). Emotional development and emotional intelligence: educational implications. N.Y.: Perseus Books Group, 1997. P. 3–31. 22. Интернет источники: 23.. http://lib.rus.ec/b/296996/read
Приложение 1.
Рис. 1. Структура эмоционального интеллекта по Сэловею П. и Мейеру Дж.
Приложение 2.
Рис. 2. Структура эмоционального интеллекта по Мейеру Дж. и Сэловею П. Приложение 3.
Рис. 3. Структура эмоционального интеллекта по Гоулману Д.
Приложение 4.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 1157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.96 (0.008 с.) |