Методика Н. Холла на определение уровня эмоционального интеллекта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика Н. Холла на определение уровня эмоционального интеллекта



Инструкция

Ниже Вам будут предложены высказывания, которые, так или иначе, отражают различные стороны Вашей жизни. Пожалуйста, отметьте звёздочкой или любым другим знаком тот столбец с соответствующим баллом справа, который больше всего отражает степень Вашего согласия с высказыванием.

Обозначение баллов:

• Полностью не согласен (–3 балла).

• В основном не согласен (–2 балла).

• Отчасти не согласен (–1 балл).

• Отчасти согласен (+1 балл).

• В основном согласен (+2 балла).

• Полностью согласен (+3 балла).

Высказывание Балл (степень согласия)
-3 -2 -1 +1 +2 +3
  Для меня как отрицательные, так и положительные эмоции служат источником знания о том, как поступать в жизни.            
  Отрицательные эмоции помогают мне понять, что я должен изменить в моей жизни.            
  Я спокоен, когда испытываю давление со стороны.            
  Я способен наблюдать изменение своих чувств.            
  Когда необходимо, я могу быть спокойным и сосредоточенным, чтобы действовать в соответствии с запросами жизни.            
  Когда необходимо, я могу вызвать у себя широкий спектр положительных эмоций, такие, как веселье, радость, внутренний подъем и юмор.            
  Я слежу за тем, как я себя чувствую.            
  После того как что-то расстроило меня, я могу легко совладать со своими чувствами.            
  Я способен выслушивать проблемы других людей.            
  Я не зацикливаюсь на отрицательных эмоциях.            
  Я чувствителен к эмоциональным потребностям других.            
  Я могу действовать успокаивающе на других людей.            
  Я могу заставить себя снова и снова встать перед лицом препятствия.            
  Я стараюсь подходить творчески к жизненным проблемам.            
  Я адекватно реагирую на настроения, побуждения и желания других людей.            
  Я могу легко входить в состояние спокойствия, готовности и сосредоточенности.            
  Когда позволяет время, я обращаюсь к своим негативным чувствам и разбираюсь, в чем проблема.            
  Я способен быстро успокоиться после неожиданного огорчения.            
  Знание моих истинных чувств важно для поддержания «хорошей формы».            
  Я хорошо понимаю эмоции других людей, даже если они не выражены открыто.            
  Я хорошо могу распознавать эмоции по выражению лица.            
  Я могу легко отбросить негативные чувства, когда необходимо действовать.            
  Я хорошо улавливаю знаки в общении, которые указывают на то, в чем другие нуждаются.            
  Люди считают меня хорошим знатоком переживаний других людей.            
  Люди, осознающие свои истинные чувства, лучше управляют своей жизнью.            
  Я способен улучшить настроение других людей.            
  Со мной можно посоветоваться по вопросам отношений между людьми.            
  Я хорошо настраиваюсь на эмоции других людей.            
  Я помогаю другим использовать их побуждения для достижения личных целей.            
  Я могу легко отключиться от переживания неприятностей.            

 

Приложение 5.

Методика МЭИ

Инструкция: Прочитайте внимательно следующие 40 утверждений и оцените их по пятибалльной шкале. Каждому утверждению присваивайте балл, который больше всего подходит лично Вам, по следующей шкале: 5- всегда; 4 – чаще всего; 3 – иногда; 2 – редко; 1 – никогда.

1.Я четко осознаю свои чувства и эмоции.

2.В моих публичных выступления отсутствуют эмоции.

3.Мое спонтанное поведение не мешает мне достигать намеченной цели.

4.В конфликтных ситуациях я скрываю свои эмоции, чувства.

5.Я внимательно выслушиваю партнеров по общению.

6.Принимать решение в конфликтной ситуации необходимо сразу.

7.Я стараюсь меньше влиять на поступки и чувства других людей.

8. Я предпочитаю контролировать людей.

9. Я в равной степени осознаю свою ранимость и свою силу.

10.Мне важно мнение людей, если я дал волю чувствам.

11.Мне удается контролировать свои чувства, даже когда я сердит или расстроен

12.При общении с начальством я теряюсь и думаю только о том, чтобы поскорее закончился разговор.

13.Я сосредоточен на чувствах других.

14.Разногласия, я стараюсь, устранять сразу, как их обнаружил.

15.Я позволяю другим взять на себя мою роль руководителя и при этом их не контролирую.

16.Мне свойственно использовать власть, принадлежащую по должности.

17.Мне удается скрывать неприязнь к плохому человеку.

18.В общении с коллегами я могу думать о чем - то своем.

19.Во всех ситуациях я открыто выражаю свои чувства.

20.Поломка телевизора (бытовой техники) может заставить меня растеряться, впасть в отчаяние.

21.Я общаюсь с другими так, чтобы они гордились своими успехами.

22.Я не обращаю внимание на психологические состояния коллег при достижении общих целей.

23.Я помогаю другим лучше понять себя.

24.В общении я сосредотачиваюсь на цели, а не на чувствах.

25.Я легко выражаю симпатию к другому человеку.

26.Близкие люди одергивают меня: расслабься.

27.Я свободно выражаю свои чувства.

28.Я ощущаю неуверенность в общении с людьми.

29.Я понимаю чужие чувства, даже если дискуссия проходит на повышенных тонах.

30.Мне безразличны чувства других возникающие в ходе совместной работы.

31.Я подбадриваю других, чтобы они делали работу лучше.

32.Мне сложно высказаться прямо о мешающем мне поведении другого человека.

33.Я доверяю своим чувствам при принятии серьезных решений.

34.Мне трудно смотреть прямо в глаза малознакомому человеку.

35.Я искренен, когда говорю о своих чувствах и намерениях с другими.

36.Когда я выражаю партнеру эмоциональную поддержку, он этого не воспринимает, не чувствует.

37.Мне важно, какие чувства и эмоции привели к конфликту.

38.Мне все равно, что чувствует неприятный мне человек.

39.Своей позой, глазами, интонацией я показываю свое отношение к другому человеку.

40.Мне сложно вести критический разговор, чтобы собеседник не обиделся, принял критику.

Ключ:

Шкалы вопросы всегда Чаще всего иногда редко никогда
1.«Прямые» 1,9,17,25,33          
«Обратные» 2,10,18,26,34          
2. «Прямые» 3,11,19,27,35          
«Обратные» 4,12,20,28,36          
3. «Прямые» 5,13,21,29,37          
«Обратные» 6,14,22,30,38          
4. «Прямые» 7,15,23,31,39          
«Обратные» 8,16,24,32,40.          

 

Обработка результатов:

В соответствии с ключом рассчитывается сумма балов по «прямым» и «обратным» вопросам. Затем для каждой шкалы рассчитывается индекс по формуле А-В, где А – сумма баллов по «прямым» вопросам, В – по обратным. То есть, из суммы баллов по «прямым» вопросам необходимо вычесть сумму баллов по «обратным» вопросам.

Интегральные индексы:

1.Внутриличностный аспект эмоционального интеллекта (способность к осознанию и принятию своих чувств, самоконтроль): сумма баллов по 1 и 2 шкалам

2. Межличностный аспект эмоционального интеллекта (способность к распознаванию, пониманию и изменению эмоциональных состояний других людей): сумма баллов по 3 и 4 шкалам.

3. Интегральный показатель эмоционального интеллекта: сумма баллов по всем шкалам опросника.

Диапазон баллов по каждой шкале: min - -20 баллов, max - +20 баллов.

 

 

Приложение 5.

Фрайбургский личностный опросник

 

Инструкция

«На последующих страницах имеется ряд утверждений, каждое из которых подразумевает относящийся к Вам вопрос о том, соответствует или не соответствует данное утверждение каким-то особенностям Вашего поведения, отдельным поступкам, отношению к людям, взглядам на жизнь и т.п. Если Вы считаете, что такое соответствие имеет место, то дайте ответ «да», в противном случае — ответ «нет». Свой ответ зафиксируйте в имеющемся у Вас ответном листе, поставив крестик в клеточку, соответствующую номеру утверждения в вопроснике и виду Вашего ответа. Ответы необходимо дать на все вопросы.

Успешность исследования во многом зависит от того, насколько внимательно выполняется задание. Ни в коем случае не следует стремиться своими ответами произвести на кого-то лучшее впечатление, так как ни один ответ не оценивается как хороший или плохой. Вы не должны долго размышлять над каждым вопросом, а старайтесь как можно быстрее решить, какой из двух ответов, пусть весьма относительно, но все-таки кажется Вам ближе к истине. Вас не должно смущать, если некоторые из вопросов покажутся слишком личными, поскольку исследование не предусматривает анализа каждого ответа, а опирается лишь на количество ответов одного и другого вида. Кроме того, Вы должны знать, что результаты индивидуально-психологических исследований, как и медицинских, не подлежат широкому обсуждению.

 

Обработка результатов

Первая процедура касается получения первичных, или «сырых», оценок. Для ее осуществления необходимо подготовить матричные формы ключей каждой шкалы на основе общего ключа опросника. Для этого в бланках чистых ответных листов, идентичных тем, которыми пользовались испытуемые, вырезаются «окна» в клетках, соответствующих номеру вопроса и варианту ответа. Полученные таким образом шаблоны поочередно, в соответствии с порядковым номером шкалы, накладываются на заполненный исследуемым ответный лист. Подсчитывается количество отметок (крестиков), совпавших с «окнами» шаблона. Полученные значения заносятся в столбец первичных оценок итогового протокола.

Ключ

№ шкалы Название шкалы Кол-во вопросов Ответ «да» Ответ «нет»
I Невротичность   4,5,12,15,22,26,31,41,42,57,66,72,85,86, 89,105  
II Спонтанная агрессивность   32, 35, 45, 50,64,73,77, 93,97,98, 103, 112, 114  
III Депрессивность   16,24,27,28,30,40,48,56,61,74,84,87,88, 100
IV Раздражительность   6,10,58,69,76,80,82,102,104,107, 110
V Общительность   2, 19,46,52,55,94,106 3,8,23,53,67,71,79.113
VI Уравновешенность   14,21,29.37,38,59,91,95,108,111
VII Реактивная агрессивность   13,17,18,36,39,43,65, 75,90, 98
VIII Застенчивость   9, 11,20,47,60,70,81, 83,109  
IX Открытость   7,25,34,44,51,54,62,63,68.78,92,96, 101
X Экстраверсия–интроверсия   2,29,46,51,55,76,93, 95, 106, 110 20,87
XI Эмоциональная лабильность   24, 25, 40, 48, 80, 83, 84, 5,87,88, 102, 112, 113  
XII Маскулинизм–феминизм   18,29,33,50,52,58,59, 65,91, 104 16,20,31,47, 84

Вторая процедура связана с переводом первичных оценок в стандартные оценки 9-балльной шкалы с помощью таблицы. Полученные значения стандартных оценок обозначаются в соответствующем столбце протокола нанесением условного обозначения (кружок, крестик или др.) в точке, соответствующей величине стандартной оценки по каждой шкале. Соединив прямыми обозначенные точки, получим графическое изображение профиля личности.

Таблица перевода сырых баллов в стандартные

Первичная оценка Стандартная оценка по шкалам
I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII                  
                                           
                                           
                                           
                                           
                                           
                                           
                                           
                                           
                                           
                                           
                                           
            - - -                          
        -   - - -                          
        -   - - -   -                      
    -   -   - - - - -                      
    - - -   - - -- - - -                    
    - - - - - - - - - - -                  
    - - - - - - - - - - -                  

Анализ результатов следует начинать с просмотра всех ответных листов, заполненных исследуемыми, уточняя, какой ответ дан на первый вопрос. При отрицательном ответе, означающем нежелание испытуемого отвечать откровенно на поставленные вопросы, следует считать исследование несостоявшимся. При положительном ответе на первый вопрос, после обработки результатов исследования, внимательно изучается графическое изображение профиля личности, выделяются все высокие и низкие оценки. К низким относятся оценки в диапазоне 1–3 балла, к средним – 4-6 баллов, к высоким – 7-9 баллов. Следует обратить особое внимание на оценку по шкале IX, имеющую значение для общей характеристики достоверности ответов.

 

Интерпретация результатов

Анализ результатов следует начинать с просмотра всех ответных листов, заполненных исследуемыми, уточняя, какой ответ дан на первый вопрос. При отрицательном ответе, означающем нежелание испытуемого отвечать откровенно на поставленные вопросы, следует считать исследование несостоявшимся. При положительном ответе на первый вопрос, после обработки результатов исследования, внимательно изучается графическое изображение профиля личности, выделяются все высокие и низкие оценки. К низким относятся оценки в диапазоне 1-3 балла, к средним – 4–6 баллов, к высоким – 7–9 баллов.

Следует обратить особое внимание на оценку по шкале IX, имеющую значение для общей характеристики достоверности ответов. Интерпретация полученных результатов, психологическое заключение и рекомендации должны быть даны на основе понимания сути вопросов в каждой шкале, глубинных связей исследуемых факторов между собой и с другими психологическими и психофизиологическими характеристиками и их роли в поведении и деятельности человека.

Опросник FPI содержит 12 шкал. Шкалы опросника I—IX являются основными, или базовыми, а X—XII – производными, или регулирующими. Производные шкалы составлены из вопросов основных шкал и обозначаются иногда не римскими цифрами, а буквами E, N, M соответственно. Ниже представлено описание шкал FPI:

· Шкала I (невротичность) характеризует уровень невротизации личности. Высокие оценки соответствуют выраженному невротическому синдрому астенического типа со значительными психосоматическими нарушениями.

· Шкала II (спонтанная агрессивность) позволяет выявить и оценить психопатизацию интротенсивного типа. Высокие оценки свидетельствуют о повышенном уровне психопатизации, создающем предпосылки для импульсивного поведения.

· Шкала III (депрессивность) дает возможность диагностировать признаки, характерные для психопатологического депрессивного синдрома. Высокие оценки по шкале соответствуют наличию этих признаков в эмоциональном состоянии, в поведении, в отношениях к себе и к социальной среде.

· Шкала IV (раздражительность) позволяет судить об эмоциональной устойчивости. Высокие оценки свидетельствуют о неустойчивом эмоциональном состоянии со склонностью к аффективному реагированию.

· Шкала V (общительность) характеризует как потенциальные возможности, так и реальные проявления социальной активности. Высокие оценки позволяют говорить о наличии выраженной потребности в общении и постоянной готовности к удовлетворению этой потребности.

· Шкала VI (уравновешенность) отражает устойчивость к стрессу. Высокие оценки свидетельствуют о хорошей защищенности к воздействию стресс-факторов обычных жизненных ситуаций, базирующейся на уверенности в себе, оптимистичности и активности.

· Шкала VII (реактивная агрессивность) имеет целью выявить наличие признаков психопатизации экстратенсивного типа. Высокие оценки свидетельствуют о высоком уровне психопатизации, характеризующемся агрессивным отношением к социальному окружению и выраженным стремлением к доминированию.

· Шкала VIII (застенчивость) отражает предрасположенность к стрессовому реагированию на обычные жизненные ситуации, протекающему по пассивно-оборонительному типу. Высокие оценки по шкале отражают наличие тревожности, скованности, неуверенности, следствием чего являются трудности в социальных контактах.

· Шкала IX (открытость) позволяет характеризовать отношение к социальному окружению и уровень самокритичности. Высокие оценки свидетельствуют о стремлении к доверительно-откровенному взаимодействию с окружающими людьми при высоком уровне самокритичности. Оценки по данной шкале могут в той или иной мере способствовать анализу искренности ответов обследуемого при работе с данным опросником, что соответствует шкалам лжи других опросников.

· Шкала X (E) (экстраверсия – интроверсия). Высокие оценки по шкале соответствуют выраженной экстравертированности личности, низкие – выраженной интровертированности.

· Шкала XI (N) (эмоциональная лабильность). Высокие оценки указывают на неустойчивость эмоционального состояния, проявляющуюся в частых колебаниях настроения, повышенной возбудимости, раздражительности, недостаточной саморегуляции. Низкие оценки могут характеризовать не только ‘высокую стабильность эмоционального состояния как такового, но и хорошее умение владеть собой.

· Шкала XII (M) (маскулинность – фемининность). Высокие оценки свидетельствуют о протекании психической деятельности преимущественно по мужскому типу, низкие – по женскому.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 552; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.195.110 (0.038 с.)