Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 2. Характеристика различных видов эмоционального реагирования 41↑ Стр 1 из 74Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
2.1. Эмоциональный тон как реакция на ощущения и впечатления ........ 41 Эмоциональный тон ощущений ........................................................... 41 Эмоциональный тон впечатлений ....................................................... 46 2.2. Эмоция как реакция на ситуацию и событие ........................................... 48 Аффект .......................................................................................................... 52 Свойства эмоций ........................................................................................ 54 2.3. Настроение (эмоциональный фон в данный момент) ........................... 58 Глава 3. Теории, объясняющие механизмы возникновения эмоций 66 3.1. Эволюционная теория эмоций Ч. Дарвина. .............................................. 67 3.2. «Ассоциативная» теория В. Вундта ............................................................ 67 3.3. «Периферическая» теория У. Джемса - Г. Ланге .................................. 67 3.4. Теория У. Кеннона - П. Барда. ..................................................................... 72 3.5. Психоаналитическая теория эмоций ........................................................... 73 3.6. Сосудистая теория выражения эмоций И. Уэйнбаума и ее модификация ............................................................................................. 74 3.7. Биологическая теория эмоций П. К. Анохина ........................................ 74 3.8. Фрустрационные теории эмоций ................................................................. 75 3.9. Когнитивистские теории эмоций ................................................................. 75 3.10. Информационная теория эмоций П. В. Симонова ................................ 79 3.11. Теория дифференциальных эмоций К. Изарда ....................................... 3.12. Физиологические механизмы эмоциональных реакций ...................... 89 Глава 4. Роль и функции эмоций 99 4.1. Целесообразность эмоций ............................................................................... 99 4.2. Роль «положительных» и «отрицательных» эмоций ........................... 100 4.3. Роль и функции эмоций в управлении поведением и деятельностью ................................................................................................ 102 История вопроса ..................................................................................... 102 Деструктивная роль эмоций ................................................................ 118 4.4. Прикладная роль эмоций .............................................................................. 119 Коммуникативная роль эмоций ......................................................... 119 Роль эмоций в когнитивных процессах и творчестве ................. 122 Роль эмоций в педагогическом процессе. ........................................ 125 Оздоровительная роль эмоций ........................................................... 128 Глава 5. Классификация и свойства эмоций 130 '5.1. Причины разнообразия эмоций .................................................................... 130 5.2. Различные подходы к классификации эмоций ........................................ 130 Глава 6. Характеристика различных эмоций 139 6.1. Эмоции ожидания и прогноза ..................................................................... 139 Волнение ..................................................................................................... 139 Тревога ....................................................................................................... 142 Страх ........................................................................................................... 147 Отчаяние ..................................................................................................... 159 6.2. Удовлетворение и радость. ........................................................................... 160 Удовлетворение ....................................................................................... 160 Радость ....................................................................................................... 161 6.3. Фрустрационные эмоции .............................................................................. 163 Обида .......................................................................................................... 165 Разочарование .......................................................................................... 165 Досада ......................................................................................................... 165 Гнев ............................................................................................................... 165 Исступление .............................................................................................. 169 Печаль ......................................................................................................... 169 Уныние ........................................................................................................ 171 Тоска и ностальгия .................................................................................. 172 Горе ............................................................................................................... 173 6.4. Коммуникативные эмоции ........................................................................... 176 Веселье ........................................................................................................ 176 Смущение ................................................................................................... 176 Смятение ................................................................................................... 179 Стыд ............................................................................................................ 179 Вина как отражение совести ................................................................ 185 Презрение .................................................................................................. 189 6.5. Интеллектуальные «эмоции», или аффективно-когнитивные комплексы ........................................................................................................... 190 Удивление .................................................................................................. 191 Интерес ....................................................................................................... 195 Чувство юмора ......................................................................................... 198 ■ Эмоция догадки ........................................................................................ 199 «Чувство» уверенности-неуверенности (сомнения) ................. 200 Глава 7. Характеристика эмоциональных состояний, Возникающих в процессе деятельности 202 7.1. Стресс (состояние эмоциональной напряженности) ........................... 202 7.2. Скука (состояние монотонии) ..................................................................... 208 Факторы устойчивости к монотонности труда. ............................ 215 Меры борьбы с монотонней ................................................................. 218 7.3. Отвращение (состояние психического пресыщения) ......................... 219 7.4. Феномен «эмоционального выгорания» .................................................. 221 Глава 8. Эмоциональные свойства человека 224 8.1. Эмоциональная возбудимость. .................................................................... 224 8.2. Эмоциональная глубина. ............................................................................... 227 8.3. Эмоциональная ригидность-лабильность ............................................. 228 8.4. Эмоциональная устойчивость. .................................................................... 228 8.5. Экспрессивность ............................................................................................... 233 8.6. Эмоциональность как интегральное свойство человека. .................... 233 Глава 9. Понимание эмоций другого человека 241 9.1. Понимание эмоций другого и эмоциональные способности ............. 241 Эмоциональный интеллект .................................................................. 242 Эмоциональная память. ........................................................................ 244 Эмоциональный слух ............................................................................ 248 9.2. Информация, используемая человеком при опознании эмоций других людей .................................................................................................... 250 9.3. Модели характеристик, по которым распознаются эмоции других людей .................................................................................................... 251 9.4. Идентификация эмоций по мимике и пантомимике ........................... 254 9.5. Восприятие эмоционального состояния по речи .................................. 257 9.6. «Вербальные эталоны» восприятия экспрессии различных эмоций ........................................................................................... 258 9.7. Типы «вербальных эталонов» восприятия экспрессии эмоционального состояния другого человека ....................................... 260 9.8. Невербальное (образное) восприятие эмоций ....................................... 264 9.9. Влияние личностных особенностей на понимание эмоций другого человека .................................................. 266 Ч Глава 10. Управление эмоциями 267 10.1. Значение управления эмоциями ................................................................. 267 10.2. Контроль выражения своих эмоций .......................................................... 268 10.3. Вызов желательных эмоций ......................................................................... 270 10.4. Устранение нежелательных эмоциональных состояний .................... 276 Глава 11. Общее представление о чувствах 282 11.1. Соотношение понятий «чувство» и «эмоция» ....................................... 282 11.2. Чувство как устойчивое эмоциональное отношение к значимому объекту (эмоциональная установка) ............................... 288 11.3. Характеристики эмоциональных отношений (свойства чувств).... 292 11.4. Классификация чувств ................................................................................... 295 Глава 12. Характеристика различных чувств 297 12.1. Симпатия и антипатия ................................................................................... 297 12.2. Привязанность ................................................................................................. 300 12.3. Дружба ................................................................................................................ 303 12.4. Влюбленность ................................................................................................... 308 12.5. Любовь ................................................................................................................ 310 12.6. Враждебность ................................................................................................... 316 12.7. Зависть ................................................................................................................. 318 12.8. Ревность ............................................................................................................. 322 12.9. Удовлетворенность ......................................................................................... 328 12.10. Счастье ............................................................................................................... 331 12.11. Чувство гордости .............................................................................................. 333 12.12. Псевдочувства .................................................................................................. 335 Глава 13. Эмоционально обусловленное (аффективное) поведение 338 13.1. Виды эмоционального поведения в общении ......................................... 338 13.2. Эмоциональные произвольные реакции (действия) ........................... 338 13.3. Гедонизм и аскетизм ....................................................................................... 339 13.4. Фрустрационное поведение ......................................................................... 340 13.5. Горевание (скорбь) .......................................................................................... 348 13.6. Альтруизм как форма эмоционального поведения .............................. 349 13.7. Предбрачное ухаживание .............................................................................. 351 Глава 14. Эмоциональные типы 352 14.1. Эмоциональность как тип темперамента (характера) ......................... 352 14.2. Модальностные профили (типы) эмоциональности ........................... 355 14.3. Оптимисты- пессимисты ............................................................................. 357 14.4. Застенчивые ....................................................................................................... 358 14.5. Обидчивые и мстительные ........................................................................... 363 14.6. Сентиментальные ............................................................................................. 365 14.7. Эмпатийные ...................................................................................................... 365 14.8. Тревожные ......................................................................................................... 370 14.9. Совестливые ...................................................................................................... 377 14.10. Любознательные ............................................................................................... 377 Глава 15. Особенности эмоциональной сферы у представителей Некоторых профессий 378 15.1. Особенности эмоциональной сферы педагогов ..................................... 378 15.2. Особенности эмоциональной сферы музыкантов и артистов .......... 383 15.3. Особенности эмоциональной сферы медицинских работников ...... 386 15.4. Особенности эмоциональной сферы телекоммуникаторов (ведущих программ и дикторов) ................................................................. 388 Глава 16. Возрастные и половые особенности Эмоциональной сферы личности 390 16.1. Общие тенденции возрастных изменений эмоциональной сферы.390 16.2. Развитие эмоциональной сферы младенцев ........................................... 393 16.3. Эмоциональная сфера детей младшего возраста. ................................. 397 16.4. Эмоциональные особенности дошкольников ......................................... 398 16.5. Эмоциональная сфера младших школьников ........................................ 401 16.6. Эмоциональная сфера подростков ............................................................. 403 16.7. Эмоциональная сфера старшеклассников (юношей) .......................... 404 16.8. Возрастные изменения различных проявлений эмоциональности 404 16.9. Особенности эмоциональной сферы лиц пожилого возраста. .......... 406 16.10. Половые различия в эмоциональной сфере ............................................ 408 Глава 17. Патология и эмоции 415 17.1. Причины эмоциональных расстройств ..................................................... 415 17.2. Патологические изменения эмоциональных свойств личности ...... 418 17.3. Извращение эмоциональных реакций ...................................................... 419 17.4. Патологические эмоциональные состояния ........................................... 424 17.5. Патологическая застенчивость .................................................................... 429 17.6. Эмоциональная сфера при различных патологиях ............................. 430 17.7. Эмоционально обусловленные патологические изменения психического и физического здоровья ..................................................... 434 Глава 18. Методы изучения эмоциональной сферы человека 437 18.1. Методологические вопросы диагностики эмоциональных состояний ............................................................................ 437 18.2. Психологическая диагностика особенностей эмоциональной сферы человека ................................................................. 446 Приложение................................................................................................454 1. Научный терминологический словарь. .................................................. 454 2. Бытовой терминологический словарь ...................................................... 457 3. Фразеологический словарь выражения чувств и эмоций ................. 481 4. Методики изучения эмоциональной сферы человека ........................ 487 1. Физиологические методики выявления эмоциональных состояний ............................................................. 487 2. Психологические методики изучения эмоциональных состояний ............................................................................................. 490 3. Методики выявления доминирующих эмоциональных состояний ............................................................................................. 524 4. Методики изучения эмоциональных отношений (чувств). 531 5. Методики изучения эмоциональных свойств личности ....... 539 6. Методики изучения эмоциональных типов .............................. 552 7. Методики изучения эмоциональной экспрессии .................... 592 8. Методики изучения особенностей эмоционально-обусловленного поведения ............................................................. 599 9. Методики изучения эмоциональной сферы дошкольников 617 10. Методики выявления умения распознавать и описывать эмоции человека ...................................................... 630 11. Практикум по коррекции эмоциональных состояний и эмоциональных свойств личности ............................................... 651 Заключение................................................................................................... Список литературы 669 Предметный указатель Предисловие Каждый взрослый человек знает, что такое эмоции, так как неоднократно их испытывал с самого раннего детства. Однако когда просят описать какую-нибудь эмоцию, объяснить, что это такое, как правило, человек испытывает большие затруднения. Переживания, ощущения, сопровождающие эмоции, с трудом поддаются формальному описанию. Несмотря на это об эмоциях написано очень много как в художественной, так и в научной литературе, они вызывают интерес у философов, физиологов, психологов, клиницистов. Достаточно сослаться на систематические обзоры экспериментального их изучения в работах Р. Вудвортса (1950), Д. Линдсли (1960), П. Фресса (1975), Я. Рейковского (1979), К. Изарда (2000), переведенных на русский язык, а также отечественных авторов: П. М. Якобсона (1958), В. К. Вилюнаса (1973), Б. И. Додонова (1987), П. В. Симонова (1962,1975, 1981,1987), Л. И. Куликова (1997). Однако и до сих пор проблема эмоций остается загадочной и во многом неясной. Приступить к написанию этой книги меня побудили несколько обстоятельств, но главным образом то, что, обсуждая вопросы о воле (произвольном управлении) и мотивации (Ильин, 2000а, б), я лишь мимоходом касался роли в этих процессах эмоций человека (при рассмотрении таких мотивационных образований, как влечение, желание, интерес, потребность, или при обсуждении вопроса о положительной и отрицательной мотивации, о соотношении волевой и эмоциональной регуляции). Речь об эмоциях в этих книгах шла вскользь, мимоходом. Образно говоря, я в этих книгах невольно загнал эмоции в «тещину комнату» хрущевской квартиры, оставив всю остальную жилую площадь воле и мотивации. А между тем роль эмоций в управлении поведением человека велика, и не случайно практически все авторы, пишущие об эмоциях, отмечают их мотивирующую роль, связывают эмоции с потребностями и их удовлетворением (Фрейд, 1894; Вилюнас, 1990; Додонов, 1987; Изард, 1980; Леонтьев, 1982; Фресс, 1975; Рейковский, 1979, Симонов и др.). Больше того, некоторые авторы отдают эмоциям приоритет в обыденной жизни человека. Так, А. М. Эт-кинд (1983) пишет: «...в обыденной жизни он (человек. - Е. И.) не столько рассуждает, сколько чувствует, и не столько объясняет, сколько оценивает. Собственно когнитивные процессы, свободные от эмоциональных компонентов, занимают в обыденной жизни скромное место. По-видимому, в реальных процессах деятельности и во вплетенных в нее механизмах межличностного восприятия и самовосприятия "холодные" попытки объяснения и понимания имеют меньшее значение, чем "горячие" акты оценок и переживаний. Когда же процессы когнитивного анализа и имеют место, то находятся под сильным и непрерывным влиянием эмоциональных факторов, вносящих свой вклад в их ход и результат» (с. 107). Таким образом, обсуждение в данной книге вопроса об эмоциях и чувствах является как бы продолжением двух предыдущих книг Эмоции и чувства, выполняя различные функции, участвуют в управлении поведением человека в качестве непро- Предисловие извольного компонента, вмешиваясь в него как на стадии осознания потребности и оценки ситуации, так и на стадии принятия решения и оценке достигнутого результата Поэтому понимание механизмов управления поведением требует понимания и эмоциональной сферы человека, ее роли в этом управлении. " Принимая решение о написании данной книги, я понимал, что столкнусь с большими трудностями, о которых писал швейцарский психолог Э. Клапаред еще в 1928 году: «Психология аффективных процессов - наиболее запутанная часть психологии. Именно здесь между отдельными психологами существуют наибольшие расхождения. Они не находят согласия ни в фактах, ни в словах. Некоторые называют чувствами то, что другие называют эмоциями. Некоторые считают чувства простыми, конечными, неразложимыми явлениями, всегда подобными самим себе и изменяющимися только количественно. Другие же в противоположность этому полагают, что диапазон чувств содержит в себе бесконечность нюансов и что чувство всегда представляет собой часть более сложной целостности... Простым перечислением фундаментальных разногласий можно было бы заполнить целые страницы» (Психология эмоций, 1984, с. 93). Однако настоящее понимание того, в какое дело я ввязался, понимание безумства затеянного пришло лишь по ходу написания этой книги, когда порой я чувствовал бессилие в наведении в своих мыслях (после прочитанного у разных авторов) хоть какой-то системы в понимании сути эмоциональных явлений, их классификации и прочем. Я начал понимать скепсис и раздражение ряда ученых по поводу проблемы эмоций, например, У. Джемса, который в конце XIX века писал: «Что касается "научной психологии" чувствований, то, должно быть, я испортил себе вкус, знакомясь в слишком большом количестве с классическими произведениями на эту тему, но только я предпочел бы читать словесные описания размеров скал в Нью-Гемпшире, чем снова перечитывать эти психологические произведения. В них нет никакого плодотворного руководящего начала, никакой основной точки зрения. Эмоции различаются и оттеняются в них до бесконечности, но вы не найдете в этих работах никаких логических обобщений. А между тем вся прелесть истинно научного труда заключается в постоянном углублении логического анализа» (1991, с. 274). У. Джемс сетует на то, что «во многих немецких руководствах по психологии главы об эмоциях представляют собой просто словари синонимов. Но для плодотворной разработки того, что уже само по себе очевидно, есть известные границы, и в результате множества трудов в указанном направлении чисто описательная литература по этому вопросу, начиная с Декарта и до наших дней, представляет самый скучный отдел психологии» (с. 273). Не случайно русский психолог Н. Н. Ланге писал в то время, что «Чувство занимает в психологии место Сандрильоны, нелюбимой, гонимой и вечно обобранной в пользу старших сестер - "ума" и "воли". Ему приходится обыкновенно ютиться на задворках психологической науки, тогда как воля, а особенно ум (познание) занимают все парадные комнаты. Если собрать все научные исследования о чувствах, то получится список столь бедный, что его далеко превзойдет литература любого вопроса из области познавательных процессов, даже очень мелкого... Причин этой общей "нелюбви" много. Здесь, вероятно, играет некоторую роль и общий характер современной культуры, по преимуществу технической и внешней, и то, что рассуждения старых психологов о чувствах отталкивают нас своей риторичностью и морализациями, и то, что эта область вообще трудно поддается точным и научным методам исследова- Предисловию 11 ния и, наконец, то, что для психолога, как и ученого вообще, область ума и познания обыкновенно ближе и доступнее, чем область эмоций. Может быть, дело было бы иначе, если бы в разработке психологической науки женщины приняли болыцее участие, чем доныне» (1996, с. 255). Представитель бихевиоризма Дж. Уотсон (Watson, 1930) считал, что эмоции нельзя исследовать научно, а Е. Даффи (Duffy, 1934, 1941) писал, что термин «эмоция» удобен для обозначения некоторых специфических форм изменения поведения, которые не поддаются объяснению, и что он мешает точным исследованиям, поэтому от этого термина следует отказаться. С тех пор многое изменилось. Не оправдалось предсказание М. Мейера (Meyer, 1933) о том, что эмоции постепенно исчезнут из сферы психологии, но сбылось пожелание Н. Н. Ланге - и профессия психолога теперь в основном стала женской. Появилось очень большое количество работ, посвященных эмоциям и чувствам, особенно в зарубежной психологической литературе. Однако и до сих пор вопрос, поставленный в заголовке статьи У. Джемса «Что такое эмоция?», остается актуальным как для психологов, так и для физиологов. В последние десятилетия заметна тенденция к эмпирическому изучению отдельных эмоциональных реакций без попыток теоретического осмысления, а подчас и к принципиальному отказу от этого. Например, Дж. Мандлер (1975) доказывает бесполезность поиска определения эмоций и создания теории эмоций. Он полагает, что накопление результатов эмпирических исследований автоматически приведет к решению всех тех вопросов, ради которых и строится теория эмоций. Б. Райм (В. Rime, 1984) пишет, что современное состояние изучения эмоций представляет разрозненные знания, непригодные для решения конкретных проблем. В руководстве Human physiology (1983) утверждается, что дать эмоциям точное научное определение невозможно. Это подтверждает и анализ определений эмоций, даваемых в отечественной литературе (Левченко и Бергфельд, 1999). Существующие теории эмоций в основном касаются лишь частных аспектов проблемы. А. Н. Леонтьев (1971) справедливо считает, что трудности, которые обнаруживаются при изучении этой проблемы, объясняются главным образом тем, что эмоции рассматриваются без достаточно четкой дифференциации их на различные подклассы, отличающиеся друг от друга как генетически, так и функционально. В предисловии к пятому тому «Экспериментальной психологии» А. Н. Леонтьев (1975) пишет: «Совершенно очевидно... что, например, внезапная вспышка гнева имеет иную природу, чем, допустим, чувство любви к Родине, и что никакого континуума они не образуют» (с. 7). По этому же поводу пишут и Ф. Тайсон и Р. Тайсон (1998): «Различные теории аффектов зачастую несовместимы друг с другом и запутывают читателя, потому что каждый автор пытается по-своему определить релевантные концепции и феномены, одни более явно, чем другие. Вдобавок термины "аффект", "эмоция", "чувство" нередко используются как взаимозаменяемые, что отнюдь не добавляет ясности концепции аффектов» (с. 173). Добавлю к этому, что нередко за чувства принимаются нравственные качества, самооценки, ощущения. Не случайно некоторые исследователи эмоций считают, что проблема находится в кризисном состоянии (Васильев, 1992). Подтверждением этому служит и то обстоятельство, что в отечественной психологии за последние четверть века практически не обсуждаются теоретические вопросы, связанные с эмоциональной сферой человека, не делаются попытки навести хоть какой-то порядок в используемом понятийном аппарате (появившаяся статья А. Ш. Тхостова и Т. Г. Колымба, 1998 не только не проясняет затронутые в ней 12 Предисловие вопросы, но и еще больше их запутывает; например, авторы рассматривают эмоцию как знак, не учитывая, что в психологической литературе говорится о знаке эмоций; своеобразно понимание авторами различий между аффектом и эмоцией, о чем я скажу в соответствующем разделе книги и т. д.). Несмотря на большое число публикаций по проблеме эмоций даже в солидных монографиях и учебниках для психологов многие аспекты эмоциональной сферы человека, имеющие большое практическое значение для педагогики, психологии труда и спорта, даже не обозначаются. В результате проблема эмоций и чувств оказывается представленной в ущербном виде. Не претендуя на полное и законченное раскрытие данной темы (осуществить это практически невозможно, поэтому ряда вопросов я не касался, например влияния эмоций на интеллектуальную и физическую деятельность, а по некоторым дал только краткий обзор работ, как, например, о стрессе), я постарался дать не столько углубленное рассмотрение отдельных вопросов (хотя оно и не исключалось), сколько панорамное и систематическое освещение проблемы. Главной задачей было попытаться навести хоть какой-то порядок в «эмоциональном хозяйстве», т. е. с одной стороны, развести, а с другой стороны, сгруппировать эмоциональные явления по определенным классам, разделам, а заодно и отсечь те психологические феномены, которые не имеют отношения к эмоциональной сфере, но которые почему-то у разных авторов в ней присутствуют. В связи с этим одной из задумок данной книги было разработать подходы к созданию дифференциально-психологической концепции структуры эмоциональной сферы человека. Можно возразить, что такая концепция существует в виде ставшей популярной теории дифференциальных эмоций С. Томкинса и К. Изарда. Однако эта теория, с одной стороны, по названию представляется слишком узкой, не охватывающей все эмоциональные явления, образующие мотивационную сферу человека, а с другой стороны, по содержанию слишком широкой и неадекватной своему названию, так как в ее рамках рассматриваются не только эмоции, но и другие эмоциональные образования, эмоциями не являющиеся: эмоциональный тон ощущений (удовольствие - отвращение), чувства (любовь, зависть и др.), эмоциональные свойства и особенности личности (например, тревожность). Мне представляется, что эмоциональная сфера личности - это многогранное образование, в которое, кроме эмоций, входят многие другие эмоциональные явления: эмоциональный тон, эмоциональные состояния эмоции), эмоциональные свойства личности, акцентуированная выраженность которых позволяет говорить об эмоциональных типах личности, эмоциональные устойчивые отношения (чувства), и каждое из них имеет достаточно отчетливые дифференцирующие признаки. Таким образом, эта книга не только об эмоциях и чувствах, в ней говорится об эмоциональной сфере человека как более емком понятии, включающем и многие другие эмоциональные явления. Я постарался широко представить в этой книге исследования отечественных авторов, тем более что обобщения их публикаций отсутствуют, из-за чего, после публикации в нашей стране книги К. Изарда возник некоторый перекос в оценке значимости наших и зарубежных ученых в изучении проблемы эмоций, естественно, в пользу последних. Наконец, одной из задач являлось собрать и систематизировать методики изучения эмоциональных явлений, большинство из которых широкой психологической аудитории мало известны и трудно доступны. ________________________________________ Глава 1 Эмоциональное реагирование
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 372; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.172.189 (0.012 с.) |