Виды проекции и их классификация по двум измерениям 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды проекции и их классификация по двум измерениям



 

Осознание субъектом проецируемой черты Наличие у субъекта проецируемой черты Отсутствие у субъекта проецируемой черты
Субъект не осознает собственную черту Симилятивная проекция Проекция Панглосса и Кассандры
Субъект осознает собственную черту Атрибутивная проекция Комплементарная проекция

Симилятивная проекция выполняет защитные функции, препятствуя осозна-нию того факта, что субъект в действительности обладает какой-то нежелатель-ной чертой. Проекция, метафорически названная в честь «Панглосса» и «Кассандры», может рассматриваться как вариант защитного механизма «реактивное образование».

Атрибутивная проекция – приписывание другим людям имеющейся у субъ-екта и осознаваемой им черты: люди склонны воспринимать других по аналогии с собой, приписывать другим те же мысли, чувства и желания, которые находят в самих себе.

Комплиментарная проекция предполагает проекцию черт, дополнительных к тем, которыми субъект обладает в действительности. Например, если человек ощущает страх, то он склонен других воспринимать как угрожающих; в этом случае приписываемая черта служит причинным объяснением собственного со-стояния.

Важно отметить, что в эмпирической и экспериментальной психодиагностической практике подтверждение в первую очередь находит атрибутивная проекция, согласно которой индивид приписывает имеющуюся у него и осознаваемую им черту. Таким образом, классическое представление о проекции как способе защиты трансформировалось в понимание проекции как результате активного преобразующего воздействия субъекта на предметы окружающей деятельности. Итак, современный взгляд на проекцию получил три измерения:

1. Проекция как защитный механизм, возникающий в ответ на невозможность удовлетворения потребности – З.Фрейд (тест Руки (Hand –test, Э.Вагнер);

2. Проекция как механизм влияния потребностей на деятельность и общение с окружающими – Г.Мюррей (Тест тематической апперцепции);

3. Проекция как отражение активного воздействия субъекта на действительность – Дж.Бак («Дом-дерево-человек»).

Применение метода проекции в психодиагностике личности отличается от объективной или субъективной модели исследования тремя обстоятельствами, сформулированными одним из исследователей психометрических свойств этого инструмента – Л.Франка. Он описывает их следующим образом:

1. Проективный метод направлен выявление уникальности в организации или структуре личности. В отличие от объективных либо субъективных психометрических процедур, с проективной точки зрения личность является целостной: либо обладающей системой взаимосвязанных процессов.

2. В проективном подходе личность описывается как относительно устойчивая система динамических процессов. Личность не представляется совокупностью черт или моделей поведения как в классических теориях бихевиоризма или когнитивизма, она имеет внутреннее «ядро» в виде потребностей и «периферию» в виде действий, мыслей или переживаний.

3. Внутренние переживания субъекта отражаются в его социальной и предметной активности – действиях, решениях, творчестве. Это теоретическое положение является «проективной гипотезой», оно предполагает, что любое, даже минимальное проявление активности может содержать в себе отражение субъекта.

Рассматривая специфические особенности проективного подхода, Л. Франк выделяет определённые черты, превращающие типичную ситуацию в проективное исследование[108]:

«Проективный метод для изучения личности представляет собой стимульную ситуацию, запланированную или выбранную потому, что будет означать для субъекта не то, что должна была бы означать в соответствии с произвольным решением экспериментатора […], а скорее то, что должна означать для личности, придающей или наделяющей ее собственным уникальным значением и организацией. Тогда субъект будет реагировать на собственное значение представленной стимульной ситуации какой-либо формой действия и чувством, отражающим его личность» [27, с. 78–79].

Ясно, что проективный прием исследования личности должен конструировать ситуацию, в которой испытуемый вынужден будет демонстрировать наиболее типичную для него реакцию. Стимульный материал проективного исследования должен быть не определён, неконкретен настолько, чтобы обследуемый испытывал необходимость самостоятельно дополнять, конструировать или объяснять происходящее. Стимул приобретает свой смысл не в силу объективности его содержания, а в первую очередь в соответствии с личностным значением, которое придает ему испытуемый.

Методы проективного исследования не могут сопоставляться с объективными и субъективными инструментами исследования. В специфике структуры и содержания проективные тесты не являются «тестами» или опросниками – их измерение как правило не отвечает критерию очевидной валидности, а надежность результатов очень сомнительна. 

Во-первых, они не всегда соответствуют критерию стандартизированности в предъявлении и обработке результатов исследования. Во-вторых, они подвержены влиянию личности экспериментатора, переживаний и настроений обследуемого и самой ситуации настолько, что результаты двух измерений могут быть противоположными. В-третьих, результаты невозможно удостоверить (верифицировать) – они сопоставляются с альтернативными измерениями или параллельными формами тестов.

Кроме того, авторы проективных методик не стремятся к стандартизации процедуры обследования, оспаривают принципиальную возможность введения нормативных показателей для проективных методов.

Разработчики проективных методов отмечают, что процедура обследования включает не только работу со стимульным материалом, но и диалог между обследуемым и экспериментатором. Благодаря диалогу собирается уникальный психологический материал – информация о человеке, его глубинных потребностях, стремлениях, желаниях. Поведение экспериментатора в диалоге меняется в зависимости от проявлений личности обследуемого. Агрессивный или неуверенный, возбужденный или спокойный, заинтересованный или безразличный тип поведения изменяет стиль взаимодействия экспериментатора. Ряд исследований показывает, что жесткость в формализации и стандартизации противоречит самому духу проективной техники, не оправдывает его.

Другим препятствием для стандартизации выступает невозможность процедуру анализа и интерпретации результатов обследования таким образом, как это осуществляется в тестах способностей или опросниках измерения черт личности. Конечно, часто применяющиеся методики проективных измерений позволяют обобщить результаты обследований и представить их в виде относительных норм – например типичных ответов или реакций на стимулы. Но в процедурах проективного рисования, конструирования это осуществить сложно.

Не смотря на это, исследования, направленные на стандартизацию проективных методик необходимы. Без такого подхода затруднительной является оценка их валидности и надежности. Анализ обширной и весьма противоречивой литературы, выполненный Дж. Маслингом показывает, что в соответствии с традиционным способами оценивания проективные методики обладают средними показателями валидности и неустойчивой, нестабильной надежностью[109]. Им предполагается, что для проективных методов непригодны стратегии определения валидности и надежности используемые в классической теории измерения.

С учетом потребностей практики, существующей методологии и опыта конструирования исследовательского инструментария в психологии, можно прогнозировать последовательное сближение проективных методик и тестов. 

Важно подчеркнуть, что проективные методы не конкурируют с другими подходами к изучению личности. Их предназначение – изучение явлений внутреннего мира, опыта и других качеств субъектности. Такая сфера может рассматриваться как способ реализации жизненного опыта. Проективные методики успешно дополняют существующие, это позволяет заглянуть в то, что скрыто более глубоко и ускользает при традиционном исследовании.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.211.203.45 (0.018 с.)