Тест как психодиагностический инструмент 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тест как психодиагностический инструмент



В психологической диагностике метод тестов занимает особое место. В обыденном представлении тестирование неотличимо от психодиагностики. Проходя обследование любым инструментом среднестатистический пользователь говорит о том, что был подвергнут тестированию. В каком-то смысле он прав: тестирование означает проверку, испытание. Однако значение метода тестирования шире, чем просто проверка. Тестирование в психологической практике применяется для сбора информации, оценки уровня, сопоставления и сравнения, экспертизы. Такое количество задач, решаемых посредством тестов обусловлено особым качеством тестирования – надежностью.

Для специалистов в области психометрии тест является предпочительном способом сбора психологической информации, по сравнению с опросниками, анкетированием, интервью вследствие надежности, устойчивости и стабильности полученных с его помощью результатов. В представлении психологов-практиков тесты являются наиболее быстрым измерением, его результаты отличаются высокой независимостью от стремления обследуемого повлиять на ход обследования. Что же представляют из себя тесты и какими признаками они обладают?

Под психологическим тестом понимается совокупность заданий, задач, снабженная шкалой показателей и критериями для оценки измеряемого психологического явления.

В практической деятельности тест представляет собой ансамбль стандартизированных заданий, задач, стимулирующих определенную форму активности и часто ограниченных по времени выполнения, результаты которых поддаются количественной (и качественной) оценке, позволяя установить индивидуально-психологические особенности личности[93]. Признаками теста выступают:

- стандартизированный набор вопросов или заданий;

- одна или несколько шкал, количественной оценки результатов;

- стандартизированная процедура проведения;

- формализованная процедура обработки результатов посредством алгоритма обработки ответов («ключей»);

- наличие тестовых норм – стандартизированных показателей;

- стратегия интерпретации результатов, объясняющая процесс качественной оценки полученных результатов;

- направленность на индивидуальную количественную оценку какой-либо характеристики одного человека (а не группы, коллектива и т.п.).

Характеризуя тест через призму психометрических критериев, можно описать такие возможности теста как:

а) наличие установленных показателей валидности и надежности,

б) способность оценивать результаты измерения на основе нормативных показателей;

в) возможность сопоставлять результаты теста с измерениями, выполненными посредством альтернативных методик;

г) способность описывать и интерпретировать результаты измерения в терминах других инструментов и методов.

Описанные возможности отличают тест от других методов измерения – опросов, проективных методов, анкетирования и пр., поскольку полученные с его помощью результаты могут быть подвергнуты проверке. Например, ретестированию, экспертной оценке, сопоставлению с данными других измерений.

Проективные методы, в принципе не позволяют осуществлять подобных действий, а повторное использование опросников, как показывают результаты психометрических исследований, приводит к искажению результатов. Метод тестов отличается высокой формализацией процедуры обследования. В отличие от других методов, проведение тестов характеризуется точным соблюдением инструкций, единообразным предъявлением стимульного материала, строгим определением последовательности действий опрашиваемого и обследуемого. Кроме того, стандартизация распространяется на обработку и представление результатов обследований. Высокая упорядоченность тестологических процедур оправдана социальной значимостью их результатов.

История развития психологических тестов соответствует развитию всей психодиагностики и психометрии. Первые практики тестирования состоялись четыре тысячи лет назад, в Древнем Китае, причем процедура тестирования существенно не изменилась. Дискуссии о применимости тестов для изучения психологических явлений проводились на всем протяжении развития мировой науки. Еще в 1734 году, немецкий философ Х. Вольф указывал на перспективы количественного подхода в изучении личности. 

Возникновение научно обоснованного метода тестирования принято связывать с работами Ф.Гальтона, К.Пирсона и др, заложивших концептуальные основы современной тестологии: необходимости использования серии одинаковых испытаний (проб); сбор информации на значительных выборках, статистическая обработка результатов; выявление статистических закономерностей в ответах, построение норм и эталонов оценки. Их разработки легли в основу психометрии – теории разработки и проверки психодиагностических методов, а также воплотились в теоретических представлениях о конструировании тестов – теории тестирования. Как следствие, все современные тесты разработаны на строгой, формализованной основе – статистической теории измерений, в процессе их применения осуществляется проверка их психометрических свойств.

Практика применения тестов показывает, что не смотря на их очевидные преимущества перед другими инструментами измерения, они обладают особенностями применения. Внешняя простота данного инструмента скрывает сложные концептуальные построения, серьезно влияющие на качество результатов.

Доступность психологических тестов, искажает представление об этом методе в обществе, предполагает, что для их применения не нужно обладать общепсихологическими знаниями, подготовленностью в проведении измерений, следовать этическим нормам. Как следствие, использование тестов лицами, не имеющими психологического образования в практике оценивания и экспертизы приводит к получению недостоверных данных, неправильным выводам и решениям.

Для предупреждения подобных ситуаций, необходимо оценивать наличие специального образования, уровень квалификации специалистов, проводящих психологические исследования, оценивать опыт тестирования психологических явлений. Итак, знание теоретических основ психологического тестирования, умение организовывать тестирование, собирать и интерпретировать психологическую информацию необходимо специалисту-психодиагносту для формулирования достоверных выводов.

Теоретические основы тестирования определяются двумя подходами: классической теории тестов (КТТ) и теории оценки результатов ответа (Item-response theory (IRT). Тесты, созданные на базе данных теорий отличаются по своей внутренней структуре, особенностям интерпретации полученных результатов, особенностям ошибок, допускаемых при измерении.

Классическая теория тестов (КТТ) оказывает существенное влияние на психодиагностику. Ее положения применяются не для создания не только тестов или опросников, а выполнения любого психологического измерения. Причина в том, что классическая теория относительно проста в реализации, ее воплощение предполагает проведение нескольких статистических процедур, применительно к небольшому объему эмпирических данных. Тесты, созданные на основе классической теории отвечают следующим требованиям:

1. Оценивается, насколько содержание задания соответствует сущности измеряемого явления. Предполагается, что тестовое задание должно прямо отражать явление (например, когда задание является видом деятельности – оценка способностей к устному счету посредством задания на устный счет), либо косвенно (например, оценка способности к устному счету посредством измерения знаний о цифрах). Отсутствие

2. Определяется ошибка измерения. В рамках КТТ результат любого измерения включает в себя не только реальное значение исследуемого явления (истинный балл) но и погрешность (ошибку измерения). Оценка точности измерения рассматривается на основе связи истинного балла с результатами измерения по каждому заданию отдельно и, в целом, в их совокупности. 

Ключевой параметр теста, созданного на основе классического подхода – надежность. Надежность имеет несколько проявлений, каждое из которых подвергается статистической оценке. В процессе создания тестовой методики, адаптации или стандартизации разработчик контролирует уровень надежности измерения. Для этого оценивается соответствие результатов измерения выполненных параллельными формами теста. В качестве параллельных форм используются: а) задания или задачи одной шкалы, произвольным образом разделенные на две части (например, четные и нечетные задания); б) несколько последовательных предъявлений одной и той же совокупности заданий; в) расчет ковариации ответов на задания, задачи теста.

Статистически, оценка надежности базируется на показателях коэффициента корреляции либо ковариации. Как правило, для всех методик они варьируются в диапазоне от 0 до 1, а для тестовых заданий значение надежности должно находится в диапазоне от 0,8 до 0,9. Низкие значения этого коэффициента говорят о непостоянстве результатов измерения, возможной случайности или подверженности помехам. Значения, превышающие этот диапазон, напротив, свидетельствуют о тождественности результатов. Такое может происходить из-за высокого сходства двух измерений, полученных например в следствии типичности тестовых заданий. Низкая надежность является основанием для исключения заданий, задач из шкалы, либо отказа от методики в пользу альтернативной процедуры. В случае применения ненадежных инструментов результаты измерения могут не приниматься во внимание или оспариваться.

Теория оценки результатов ответа (Item responсe theory, IRT) основывается на измерении статистических закономерностей ответов. В ее основе лежит оценка априорных (дотестовых) и апостериорных (послетестовых) вероятностей ответа опрашиваемого. Возможности IRT теории выходят за пределы классической теории тестов. Например, она позволяет осуществлять адаптированное тестирование, то есть за меньшее время с достаточность степенью надежности оценивать уровень когнитивных способностей. При этом, она достаточно терпима к пропускам данных, не отвеченным заданиям или вопросам.

Рассмотрим основную идею данной теории. Предполагается, что у каждого опрашиваемого есть определенный уровень измеряемой тестом характеристики. В случае измерения способностей, знаний или навыков такой характеристикой может выступать уровень подготовленности. Результат выполнения задания может быть предсказан набором факторов, определяемых изучаемым психологическим явлением. При этом, отношение между данным явлением и результатом выполнения задания, могут быть определены заданными, т.е. заранее определенными параметрами задания. В IRT существуют три вида моделей, оценивающих, какими параметрами должны обладать задания, чтобы наилучшим образом предсказывать уровень выраженности скрытой переменной.

Наиболее полной является из них трехпараметрическая модель. Согласно ей, каждое задание в тесте обладает параметрами трудности, дискриминативности и вероятности угадывания.

Трудность является ведущей характеристикой задания. В графическом виде, представленном на рис.1, трудность отражает точку в пространстве заданном параметрами: 1) вероятность ответа и 2) порядковый номер задания. Исходное значение трудности задания – 0,5. Оно означает, что опрашиваемый, имеющий средний уровень измеряемого свойства, способен с 50% вероятностью его решить.

Примечание: на рисунке представлена модификация IRT теории, выполненная Г.Рашем

где:
q - уровень выраженности измеряемой черты;
Pj – уровень трудности задания,
Bj – вероятность решения задания.

 

Дискриминативность – факультативная характеристика задания в тесте. Отражает способность задания делить опрашиваемых лиц по степени выраженности способности. В тестах оценки знаний, в зависимости от решения задания опрашиваемые распределяются на две группы – с высоким и низким уровнем знаний. Крутизна кривой на рис.1. характеризует дифференцирующую способность задания. Соответственно, высокая крутизна кривой говорит о высокой дискриминативности задания, а пологость, напротив низкой. Оптимальным является средний уровень, в таком случае выше вероятность приближения тестовой модели к потенциальным возможностям среднестатистического опрашиваемого.

Вероятность угадывания – третья характеристика теста, характеризующая способность опрашиваемого к угадыванию, случайному нахождению правильного ответа. На рис.1. она не отражена, однако участвует в расчетах модели тестовых заданий.

Для создания теста на основании IRT теории необходимо вычислить параметры характеризующие закономерности ее решения в выборке опрошенных лиц, далее построить для каждого задания или задачу кривую, графически отражающую данные закономерности. Кривые заданий не должны накладываться друг на друга – в таком случае, ясно, что одно из заданий является избыточным. Помимо этого, на определенных участках, кривая может не быть сформирована, например, из-за отсутствия данных, либо недостаточной или чрезмерной трудности. В таком случае, отсутствующие участки должны быть восполнены путем добавления заданий соответствующей трудности. При этом, следует увеличивать количество заданий средней трудности, поскольку только в этом случае можно добиться высокой дискриминативности.

Наряду с достоинствами IRT теории, существуют ограничения ее применения в тестовых исследованиях. Они заключается, во-первых, в том что с ее помощью нельзя анализировать неопределенные или слабо структурированные социально-психологические явления, такие как лидерство, социальное взаимодействие, во-вторых в том, что она требовательна к эмпирическим данным, основывается на результатах измерения больших выборок, критична к нарушению согласованности заданий, в-третьих, теория не принимает во внимание валидность заданий – считается, что каждое из них пригодно для оценивания.

Применение IRT оправдано по отношению к тестам обладающим одномерной и согласованной структурой: например, одно шкальным измерениям, либо специально подготовленным тестам когнитивных способностей. Тесты свойств личности могут приниматься во внимание при условии высокой согласованности пунктов, однородности ответов опрашиваемых.

Подводя итоги рассмотрения тестологических теорий, отметим, что разработка теста является более сложной технологически, поскольку предполагает необходимость тщательного изучения свойств измерительного материала. В отличие от опросников, применение теста нацелено не только на фиксацию явления, но оценку уровня его представленности – например, дифференциацию опрошенных по уровню способностей, компетентности и пр.

 

Классификация тестов

В связи со значительным количеством тестов в психодиагностике используются разнообразные классификации тестов. Основными критериями, применяемые для классификации выступают: предмет измерения, специфика стимульного материала, структура теста, процедура обследования, временные ограничения тестирования.

1. По предмету измерения тесты условно делятся на тесты когнитивных способностей, тесты достижений, тесты специальных способностей, тесты состояний. Охарактеризуем их более подробно:

а) тесты когнитивных способностей – условное обозначение, включающее в себя тесты когнитивных процессов, мышления и интеллекта.

Тесты когнитивных процессов – включают в себя процедуры изучения процессов внимания, памяти, речи, а также мышления. Применяемые в психодиагностике методики нацелены на изучение их формальных параметров (скорость, гибкость и др.) а также качественных характеристик, специфичных для каждого из этих психических процессов.

Подгруппой тестов, измеряющих когнитивные процессы выступают тесты интеллекта. Поскольку интеллект подразумевает более высокий уровень функциональной организации когнитивных процессов, тесты интеллекта отличаются сложной структурой, позволяющей измерить не только эффективность мыслительной деятельности и дать характеристику ее индивидуальным особенностям, но и оценить способность к обучению и использованию усвоенных знаний и навыков в жизни.

б) тесты достижений – это группа методик, измеряющая различные характеристики компетентности: знаний, умений, навыков и опыта, приобретенных опрашиваемым. Тесты достижений распространены в психолого-педагогической практике и применяются для изучения детей в дошкольном и подростковом периоде социального развития. Вторая область применения тестов достижений – профессиональная деятельность. Здесь посредством психологических исследований определяется наличие необходимых для осуществления профессиональной деятельности навыков.

Тестирование достижений разнообразно по своей предметной области: под достижениями могут пониматься например, квалификационные характеристики специалиста, его умение действовать в типичных и нетипичных условиях. Другой тип достижений связан с полученными в результате обучения знаниями или навыками – их проверка проводится в ходе обучения, а также в его окончании. При этом, тестирование фокусируется не только на знании, но оценивает навыки, к примеру координации движений, сформированного стиля мышления и пр. Третий тип измерения достижений предполагает диагностику профессиональных умений, оценку правленческих и иных навыков).

Нередко тесты достижений сочетаются с тестами специальных способностей: например, оценка навыков вождения сопряжена с измерением распределения внимания в условиях воздействия нескольких раздражителей, сосредоточенности внимания при монотонии.

В целом, диагностика достижений используется для оценки готовности к определенному виду деятельности – учебной, профессиональной, спортивной и др. Преимуществом тестов достижений является способность прогнозировать успешность такой деятельности, определять стиль ее выполнения субъектом.

Психометрически, тесты достижений являются наиболее устойчивыми инструментами измерения среди всех видов тестов.

в) тесты специальных способностей – представляют собой группу методик, оценивающих параметры психических процессов, психомоторных навыков, обеспечивающих эффективность деятельности субъекта в различных сферах социальных отношений.

В отличие от общих способностей, специальные вносят вклад в отдельные действия, операции, элементы их осуществления. Их наличие способствует легкости и быстроте обучения действиям и влияет на качество их выполнения. К этим тестам относятся инструменты, измеряющие уровень координационно-моторных, сенсорно-перцептивных, когнитивных, регулятивных функций. Среди специальных способностей выделяются группы тестов, обеспечивающих успешность в области сложных видов профессиональной деятельности. По отношению к ним также осуществляется тестирование способностей (см. рис.1.)

 

Рис. 1. Фрагмент стимульного материала теста инженерных способностей
Дж. Беннета. «Какая из осей, А или B вращается быстрее, или обе оси вращаются с одинаковой скоростью?»

 

г) тесты состояний – представляют собой группу методик для оценки функциональных и эмоциональных состояний субъекта. Данная группа тестов используется для измерения комплексных психофизиологических явлений – утомления, возбуждения, готовности и пр. Изучение состояния используется в различных видах профессиональной деятельности, как правило, связанной с риском – сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих, пилотов, операторов атомных электростанций и других специалистов, изменение состояния которых может пагубно отразиться на жизни и здоровье граждан. Другая область тестов состоянии представлена в практике психокоррекционной и психореабилитационной работы.

2. Специфика стимульного материала. В соответствии с ним выделяются вербальные и невербальные тесты.

а) вербальные тесты. Стимульный материал вербальных тестов представлен посредством букв, слов или предложений. Содержанием тестовых заданий выступают различные операции с вербальным материалом.

Например, им могут быть опознание – определение частей букв, слов; поиск – нахождение элементов в массиве, преобразование – изменение частей слов, предложений. Уровень операций варьируется – от простых, предметных, до сложных, словесных и абстрактно-логических.

Наиболее распространёнными заданиями являются мыслительные операций в словесно-логической форме (см. табл.1).

Таблица 1.

 

Вербальные задания, применяемые в тесте способностей

«Быстрый» является противоположным по смыслу слову: «Минер» – «минор». Эти два слова по значению являются: Какое из приведенных ниже слов отлично от других:  
1) тяжелый 2) упругий 3) скрытный 4) легкий 5) медленный 1) сходными 2) противоположными 3) ни сходными, ни противоположными   1) определенный 2) сомнительный 3) уверенный 4) доверие 5) верный  

 

Вербальные тесты предназначаются для лиц с определенным уровнем подготовленности: например учащихся школ, студентов, работников. Для этого они стандартизируются на выборках лиц, обладающих конкретными возрастными, социальными и культурными признаками. 

Выполнение вербальных тестов опосредуется несколькими факторами: знанием языка и культуры, уровнем образования, общей осведомленностью. Когда опрашиваемый не имеет достаточного уровня подготовленности в этих сферах, его способности измеряются некорректно. Об этом можно судить по результатам выполнения тестов иностранными гражданами. Несмотря на знание языка, они испытывают затруднения при выполнении заданий, связанных с культурой и историей России: толкование поговорок, указание на сказочных персонажей и пр. Поэтому, принимая решение о применении вербальных тестов следует предварительно выявлять уровень образования и осведомленности, принадлежность опрашиваемого к определенной национальной, этнической культуре.   

б) Практические тесты. Это наиболее многочисленная группа тестов, в ней стимульный материал представлен невербальными объектами. При этом могут применятся как предметы, так линии, цифры (образцы представлены на рис.2).

 

1 а. Стимульный материал теста «Головоломка» 1 б. Стимульный материал теста «Кубики Коса» 1 в. Стимульный материал теста Торрентса

Рис. 2. Образцы стимульного материала практических тестов

 

 Задания теста могут быть представлены в наглядной форме (например, решение головоломки (рис. 1 а), составление фигур (рис. 1 б), дополнение изображений (рис. 1 в). Значительное количество заданий в предметных тестах представляется в цифровом, формульном виде. Подобные испытания проводятся для оценки способностей к выполнению профессиональной деятельности и используются в профессиональном отборе.

Нередко в ходе тестирования воспроизводятся условия или ситуация профессиональной деятельности: демонстрируются приборы, инструменты, предоставляют информацию, которыми оперирует специалист. Как правило, такие стимулы включаются в тесты профессиональной компетентности и используются для аттестации специалистов. По существу, предметом их измерения являются не психологические явления, а знания, умения, навыки или имеющийся опыт.

В случае, если тестирование затрагивает когнитивные способности, стимульный материал для практических заданий предоставляется в виде абстрактных или геометрических фигур. Предметом оценивания в подобных тестах является интеллект и его невербальные компоненты: типы мыслительных операций – аналитические, синтетические, классифицирующие и пр. Для их определения используются задачи поиска закономерностей (см. рис.3).

 

Рис. 3. Образцы заданий в практическом тесте.

Примечание: «Задание испытуемому: посмотрите на рисунок и определите, какой элемент является пропущенным».

 

В отличие от вербальных тестов, решение практических тестов не подвергается влиянию языка или культуры, их выполнение слабо зависит от возраста, уровня образования и профессиональных особенностей или кругозора. К тому же они обладают слабой очевидностью – опрашиваемый редко связывает предлагаемые ему задания с исследованием уровня интеллекта. Популярность практических заданий обусловлена возможностью использования для изучения слабослышащих, глухих людей а также людей с нарушениями речевых функций.

3. Структура теста. По данному параметру, тесты могут быть разделены на две группы: простые и сложные. Структура теста влияет на его психометрические характеристики – валидность, надежность и дискриминативность. 

Простые тесты представляют собой однородную совокупность заданий или задач, сгруппированных в шкалу. Впрочем, простые тесты могут быть реализованы в виде «пробы», состоящей из задания, которое испытуемый выполняет неоднократно. К такого рода тестам можно отнести корректурную пробу Б. Бурдона, разработанную в 1895 году[94]. В ней испытуемый выполняет операцию по выделению определенных элементов из массива знаков в течении определенного промежутка времени. Результатом исследования выступает измерение устойчивости и переключаемости внимания. 

Технически, простые тесты создаются на основе классической теории тестов и предполагают измерение одного свойства конкретного психологического явления. Для оценки показателей в простых тестах используется преимущественно критериальный способ. Он предполагает введение специальных заданий, а также критериев, позволяющих дифференцировать обследуемых лиц на группы.

 Сложные тесты являются многошкальными методиками, нацеленными на комплексное изучение явления. Примерами подобных тестов выступают тесты интеллекта – Р.Амтхауэра, Д.Векслера, Р.Кеттелла. Структурно, тесты включают в себя группы шкал, оценивающие разные проявления психологических явлений. Например, в тесте Д.Векслера общий показатель интеллекта измеряется посредством одиннадцати субтестов – шести вербальных и пяти невербальных, в тесте Р.Амтхауэра используется девять субтестов, Кеттелла – восемь.

Диагностический конструкт сложных тестов базируется на оригинальной теоретической модели, представляющей измеряемое явление в виде совокупности уровней, отношений между ними. К примеру в теории интеллекта Ч.Спирмена, о способности тестируемого к решению когнитивных задач можно судить о скрытом факторе общего интеллекта.

Способами создания сложных тестов выступают факторно-аналитические принципы. Как правило, они предполагают группировку наиболее согласованных заданий и задач друг с другом. В результате, полученные группы обладают достаточной надежностью и дискриминативностью, что гарантирует возможность точного измерения. Помимо факторного анализа, современные сложные тесты строятся на базе неклассических теорий измерения, основываются на статистических характеристиках ответов испытуемых.

4. Процедура обследования предполагает дифференциацию всех тестов на три группы:

а) индивидуальные тесты, предусматривающие измерение одного испытуемого в присутствии экспериментатора. Как правило, индивидуальная работа обусловлена либо необходимостью регистрации качественных показателей – например, способа решения задачи, обобщения слов либо специфическими характеристиками стимульного материала.

б) групповые. тесты, обеспечивающие проведение массовых обследований. Как правило, данные методы используют количественную оценку показателей, формализованную процедуру обработки и объяснения результатов. Традиционный размер группы должен не превышать 25 человек, поскольку больший размер группы не позволяет эффективно руководить обследованием;

в) аппаратно-программные тесты – предполагающие использование технических средств для проведения измерения. В отличие от двух других процедур, в данном случае полностью исключается присутствие экспериментатора, других участников обследования; стимульный материал, формы и процедуры проведения реализуются с помощью специального интерфейса.

4. В зависимости от наличия или отсутствия временных ограничений выделяются

а) тесты скорости. Данные методики оценивают продуктивность работы опрашиваемого по времени, потраченной на выполнение задания.

б) тесты результативности. В тестах такого рода показателем оценивания выступает результат – например, решение задачи, выполнение определенных условий.

Рассмотренные основания для классификации не являются исчерпывающими, они охватывают наиболее существенные аспекты тестовых методик, помогают оценить важные признаки самих тестов, либо условий их использования. Более подробные классификации тестов могут быть получены при обращении к справочной литературе.

 

Невербальные тесты

Вербальные и невербальные тесты традиционно используются для измерения психических процессов, состояний и свойств. При этом, отмечается, что специфические особенности невербальных инструментов расширяют возможности их применения в разных областях профессиональной деятельности.

Как отмечалось ранее, в вербальных тестах содержанием действий опрашиваемых выступают операции с символами, понятиями, различные действия реализуемые преимущественно, в словесно-логической форме. Задания вербальных тестов используют речевые знания и опыт владения языком. Успешность выполнения тестов зависит от социальной включенности, коммуникативных способностей, особенностей воспитания и профессиональной деятельности. Таким образом, сфера применения и результаты оценки вербальных тестов оказываются под влиянием социальных факторов.

Существенное преимущество невербальных тестов в том, что они не подвержены эффектам социокультурной среды. Проводимое с их помощью измерение позволяет оценивать когнитивные процессы без погрешности, задаваемой социальными условиями. Знание языка необходимо лишь для ознакомления с порядком выполнения методики. 

Это обстоятельство позволяет применять их для измерения когнитивных способностей в специфических выборках, не подлежащих тестированию вербальными тестами. К ним принято относить:

а) лиц с нарушением психического развития, поражением речевых, слуховых или когнитивных функций, не позволяющих адекватно воспринимать стимульный материал вербальных тестов;

б) детей на доречевом уровне развития (до трех лет, в среднем);

в) неграмотных, не умеющих читать, считать и писать;

г) граждан иностранных государств.

Вместе с данными категориями, невербальное тестирование используется как часть исследований достижений или специальных способностей для лиц, чья профессиональная деятельность связана с информацией, представленной в образном, наглядно-действенном, цифровом виде. Ими могут являтся конструкторы, дизайнеры, программисты и пр.

Применение невербальных тестов осуществляется в клинической и профессиональной сферах, используется в целях экспертизы уровня психического развития, измерения уровня способностей и достижений.

Содержательно, стимульный материал невербальных тестов включает задания в предметной (детали, листы, фигуры и пр.) и наглядно-образной форме (в виде изображений, схем).

Предметная область невербальных тестов достаточно широка – от моторных и перцептивных функций до логико-комбинаторного, пространственного мышления и способностей к конструированию. В таком качестве они представлены в виде субшкал комплексных тестов, применяются для измерения уровня общих и специальных способностей, оценки достижений.

Современные невербальные тесты многочисленны и разнородны по своему содержанию. Наиболее известными разновидностями тестов являются: тесты действия и невербальные тесты[95].

Рассмотрим каждую из групп, характеризуя область их применения.

1. Тесты действия (performance tests) выполняются посредством операций с предметами: кубиками, картинками и пр. В эту группу входят методики:

1.1. Тест Кооса (Kohs Block Design Test). В современном виде стимульный материал теста включает 16 цветных кубов, с размером ребра 2 см., одноцветными или раскрашенными гранями. Суть теста заключается в выкладывании из кубиков определенных фигур в соответствии с предложенным экспериментатором образцом. Время выполнения теста ограничено. Всего в тесте представлено 17 вариантов выкладывания, предполагающих использование четырех, девяти и шестнадцати кубиков. Тест выявляет нарушения пространственного мышления вызванного дисфункцией управляющих функций и поражением правого полушария мозга. Данный тест включен в тестовую батарею теста Векслера.

1.2. Тест перемещения блоков (Passalong test). Включает четыре разно размерных лотка, и девять окрашенных в красный или синий цвет деревянный блока. Обследуемому предъявляется карточка с образцом, в соответствии с которым необходимо выложить блоки. Время выполнения теста фиксированное. Тест диагностирует функциональные нарушения координаторных и моторных функций, а также трудности пространственного мышления. В психолого-педагогической диагностике используется для определения готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению.

1.3. Тест лабиринта (Maze Test). Тест включает в себя изображение серии из нескольких лабиринтов, варьирующихся по степени сложности.

 

Рис. 3. Образец стимульного материала в тесте «Лабиринт»

 

В разных ревизиях количество лабиринтов варьируется от 8 до 12. Суть измерения заключается в прохождении из лабиринта. Время теста ограничено. Показателем оценки являются ошибки, включающие касание линий внутри лабиринта, сокращение углов и отрыв ручки / пальца. Также измеряется время, необходимое для завершения теста. Тест лабиринтов применяется для диагностики детей от трех лет и старше, существуют версии для взрослых людей. Тест измеряет уровень импульсивности, способности контроля над поведением, в клинических измерениях позволяет оценивать дефицит управляющих функций мозга.

1.4. Тест «Доска Сегена». Стимульный материал представляет собой 5 досок с врезанными фигу­рами. В каждую из досок врезаны геометрические фигуры с усложняющимися формами и структурой.

Рис. 4. Стимульный материал теста «Доска Сегена».

 

Суть методики заключается в заполнении отверстий соответствующими им фигурами. Методика применяется для изучения мышления детей с трехлетнего возраста. В клинических условиях тестирование позволяет выявлять затруднения в развитии мышления, в том числе связанным с органическими поражениями центральной нервной системы.

2. Невербальные тесты (nonverbal tests) являются распространенными инструментами для диагностики когнитивных процессов и интеллекта. Процесс тестирования для невербальных тестов опирается на применение языка, для объяснения инструкции, а также контроля за поведением опрашиваемого. Поэтому к невербальным тестам относятся методики требующие определенного уровня владения языком, в том числе например – на уровне детского языкового развития. Выполнение опирается на применение устных инструкций и общение с диагностом. В заданиях могут быть использованы как предметы и наглядные изображения, так и вербальное содержание. Последнее предполагает понимание смысла слов, а также предложений, частей текста.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.113.30 (0.085 с.)