Виды опросников и области их применения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды опросников и области их применения.



 

 В арсенале российской психодиагностики опросники занимают главенствующее место. По данным анализа, опросниками и шкалами являются 57% используемых инструментов, тесты способностей и достижений занимают 11%, проективные техники и процедуры – 8%, а оставшиеся тринадцать типов методик, включая анкеты, психосемантические методики, клинические интервью лишь четверть от общего количества инструментов[62]. Поэтому, принимая решение об использовании метода опроса, важно знать какие инструменты позволяют получить необходимую информацию, в чем заключается их специфика, какие особенности отличают одни опросники от других. Обращая внимание на критерии типизации опросников, можно выделить из них несколько важных.

    Предмет измерения являтся ключевой характеристикой опросника. Знание предмета позволяет выбрать наиболее подходящий для решения диагностической задачи инструмент. Следует подчеркнуть, что опросники являются одним из видов инструментов, не всегда позволяющим успешно решить диагностическую задачу. Поэтому, не следует всецело полагаться на метод опроса, игнорируя другие способы получения психологической информации – эксперимент, тестирование, наблюдение и пр.

Наиболее распространенным предметом измерения у опросников являются психологические явления, связанные с личностью и ее свойствами, регуляторными и эмоциональными состояниями, сферой мотивов, установок убеждений. Рассмотрим данные эти области более подробно, опишем подходы к их диагностике.

1. Личность, ее свойства и черты. Данный вид опросников нацелен на изучение и измерение проявлений личности в поведении, общении и деятельности. В основе большинства опросников личности лежат два теоретических подхода:

– типологический подход, оценивающий сходство проявлений личности опрашиваемого с определенными типами описаний. Наиболее известным типологическим опросником является «Минесотский многофакторный личностный опросник» (MMPI), созданный в 1940 г. С. Хатуэем и Дж. Маккинли. В основе методики лежат клинические описания десяти типов психологических отклонений личности.

На основании русской адаптации методики ММPI разработаны синонимичные методики опирающихся на клинические описания типов, стимульный материал, принцип построения шкал: «Методика многостороннего исследования личности» - ММИЛ (Ф.Б.Березин, М.П.Мирошников)[63]; «Стандартизированный многофакторный метод исследования личности» - СМИЛ (Л.Н. Собчик)[64], «Сокращенный многофакторный опросник для исследования личности» - (СМОЛ) В.П. Зайцев[65].

Вторая, существенно переработанная версия методики, MMPI-2, создана в 1989 году (Дж. Грехем, А. Теллиджен, Дж. Бучер, В. Далстром и Б. Кэммер), включает десять основных, тринадцать дополнительных шкал, изучающих проблемы социального поведения, связанные с личностными расстройствами а также пятнадцать шкал для определения дезадаптирующих состояний личности.   Русская адаптация методики MMPI-2 проходит психометрическую проверку на клинических выборках лиц, страдающих психическими заболеваниями[66].

– подход к описанию черт личности, представляющий личность в терминах стабильных и повторяющихся моделей поведения – черт (Г.Аллпорт). На основе теории черт разработаны несколько известных опросников, выделяющих определенный набор черт. К ним относится: «Личностный опросник Айзенка» - Eysenck Personality Questionnaire, (EPQ)[67], измеряющий три черты личности: нейротизм, экстраверсию и психотизм; «Большая пятерка личностных черт» - Big Five personality traits - Five-Factor Inventory (NEO-FFI)[68], измеряющий нейротизм, экстраверсию, открытость к опыту, согласие и осознанность; «16 факторный опросник личности» - 16 Personal Factors (Р.Кеттелла), оценивающий шестнадцать черт личности[69].       

В настоящее время теория черт продолжает успешно развиваться – на ее основе разрабатываются новые опросники. Предметом теоретического обсуждения выступают концепции перечисляющие разное количество ключевых черт личности – три, пять или шесть. Кроме того, обсуждается источник формирования этих черт – биологические, психологические и социальные факторы.

Помимо комплексных подходов к изучению личности, в психодиагностике представлены опросники, охватывающие отдельные свойства личности. Данная группа методик является наиболее многочисленной, по мнению Н.А. Батурина, такой предмет имеет более 32% опросников, применяемых в российской психодиагностике[70]. Анализу подвергаются индивидуально-типологические свойства, представленные на индивидном уровне (формально-динамические характеристики проявления нервной системы), исследуются проявления свойств личности в деятельности, анализируется влияние личности на деятельность (стиль деятельности, уровень компетентности и профессионализма) и деятельности на личность (профессиональные деформации и деструкции). 

2. Характер и его свойства. Опросники, изучающие характер, преимущественно основываются на клинико-типологическом подходе. Поскольку проблемы проявления характера изучались в клинических условиях, основной подход к исследованию характера разрабатывался учеными-психиатрами: К.Леонгард, А.Е. Личко[71].

1. Типологический подход анализирует акцентуации характера – яркие проявления свойств характера, находящиеся на грани между нормой и патологией поведения. Он представлен методикой Г.Шмишека, измеряющей десять акцентуации личности (демонстративную, педантичную, застревающую, возбудимую, гипертимическую, дистимическую, тревожно-боязливую, циклотимическую, аффективно-экзальтированную и эмотивную)[72]; опросником черт характера взрослого человека» (ОЧХ-В) - В.М. Русалова, О.Н. Маноловой, представляющим концепцию акцентуаций К.Леонгарда через призму специальной теории индивидуальности, выделяющую биологические (динамические) и социальные (содержательные) проявления в акцентуациях характера[73].

2.Социальный подход к исследованию характера в психодиагностике представлен небольшим количеством методик. В них характер оценивается в терминах взаимодействия с обществом. При этом, характер рассматривается не в клинических, а релятивных характеристиках – отношении к себе, другим и делу, обществу и вещам[74].

3. Мотивация. Опросники мотивации обращаются к разным образованиям мотивационной сферы личности. Используемые в них диагностические конструкты разрабатываются на разных теоретических основаниях, поэтому не всегда опросники мотивации могут обладать предметной валидностью, соотносится с областью мотивов. Условно, можно выделить несколько групп инструментов, имеющих название «мотивация», но исследующих потребности, мотивы, ценности субъекта.

- потребности («Самоактуализационный тест» (Personal Orientation Inventory) – POI Э.Шострома, адаптацию выполнили Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, М.В. Загика и М.В. Кроз)[75] базируется на гуманистических представлениях о побуждающем значении самоактуализации. Предметом измерения являются два проявления: поведение и его представление о ценностях. Результат измерения представлен в двух базовых шкалах («Компетентности во времени» и «Поддержки», а также 12 частных шкал, оценивающих разные проявления самоактуализации.

- мотивы (опросник стремления к успеху и избегания неудач (А.Мехрабиана) - диагностирует уровень двух мотивов личности: мотива стремления к успеху и мотива избегания неудач)[76], одобрения (Д.Марлоу, Д.Краун)[77])

- ценности («Опросник терминальных и жизненных ценностей» (ОТЕЦ) – И.Г Сенин, основывается на теоретических представлениях о структуре ценностей М.Рокича, измеряет выраженность восьми терминальных ценностей (собственного престижа, высокого материального положения, креативности, активных социальных контактов, развития себя, достижения, духовного удовлетворения, сохранения собственной индивидуальности)[78].

4. Эмоциональная сфера: виды эмоций и их параметры. Опросники диагностируют эмоции посредством обращения к представлениям субъекта о своем поведении и самооценки. Для оценки применяются: характеристики эмоциональных проявлений (названия эмоций), либо типологические признаки нарушений в эмоциональной сфере.

По охвату, опросники изучают эмоции комплексно или изолированно, в части отдельных их проявлений. Примером комплексного подхода является:

­- «Шкала дифференциальных эмоций (ШДЭ) К.Изарда[79], предназначенная для самоопределения базовых эмоций: радости, удивления, печали, гнева, отвращения, презрения, горя и страдания, стыда, интереса и волнения, вины, смущения. Кроме определения эмоций, опросник позволяет выявить интенсивность их проявления.

- «Четырехмодальный эмоциональный вопросник Л.Я. Рабинович», измеряющий уровень выраженности четырех эмоций (радости, гнева, страха, печали), выполненный в форме самоотчета о проявлений эмоций в поведении[80].

    Измерения отдельных эмоций посредством опросников достаточно распространены. В них используется не только поведенческий, но и клинический подход к измерению.

- агрессивность («Опросник уровня агрессивности Басса-Перри (адаптирован С.Н. Ениколоповым, Н.П.Цибульским)[81];

 - депрессивность («Шкала депрессии Бека» (Beck Depression Inventory – (BDI)[82];

 - тревога («Шкала тревоги Спилбергера» (State-Trait Anxiety Inventory – STAI) (адаптирована Ю.Л. Ханиным)[83].

    Кроме того, предметом измерения опросников является интенсивность эмоций. К примеру, оценку диапазона эмоций от энергичности до вялости и астении можно выполнить с помощью «Шкалы позитивного и негативного аффекта» (Positive and Negative Affect Schedule (PANAS), адаптирована Е.Н. Осиным[84].

5. Воля и саморегуляция. Исследование саморегуляции и самоуправления осуществляется посредством анализа самопредставлений субъекта. К примеру, оценка воли методом опроса предполагает анализ проявлении воли в различных ситуациях активности (вопросник «Воля» – В.П. Прядеин)[85].

              Измерение способности к саморегуляции охватывает параметры стиля саморегуляции, включающего показатели планирования, моделирования, программирования, оценки результатов, а также некоторые проявления развития регуляторно-личностных свойств - гибкости и самостоятельности (опросник «Стиль саморегуляции и поведения» - ССПМ (В.И. Моросанова)[86]).

6. Самооценка и самоотношение. Опросники самооценки опираются на представление субъекта о себе, измеряют субъективную ценность и значимость данного представления.

              Традиционным способом измерения самооценки выступает шкалирование, опросные методы измерения самооценки появились лишь в середине 60х годов ХХ века. Наиболее известным опросником самооценки является шкала самоуваженияМ. Розенберга [87], включающая десять утверждений о самоценности.

Диагностика самоотношения включает в себя несколько различающихся образований – знание о себе, самопринятие, последовательность и стабильность самопредставлений.
Примерами опросников, позволяющими оценить самоотношение выступают:
– «Многомерный опросник исследования самоотношения» (МИС) С.Р. Пантилеев[88] описывает девять проявлений самоотношения, сгруппированных в три ключевых фактора самооценки: самоуважение, аутосимпатию и внутреннюю неустойчивость;

– «Опросник самоотношения» ОСО (В.В. Столин, С.Р.Пантилеев)[89], оценивает три уровня самоотношения: глобальное самоотношение; самоотношение, разделенное по критериям самоуважения, аутсимпатии, самоинтереса и ожиданиям отношения к себе а также уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему «Я»).

7. Убеждение и социальная установка. В этой области исследования изучаются устойчивые представления субъекта о социальном поведении, отношении и взаимодействии с окружающими людьми. Диагностика убеждений не имеет общей теории, объединяющей или упорядочивающей различные виды убеждений, например по направленности или интенсивности. Методики, изучающие социальные установки, охватывают очень широкий диапазон проявлений и областей:

- представлений о ценностях социального взаимодействия Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» (О.Ф. Потемкина)[90], анализирует выраженность социально-психологических установок, рассматриваемых в противоположных по смыслу парах: 1) «альтруизм или эгоизм», 2) «процесс или результат», 3) «свободу или власть», 4) «труд или деньги». 

- отношение к окружающему миру (опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова)[91] – оценивающий общий уровень толерантности к окружающим, а также отдельные проявления: этническая, социальная толерантность, а также толерантность как черта личности.

- гендерные установки (опросник «Мужские нормативные установки» (Р. Луйт (адаптирована И.С. Клециной и Е.В. Иоффе)[92]. Методика изучает субъективное представление о понятии «мужественность», а также связанным с ним ролевым социальным поведением.

Помимо представленных направлений, опросники применяются для сбора информации о различных проявлений социального поведения субъекта.

Следует подчеркнуть, что выполненное описание не является полной характеристикой всех предметов измерения опросников. Выполнить эту задачу невозможно из-за высокой изменчивости психологического инструментария – появления новых психологических феноменов, трансформации уже существующих инструментов.

Область опросников в психодиагностике является наиболее многочисленной и динамичной. Создание опросника в современных условиях научной методологии и техники не являтся трудоемким действием, не требует значительных временных затрат. Поэтому, при изучении новых инструментов следует обращать внимание не только на их предмет измерения, но и другие признаки, характеризующие особенности применения и измерительный потенциал. К таким признакам относится структура опросника и его стандартизация.

Структура опросника описывает количество диагностических шкал и пунктов, способ их организации.

По этому показателю можно определить является ли измерительный инструмент шкалой (т.е. одномерным измерением) или многомерным опросником (предполагающим несколько параметров, сложную систему регистрации ответов). Кроме того, определение типа шкалы и общего количества пунктов показывает трудоемкость и временные затраты на его проведение. Существенной характеристикой структуры является способ конструирования опросника, показывающий каким образом создавался и был структурирован стимульный материал. По этому критерию выделяются эмпирические и факторные опросники. Отличие между этими опросниками заключается в особенностях внутренней структуры.

Разработка эмпирических опросников происходит путем подбора вопросов (заданий), позволяющих разделять группы испытуемых по степени выраженности психологического явления. Для этого используются экспертная практика оценивания - подобранные на такой основе критерии, как правило максимально приближены к цели измерения.

Наиболее часто в роли критерия выступает клинический диагноз, синдром или типология поведения. Большинство рассмотренных типологических опросников базируются на основе клинических описаний. К примеру, пункты шкал опросников MMPI, разрабатывались на основе представлений, переживаний, настроений, присущих людям, имевшим психические отклонения. Данные группы утверждений были обобщены в виде измерительных шкал, каждая из которых посвящена определенному расстройству поведения или личности. Технически, применение опросника избавляет специалиста от собеседования с пациентом, заменяя устное интервью на письменный самоотчет по заданным вопросам. Такой подход к измерению имеет констатирующий характер, поскольку не позволяет прогнозировать развитие, понимать его причины. Вместе с тем, очевидно, что он является быстрым и точным способом диагностики.

Структурно эмпирические опросники являются шкальными техниками. Внутри каждой шкалы представлен набор утверждений, близких по смыслу и содержанию. Каждое утверждение вносит свой вклад в шкалу таким образом, что представляет собой элемент ее градуировки. В случае, если опрашиваемый ответил на все или большинство пунктов такой шкалы, его результатом станет «высокий» уровень изучаемого признака. В обратном случае, отсутствие ответов показывает, что уровень признака «низкий».

Факторные опросники применяются для изучения латентных психологических явлений. Такое явление не имеет четких эмпирических признаков позволяющих его описать в терминах поведения или подвергнуть экспертной оценке. К примеру, им может выступать явление мотивационной, регулятивной сферы личности. Например, опросник личностных черт «Большая пятерка» разработан на основе обобщения проявлений личности, которые были присущий одной группе испытуемых и отсутствовали у другой.

Соответственно, в факторном исследовании, конструкт опросника создается посредством статистической группировки: а) опрашиваемых лиц; б) сходных утверждений, вопросов.

Примером второго способа группировки является методика «16 личностных факторов» Р. Кеттелла. В нем факторный анализ позволил свести описание 181 наименование черт личности до 12, наиболее устойчивых с позиции факторного анализа черт личности. На основе этой группировки Р.Кеттеллом было выдвинуто предположение, что для полного описания личности человека достаточно охарактеризовать шестнадцать свойств.

Помимо эмпирических и факторных подходов к созданию опросников, в настоящее время разрабатываются новые статстические процедуры, позволяющие оценивающие типичные ответы, их частоту и сопряженность. Для этого используют принципы работы нейронной сети, а также значительные выборки эмпирических данных.

Помимо структуры опросника, для принятия решения о его применимости в диагностике необходимо оценивать надежность и точность получаемых с его помощью данных. Об этом свидетельствует признак стандартизированности.

Стандартизированность опросника показывает, могут ли результаты измерения соотносится с результатами других методик. Применение стандартизированных методик имеет меньше ограничений, чем не стандартизированных. Например, позволяет проводить оценку и экспертизу полученных результатов путем соотнесения с нормативными показателями. При этом стандартизированными методиками является большинство существующих в психодиагностике инструментов измерения черт и свойств личности и ее элементов: темперамента, характера, способностей и пр.

По критерию стандартизированности, опросники делятся на две группы – а) стандартизированные самоотчеты;

б) нестандартизированные опросы-интервью, опросы–анкеты, опросы-самоописания.

Рассмотрим нестандартизированные методы опроса более подробно. Интервью, анкеты и самоописания применяются для сбора неформализованной информации. Она, как правило не является психологической по своему содержанию и дополняет полученную с помощью стандартизированных методов информацию о субъекте. Нестандартизированные опросы собирают биографические сведения о субъекте, его мнения и представления относительно определенных событий, ситуаций, фиксируют жизненный опыт.

Методика проведения опросов предполагает наличие структуры. В таком виде, они имеют фиксированный порядок задавания вопросов, предусматривают конкретное содержание, форму вопросов и определяют тип ответа. К примеру, биографическое интервью предполагает хронологическую последовательность изложения информации, с указанием дат и мест ключевых жизненных событий респондента. 

Структурированное интервью – распространенный способ сбора информации, применяемый в сфере профессиональной деятельности для отбора кандидатов на службу, оценки знаний у действующих сотрудников и работников. Среди структурированных интервью потенциалом для сбора психологической информации обладает поведенческое интервью.

Цель поведенческого интервью – изучение опыта поведения в прошлом а также моделирование возможного поведения в определенных ситуациях и условиях. Методика проведения является формализованной, построение интервью регулируется принципами и требованиями. К принципам относится: 1) использование понятий, связанных с поведением; 2) предпочтение открытых вопросов закрытым; 3) ясность и краткость формулировок; 3) доступность для понимания; 4) общеупотребительный язык.

При подготовке интервью в контексте профессионально-ориентированного собеседования используется компетентностный подход. Разработка вопросов подчиняется следующим правилам:

1. Каждый вопрос анализирует одну компетенцию.

2. В вопросе должна затрагиваться проблема, которую субъект должен разрешить, продемонстрировав имеющийся опыт или предположив модель своего поведения.

3. Проблема должна описываться обобщенно, чтобы охватить максимально широкий диапазон опыта клиента.

Например, при изучении коммуникативных способностей кандидата на работу, ему предлагается следующий кейс:

«Опишите профессиональную ситуацию, в которой Вы имели дело с враждебно настроенными по отношению к Вам людьми. Кем они являлись для Вас? Какие действия Вы предприняли и каков был результат?»

Полученные ответы соотносятся со специально разработанной шкалой, включающей показатели измерения и критерии оценки. Типичной является пятиуровневая шкала. Ее градациями являются позиции: «Осведомленный» (минимальный) - «Базовый» - «Повышенный» - «Продвинутый» - «Экспертный» (максимальный).

В зависимости от полученного уровня специалисты определяют дальнейшую траекторию профессионального развития. Например, необходимость дополнительного обучения и супервизии для лиц, получивших осведомленный и базовый уровень, возможность расширения сферы ответственности для лиц, обладающих высоким уровнем коммуникативной компетентности.

Помимо поведенческих интервью распространены клинические интервью, измеряющие соответствие обследуемого признакам заболевания, социально-психологические, анализирующие особенности социальных установок, представлений, общественного мнения, образовательные, оценивающие индивидуальные предпочтения обучающихся, их профессиональные запросы, интересы и потребности в знании.

Анкета является формализованным способом сбора информации о субъекте. Анкеты используются для получения общей социальной и биографической информации, востребованной при организации психологической диагностики.

Исторически, первые анкеты начали применятся в сфере профессиональной ориентации – они предполагали изучение опыта выполнения различных видов деятельности и на этой основе позволяли принять решение о наиболее подходящей профессии. В настоящее время, опросники профессиональной ориентации нацелены на изучение индивидуальных особенностей личности, склонностей, предпочтений и интересов, установок по отношению к определенным областям профессиональной деятельности.

В специальных случаях, например, в деятельности органов внутренних дел, анкеты кандидатов на службу включают вопросы, относящиеся к прохождению воинской службы, проживанию за рубежом, наличию способностей, достижений в различных видах спорта, владению иностранным языком и пр.

По способу фиксирования результатов анкеты могут иметь открытые, закрытые и полузакрытые вопросы. Открытый вопрос предполагает свободную форму ответа, закрытый – один либо несколько вариантов, а полузакрытый – сочетает в себе несколько предписанных вариантов с возможностью дать открытый ответ. Такой способ организации анкеты повышает полноту сбора информации, а также мотивацию к ее заполнению.

Опрос-самоописание наименее структурированный и формализованный вид нестандартизированного опроса. Такой вид исследования используется для определения основных нарративов – представлений человека о себе и своей жизни. Нарративный анализ набирает популярность в качестве метода изучения самопредставлений субъекта. Самоописание относится к процедурам автобиографического анализа и заключается в вербальном конструировании «образа себя» в определенный период жизни. Содержательно, самоописание - это рассказывание жизненной истории без каких-либо ограничений.

Метод самоописания лишен трех недостатков присущих стандартизированным самоотчетам. Первым недостатком выступает отсутствие четкого самопредставления. Он проявляется в неспособности выразить себя, описать свои специфические качества личности. Вторым недостатком является слабый словарный запас и низкий уровень вербальных способностей субъекта. Он появляется в тех ситуациях, когда человек не обладает достаточным набором слов с помощью для выражения своих качеств личности. Третьим недостатком является проблема фальсификации вызванная мотивами социальной желательности. Зачастую испытуемый стремится произвести благоприятное впечатление о себе перед окружающими, поэтому характеризует себя лишь положительно, приписывает себе качества, которыми не обладает.

Метод самоописания реализуется в современных научных исследованиях, и не получил достаточного распространения в повседневной деятельности специалистов-психологов. Вместе с тем, признается что самоописание имеет перспективы и преимущества по сравнению со стандартизированными методиками исследования самопредставлений.

Итак, подводя итоги, отметим, что опросники в психодиагностике являются классическим примером субъективного диагностического подхода. Развитие опросников прошло долгий путь от экспертизы и клинических обследований к статистическим обобщениям и анализу значительных эмпирических данных. В настоящее время, применение опросников стало рутинным этапом любого психологического исследования. Однако, несмотря на внешнюю простоту этого метода, следует контролировать уровень валидности и надежности получаемой информации.

 

Контрольные вопросы

1. В чем причина популярности опросников среди других диагностических инструментов?

2. Какие теории определяют процесс разработки опросника?

3. В чем проявляется конкуренция конструктов?

4. Каким образом следует применять поведенческую концепцию при разработке шкалы?

5. Какие разновидности предмета измерения в опросниках Вам известны?

6. Какие виды личностных опросников Вы знаете?

7. Какими, с точки зрения структуры, бывают опросники?

8. Чем опросник отличается от анкеты?

9. Какие правила проведения интервью повышают точность диагностической информации?

10.Каким образом следует обрабатывать результаты самоописания?

 

 

Тема 10. Виды тестов

1. Тест как психодиагностический инструмент.

2. Виды тестов.

3. Вербальные и невербальные тесты.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 744; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.225.35.224 (0.126 с.)