Подходы к классификации методов психодиагностического исследования



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подходы к классификации методов психодиагностического исследования



Современная психодиагностика обладает чрезвычайно большим арсеналом методов, методик и процедур. В некоторых зарубежных изданиях, объем применяемых для обследования тестов и опросников признается превышающим десятки тысяч единиц. Каждый из инструментов обладает своей спецификой – стимульным материалом, процедурными и интерпретационными особенностями. Таким образом, перед исследователями все чаще стоит задача упорядочивания, систематизации множества методик.

Наиболее общая классификация психодиагностических методов была предложена предложенная американским психологом Саулом Розенцвейгом (1907 - 2004). Она предполагает деление методов по способу получения результатов на объективные, субъективные, проективные.  Охарактеризуем каждую из этих групп. 

Объективный метод измерения предполагает регистрацию внешней активности субъекта либо внешних признаков психических явлений, отражение измерения в метрических единицах.

Объективное измерение фокусируется на результатах действий, актах поведения испытуемого. Эти явления представлены объективно, исследователем регистрируется соответствие действий определенным правилам и условиям (правильности решения, последовательности действий, скорости, точности и пр.).

Методики объективного измерения чаще всего используются для изучения способностей и достижений, динамики психических процессов и состояний. Примерами объективных тестов являются тесты интеллекта – тест Векслера, Амтхауэра, шкала Стенфорд-Бине.

Какие преимущества и недостатки свойственны объективным измерениям?

Объективное измерение наиболее точный вид измерения. Его результаты выражаются в метрических единицах (сантиметрах, килограммах, секундах, градусах, амперах), преобразуются и сопоставляются с другими объективными тестами без потери информации.

Объективные тесты менее всего подвержены влиянию субъекта – его настроения, желания показать себя в определенном виде, изменить мнение экспериментатора.

Объективное измерение обладает наилучшими характеристиками стабильности результатов по сравнению с субъективными и проективными методами. Например, уровень внимания, памяти или силы нервной системы, измеренный объективными тестами не изменяется от тестирования к тестированию.

Недостатком объективных тестов является меньшая валидность по сравнению с субъективными или проективными тестами. Как правило, объективно измеряются не сами психологические явления, а их поведенческие признаки, физиологические или иные характеристики. Таким образом, объективное тестирование не может корректно оценивать многие явления личности – потребности, мотивы, стремления.

Субъективные методы – наиболее многочисленная группа методов в психодиагностике. Субъективное измерение нацелено на изучение представлений субъекта о себе, своем внутреннем мире и отношений с окружающими. Основным принципом субъективных методов является самоотчет, в ходе которого обследуемый сообщает определенную информацию о себе, которая основана на самонаблюдении и само понимании.

Субъективные методы могут быть стандартизированными и нестандартизированными. 

Стандартизированные метод предполагают, что обследуемому предъявляется упорядоченный набор стимулов, обследование проходит по определенной процедуре, а его результаты сравниваются с обобщенными (нормативными) показателями по данной методике. Примерами выступают стандартизированные самоотчеты – опросники и шкалы свойств личности. К наиболее известным относятся Миннесотский многофакторный опросник личности, шестнадцати факторный опросник Кеттелла и др.

Нестандартизированные метод предполагает, что испытуемому задается неупорядоченный набор вопросов, затрагивающий разные стороны его жизни, отношений и самопредставлений. Примерами такого исследования являются: собеседование, анкетирование, самоописание. Результаты исследования обрабатываются путем качественного анализа. Как правило изучается – содержание ответов на вопросы, преобладающая тематика высказываний, содержательность и эмоциональность ответов и другие признаки.

Какие положительные и отрицательные качества присущи субъективным методам исследования?

Субъективные методы чувствительны к психологическим явлениям – посредством их применения можно описать большую их часть событий внутреннего мира личности. Субъективные методы позволяют диагностировать проявления темперамента и характера, оценивать свойства и качества личности, описывать процессы деятельности и общения. Эта способность объясняет, почему субъективные методы наиболее распространены, по сравнению с объективными и проективными.

Субъективные методы обладают удовлетворительной точностью если они хорошо стандартизированы, пригодны и достаточно согласованы.

Субъективные методы менее требовательны к условиями проведения обследования чем объективные. Как правило, обязательными условиями являются точная и подробная инструкция, а также отсутствие раздражителей в ходе тестирования.

Недостатки субъективных методов связаны с их достоинствами – слабое знание о себе, неспособность описать себя а также мотивация, с которой субъект приступает к обследованию способны сильно исказить результаты обследования.

Субъективные методы зависимы от уровня самопредставлений. Слабое знание себя, либо неспособность описать себя понятным исследователю способом снижает объем получаемой информации. К примеру, сравнение объективных и субъективных оценок креативности, показало, что опрашиваемые считают себя практически вдвое креативнее, чем это показывают объективные тесты (M (субъект.оценка) = 72.8 и M (объективн. оценка) = 44.1)[25].

Субъективные методы зависимы от отношения испытуемого к обследованию, исследователю и ситуации. Нежелание подвергаться психодиагностике влечет за собой искажение результатов. Причем, сильное что интересно, сильное желание продемонстрировать себя также снижает достоверность результатов измерения. Предполагая, что исследование угрожает субъекту, либо его результаты будут неверно восприняты, обследуемый по-другому воспринимает вопросы и дает ответы на них.

    Проективный метод измерения предполагает оценку психологических явлений по характеру реакции на воспринимаемые стимулы. Данный подход опирается на теоретические представления о влиянии неосознаваемых процессов на поведение и решения субъекта, обоснованное в психоанализе.

    Метод проекции реализуется путем предъявления изображений или предметов, обладающих нечеткими очертаниями, незавершенными формами. Считается, что субъект реагирует на них, побуждаемый глубинными потребностями, влечениями, конфликтами и пр. В отличие от объективных измерений, в которых также предъявляются стимулы, проективный метод фиксирует их восприятие и оценку обследуемым, а также не предполагает нормативной оценки: выраженной в единицах времени, правильности или точности действий.

    Наиболее известным проективным тестом является «Тест чернильных пятен Роршаха», в котором субъекту демонстрируется набор чернильных пятен, и оценивается то, каким образом каждое из них воспринимается (см. рис. 1.).

 

Рис. 1. Образец стимульного материала «Теста чернильных пятен Г.Роршаха»

 

    Схожий принцип проекции используется в известном методе «Тесте тематической апперцепции» Г.Мюррея. Субъекту предлагается серия таблиц, которые содержат более отчетливые, но также неоднозначные и провокационные изображения. В ходе просмотра каждого из них субъекту предлагается составить историю о ситуации или персонажах на изображении. Данные рассказы обобщаются и анализируются. Специалист оценивает их тематику, частоту возникновения определенных сюжетов, делает вывод о доминирующей или неудовлетворенной потребности обследуемого.

Помимо тестов восприятия, распространены и другие методики, основанные на иных принципах проекции – конструировании, дополнении, и пр. Более подробно они будут обсуждаться в соответствующем разделе данного учебника.

    Сравнение с другими методами сбора данных показывает, что проективные методы обладают наиболее спорными показателями надежности и достоверности измерения. В частности, анализ более 2000 публикаций, проверяющих валидность проективных методов – тестов Рорашаха и Мюррея показал их неочевидную валидность и нестабильную надежность по сравнению с объективными и субъективными методами. Предполагается, что эти методы более чувствительны к текущему, краткосрочному периоду жизнеятельности, рациональным действиям, планируемому и контролируемому поведению. Проективный метод эффективно оценивает долгосрочные жизненные стратегии, наклонности и идеи, только оформляющиеся в сознании обследуемого[26].

    Наконец, существенное влияние на достоверность проведения проективного исследования оказывает компетентность, опыт и личность психодиагноста. Такие процедуры требовательны и к психологическому контакту между исследователем и обследуемым.

    Помимо объективных, субъективных и проективных процедур, в психологической диагностике представлено несколько менее распространенных оснований для классификации методов. Они носят типологизирующий характер, поскольку позволяют описывать и соотносить между собой разные методики и процедуры исследования.

Так, В.К. Гайда и В.П. Захаров выделяет следующие основания классификации психодиагностических методик[27]:

- 1. По качеству методики можно разделить на а) стандартизированные и б) нестандартизированные.

- 2. По предназначению методики делятся на а) общедиагностические (тесты личности по типу опросников Р. Кеттелла или Г. Айзенка, тесты общего интеллекта), б) тесты профессиональной пригодности;

- в) тесты специальных способностей (технических, музыкальных и т.п.) г) тесты достижений.

- 3. По материалу, которым оперирует испытуемый:

- а) бланковые;

- б) предметные (кубики Кооса, доски Сегена и т.п.);

- в) аппаратурные (устройства для изучения особенностей внимания и т. д.);

- 4. По количеству обследуемых:

- а) индивидуальные;

- б) групповые.

- 5. По форме ответа:

- а) устные;

- б) письменные.

- 6. По ведущей ориентации:

- а) тесты на скорость;

- б) тесты мощности. В тестах мощности задачи трудны и время решения не ограничено; исследователя интересует как успешность, так и способ решения задачи;

- в) смешанные тесты.

- 7. По степени однородности задач:

- а) гомогенные (задачи схожи друг с другом и применяются для измерения вполне определенных личностных и интеллектуальных свойств);

- – гетерогенные (задачи разнообразны и применяются для оценки разнообразных характеристик личности и интеллекта).

- 8. По комплексности:

- а) отдельные (изолированные) тесты;

- б) тестовые наборы (батареи).

- 9. По характеру ответов на задачи:

- а) тесты с предписанными ответами;

- б) тесты со свободными ответами.

- 10. По диагностируемой области психического:

- а) тесты личности;

- б) интеллектуальные тесты.

- 11. По характеру умственных действий:

- а) вербальные;

- б) невербальные.

А.А. Бодалев и В.В. Столин в качестве основания для классификации методов психодиагностики рассматривают следующие критерии[28]:

- а) степень вовлеченности психолога в диагностическую процедуру;

- б) степень его влияния на результат психодиагностики.

В соответствии с этими критериями авторы объединяют все методы психодиагностики в следующие две группы:

1. Объективные методики. Характеризуются минимальной вовлеченностью психодиагноста в процедуру проведения, обработки и интерпретации результатов исследования. К ним относятся:

- а) аппаратурные методики (с применением измерительных приборов);

- б) тесты;

- в) некоторые стандартизованные самоотчеты;

2. Диалогические. Характеризуются большой степенью влияния опыта, профессиональных навыков, личности экспериментатора и других его характеристик на диагностическую процедуру и результаты диагностики. Своим поведением психодиагност может создать как оптимальные условия для сбора диагностической информации, так и полностью исказить ее смысл. К таким методам относят:

- а) беседу;

- б) интервью;

- в) диагностические игры;

- г) патопсихологический (экспериментально-психологический) эксперимент;

- д) проективные методики.

Помимо описательных классификаций, в психологической диагностике применяются и психометрические критерии для описания психодиагностических методик. Для этого используются следующие характеристики:

1) тип стимульного материала;

2) источник информации;

3) форма представления стимулов;

4) источник информации;

5) присутствие нормативных показателей.

6) структура методики.

Иллюстрируем содержание каждого из данных критериев более подробно.

1. По критерию типа применяемых в методике тестовых (стимульных) заданий психодиагностические выделяются:

а) вопросники – стимульным материалом выступают открытые/закрытые вопросы;

б) утверждения – стимульным материалом являются суждения, утверждения, по отношению к которым обследуемый должен выразить свое согласие либо несогласие),

в) результаты (продукты) активности – материалом для анализа выступают результаты активности субъекта. Чаще всего вербальной, предметной, творческой либо репродуктивно воспроизведенной;

г) модели поведения (действия) – отраженные испытуемым под влиянием инструкции практические действия, либо возникающие в этот период физические, физиологические реакции. Для их регистрации применяются различные вспомогательные методы регистрации физиологической активности: дыхания, активности нервной системы головного мозга (электроэнцефалограмма), мышц (электромиограмма), психоэмоционального состояния (кожно-гальваническая реакция (КГР) окулограмма и др.

2. По источнику информации психодиагностические методы можно разделить на осознанные (например, субъективные методы самоотчетов) либо неосознаваемые (проективные методы). При этом, следует учитывать, что внутри данных групп методов могут быть более сложные деления. Например, опросники могут апеллировать к опыту действий, могут изучать представления субъекта о себе, а могут опираться на знание о себе в контексте социальной рефлексии – мнение человека о себе со слов окружающих людей. Конечно, проективные методы также являются разнообразными по виду стимульного материала.

3. По форме стимульного материала обследуемым можно выделить несколько групп методов:

а) бланковые – стимульные материалы – вопросы, рисунки и проч., а также ответы или действия испытуемых выполняются, фиксируются на формализованном бланке);

б) предметные – стимулы предъявляются в виде предметов: кубиков, гвоздей, наборов конструирования, лепки и пр.

в) компьютерные – стимулы предъявляются посредством компьютерного интерфейса;

г) аппаратные – стимулы предъявляются в виде тренажеров, конструкций, технических устройств.

4. По источнику данных, используемых для анализа и оценки методики делятся на объективные, субъективные, проективные.

Объективные данные собираются в контролируемых условиях через внешние действия испытуемого и отражаются в стандартных единицах измерения. Субъективные данные отражают знание или представление испытуемого о себе. Проективные методы оценивают восприятие субъектом нейтральных либо слабоструктурированных стимулов.

5. По критерию присутствия тестовых показателей психодиагностические методики дифференцируются на имеющие нормы (например стандартизированные, зачастую объективные тесты) и не имеющие их (например, нестандартизированные – анкеты, интервью, качественный контент анализ и пр.)

6. С позиции структуры психодиагностические методики можно разделить на многомерные (сложные) и одномерные (простые).

Сложные и многомерные методики оценивают и измеряют несколько проявлений в изучаемом явлении. Например, опросники черт личности, как правило являются многомерными, поскольку изучают несколько проявлений личности. Структурно подобная методика может включать несколько шкал (более простых по структуре). Например, тест Векслера включает в себя одиннадцать субшкал, измеряющих разные проявления интеллекта. Каждая из шкал нацелена на измерение одного, конкретного параметра интеллекта. 

В психодиагностике представлены также частные виды классификаций, затрагивающие отдельные характеристики стимульного материла, технических средств, способов предъявления и другие основания. К примеру, важным критерием, раскрывающим внутреннюю организацию методики является наличие «правильного» ответа, решения, способа действия.

По данному основанию можно выделить два вида методик:

1. Методики, не имеющие правильного ответа, относящиеся к классам самоотчетов, анкет, проективных методов;

2. Методики, опирающиеся на наличие правильного ответа, способа действия или нормы для оценивания – класс объективных тестов (тесты способностей, когнитивных процессов, мышления и интеллекта).

Другим критерием, ярко характеризующим специфику диагностических методик является использование речевой активности. По этому основанию можно выделить две группы методов:

1. Вербальные методики. Стимульным материалом являются вопросы, утверждения, либо слова и выражения. Соответственно, качество ответов а также успешность прохождения тестов определяется вербальным интеллектом, социально-культурными особенностями испытуемых, а также уровнем образования, языковой практики и пр.

2. Невербальные методики. Стимульным материалом являются цифры, предметы, образы, изображения, конструкции. Испытуемый должен осуществлять арифметические, логические, конструктивные и иные манипулятивные операции. Эффективность выполнения такого рода заданий не зависит от культурных либо социальных характеристик, а определяется интеллектуальными и когнитивными способностями и опытом субъекта.

Важно подчеркнуть, что психодиагностические инструменты могут характеризоваться по разным моделям классификации и иметь в своем описании указания на наличие нескольких признаков. Поэтому, чтобы точнее описать методику, необходимо использовать несколько оснований (критериев) классификации.

 



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.28.137 (0.01 с.)