Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы психодиагностического исследованияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Получая задачу на проведение психодиагностического исследования, можно быть уверенным в том, для ее решения могут быть применены несколько инструментов. Соответственно, приступая к выбору исследователь должен понимать, какие виды инструментов ему доступны, какие из них обладают наилучшими характеристиками для решения поставленной задачи. В этой связи, исследователю необходимо иметь представление о том, как классифицируются современные психодиагностические инструменты, какие основания их упорядочивания существуют. Начиная обсуждение этого вопроса в данном разделе, охарактеризуем вначале наиболее общие критерии, упорядочивающие методы психологической диагностики. В основе классификации методов лежит процедура организации исследования. Рассматривая ее в качестве основания для классификации методов, можно определить четыре этапа, каждый из которых предусматривает использование особых методов: - организационный, - эмпирический, - обработки результатов - интерпретационный. Каждый из этих этапов предъявляет особые требования к сбору эмпирических данных, и, как следствие, включает в себя основания для выбора методов диагностического исследования. Рассмотрим каждый из них в отдельности. Организационный этап исследования предполагает выбор стратегии сбора данных. Исследователь может предпочесть сравнительный либо лонгитюдный метод обследования. Сравнительный метод как правило предусматривает обследование испытуемых разных социальных, возрастных, культурных групп единовременно. Выбор срезовой стратегии предполагает однократное обследование испытуемых в индивидуальной либо групповой форме. Как правило, в таких случаях исследователь использует «батарею» методов, стремясь собрать информацию о значительном количестве психологических параметров в группах. Сравнительный метод наиболее распространен при организации научного исследования, в общей психологии (сопоставление выборок и испытуемых), в социальной психологии, в психологии труда и т.д. Планируя сравнительное исследование следует особое внимание уделить объему собираемого материала, применяемым для этого методам а также трудоемкости обследования. Лонгитюдный метод предполагает длительное обследование одной или нескольких групп, определенным набором методов. Данный метод наиболее предпочтителен для изучения процессов развития психологических явлений (например, развития социальных отношений в коллективе, адаптации к условиям трудовой деятельности, становления личности профессионала и пр.). Его преимущество перед срезовым методом видится в возможности точного прогнозирования динамики развития, нахождения его стадий и определения закономерностей, а также определения внутренних отношений между фазами психического развития. Выбор лонгитюдной стратегии накладывает особые требования к надежности методов, поскольку один и тот же арсенал методов будет предъявляется испытуемым неоднократно. Поэтому, планируя исследование, необходимо обратить внимание на устойчивость методик к многократному использованию. Организация исследования по любой из рассмотренных стратегий предъявляет дополнительные требования к выбору методов, процедур и методик сбора, обработки и объяснения полученного материала. Как правило, в деятельности психолога организации, учреждения данные стратегии являются смешанными. Часть диагностических задач обладает определенной периодичностью: например, изучение коллективов групп, отделений или отделов проводится не реже одного раза в календарный год. Периодическому тестированию подвергаются и отдельные сотрудники – например, если они включены в группы особого внимания. Соответственно, данные группы или индивиды изучаются в течении длительного времени. Для анализа применяются, как правило однообразные методы и приемы. Изучение психологического состояния либо определение готовности к выполнению деятельности, сбор информации о выраженности конкретных психологических явлений требует применения сравнительной или «срезовой» стратегии. В таком случае практическим психологом осуществляется массовое либо выборочное изучение предметных проявлений психологического явления. В результате сочетания обоих стратегий сбора диагностического материала психолог комплексную информацию по интересующим его вопросам. Вместе с тем, смешение сравнительной и лонгитюдной стратегий не снимает необходимости выбора конкретных методов или методик. Данные стратегии позволяют «спроектировать» структуру сбора эмпирического материала, понять периодичность диагностических действий, упорядочить формы организации опроса и обработки результатов. Поэтому в решения большего числа задач, стоящих перед психологом, желательно планировать применение не одного, а двух методов проведения исследования. 2. Эмпирический этап организации исследования предполагает сбор данных. Для его реализации применяется несколько разновидностей методов психологического исследования применяемых в психодиагностике: метод наблюдения и самонаблюдения, эксперимента, метод тестирования и опроса, анализ продуктов деятельности. 2.1. Обсервационные методы: наблюдение и самонаблюдение. Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Наблюдение субъектом над явлениями собственной социальной и индивидуальной активности является самонаблюдением. Наблюдение является одним из наиболее часто используемых в психологии исследовательских методов. Наблюдение может применяться самостоятельно, но обычно оно органически включается в состав других методов исследования, таких как беседа, изучение продуктов деятельности, различные типы эксперимента и т. д. В зависимости от формы процедуры наблюдения[29] можно выделить: – осознанное наблюдение; – неосознанное внутреннее наблюдение; – неосознанное внешнее наблюдение; – наблюдение окружающей среды. Обратимся к анализу особенностей каждого из указанных видов. Осознанное наблюдение. При осознанном наблюдении наблюдаемому человеку известно о том, что за ним наблюдают. Такое наблюдение проводится в контакте исследователя с субъектом, причем наблюдаемый обычно пребывает в курсе задачи исследования и социального статуса наблюдателя. Специфичность ситуаций, в которых происходит непосредственное (осознанное) наблюдение, приводит к тому, что выводы из таких наблюдений очень сложно корректно распространить на другие ситуации, а не только на ту, в которой происходила процедура наблюдения. Неосознанное внутреннее наблюдение. При неосознанном внутреннем наблюдении наблюдаемым субъектам неизвестно о том, что за ними наблюдают, а исследователь-наблюдатель находится внутри системы наблюдения, становится ее частью (например, когда психолог внедряется в хулиганскую группировку и не сообщает о целях своего внедрения, чтобы получить наиболее объективные сведения о ее деятельности). Наблюдатель контактирует с наблюдаемыми субъектами, но те не осведомлены о его роли в качестве наблюдателя. Недостаток: трудность фиксации результатов. Факт того, что ведется наблюдение, не влияет на наблюдаемых субъектов благодаря тому, что они о нем не знают. Также наблюдатель получает широкий простор для получения информации из-за возможности непосредственного контакта с наблюдаемыми субъектами. Неосознанное внешнее наблюдение. При неосознанном внешнем наблюдении наблюдаемым субъектам неизвестно о том, что за ними наблюдают, а исследователь ведет свои наблюдения, не входя в непосредственный контакт с объектом наблюдения (например, наблюдатель может быть скрыт от наблюдаемого за односторонне прозрачной стенкой). Данная форма наблюдения удобна тем, что исследователь не стесняет поведение наблюдаемых и не провоцирует акты их поведения, которые бы соответствовали целям его исследования, т. е. она позволяет собрать достаточно объективные данные о поведении людей. При такой форме наблюдения присутствие исследователя в роли наблюдателя не фиксируется наблюдаемыми, тем самым уменьшается влияние на естественность их действий. Также возможно использование технических и других средств для облегчения регистрации данных и хода исследования. Еще одно явное достоинство состоит в том, что уставший наблюдатель может быть незаметно сменен другим. Наблюдение окружающей среды. При такой форме наблюдения исследователь изучает условия окружающей среды и социальную среду, в которой находятся наблюдаемые. Он пытается сделать выводы о том, как внешние факторы обуславливают действия индивида или группы индивидов. Очевидными достоинствами метода наблюдения признается возможность с его помощью: непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения; одновременно оценить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определенным задачам, предметам и т. д.; произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов; достичь многомерности обследования, т. е. фиксации сразу по нескольким параметрам, например, вербального и невербального поведения. Выделяется ряд объективных, связанных с методом наблюдения, и субъективных, связанных с наблюдателем факторов, обуславливающих надежность этой исследовательской процедуры, точность получаемых в ходе наблюдения сведений. К объективным особенностям наблюдения относятся[30]: – однократность наблюдаемых обстоятельств, приводящая к невозможности сделать обобщающее заключение, исходя из единичных наблюдаемых фактов; – необходимость классифицировать результаты наблюдения; – необходимость больших ресурсных затрат (временных, людских, материальных) в ходе наблюдения за сложными объектами; – малая репрезентативность для крупных генеральных совокупностей; – сложность соблюдения операциональной валидности. Субъективные факторы, влияющие на точность наблюдения: – экспектация (ожидание) – заключается в подсознательном формировании оценочного суждения о намерении объекта профессионального интереса; – эмпатия – способность прочувствовать переживания другого человека. Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным, внешним и внутренним, включенным (которое может быть открытым и закрытым) и невключенным, прямым и косвенным, сплошным и выборочным (по определенным параметрам), полевым (в повседневной жизни) и лабораторным. Возможными источниками ошибок при оценке информации являются стереотипы, мнения других лиц, гало-эффект, эффект снисходительности, психическое состояние наблюдающего, доминирующие потребности, защитные механизмы и упрощения, преднамеренный обман наблюдателя. Помимо выделенных источников ошибок можно отметить ряд ошибок, связанных процессом наблюдения. – Ошибка центральной тенденции. Наблюдатель стремится давать усредненную оценку наблюдаемому поведению. – Ошибка корреляции. Оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи). – Ошибка контраста. Склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным. – Ошибка первого впечатления. Первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения. Таким образом, в процессе подготовки к наблюдению должна быть сформирована специфическая психологическая установка, позволяющая объективировать процесс восприятия и оценки объектов и ситуаций деструктивной активности. 2.2.Экспериментальный метод традиционно используется в психодиагностике для изучения и оценки когнитивных (в том числе сенсорных и перцептивных) процессов. В таком виде, стратегия эксперимента предполагает предъявление определенных стимулов (напр.: изображений, звуков, запахов) и фиксация времени их осознания субъектом. Исторически, экспериментальные исследования проводились в тесной связи с физиологическими исследованиями ощущений и восприятия человеком разных явлений объективного мира. Однако, в середине XX века в практику психологической диагностики вошли методы социально-психологических экспериментов, направленных на изучение внутригрупповых отношений, сплоченности и лидерства. Появились психолингвистические эксперименты, направленные на сбор данных о восприятии образов, слов и их значений. В последние десятилетия в арсенал практического психолога входит методика аппаратных психофизиологических исследований, заключающаяся в предъявлении испытуемому эмоционально-значимых слов и регистрации психофизиологических реакций на них. Данная методика имеет сходство с классическим экспериментом: определены стимулы и изучаются реакции, строго контролируются помехи, различаются контрольные и релевантные воздействия. Таким образом, экспериментальный метод в современной психологической диагностике применяется для изучения психологических явлений. Его отличительными чертами выступает высокая надежность и точность измерений. Так, точность заключений, полученных с помощью полиграфа варьируется от 64 до 98%. Вероятность изобличения преступников посредством психофизиологического исследования оценивается в диапазоне от 70,6 до 98,6%; подтверждение невиновности подозреваемых, по данным исследовательских обзоров, составляет, в среднем, 76%[31]. 2.3. Метод тестирования – один из наиболее массовых и распространенных методов психодиагностического исследования. Под психологическим тестом понимается стандартизированная методика оценки, направленная на измерение индивидуальных свойств и качеств субъекта прямо или косвенно связанных с возможностью эффективного осуществления им профессиональной деятельности. Тест должен удовлетворять следующим критериям: 1. иметь набор задач и/или заданий; 2. включать шкалу измерения ответов, позволяющую отражать количественную оценку выполнения теста в виде показателей; 3. иметь критерии оценки и/или правила интерпретации результатов; 4. содержать описание процедуры, правил поведения во время тестирования и условий выполнения (инструкцию для экспериментатора и испытуемого); 5. материалы и процедуры теста должны быть стандартизированы. Наиболее распространенными тестами в психологических исследованиях выступают тесты способностей и достижений, когнитивных процессов (мышления, внимания, памяти и пр.).[32] 2.4. Метод опроса является наиболее используемым видом сбора психологической информации. В российской психологии разнообразные опросные методики и шкалы занимают более половины всех имеющихся методов, при этом они охватывают широкий спектр явлений – от психологических процессов и состояний до свойств индивида, личности и индивидуальности. Классификация опросников предполагает их систематизацию по разным основаниям: по стандартизированности, по направленности, по типу стимульного материала и многим другим основаниям. С психометрической точки зрения, опросники представляют собой разновидность стандартизированных самоотчетов. Признаками стандартизированного опросника выступает совокупность вопросов, играющих роль стимульного материала. Данные вопросы предъявляются испытуемому в определенной последовательности. Даваемые им ответы фиксируются на специальном бланке, в дальнейшем они обобщаются по определенному алгоритму («ключу») и сопоставляются с нормативными показателями («нормой»). На основании сопоставления делается вывод о присутствии у опрашиваемого исследуемого психологического явления. 2.5. Анализ продуктов деятельности – это метод количественно-качественного изучения документальных и материальных свидетельств активности субъекта. Наиболее распространенным способом анализа продуктов деятельности выступает – контент-анализ. В психодиагностике представлено два вида контент-анализа: количественный и качественный. Количественный контент-анализ предполагает оценку частоты присутствия явления в предметной или речевой деятельности субъекта (напр.: определение встречаемости в речи личных местоимений). Задача количественного контент анализа - получить представление о средствах деятельности, часто используемых субъектом действий, операций, слов, предметов и пр. На этом основании исследователь может охарактеризовать структуру деятельности, определив например, цель, мотив или потребность, на основании которой субъект осуществляет свою активность. Качественный контент-анализ осуществляется для получения сведений о целостных явлениях в жизни, деятельности и сознания субъекта: его идеях, замыслах, представлениях. Предметами контент-анализа выступают завершенные действия, продукты труда и творчества, высказывания субъекта. Количественный и качественный варианты контент-анализа применяются в случае невозможности взаимодействия с субъектом, например в посмертной судебной экспертизе. По своей мощности они являются вспомогательными методами психологической диагностики и нуждаются в дополнении другими источниками информации. Контент-анализу подвергаются разные виды документов: а) статистические; б) вербальные в) официальные и неофициальные (служебные записки, письма, дневники, художественные произведения; г) письменные (книги, газеты, журналы, контрольные работы, школьные сочинения); д) иконографические (картины, кино, рисунки, фотодокументы); е) фонетические (аудиозаписи, устная речь). К достоинствам метода контент анализа можно отнести: независимость – отсутствие влияния на объект; помехоустойчивость – за счет высокой стандартизированности измерения; хронологичность – возможность оценивать изменения в психологическом явлении с течением времени; возможность многократного применения без эффекта «ознакомления». Существенными недостатками контент-анализа можно считать трудоемкость и временные затраты на организацию процедуры сбора материала и его обработки. Однако, потенциальные возможности применения контент-анализа в исследовательской практике достаточно широки в связи с развитием информационных технологий и переносом коммуникации в виртуальные информационные пространства, позволяющие сохранять и обрабатывать большие объемы материалов. В целом краткий обзор эмпирически методов психологической диагностики показывает значительный арсенал инструментов, каждый из которых обладает своими преимуществами, спецификой и ограничениями. Выбирая тот или иной метод необходимо отчетливо понимать какие требования в области надежности и достоверности полученных результатов стоят перед исследователем, какие процедуры обработки результатов он планирует применить. 3. Этап обработки результатов исследования предполагает изучение собранных результатов и их анализ. Для этого психодиагност использует методы количественного и качественного математико-статистического анализа. Они включают различающиеся по степени сложности процедуры. Поскольку цели обработки результатов варьируются от простой оценки до моделирования отношений между параметрами инструментов, арсенал применяемых методов также достаточно широк. Как правило, перед исследователем стоят две большие группы целей – обработка материалов исследования и анализ полученных результатов. Обработка материалов исследования (оценка первичных статистических данных, сопоставление с нормативными показателями; расчет показателей) – опирается на наиболее простые меры и алгоритмы статистической оценки. Речь идет о расчете средних значений и дисперсии, определении моды и медианы, различных видов асимметрии. Благодаря статистической оценке психодиагност определяет качество полученных им результатов, дает их психологическую характеристику. Наиболее простыми стратегиями обработки выступает сравнение средних у нескольких групп испытуемых, оценка дисперсий полученных результатов. Кроме того, многие методики требуют преобразования первичных результатов (так называемых «сырых» баллов) в стандартные показатели. Наиболее часто это применяется для тестов способностей и достижений. Известная шкала IQ – на самом деле имеет стандартные математические показатели – ее среднее значение равно 100 баллов, а стандартное отклонение – 15. Другие шкалы также имеют подобные характеристики. (Их анализу будет посвящена соответствующий раздел учебника). В результате обработки можно приступать к анализу результатов – более глубокому и качественному изучению данных. Анализ результатов направлен на оценку причин, условий, факторов, влияющих на изучаемое психологическое явление. Анализ тесно связан с интерпретацией результатов, следующим этапом исследования. Для анализа полученных данных используются сложные математико-статистические процедуры. Их цель – описать характеристики психологических явлений: отношения между характеристиками, структурные связи, динамические процессы. Как правило, каждый метод решает определенную задачу. Например, корреляционный анализ оценивает наличие связь между переменными, дисперсионный – определяет различия между сопоставляемыми значениями, факторный – позволяет понять, существует ли определенная структура отношений между переменными. Помимо этих гипотез, статистические методы позволяют прогнозировать и классифицировать, оценивать сдвиг и мощность воздействия, изучать пути и модели отношений между явлениями. Статистический анализ – мощный и эффективный инструмент, позволяющий не только объяснять результаты, но и совершенствовать инструменты измерения, адаптировать их к изменяющимся условиям применения, разрабатывать новые психодиагностические методики, методы и концепции. Знание статистических методов – большое подспорье для не только для практикующего психолога, но и академического ученого. 4. Интерпретация результатов это завершающий психодиагностического исследования – интерпретация результатов. Здесь применяются методы, позволяющие обобщить результаты, сделать выводы, подготовить психологическое заключение. В деятельности практикующего психолога этап интерпретации завершается написанием справки либо отчета о проведенном обследовании. В нем отражаются полученные результаты, делается вывод о достижении целей, задач, подтверждении либо опровержении гипотезы обследования. Интерпретационный этап включает в себя применение методов объяснения и описания психологического явления к полученным в ходе психодиагностике результатам. Общими и часто используемыми методами являются генетический и структурный методы. Интерпретация результатов посредством данных методов это выдвижение прогноза развития психического явления, описания факторов, влияющих на изменение его уровня, определение путей коррекции либо профилактики. Применение генетического метода интерпретации предполагает, что психодиагност раскрывает причины, этапы возникновения психологического явления, объясняет динамику его изменения. Например, говоря о профессиональной деформации в генетическом ключе, необходимо охарактеризовать текущий уровень ее проявления, перечислить факторы, способствующие ее возникновению и усилению, сформулировать предположение о дальнейшем развитии деформации. Структурный метод интерпретации предполагает определение и характеристику внутренних и внешних связей психологического явления. В таком виде психологическое явление представляется сложной совокупностью показателей, параметров, уровней и отношений. Психологическое заключение о личности в структурном описании предполагает описание разных черт, свойств либо качеств личности, устойчивых и динамических ее характеристик. При интерпретации результатов практического психодиагностического исследования следует обращать внимание на терминологию, стиль и последовательность изложения. Ясное и логичное описание результатов повышает эффективность их использования. При этом следует обратить внимание на корректное описание явления – во-первых с точки зрения применяемых инструментов диагностики, во-вторых, с точки зрения категорий теоретической психологии. Недопустимо смешивать разные теоретические подходы и методы в ходе интерпретации. Следует быть теоретически и методологически последовательным в описании и объяснении результатов. Формулируемая интерпретация должна использовать терминологию применяемых инструментов: методов, методик и процедур. Выводы психодиагноста должны соответствовать теоретическим основаниям, методам и результатам исследования, не выходить за их пределы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.40.90 (0.01 с.) |