Измерение в психодиагностике



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Измерение в психодиагностике



 

В процессе изучения психологических особенностей большое значение имеют точность и обоснованность выводов, которые зачастую отражаются на профессиональной и индивидуальной составляющей жизни обследуемых. Заключение специалиста-практика об индивидуально-психологических особенностях личности, как и диагноз врача, не может быть ошибочным, подразумевать неоднозначное или неправильное его толкование.

Точность и объективность заключения психолога во многом связаны с точностью и объективностью психодиагностического измерения.

Измерение, в наиболее общем виде, – это процедура сопоставления частной характеристики с объективным эталоном и приписывание количественных значений данной характеристике в определенном масштабе или шкале. Измерение опирается на ряд правил, выполнение которых обеспечивает валидность и надежность получаемых сведений, в конечном итоге обуславливая результативность всей последующей работы психолога.

Наиболее раннее высказывание о принципиальной возможности измерения психических явлений, процессов и состояний принадлежит немецкому философу Густаву Теодору Фехнеру (1801–1887). В своем фундаментальном труде «Элементы психофизики» он писал: «...трудно возразить против того, что духовное вообще подчинено количественным отношениям. Ведь можно говорить не только о большей или меньшей силе ощущения, но и о разной силе влечений, о том, что существует большая или меньшая степень внимания, живости воспоминаний или образов фантазии, ясности сознания в целом, а также интенсивности отдельных мыслей... Таким образом, высшее духовное не в меньшей степени, чем чувственное... может быть охарактеризовано количественно»[49].

В естественно-научном измерении выделяются два основных этапа: сопоставление с эталоном и преобразование в форму, удобную для использования (различные способы индикации).

Любой вид измерения предполагает наличие вполне определенных единиц. Исторически при изучении объективной реальности была разработана собственная шкала измерения. Так, длина измеряется в метрах (сантиметрах, миллиметрах), время – в секундах (часах, минутах), масса – в килограммах (тоннах, граммах). В физике и других естественно-научных дисциплинах используют основные и производные единицы измерения.

Основных единиц измерения относительно немного: в Международной системе единиц (СИ) это килограмм (кг) – единица массы, метр (м) – единица расстояния, секунда (с) – единица времени, градус Кельвина (°К) – единица температуры, ампер (А) – единица силы тока, кандела (кд) – единица силы света и моль – единица количества вещества.

В психологическом измерении отсутствуют самостоятельные единицы, а применяются четыре вида измерительных шкал:

1) номинативная (наименований);

2) порядковая (ординарная, ранговая);

3) интервальная;

4) отношений.

Каждая из этих шкал предназначена для кодирования[50] информации определенного рода и имеет, соответственно, особую форму числового представления.

Измерение, выполненное при помощи номинативной и порядковой шкал, относится к качественному (идеографическому, объяснительному), а при помощи шкалы интервалов и отношений – к количественному (описательному). Нужно отметить, что использование определенного способа кодирования обуславливает способ интерпретации, т. е. специальные статистические и логические процедуры, применяемые для описания выявленных фактов и представления результатов исследования.

Таким образом, процедура кодирования способствует классификации выявленных эмпирических фактов и отнесению их к определенному виду психических явлений. Неправильное использование измерительных шкал, их смешение или нестандартизованное применение способствуют искажению результатов. Обратимся к анализу измерительных шкал.

1. Номинативная шкала (наименований).

Измерение в номинативной шкале заключается в приписывании (наименовании) какому-либо объекту определенного обозначения (символа). Примером такого рода операции может служить представление типов темперамента по Гиппократу (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик), Айзенку (экстраверт, интроверт, нейротик), Кречмеру (пикнический, лептосомный, атлетический и диспластический).

Простейшим видом номинативной шкалы, где применяются всего два пункта, является дихотомическая шкала. Примером дихотомической шкалы будут пункты («да» – «нет»), («согласен» – «не согласен»). При измерении в дихотомической шкале исследуемые признаки называются иначе альтернативными.

Отметим, что номинативная шкала ограничивает исследователя в математико-статистических методах, применяемых для анализа данных. Допустимыми методами статистики являются число случаев, мода, корреляция случайных событий, коэффициент и др.

2. Порядковая шкала (ординарная, ранговая).

Применяется при отражении порядка изучаемых явлений. С этой целью признаки ранжируются, т. е. получают определенное числовое значение, отражающее порядок проявления их свойств. В порядковой шкале отражаются: уровень учебной успеваемости в школе (от «1» до «5»); звания в системе военной службы (рядовой, ефрейтор, сержант, прапорщик и пр.); спортивные разряды (третий, второй, первый, кандидат в мастера спорта, мастер спорта и пр.).

При кодировании информации в порядковой шкале необходимо соблюдать порядок (последовательность) приписывания чисел таким образом, чтобы значения располагались по степени убывания или возрастания. Пример ранжирования представлен в табл. 3.

 

Таблица 3

Варианты ранжирования

№п/п Градация Ранг Альтернативный ранг 1 Альтернативный ранг 2
1 Согласен 1 5 1
2 Скорее согласен, чем не согласен 2 4 3
3 Не уверен 3 3 5
4 Скорее не согласен, чем согласен 4 2 7
5 Не согласен 5 1 9

Как видно из таблицы, альтернативные ранги, несмотря на различие в числовом представлении, сохраняют свою последовательность (возрастания или убывания), что говорит о верности приписывания рангов. Для проверки правильности ранжирования применяют также формулы:

, (1)

 

где N – число ранжируемых признаков.

 

В случае, если количество ранжируемых признаков велико, формула (1) может быть модифицирована:

, (2)

 

где X – число строк,

Y – число столбцов.

Зачастую при ранжировании признаков может возникнуть ситуация одинаковых рангов, т. е. несколько величин могут иметь сходные числовые обозначения. В этом случае ранжирование производится следующим образом:

1. Выявляются наименьшее и наибольшее значение числового ряда.

2. Наименьшему значению присваивается ранг, равный 1, наибольшему – равный количеству ранжируемых величин.

3. В случае совпадений рангов величин они ранжируются последовательно таким образом, чтобы каждая из них имела ранг, превышающий предыдущий на единицу ранжирования.

Для проверки правильности ранжирования проводится расчет по формулам (1) или (2).

Допустимыми методами статистики являются медиана, проценты, ранговая корреляция по Спирмену, Кендаллу.

3. Интервальная шкала.

В основе шкалы лежит понятие интервалачасти измеряемого свойства между позициями шкалы. Измерение заключается в присвоении измеряемому свойству определенного значения, равного количеству единиц измерения, соответствующих имеющемуся свойству. Размер интервала – фиксированная величина, постоянная для всех участков шкалы. Важной особенностью шкалы интервалов является отсутствие нуля – единой точки отсчета. Для использования шкалы интервалов нередко применяют специальные единицы измерения – стэны, станайны. Из табл. 4 видно, что приведенная шкала интервалов имеет семиуровневую градацию трех вариантов утверждения, доступных испытуемому.

Таблица 4

Шкала интервалов

 

–3 –2 –1 0 +1 +2 +3

Не согласен

Не уверен

Согласен

 

Классическим примером измерения в шкале интервалов является методика «Семантический дифференциал» Ч. Осгуда, где испытуемый сопоставляет субъективные представления с заранее определенной шкалой интервалов, тем самым определяя их выраженность.

4. Шкала отношений.

В отличие от шкалы интервалов в шкале отношений вводится фиксированная точка отсчета, т. е. понятие ноля. В связи с этим измерение в шкале отношений предполагает сопоставление объектов в зависимости от степени выраженности измеряемого свойства. Шкала отношений используется в естественно-научном измерении (вес, объем, протяженность, сила и пр.). Данная шкала обладает максимальной мощностью,т. е.способностью дифференцировать большинство признаков или свойств психического явления, в отличие от номинативной, порядковой или интервальной.

 



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.142.91 (0.011 с.)