Методики психодиагностического исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методики психодиагностического исследования



 

Поскольку ранее рассмотренные методы исследования определяют лишь наиболее общие контуры психодиагностического арсенала, то для формирования четкого представления об инструментах необходимо описать конкретные методики. Методики исследования это процедуры и способы сбора психодиагностической информации.

Методики психодиагностического исследования дифференцируются в соответствии с предметной областью подвергающейся исследованию. Для их выделения необходимо описать принятую в общей психологии теоретическую структуру психических явлений и методов их исследования. Благодаря работам Б.Г. Ананьева известно, что психические явления условно разделяются на процессы, состояния и свойства. Помимо этого, выделяются несколько сфер психологических явлений. Наиболее общими выступают когнитивные, эмоциональные и индивидуально-типологические сферы психических явлений. Методики психодиагностики оценивают данные психические явления с точки зрения уровня их выраженности (напр.: низкий, средний, высокий), качества развития (низший, высший) и другим основаниям.

При этом, важно помнить, что уровень и качество развития психических явлений высоко индивидуально. Оно зависит от а) нейро- и психофизиологических составляющих, тесно связанных с наследственностью, процессами внутриутробного и прижизненного развития; б) психологических, связанных с влиянием условий жизни, обучения и воспитания; в) социально-психологических, находящихся в зависимости от социальной вовлеченности субъекта, его социального статуса и пр.

Поэтому выбор методики для изучения психических явлений должен осуществляться с учетом: а) специфики преставления о нем; б) необходимых характеристик для оценивания (уровня, качества развития); в) необходимости оценки факторов, влияющих на проявление или развитие.

К психо- и нейрофизиологическим методикам изучения психических явлений можно отнести:

- методики оценки суммарной электрической активности, отводимой с поверхности головы (в том числе оценки энергии, амплитуды, мощности нервных импульсов); вызванных потенциалов, оценивающий изменения функциональной активности областей коры, осуществляющих прием и обработку поступающей информации.

 - методики оценки вегетативных изменений посредством непрямой регистрации неспецифических изменений функционального состояния ЦНС. Предполагает регистрацию психофизиологических реакции в области дыхания, сердечно-сосудистой активности; кожно-гальванической реакции, статистического и динамического тремора и пр.

- методики оценки свойств нервных процессов, где наиболее распространёнными показателями измерения выступает сила нервных процессов по отношению к возбуждению, подвижность нервных процессов возбуждения/торможения и их уравновешенность. В качестве методик их регистрации применяют простую и сложную сенсомоторную реакцию на световой и звуковой сигналы, методику кинематометрии, позволяющую оценить баланс процессов возбуждения/торможения.

К методикам оценки когнитивных процессов относят методики «Аналогии», «Исключение понятий», «Выявление общих понятий», «Сравнение понятий», «Память на числа», «Числовые ряды», «Кольца Ландольта», методику Мюнстерберга, «счет по Крепелину» и другие. Исследования в области факторов, способствующих запоминанию, проводились Г.Эббингаузом, К.Конрадом, Г.Мюллером, Дж.Гибсоном, Б.Зейгарник, Т.П.Зинченко, Б.М.Тепловым. В рамках данных исследований были разработаны целые системы методик (методика определения индивидуальных особенностей памяти по методу удержанных членов ряда, метод двойной стимуляции, кольца Ландольта, таблицы Шульте и т.д.).

Для изучения характеристик мышления используется несколько наиболее известных методик исследования мыслительных процессов.

Методика исследования влияния прошлого опыта на способ решения задач (методика А.С.Лачинса) основана на том факте, что прошлый опыт индивида может как отрицательно, так и положительно влиять на мыслительную деятельность.

Методика «словесный лабиринт» в модификации В.К. Гайды, В.В. Лоскутова, также направлена на исследование качества «ригидность – лабильность» мыслительных процессов, а также такого важного качества как возможная обучаемость испытуемого. Представляет интерес методика определения активности мышления (способности испытуемого сосредоточиться на объекте) в модификации В.К. Гайды; методика выявления видов мыслительных стратегий в процессе решения задач (методика Дж.Брунера); пиктографические методики; ассоциативные тесты; понимание пословиц и т.д.

Для исследования личности чаще всего используются тестовые методики, структура которых зависит от направления исследования. Традиционно применяемыми методиками являются: шестнадцатифакторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла (16-ФЛО), формы А и С.; стандартизированный многофакторный метод исследования личности Л.Н. Собчик (СМИЛ); методика «Индивидуально-психологический опросник» Л.Н. Собчик (ИТО); Калифорнийский психологический опросник (CPI); личностный опросник Г.Ю. Айзенка (EPI). многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А.Г. Маклакова, С.В. Чермянина; патохарактерологический диагностический опросник А.Е. Личко; адаптированный характерологический опросник К. Леонгарда, Г. Шмишека; сокращенный многофакторный опросник для исследования личности (опросник «Мини-Мульт») и др. Однако, применение опросных методов не всегда позволяет получить необходимую информацию поскольку: а) методики для исследования некоторых качеств и свойств личности не разработаны; б) методики обладают недостаточной точностью измерения.

В этом случае исследователю необходимо опираться на альтернативные опросным методикам способы сбора информации. К примеру, для оценки субъективных представлений можно использовать ответы обследуемого на прямые, либо косвенные утверждения, вопросы, оценивать его согласие либо несогласие с определенными темами, высказываниями или суждениями. Значительно дополняют информацию о субъекте контент-анализ результатов его речевой деятельности (устной, письменной), творческой активности (изобразительной, предметной), спонтанные реакции на определенные образы и многое другое.

Обобщение методов психологической диагностики представлено в таблице 1. Методы и методики структурированы по виду (объективные, субъективные, проективные) и принципу измерения (поведение, представлений, самоотношения).

Таблица 1.

 

Методы психологической диагностики

 

Вид метода Принцип измерения Разновидности методик
1. Объективные Измерения результатов, способов поведения, особенностей выполнения деятельности 1.1.Тесты способностей. 1.1.1. Тесты когнитивных способностей. 1.1.2. Тесты достижений. 1.1.3. Критериально ориентированные тесты. 1.2. Тесты личности: 1.2.1. Тесты действия (целевые личностные тесты). 1.2.2. Тесты ситуативные (принятие решения в ситуации).
2. Субъективные Измерения, осуществляется на основе информации, предоставленной обследуемым о самом себе 2.1. Личностные опросники и шкалы 2.2. Анкеты. 2.3. Актуальные и ретроспективные интервью. 2.4. Биографические методики. 2.5. Описание поведения в определенных ситуациях. 2.6. Нарративные самоописания (эссе)
3. Проективные Измерение и оценка осуществляется посредством неопределенных, слабоструктурированных стимулов 3.1. Конституционные – структурирование, оформление стимулов, предоставление смысла. 3.2. Конструктивные – создание из оформленных деталей осмысленного целого. 3.3. Интерпретационные – толкования какого-либо события или ситуации. 3.4. Катарктические – выполнение игровой деятельности исходя из предписанных условий. 3.5. Экспрессивные – рисование на свободную или заданную тему. 3.6. Импрессивные – предпочтение одним стимулам в противовес другим. 3.7. Аддитивные – окончание предложения, рассказы, истории, ситуации). 3.8. Семантические – эмоциональное отношение к объекту как выражение личностного смысла

 

Контрольные вопросы

1. Чем определяется необходимость классификации методов психодиагностики?

2. Какие основания для классификации методов измерения предложил С.Розенцвейг?

3. В чем заключается отличие проективных и объективных измерений?

4. Какова специфика диалогических процедур психодиагностики?

5. Какие особенности сложных методик психодиагностики?

6. В чем роль обсервационных методов исследования?

7. Какие стратегии интерпретации результатов Вы знаете?

8. Какие основания для систематизации методик Вы считаете наиболее эффективными для построения классификации?

9. Какие критерии оценки методик следует использовать для отбора наиболее пригодных инструментов исследования?

10. В каких случаях должны применятся несколько видов методов исследования?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.24.134 (0.011 с.)