Организация эмпирических исследований в психодиагностике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация эмпирических исследований в психодиагностике



 

Изучение психики, ее свойств и проявлений – сложная исследовательская задача, требующая применения специальных процедур. Полученные в ходе исследования эмпирические результаты нередко могут носить вероятностный, случайный характер. Для повышения их достоверности и точности в ходе анализа подобных данных используются специальные процедуры, определяющие объем наблюдаемых случаев, способ выдвижения статистических гипотез, методы проверки статистической значимости.

Перед началом любого исследования психолог сталкивается с проблемой объективного изучения психического явления, а именно встесторонностью, стабильностью, точностью выводов. Для разрешения этого необходимо обеспечить достаточное количество наблюдений явления, с учетом максимально-возможных случаев воздействия на изучаемое явление. Количество зарегистрированных наблюдений иначе называется выборочной совокупностью (выборкой).

Выборка – совокупность элементов (людей, серий, подходов и пр.), с которыми проводятся исследовательские действия. Перед проведением любого исследования предполагается, что выборочная совокупность отражает часть генеральной совокупности, т. е. всего имеющегося объема явлений. Выборочная совокупность применяется тогда, когда нет возможности изучить проявления определенного свойства в масштабе генеральной совокупности. Например, в статистических исследованиях полового состава генеральной совокупностью может выступать все население земли, а выборочной – жители отдельной области, края, района.

Объем выборочной совокупности обычно обозначается буквой n. В статистическом анализе психологических исследований различают малую (n < 30), среднюю (30 < n < 100) и большую выборку (n > 100).

В зависимости от объема исследования различают сплошное, когда анализу подвергаются все элементы генеральной совокупности, и частичное (выборочное), когда изучается малая часть элементов, а полученные выводы распространяются полностью на всю генеральную совокупность. В связи со значимостью выборочной совокупности существуют определенные требования к ее формированию. Самыми актуальными направлениями являются состав, объем и способ формирования выборки. В наиболее общем виде выборка психологического исследования должна быть:

1. Однородной, т. е. соответствовать по основным критериям целям и задачам исследования.

2. Репрезентативной, позволяя распространять полученные выводы на генеральную совокупность. Данное свойство репрезентативной выборки называется генерализуемостью. В репрезентативной выборке признаки генеральной совокупности представлены с пропорциональной частотой, т. е. выборка исследования представляет собой уменьшенную «модель» генеральной совокупности.

Объем выборки определяет точность результатов исследования, в связи с чем увеличение количества наблюдений (респондентов, элементов, признаков) способствует повышению значимости получаемых выводов. Ограничение по объему выборочной совокупности накладывают и методы статистического анализа, применяемые при обработке эмпирических данных. Так, например, при использовании факторного анализа объем выборки должен быть не менее 300 испытуемых[45].

Формирование выборочной совокупности может происходить случайным и специальным образом. Испытуемые при случайном выборе причисляются к данной группе произвольным образом (количественно). Специальный отбор может проводиться путем стратификации (определения значимых для исследования признаков и включения в выборку испытуемых пропорционально выраженности данных условий либо их количеству в генеральной совокупности), парным способом (выделения значимого признака и включения в выборочную совокупность в зависимости от его наличия или отсутствия).

Тип и способы выборки прямо зависят от целей исследования и его гипотез. Чем конкретнее цель, тем правильнее будет решен вопрос о выборке. Наиболее строгие требования предъявляются к выборкам дескриптивных и аналитико-экспериментальных исследований, наименее строгие – к исследованиям по разведывательному плану. Численность таких выборок строго не определяется. Наблюдение или опрос продолжаются до тех пор, пока не обнаружится, что получена информация, достаточно разнообразная для формулировки гипотез. Состав и объем выборки устанавливаются опытным путем по мере развития исследования.

В исследовании описательного плана выборка должна быть строго репрезентативной. Требования репрезентативности выборки означают, что по выделенным параметрам (критериям) состав обследуемых должен приближаться к соответствующим пропорциям в генеральной совокупности. Между тем строго репрезентативную выборку по всем важным для проблематики исследования параметрам обеспечить невозможно, и поэтому следует гарантировать репрезентацию по главному направлению анализа данных.

Прежде всего, необходимо уяснить, какие из имеющихся сведений о характеристиках генеральной совокупности существенны для целей исследования. Во многих случаях это половозрастной, социально-профессиональный, имущественный состав обследуемых, их пространственная локализация. Такое определение выборки в большей степени характерно для социологических исследований. В. И. Паниотто приводит следующие расчеты репрезентативной выборки с допущением 5 %-й ошибки[46] (см. табл. 1).

 

Таблица 1

Особенности размера выборки

Объем генеральной совокупности Объем выборки 500 222 1000 286 2000 333 3000 350
Объем генеральной совокупности Объем выборки 4000 360 5000 370 10000 385 100000 358
Объем выборки, если генеральная совокупность ≥ 5000 25–45 100–123 156–204 400–625
Фактическая ошибка при данном объеме выборки, % 20–15 10–9 8–7 5–4

 

Практика экспериментальных психологических исследований свидетельствует о том, что 30 (испытуемых) является достаточным для получения результатов на 5 %-ном уровне вероятности ошибки. Отсюда можно сделать вывод, что в исследованиях социально-психологических явлений размер выборки исследуемых социальных групп аудитории, например возрастных, профессиональных, образовательных и др., должен составлять не менее 30 человек.

Увеличение размера выборки может повысить объективность полученных данных. Конкретно размеры выборки определяются вышеуказанным подходом, а также целями и условиями проведения этих исследований.

Важный этап в проведении психологического исследования – выдвижение гипотез об особенностях свойств, характеристик явления, наблюдаемых на всем объеме генеральной совокупности. Особенностью данного рода гипотез является возможность их статистической проверки, а роль статистической гипотезы в эксперименте, таким образом, состоит в формулировании предположения о сходстве или различии функциональных либо параметрических характеристик изучаемого явления[47]. Традиционно в ходе эксперимента принято выделять нулевую (Н 0) и альтернативную (Н 1) гипотезу. Нулевая гипотеза свидетельствует о сходстве изучаемых свойств и проявлений, альтернативная, наоборот, о различии. При проверке гипотезы экспериментальные данные могут противоречить гипотезе Н 0, в результате чего данная гипотеза отклоняется и принимается Н 1. В случае, если отклонение было принято ошибочно, данная ошибка называется ошибкой первого рода. Ошибка второго рода возникает, когда принимается решение не отклонять Н 0, хотя в действительности верна Н 1.

Решение о принятии либо отрицании Н 0 определяется уровнем значимости результатов, т. е. вероятности ошибки первого рода при принятии решения. Для обозначения такой вероятности применяют символ α либо Ρ. В психологических исследованиях традиционно принято определять несколько уровней вероятности ошибки первого рода – стандартных уровней статистической значимости.

Рассматривают Ρ = 0,01 (1 %), Ρ = 0,05 (5 %), Ρ = 0,001 (0,1 %). Иначе говоря, утверждение о том, что Ρ = 0,01 предполагает, что обнаруженное явление обладает 1 %-й вероятностью статистической ошибки, т. е. при 100 наблюдениях 1 наблюдение не будет соответствовать гипотезе Н 1. Либо, иначе говоря, вероятность отклонить Н 1 равна 0,01 %, а вероятность принять ее равна 100 – 0,05 = 99,99 %.

Принятие Н 0 происходит путем расчета эмпирических значений и сопоставления полученных статистических величин с теоретическими, заранее определенными для каждой из математических процедур анализа в специальных таблицах (см. прил. 2).

В случае преобладания теоретического значения над эмпирическим уровень статистической значимости, полученной в ходе исследования эмпирической зависимости, является ничтожным (незначимым), и Н 0 принимается. В случае, если эмпирическое значение меньше, чем теоретическое, принимается Н 1, подтверждается наличие различий, Н 0 отклоняется.

Большинство задач, решаемых в ходе психологического исследования, предполагают проведение ограниченного ряда операций. Классифицируя их по методу математико-статистических средств, применяемых для решения, можно выделить задачи[48]:

– требующие установления связи между явлениями;

– требующие установления сходства или различия;

– требующие группировки и классификации данных;

– на анализ вариативности структуры психологических явлений;

– на прогнозирование психологических явлений.

Задачи исследования могут быть решены в эмпирической форме – с применением методов психологической диагностики и математико-статистического анализа. Так, при выполнении исследования задача исследования представляется в виде гипотезы, причем каждому виду гипотезы может соответствовать метод математико-статистического анализа (см. табл. 2).

Таблица 2

 

Виды гипотез и методы их математического обоснования

Связь между явлениями Корреляционный анализ
Сходство, различие, сопоставление Сопоставительный анализ (дисперсионый анализ)
Классификация, группировка Кластерный, факторный анализ
Структура явления Факторный анализ, многомерное шкалирование
Прогнозирование явления Регрессионный анализ, дисперсионный анализ

Важным условием для выбора методов является способ измерения и характер распределения полученных данных, о чем будет сказано далее.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.108.241 (0.009 с.)