Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психодиагностический процесс как универсальная процедура
Цель психодиагностической процедуры – исследования и оценка психологических явлений. Психологическое обследование проводится в разных сферах деятельности, среди которых можно выделить области, в которых результаты психодиагностики служат основанием для принятия решений. К ним относится образовательная, клиническая и судебно-экспертная деятельности, работа с персоналом в различных сферах профессиональной деятельности (отбор, аттестация, сопровождение). В каждой из этих сфер существуют особые требования к процедуре психодиагностического исследования, выбору методов и представлению результатов. Вместе с тем, процесс психологической диагностики может быть описан в общем, универсальном виде, пригодном для использования при решении большинства диагностических задач. Этим и определяется цель данного раздела учебника – представить сущность и этапы психодиагностического процесса, требования и правила, которыми следует руководствоваться, осуществляя психологическое изучение личности. Универсальная схема диагностического процесса описана Л.Ф. Бурлачуком. В его представленнии она включает три основных этапа: 1. сбор данных в соответствии с целью и задачами исследования; 2. переработка и интерпретация полученных данных; 3. принятие решения, формулирование заключения. В его представлении, процедура психодиагностического процесса направлена на целенаправленный сбор данных, их переработку и интерпретацию, на основании которой формулируется психологический диагноз. Ценным в приведенной схеме является достаточно полная характеристика содержания психодиагностического процесса с позиций переработки информации диагностом, а также отвечающее современному уровню развития психологической науки решение таких специфических проблем как выделение способов интеграции данных различных психодиагностических методик, построение типов психодиагностических заключений. И.Н. Носс описывает три этапа профессионально-психологической диагностики: 1) этап знакомства с клиентом; 2) этап наблюдения за поведением клиента; 3) этап тестирования. Каждый из этапов включает процедуры сбора психологически ценной информации, важной для подготовки заключения[33].
Детальное представление о процедуре и этапах психологического обследования можно получить из табл.1. В ней отображен наиболее полный диапазон действий специалиста. Таблица 1.
Основные этапы психодиагностического обследования (на примере изучения личности кандидата на вакантную должность)
Представленные в табл.1. этапы могут варьироваться по своему содержанию в зависимости от поставленных перед специалистом задач, условий их выполнения, требований к процедуре обследования и предоставлению ее результатов.
Специфику психодиагностических действий определяет потребность в психодиагностической информации, цель ее применения. В зависимости от цели сбора информации, может серьезным образом различаться диагностический подход, способ и вид проведения обследования (см. табл.2.) Таблица 2
Цели сбора информации,
Следует обратить внимание, на то, что процедуры диагностики в интересах отбора, оценки и экспертизы как правило регламентируется нормативными документами, методическими указаниями. Поэтому, ситуация обследования носит формализованный характер, что предполагает проведение предварительных консультаций с обследуемым относительно целей, задач, процедуры обследования, правил поведения. В их результате обследуемый должен выразить свое отношение – дать согласие на проведение исследовательских процедур, которое выполняется на специальном бланке. В ситуации недееспособности обследуемого, подобное согласие дает родитель, родственник или иной законный представитель его интересов. В ситуации экспертизы, проводимой по решению суда, процесс психологической диагностики может документироваться дополнительно – например, фиксироваться на аудио-видиозапись. Первичные материалы – протоколы, тестовые бланки, стимульный материал должны приобщаться к экспертному заключению (исследованию специалиста), Диагностические задачи отбора, оценки и экспертизы психологической диагностике как правило, методически определены. Нередко, стандартизируется действия психолога, осуществляемые в интересах отбора и оценки. Например, предусматривается выбор определенных инструментов и процедур сбора данных. В случае, если предполагается выбор из нескольких процедур, то предпочтение отдается стандартизированным, наиболее валидным и надежным методам и инструментам.
Раскроем содержание предварительного этапа психодиагностической процедуры, определим основные действия специалиста и их результаты. На этапе знакомства с испытуемым психодиагност должен изучить документы, определяющие ситуацию обследования (например, запрос, обращение или служебную записку) а также документы клиента – биографические (личный листок по учету кадров, автобиографию и пр.), идентифицирующие (паспорт, военный билет, удостоверение военнослужащего и пр.), правоустанавливающие (документы об образовании, сертификаты, лицензии и пр.); провести предварительную беседу с опрашиваемым а также собрать необходимые анкетные данные. Описанные документы позволяют получить представление о социально-экономическом, культурном уровне опрашиваемого, предварительно определить набор методов и процедур исследования, очертить круг вопросов, подлежащих изучению. Анкетирование – важный этап предварительного изучения личности обследуемого. Посредством анкеты психодиагност получает новую и уточняет уже имеющуюся у него информацию относительно диагностически ценных сведений. Например, при изучении кандидата на работу, службу важно определить опыт трудовой деятельности, вид деятельности и его психологическую организацию (темп, режим отдыха, коллективный/индивидуальный вид деятельности и пр.). Негативные опыт также может быть предметом анкетирования: конфликтов на прежних местах работы, проблем с руководством и коллегами, наличие вредных привычек и пр. Приступая к анкетированию уместно заранее определить ее форму, продумать тематику вопросов чтобы избежать дублирования с применяемыми в ходе тестирования методами и методиками. Завершающим этапом знакомства выступает собеседование с обследуемым. Собеседование позволяет уточнить и расширить представление об обследуемом, дополнить ранее полученные сведения. Уместно придерживаться структурированной стратегии собеседования – последовательно обсуждать биографические события, важные для диагностики ситуации и пр. Второй этап предварительной стадии взаимодействия – наблюдение за поведением опрашиваемого осуществляется психологом на всем протяжении взаимодействия с ним. Цель наблюдения – дополнение психологически ценной информации, характеризующей личность обследуемого. Поскольку наиболее распространенным мотивом диагностики выступает экспертиза, то обследуемый, как правило, контролирует свои речевые и поведенческие реакции, стремится произвести благоприятное впечатление на психодиагноста, косвенным образом повлиять на выводы исследования. В случае, если диагностика мотивирована самим клиентом, его поведение является более естественным, он стремится облегчить изучение его личности: откровенно и подробно отвечает на вопросы, непосредственно реагирует на психодиагноста. Вне зависимости от причин, метод наблюдения является нестабильным и ненадежным источником информации. Основным препятствием этому выступает субъективность оценок и представлений наблюдателя.
Учитывая эту специфику, психодиагност должен определиться со способом и процедурой наблюдения, предпринять действия по повышению объективности наблюдения, повышению надежности получаемых результатов. Объективности наблюдения[34], по мнению М. Я. Басова, можно достичь за счет соблюдения ряда принципов это, во-первых, максимально возможная фиксация объективных внешних проявлений, во вторых, наблюдение непрерывного процесса в совокупности всех его этапов, а не отдельных моментов. Третий принцип – избирательность записи, заключающаяся в регистрации только тех проявлений, которые существенны для конкретной задачи исследователя. При этом регистрировать при наблюдении следует не только внешние проявления, но и те внешние и внутренние стимулы, которые их вызывали, а также общую обстановку («фон»), в которой оно осуществлялось. Повысить надежность получаемых с помощью наблюдения результатов можно структурировав его процедуру. Для этого полезно разработать карточку наблюдения, в которой отразить перечень наблюдаемых категорий, показатели и признаки по которым проводится их оценивание. В случае, если наблюдение сопровождает собеседование необходимо уточнить перечень значимых вопросов, реакции на которые следует зафиксировать особенно тщательно. В ситуации отбора на службу это могут быть вопросы о негативном опыте, конфликтах, привычках, криминальном поведении. Следует регистрировать как вербальную так и невербальную реакцию опрашиваемого, уделять внимание паузам, запинкам, изменениям цвета кожи и пр. Яркими индикаторами стресса являются: – интонации голоса, изменения его темпа, пауз, тембра; выражение глаз и направление взгляда; цвет лица и выступление пота; – жесты, поза (в состоянии напряжения, например, поза несколько неестественна, пальцы на руках могут дрожать или напряженно сжиматься в кулак), движение рук (в состоянии волнения человек берет что-то в руки, начинает вращать, ускоряет вращение[35]. Осуществляя наблюдение следует не только регистрировать, но синтезировать и обобщать полученную информацию в психологические категории. Например, отметив проявления суетливости в поведении, тремора рук, неуверенности в голосе важно представить их в качестве признаков стресса. Соотнеся их с содержанием задаваемых вопросов, можно оценить причины подобных реакций. Подчеркнем, что компетентный специалист должен быть способен соотносить результаты своего наблюдения, собственные представления об обследуемом с другими источниками диагностической информации. Способность к подобным действиям, опирается не только на знание психологических категорий, но и умения применять их в практике наблюдения, наблюдательности, внимания к поведению другого человека. Последнее тесно связано с личностными качествами, такими как эмпатия, сопереживание и сочувствие. Итак, на первом, предварительном этапе психологической диагностики специалист оценивает поставленную цель, определяет задачи диагностики, осуществляет анализ документации обследуемого. В случае необходимости, психодиагност проводит анкетирование и собеседование, в ходе которого дополняет и уточняет диагностически ценную информацию. Ею служат биографические сведения о клиенте, (например, этапы жизненного пути, образование, история болезни и пр.). Благодаря анкетированию и собеседованию, специалист ставит диагностическую задачу – т.е. цель обследования, выраженную в терминах, понятиях психологической науки. Далее, определяется с выбором метода, а также осуществляет подбор психодиагностических методик, необходимых и достаточных для сбора информации. При этом он руководствуется их психометрическими характеристиками: сведениями о пригодности, надежности результатов.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.206.169 (0.034 с.) |