Психодиагностический процесс как универсальная процедура



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психодиагностический процесс как универсальная процедура



Цель психодиагностической процедуры – исследования и оценка психологических явлений. Психологическое обследование проводится в разных сферах деятельности, среди которых можно выделить области, в которых результаты психодиагностики служат основанием для принятия решений. К ним относится образовательная, клиническая и судебно-экспертная деятельности, работа с персоналом в различных сферах профессиональной деятельности (отбор, аттестация, сопровождение).

В каждой из этих сфер существуют особые требования к процедуре психодиагностического исследования, выбору методов и представлению результатов. Вместе с тем, процесс психологической диагностики может быть описан в общем, универсальном виде, пригодном для использования при решении большинства диагностических задач. Этим и определяется цель данного раздела учебника – представить сущность и этапы психодиагностического процесса, требования и правила, которыми следует руководствоваться, осуществляя психологическое изучение личности.

Универсальная схема диагностического процесса описана Л.Ф. Бурлачуком. В его представленнии она включает три основных этапа:

1. сбор данных в соответствии с целью и задачами исследования;

2. переработка и интерпретация полученных данных;

3. принятие решения, формулирование заключения.

В его представлении, процедура психодиагностического процесса направлена на целенаправленный сбор данных, их переработку и интерпретацию, на основании которой формулируется психологический диагноз.

Ценным в приведенной схеме является достаточно полная характеристика содержания психодиагностического процесса с позиций переработки информации диагностом, а также отвечающее современному уровню развития психологической науки решение таких специфических проблем как выделение способов интеграции данных различных психодиагностических методик, построение типов психодиагностических заключений.

И.Н. Носс описывает три этапа профессионально-психологической диагностики: 1) этап знакомства с клиентом; 2) этап наблюдения за поведением клиента; 3) этап тестирования. Каждый из этапов включает процедуры сбора психологически ценной информации, важной для подготовки заключения[33].

Детальное представление о процедуре и этапах психологического обследования можно получить из табл.1. В ней отображен наиболее полный диапазон действий специалиста. 

Таблица 1.

 

Основные этапы психодиагностического обследования

(на примере изучения личности кандидата на вакантную должность)

 

Этапы

Типичные действия

1. Определение цели психологической диагностики: получение мотивированного запроса, описывающего вопрос (ы), нуждающиеся в психодиагностическом разрешении

Служебная записка от специалиста отдела кадров о необходимости изучения личности кандидата на вакантную должность, с указанием сроков предоставления результатов обследования

2. Определение задачи – выражение запроса в психологических терминах и понятиях.

 

3. Изучение информации (нормативных документов, регулирующих отбор, специальной литературы, опрос экспертов, сбор и оценка анамнеза, личных данных, проведение предварительных наблюдений, бесед)

Уяснение психодиагностической задачи предполагает понимание, каким образом будет использоваться полученная диагностическая информация. Например, наиболее общими запросами психологической диагностики выступают: консультирование, отбор, оценка, экспертиза. Обращение к методическим рекомендациям, содержащим требования, стандарты и процедуры изучения кандидатов на занятие вакантных должностей;  Определение психологически ценной информации для принятия решения о пригодности кандидата. Предварительное собеседование с обследуемым с целью сбора диагностически ценной информации, инструктирования о правилах поведения в ходе диагностики

4. Постановка психодиагностической задачи: конкретизация предмета психологического измерения (психологических явлений, подвергающихся измерению, оценке)

Выбор психодиагностической теории, конструкта, подвергающегося измерению психологического явления и метода измерения. Определение способов обработки результатов и их интерпретации.

5. Выбор методики (методик) и процедуры

Подбор и сравнение нескольких пригодных для измерения методик, путем изучения и сопоставления их психометрических сведений

6. Разработка процедуры исследования

Определение последовательности проведения, порядка предъявления, времени отдыха и пр. Подготовка методических инструментов, помещения для проведения исследования и обработки результатов.

7. Проведение психодиагностического обследования

Процесс диагностики может включать несколько измерений, отличающихся по типу собираемой информации (когнитивные способности, свойства личности), процедурам (наблюдение, методы кейсов, структурированное интервью и пр.)

8. Обработка результатов: оценка и интерпретация данных методик и процедур, соотнесение с нормативными показателями

Обработка и оценка результатов проводится строго в соответствии с методическими указаниями их разработчиков, приведенными в документации к методикам. Обработка осуществляется посредством количественного анализа, сопоставления с тестовыми нормами, региональными нормами (при наличии). Качественный анализ (например, содержание ответов) выполняется только в случае, если он предусмотрен процедурой и на основании рекомендаций разработчиков метода

9. Интегральный анализ полученных в исследовании результатов: осуществляется посредством обобщения заключений по каждой методике и процедуре исследования

Интегральный анализ предполагает сопоставление результатов методик в единое описание, раскрывающее разные стороны изучаемого психологического явления, личности и пр.

10. Постановка психологического диагноза: определение актуального состояния изучаемых психических явлений, их уровня, стадии развития и пр.

Предполагает соотнесение полученных диагностических результатов с показателями, используемыми при классификации или типизации изучаемого психологического явления. В ситуации отбора на должность, такими показателями зачастую выступают:  а) наличие определенного уровня способностей, позволяющих выполнять профессиональные обязанности; б) отсутствие психологических противопоказаний, препятствующих деятельности; в) уровень психологических качеств и свойств и пр.

11. Подготовка текста заключения, отчёта

Предполагает краткое и точное обобщение результатов в общенаучных, профессиональных терминах, отражающих суть полученной информации. Отчет должен отвечать на поставленные специалисту вопросы, быть ясным, и непротиворечивым. При подготовке отчета важно придерживаться определенной последовательности изложения информации: указывать общие сведения об обследуемом, предмете и методе обследования, процедуре и поведении обследуемого, способе обработке результатов

12. Подготовка психологических рекомендаций по организации взаимодействия с обследуемым

Рекомендации должны быть направлены не только по отношению к специалисту-психологу, но и непосредственному руководителю. Данное позволяет учитывать индивидуальные особенности субъекта при расстановке персонала, планировании задач, поручений и пр. В случае выявления психологических явлений, требующих коррекционного, профилактического воздействия, следует описать их возможные методы и процедуры

 

Представленные в табл.1. этапы могут варьироваться по своему содержанию в зависимости от поставленных перед специалистом задач, условий их выполнения, требований к процедуре обследования и предоставлению ее результатов.

Специфику психодиагностических действий определяет потребность в психодиагностической информации, цель ее применения. В зависимости от цели сбора информации, может серьезным образом различаться диагностический подход, способ и вид проведения обследования (см. табл.2.)

Таблица 2

 

Цели сбора информации,
их влияние на ситуацию и поведение обследуемого

№ п/п Цель используемой информации Использование информации Характеристика процедуры Поведение обследуемого
1. Консультирование Развитие, совершенствование способностей, свойств личности обследуемого Неформальное взаимодействие Искреннее, открытое
2. Отбор Допуск к деятельности, прием на работу, обучение

Формализованная, регламентируемая нормативными документами организации, профессиональной отрасли

Неискреннее, уклоняющееся, избегающее

3. Оценка Измерение учебных, профессиональных достижений
4. Экспертиза Изменение социального статуса, уголовное, гражданское и иное судебное производство Законодательно регулируемое, формализованное Социально-желательное

 

Следует обратить внимание, на то, что процедуры диагностики в интересах отбора, оценки и экспертизы как правило регламентируется нормативными документами, методическими указаниями. Поэтому, ситуация обследования носит формализованный характер, что предполагает проведение предварительных консультаций с обследуемым относительно целей, задач, процедуры обследования, правил поведения. В их результате обследуемый должен выразить свое отношение – дать согласие на проведение исследовательских процедур, которое выполняется на специальном бланке. В ситуации недееспособности обследуемого, подобное согласие дает родитель, родственник или иной законный представитель его интересов.

В ситуации экспертизы, проводимой по решению суда, процесс психологической диагностики может документироваться дополнительно – например, фиксироваться на аудио-видиозапись. Первичные материалы – протоколы, тестовые бланки, стимульный материал должны приобщаться к экспертному заключению (исследованию специалиста),

Диагностические задачи отбора, оценки и экспертизы психологической диагностике как правило, методически определены. Нередко, стандартизируется действия психолога, осуществляемые в интересах отбора и оценки. Например, предусматривается выбор определенных инструментов и процедур сбора данных. В случае, если предполагается выбор из нескольких процедур, то предпочтение отдается стандартизированным, наиболее валидным и надежным методам и инструментам.

Раскроем содержание предварительного этапа психодиагностической процедуры, определим основные действия специалиста и их результаты.

На этапе знакомства с испытуемым психодиагност должен изучить документы, определяющие ситуацию обследования (например, запрос, обращение или служебную записку) а также документы клиента – биографические (личный листок по учету кадров, автобиографию и пр.), идентифицирующие (паспорт, военный билет, удостоверение военнослужащего и пр.), правоустанавливающие (документы об образовании, сертификаты, лицензии и пр.); провести предварительную беседу с опрашиваемым а также собрать необходимые анкетные данные.

Описанные документы позволяют получить представление о социально-экономическом, культурном уровне опрашиваемого, предварительно определить набор методов и процедур исследования, очертить круг вопросов, подлежащих изучению.

Анкетирование – важный этап предварительного изучения личности обследуемого. Посредством анкеты психодиагност получает новую и уточняет уже имеющуюся у него информацию относительно диагностически ценных сведений. Например, при изучении кандидата на работу, службу важно определить опыт трудовой деятельности, вид деятельности и его психологическую организацию (темп, режим отдыха, коллективный/индивидуальный вид деятельности и пр.). Негативные опыт также может быть предметом анкетирования: конфликтов на прежних местах работы, проблем с руководством и коллегами, наличие вредных привычек и пр.

    Приступая к анкетированию уместно заранее определить ее форму, продумать тематику вопросов чтобы избежать дублирования с применяемыми в ходе тестирования методами и методиками.

    Завершающим этапом знакомства выступает собеседование с обследуемым. Собеседование позволяет уточнить и расширить представление об обследуемом, дополнить ранее полученные сведения. Уместно придерживаться структурированной стратегии собеседования – последовательно обсуждать биографические события, важные для диагностики ситуации и пр.

    Второй этап предварительной стадии взаимодействия – наблюдение за поведением опрашиваемого ­ осуществляется психологом на всем протяжении взаимодействия с ним. Цель наблюдения – дополнение психологически ценной информации, характеризующей личность обследуемого. Поскольку наиболее распространенным мотивом диагностики выступает экспертиза, то обследуемый, как правило, контролирует свои речевые и поведенческие реакции, стремится произвести благоприятное впечатление на психодиагноста, косвенным образом повлиять на выводы исследования. В случае, если диагностика мотивирована самим клиентом, его поведение является более естественным, он стремится облегчить изучение его личности: откровенно и подробно отвечает на вопросы, непосредственно реагирует на психодиагноста. Вне зависимости от причин, метод наблюдения является нестабильным и ненадежным источником информации. Основным препятствием этому выступает субъективность оценок и представлений наблюдателя.

Учитывая эту специфику, психодиагност должен определиться со способом и процедурой наблюдения, предпринять действия по повышению объективности наблюдения, повышению надежности получаемых результатов.

Объективности наблюдения[34], по мнению М. Я. Басова, можно достичь за счет соблюдения ряда принципов это, во-первых, максимально возможная фиксация объективных внешних проявлений, во вторых, наблюдение непрерывного процесса в совокупности всех его этапов, а не отдельных моментов. Третий принцип – избирательность записи, заключающаяся в регистрации только тех проявлений, которые существенны для конкретной задачи исследователя. При этом регистрировать при наблюдении следует не только внешние проявления, но и те внешние и внутренние стимулы, которые их вызывали, а также общую обстановку («фон»), в которой оно осуществлялось.

Повысить надежность получаемых с помощью наблюдения результатов можно структурировав его процедуру. Для этого полезно разработать карточку наблюдения, в которой отразить перечень наблюдаемых категорий, показатели и признаки по которым проводится их оценивание.

В случае, если наблюдение сопровождает собеседование необходимо уточнить перечень значимых вопросов, реакции на которые следует зафиксировать особенно тщательно. В ситуации отбора на службу это могут быть вопросы о негативном опыте, конфликтах, привычках, криминальном поведении. Следует регистрировать как вербальную так и невербальную реакцию опрашиваемого, уделять внимание паузам, запинкам, изменениям цвета кожи и пр. Яркими индикаторами стресса являются:

– интонации голоса, изменения его темпа, пауз, тембра; выражение глаз и направление взгляда; цвет лица и выступление пота;

– жесты, поза (в состоянии напряжения, например, поза несколько неестественна, пальцы на руках могут дрожать или напряженно сжиматься в кулак), движение рук (в состоянии волнения человек берет что-то в руки, начинает вращать, ускоряет вращение[35].

Осуществляя наблюдение следует не только регистрировать, но синтезировать и обобщать полученную информацию в психологические категории. Например, отметив проявления суетливости в поведении, тремора рук, неуверенности в голосе важно представить их в качестве признаков стресса. Соотнеся их с содержанием задаваемых вопросов, можно оценить причины подобных реакций.

Подчеркнем, что компетентный специалист должен быть способен соотносить результаты своего наблюдения, собственные представления об обследуемом с другими источниками диагностической информации.

Способность к подобным действиям, опирается не только на знание психологических категорий, но и умения применять их в практике наблюдения, наблюдательности, внимания к поведению другого человека. Последнее тесно связано с личностными качествами, такими как эмпатия, сопереживание и сочувствие. 

Итак, на первом, предварительном этапе психологической диагностики специалист оценивает поставленную цель, определяет задачи диагностики, осуществляет анализ документации обследуемого. В случае необходимости, психодиагност проводит анкетирование и собеседование, в ходе которого дополняет и уточняет диагностически ценную информацию. Ею служат биографические сведения о клиенте, (например, этапы жизненного пути, образование, история болезни и пр.). Благодаря анкетированию и собеседованию, специалист ставит диагностическую задачу – т.е. цель обследования, выраженную в терминах, понятиях психологической науки. Далее, определяется с выбором метода, а также осуществляет подбор психодиагностических методик, необходимых и достаточных для сбора информации. При этом он руководствуется их психометрическими характеристиками: сведениями о пригодности, надежности результатов.

 



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.135.174 (0.034 с.)