Тема 6. Этика психодиагностического обследования



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Этика психодиагностического обследования



1. Этические требования к деятельности психодиагноста.

2. Специфика требований к специалистам, применяющим психодиагностические методы для сбора информации.

3. Кодекс поведения психодиагноста.

 

1. Этические требования к деятельности психодиагноста

 

Требования этики в современном мире являются одним из важнейших элементов, определяющих специфику развития и совершенствования любой деятельности человека. В первую очередь это касается профессий типа «человек-человек». Психология, а значит и психодиагностика, занимают в этом ряду одно из ключевых мест.

Этические нормы работы психолога основывается на общепринятых правилах поведения, моральных и нравственных ценностях.

В своей деятельности психолог стремится к идеалам свободного и всестороннего развития человека, уважения личности, сближения людей, создания гуманистического, процветающего и справедливого общества.

Этические принципы и правила играют важную роль в деятельности психолога. Они формулируют условия, при которых упрочняются и сохраняются его профессиональные компетенции, гуманность, уважение к людям, с которыми он работает, и при которых действия психолога эффективны, приносят реальную пользу.

Этические нормы, принятые в психодиагностике, призваны обеспечить высокий уровень профессиональной деятельности психолога, а также обезопасить людей, попадающих в поле деятельности такого специалиста (психолога, психодиагноста).

Практическая психодиагностика является одной из сложных и ответственных областей профессиональной деятельности в работе психолога. Она требует наличие соответствующего образования, опыта, профессионального мастерства. Такая деятельность может затрагивать судьбы людей. В связи с чем, к психодиагностике и психодиагностам предъявляется особые социально-этические и профессиональные требования.

Профессионально-этические нормы в работе психолога представляют собой требования, предъявляемые к уровню его профессиональной квалификации, реализации им в рамках такой деятельности нравственных норм поведения при общении с коллегами, научным сообществом, испытуемыми. Данные требования сформулированы следующих принципах:

1. Принцип соблюдения тайны (конфиденциальности). Данный принцип подразумевает неразглашение результатов работы без персонального согласия на это клиента, по отношению к которому осуществлялась психодиагностика. Исключением могут быть случаи проведения психодиагностики в научных целях, как часть какого-либо экспериментального исследования, однако, и в этом случае не рекомендуется указание в публикациях точных имен и фамилий испытуемых.

Профессиональная тайна должна являться информацией, известной достаточно узкому кругу специалистов, ограничиваться в распространении и храниться в соответствии с требованиями федерального законодательства, регламентирующего обращение с персональными данными.

Помимо нормативного обеспечения профессиональной тайны, обязательства соблюдения данного этического принципа связано с существованием, так называемого явления «контаминации».

Контаминация («заражение») – это комплекс явлений и эффектов, связанных с воздействием информации о результатах проведения обследования испытуемого на субъективность в отношении к нему других лиц. Влияние контаминации наиболее выраженно, когда данная методика имеет авторитет среди пользователей результатов обследования, а также когда она обладает высокой степенью очевидной валидности.

2. Принцип научной обоснованности методики в психодиагностике требует того, чтобы она, обладала достаточной степенью валидности и надежности, давала результаты, которым можно полностью доверять.

3. Принцип ненанесения ущерба клиенту предполагает, что результаты психодиагностики ни при каких обстоятельствах нельзя использовать во вред обследуемому человеку. Психодиагностика может проводиться в целях конкурсного отбора либо при приеме человека на службу. В таком случае данный принцип следует применять совместно с принципом открытости результатов для обследуемого. Он вправе уточнять информацию о том, что и как у него будет тестироваться, интересоваться результатами своего обследования, а также данными о том, кем и каким образом эти данные будут использованы для определения его судьбы.

4. Принцип объективности выводов по результатам тестирования требует, чтобы они были научно обоснованными. Тестирование обязано опираться на валидные и надежные методики, результаты обследования ни в коем случае не должны определяться и зависеть от субъективных установок тех, кто его проводит или пользуется его итогами. В процессе подбора методик в батарею (программу обследования) психолог руководствуется требованием максимальной эффективности диагностики – максимум надежности при минимуме затрат. Он не использует субъективные предпочтения и предубеждения.

В процессе психодиагностики психолог обязательно рассматривает наиболее вероятную и альтернативную гипотезу (интерпретацию данных). При этом он должен руководствоваться принципом, аналогичным принципу презумпции невиновности в юриспруденции.

5. Принцип эффективности предлагаемых рекомендаций означает, что такие рекомендации должны обладать наибольшей полезностью для того человека, которому они даны. При сообщении испытуемому результатов психодиагностики необходимо учитывать ряд факторов. Во-первых, результаты диагностического обследования должны интерпретировать достаточно подготовленные специалисты; во-вторых, при интерпретировании результатов особенно важен индивидуальный подход (необходимо учитывать особенности восприятия); в-третьих, при интерпретации результатов стоит избегать дачи нежелательных установок, отрицательно влияющих на человека.

6. Принцип комплексной диагностики, предполагающий сочетание разных методических приемов при диагностике одних и тех же психических свойств. Также необходимо сочетать методики, направленные на родственные психические свойства. Комплексность в данном случае повышает валидность диагностического заключения. Необходимый уровень надежности обеспечивается путем применения стандартизированных и не стандартизированных методик, а также метода независимых экспертных оценок.

7. Принцип специальной подготовки и аттестации лиц, осуществляющих психодиагностику. Применять методики можно лицами, имеющим специальное образование и подготовку, обладающим необходимым опытом их использования. Психолог должен знать исследуемую предметную сферу и уметь общаться с обследуемой категорией лиц.

8. Принцип ограниченного распространения психодиагностических методик. Существуют профессиональные психодиагностические методики. Они распространяются только среди аттестованных специалистов. Содержание таких методик не разглашается. Принцип обеспечивает предупреждение их неправильного использования. Не допустимым является поступление методик в открытую продажу, печатать в открытых изданиях.

 

2. Специфика требований к специалистам, применяющим психодиагностические методы для сбора информации

Лица, занимающиеся психодиагностикой, должны соответствовать особым квалификационным требованиям. В значительной степени это касается деятельности психодиагностов осуществляющих экспертную практику в государственных экспертных учреждениях. Для этой категории специалистов моральная и нормативная составляющие занимают одно из важнейших мест. Основными требованиями к психологу являются: достаточная теоретическая подготовка, доскональное знание методик психодиагностики и правил их применения, обладание достаточным практическим опытом в использовании соответствующих методик.

Важнейшими качествами личности психодиагноста выступают: критичность и гибкость профессионального мышления, эмпатия, общительность, доброжелательность к клиенту, терпимость к стороннему мнению, умение слушать, понимать и успокаивать испытуемого, тактичность, свободное владение речью, высокий уровень общей культуры, выражающая не только в профессиональных знаниях и эрудиции, но и в разносторонности интересов.

Психолог, как активный пользователь психодиагностических средств должен знать и уметь применять на практике общие теоретико-методологические психодиагностические принципы, обладать основами дифференциальной психометрики, изучать актуальную методическую литературу по психодиагностике, самостоятельно вести картотеку и собирать личную библиотеку методик, применяемых в своей профессиональной деятельности.

Психолог должен обладать способностью правильно выбрать методику, в соответствии с поставленной перед ним целью и задачами, учитывая особенности обследуемого человека или характеристик выборки. Именно он несет ответственность за правильность применения теста и интерпретацию результатов исследования, а также за соблюдение норм этики по отношению к обследуемым. Психолог должен обеспечивать соблюдение всех требований при использовании конкретной методики. Разработчики тестов (психологи-психометристы) должны:

· Знать и уметь использовать методы математической статистики;

· Уметь обеспечивать необходимые психометрические характеристики вновь создаваемой методике;

· Быть в курсе последних научных достижений психологии, хорошо ориентироваться в смежных областях;

· Постоянно технически совершенствовать методик;

· Уметь определять круг специалистов, которым могут быть предоставлены материалы по использованию методик.

Специалисты-непсихологи должны:

· Использовать только те методики, которые имеют однозначную стандартную инструкцию, необходимые показатели надежности и валидности, не требуют параллельного использования высокопрофессиональных экспертных методов;

· Консультироваться с психологом, имеющим опыт профессиональной деятельности в данной практической области, о том какие именно методики могут применяться для решения поставленных задач;

· При применении методик отвечать за соблюдение существующих этических норм по отношению к испытуемому, а также к третьим лицам.

При проведении психодиагностических исследований сотрудниками ОВД обязательным является соблюдение следующих морально-этических норм:

· Нельзя осуществлять психодиагностику против его воли человека или обманным путем (исключение составляют случаи судебной, медицинской практики, регламентированных законодательством);

· Перед проведением психодиагностики человека необходимо предупредить о том, что в процессе обследования он невольно может выдать информацию о себе, своих мыслях и чувствах, которую не осознает сам;

· Любой человек имеет право знать результаты своего тестирования (если это не оговорено законом), а также то где, кем и как эти результаты могут быть использованы;

· Результаты психодиагностики предоставляются испытуемому лицом, которое проводило обследование. Такая информация должна быть в доступной для правильного восприятия и понимания форме;

· В случае тестировании несовершеннолетних детей родители, а также лица их заменяющие, обладают правом требовать результаты тестирования ребенка. Психолог должен преподнести эту информацию так, чтобы родители осознавали личную ответственность за возможные невысокие результаты ребенка по тестам. Неправильно видеть в этом лишь вину ребенка;

· В случае, когда тестирование осуществляется в целях определения уровня психологического развития человека, при оформлении на работу или в конкурсном отборе, то испытуемый также имеет право знать, как цели тестирования, так и информацию о том, кем и на какой основе о нем будут делаться выводы по итогам тестирования;

· В случае неправомерного применении психологических тестов, ответственность за последствия может ложится на психолога, других специалистах, пользующихся ими или их результатами;

· При тестировании важно учесть наличие у испытуемых национально-этических особенностей, которые могут повлиять на процесс заполнения теста и его ответы. Как правило, следует создавать единообразную процедуру ознакомления с методикой, проведения тестирования и обработки результатов. В клинической психодиагностике важно знать, что тестирование больных осуществляется только с разрешения их лечащего врача.

В случае если испытуемый настаивает на изменении методики, то психолог должен предусмотреть альтернативный вариант проведения методики, стимульного материала. Такую возможность предоставляют так называемые параллельные формы теста. Например, у методики «16 личностных факторов» Р.Кеттелла существует четыре варианта текста опросника. Это поможет испытуемому понять, что ему предоставлена дополнительная возможность для прохождения обследования. 

В случае если психолог обнаружил где-либо нарушения нормативных принципов психодиагностики, он должен самостоятельно препятствовать некорректному и неэтичному осуществлению психодиагностики.

В настоящее время, в российской психологии не разработаны единые стандарты поведения психолога при проведении психологических обследований. Вместе с тем, в ряде европейских стран в конце 70х годов ХХ века были внедрены подобные стандарты текстологической и диагностической практики.

Создание таких требований способствовало обоснованному и этическому использованию методик, обеспечивает критерии оценки качества проводимого тестирования.

 Стандарты не являются правовой нормой, однако каждому профессионалу при проведении психодиагностики следует их соблюдать. Стандарты состоят из трех взаимосвязанных частей:

1) конструирование тестов, оценка и документация (включает в себя описание требований к валидности, надежности, стандартизации теста, особенностей его проведения и т.д.)

2) справедливость в тестировании (содержит права участников, особенности тестирования отдельных категорий испытуемых – носителей другого языка, несовершеннолетних, лиц с ограниченными возможностями и т.д.);

3) приложения к тестированию (обязанности пользователей методик, особенности тестирования в сере образования или труда и т.д.).

В России также существует практика создания стандартов. Так, в настоящее время на базе научно-образовательного центра (НОЦ) Психодиагностика Южно-уральского государственного университета разработан стандарт требований к психодиагностическим методикам.

1. В роли разработчика психологических методик может выступать специалист в области дифференциальной психометрии – психолог-психометрист. Он должен иметь психологическое образование, знать и уметь применять на практике методы математической статистики, обеспечивать создаваемой (адаптированной) методике необходимые психометрические характеристики репрезентативности, валидности, надежности, которые установленные при проведении специальных психометрических экспериментов.

2. В целях оптимальности использования достижений современной науки психолог-психометрист должен быть в курсе последних достижений как психологии в целом, так и своей узкой специальности. Специалист должен применять самые современные научные методы, а также распространять этот опыт, способствовать применению этого другими. Дело в том, что в психологии наблюдается тенденция возрастания сложности, что не­избежно приводит к усиленному делению специалистов на специализации.

Психометристы технически усовершенствуют тесты, сосредотачивая на этом свое внимание, незаметно теряя представление о том, что происходит в смежных областях. Например в педагогике, детской психологии, психологии индивидуальных различий и генетической психологии. Так, техничес­кие аспекты осуществления тестирования сужают психологический кругозор психолога-психометриста, хотя тестовые показатели можно правильно понять только в контексте со­ответствующих знаний относительно по­ведения, которое измеряет тест.

3. Разработчик методики подготавливает ру­ководство по ее применению в полном соответствии со «Стандартными требованиями к психологическим тестам». При этом оно должно давать фактическое пред­ставление о проведении такого исследования, а не быть средством его рекламы, представ­ляя тест в выгодном свете. Разработчик предоставляет дан­ные, позволяющие оценить тест сам по себе, информацию о его проведении, спосо­бах вычисления показателей и нормах теста. Он также должен включать спе­циальные разделы, обеспечивающие правильное использование теста с точки зрения процедуры и этически.

4. Разработчик методики обязан поддерживать ее актуальное состояние, перепроверять тесты и их нормы их применения, тем самым предупреждать их старение.

5. Разработчик отвечает за правиль­ность в определении перечня специалистов, ко­торым можно предоставлять матери­алы по использованию методик. Важно, что доступ к психологическим методикам должен регулироваться людьми, чьи профессиональ­ные интересы могут гарантировать их правильное использование. Их квалифика­ция должна позволять интерпретировать резуль­таты исследования надлежащим образом. В каталогах тес­тов обычно приводятся те требования, которые должны в полной мере удовлетворять их пользователей.

6. Неподготовленные, не соответствующие стандарту тесты не рекомендовано выпускать для широко­го применения. Если тест распространяется исключительно с исследо­вательскими целями, то это условие должно быть заранее оговорено. При этом распространение тес­та ограничивается.

В исследовательских целях при разработке и проведении тестирования следует придерживаться требований к про­цедурам применения методик и сохранения тайны.

Научно обоснованные психологи­ческие методики ни в целях описания, ни для осуществления самооценки нельзя печатать в газетах, популярных журналах или брошюрах. Дело в том, что при таких условиях самостоятельное тестирование может привести к признанию теста бесполезным, или, что еще хуже, нанести тестируемому психологический вред. Важно понимать, что любое такое распространение тестовых заданий и клю­чей зачастую снижает валидность при последу­ющем применении теста другими людьми. Такое предоставление тестовых материалов является причиной искажения картины психологического исследования.

В своей работе психолог-психометрист и издатель обязаны придерживаться всех норм по охране и защите авторских прав.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.180.223 (0.017 с.)