Экспериментальный период психологической диагностики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экспериментальный период психологической диагностики



Расцвет экспериментальной психологии пришелся на середину XIX века. В этот период, ученые Германии, Франции и Великобритании начинают использовать лабораторные эксперименты для изучения сенсорных процессов в психике. Благодаря Фехнеру, Веберу и другим физиологам психологи впервые получили новые инструменты, позволяющие отказаться от субъективных и интроспективных методов. Впервые за всю историю психологических исследований наука получила точные и объективные способы измерения когнитивных процессов. В лабораториях получали и, что немаловажно, проверяли экспериментальные данные о протекании психических процессов, закономерностях состояний и свойств. Явления психики получили объективное подтверждение – любые сомнения могли быть подтверждены или опровергнуты повторным проведением исследования. Повторяемость экспериментов впервые придала объективность выводам ученых. Психологические явления стали реальностью, а спор об их свойствах перешел из схоластического в эмпирическую плоскость. Теперь фактами стали данные эксперимента, результаты измерения, а не голословные утверждения.

    Вместе с тем, первые экспериментальные исследования поставили новую проблему – нехватку методов, пригодных для изучения психологических, а не психических процессов. Дело в том, что трудясь в лабораториях совместно с физиологами, ученые-психологи использовали их инструментарий. Конечно, он был ограниченно применим для изучения психических явлений. В арсенал психодиагностики того времени входили латунные линейки, угольники, звонки, иглы и прочие предметы. Они использовались для измерения сенсорных процессов и явлений восприятия. Психологи того времени пытались понять роль перцептивной сферы в существовании сознания, считая возможным раскрыть тайны возникновения психологических явлений измеряя восприятие.

    Большинство исследователей предполагает, что исследования Вильгельма Вундта (1832-1920) начались в связи с созданием первой психологической лаборатории в 1879 году в Лейпциге, Германия. Однако, еще в 1862 году, Вунд заинтересовался процессами восприятия, когда впервые начал экспериментально изучать сознание. Исследование проводилось для того чтобы объяснить проблему субъективности восприятия, известную еще в астрономии. Проблема заключалась в том, что несколько астрономов, одновременно используя тот же телескоп (с несколькими окулярами) будут по разному оценивать перемещение звезд через линию сетки на телескопе и, соответственно, сообщать разное время такого события. Вундту было хорошо известно, что из-за подобной ошибки в 1796 был уволен Киннебрук, помощник Королевской обсерватории в Англии. Он на одну секунду медленнее, чем его коллега, зафиксировал время такого пересечения.

    Вундт хотел подтвердить свою гипотезу о том, что скорость мысли может отличаться у разных людей. В исследовании им применялся откалиброванный маятник, оканчивающийся иглами, торчащими с каждой стороны. В крайних точках колебания маятника игла, замыкая контакт, вызывала электрический звонок. Задача наблюдателя состояла в том, чтобы предсказать положение маятника в котором будет раздаваться звонок. Конечно, Вундт мог заранее настроить иглы и тем самым знать точное положение маятника, в котором звонит колокол. Но экспериментатора интересовала разница между воспринимаемым положением маятника и его фактическим нахождением. Оказалось, что субъективные оценки сильно отличаются от реальности – испытуемый неосознанно принимал во внимание не движение маятника а звонок. Полученные им факты не дали эмпирического подтверждения различий в скорости мысли – более, того через призму сегодняшних психологических знаний эта гипотеза кажется ошибочной и, откровенно говоря, фантастической.

    Вместе с тем, несмотря на ошибочные представления Вундта и его коллег-экспериментаторов, они продемонстрировали необходимость введения в психологию процедур измерения и важность разработки методологии измерения.

Большой вклад в становление психологического измерения внес Ф.Гальтон. Он усовершенствовал а) процедуру исследования и б) методологию оценки результатов.

    Впервые им были применены стандартизированные инструменты измерения: свисток для определения предела восприятия высоты звука и линейку для различения длины отрезков.

 

Рис. 1. Свисток Гальтона – устройство для определения высокого («верхнего») порога звуковой чувствительности. Максимальная частота звука превышала 40.000 ГЦ. Линейка на его поверхности позволяла установить частоту издаваемого звука с точностью 0,5 ГЦ.

 

Данные инструменты впервые были представлены общественности в 1884 г. на Лондонской международной выставке медицинского оборудования. В ходе выставки любой посетитель лаборатории Ф. Гальтона мог подвергнуться тестированию. Оно проводилось по семнадцати показателям, в числе которых были сила кисти и сила удара, острота зрения, объем легких; различение цветов, запоминание объектов и др.

 

 

Рис. 2. Линейка Гальтона – устройство, измеряющее субъективную точность в оценке длины. Линейка имела длину один метр, ширину – десять сантиметров. Со стороны экспериментатора градуирована на один метр, с ценой деления один сантиметр. 

 

Благодаря подобному исследованию Ф. Гальтон продемонстрировал возможности сбора психологических данных стандартизированным, тестовым способом. Стало понятно, что исследования могут проводится не только в лабораторных условиях, но и публичных местах, а обследуемыми могут быть случайные прохожие.

Вторым вкладом Ф. Гальтона в психологическое исследование стало применение методов математической статистики для обработки данных. В 1888 г. он предлагает метод вычисления коэффициента корреляции – наиболее распространенную процедуру анализа данных в современной психологической диагностике и психометрике. Значительную помощь ему оказал Карл Пирсон (1857-1936) ­– математик, помогавший разработать методику применения корреляционного, регрессионного анализа для оценки результатов.

Расчет коэффициента корреляции сегодня - рутинный процесс, применяемый для исследования тенденций в выборках испытуемых, понимания природы психологических явлений и установления закономерностей в их отношениях. Кроме того, корреляционный анализ востребован в психометрике – на его основе вычисляются многие параметры валидности и надежности инструментов психологического измерения. Наконец, методология корреляционных связей лежит в основе планирования особого вида психологических экспериментов. Они осуществляются для определения изменчивости психологических явлений.

В целом, влияние Ф. Гальтона на психологическую диагностику очень существенно и не ограничивается лишь методикой измерения психических явлений. Он сделал первые шаги в методологии психологического исследования, став одним из основателей дифференциальной психологии – науки об индивидуальных различиях в психике. Помимо этого, Ф. Гальтон предложил сфокусироваться на изучении характерологических особенностях, критикуя своих современников за слабое внимание к этой области. Он констатировал, что исследования перцептивных (зрение, слух, осязание) и когнитивных (внимание, память) процессов серьезно прогрессируют при игнорировании психологами исследований черт и свойств личности. Благодаря его влиянию расширился объект измерений - исследованию и оценке начало подвергаться образование, социальный статус и социальное поведение. Таким образом, Ф. Гальтон сыграл важную роль для методологии, методики и практики психологической диагностики. Разработанные и обоснованные им методы используются в наше время.

Успехи в изучении перцептивных процессов, новые процедуры измерения и обработки результатов повлияли на дальнейшее развитие психодиагностики. Новый период следовало бы назвать тестологическим. Во-первых, благодаря появлению специальной процедуры изучения – теста, во-вторых, становлению методологии тестирования, получившей название «классическая теория тестов».

    Все эти события связаны с именем Джеймса МакКина Кеттелла (1860–1944) – первого американского академического психолога – профессора, ученика В.Вундта. Однако не только взгляды Вундта, но и взаимодействие с Гальтоном стимулировало Кеттелла к созданию теории психометрии – фундаментального научного труда о психологическом измерении.

Собственная позиция Кеттела сформировалась на основе противоречий, существовавших между двумя европейскими учеными. Дело в том, что Вундт стремился найти общие основания психологических явлений, а Гальтон – установить индивидуальные различия. Когда Кеттелл предложил Вундту программу тестирования индивидуальных различий Вундт лишь отчасти согласился с нею, в целом же не поддержал его стратегию экспериментирования. Неожиданно Кэттел получил одобрение от Гальтона, который в это время открыл психометрическую лабораторию в Лондоне.

 После многолетней переписки с Гальтоном, Кеттелл организовал двухлетний курс психологии в Кембридже, позволяющий продолжить изучение индивидуальных различий. Также он открыл исследовательскую лабораторию, в которой применял серию тестов, по своему содержанию близкую к гальтоновскими тестами. 

Для описания данных тестов Кэттелл предлагает использовать специальный термин «умственный тест» (1890). В статье «Психические испытания и измерения» им описывается комплекс умственных тестов, предлагаемых для изучения когнитивных способностей: 

1. Сила ручного сжатия, измеренная динамометром.

2. Порог минимального различения двух точек при надавливании на кожу.

3. Весовая дифференциация – определение различий в весе идентично выглядящих коробок, варьирующихся на один грамм в диапазоне от 100 до 110 грамм.

4. Время реакции на звук.

5. Способность к различению длинны отрезка в диапазоне от 0,5 до 1 метра.

6. Способность определить длительность 10 секундного отрезка времени.

Интересно, что проба силы руки приписывается Кеттеллом к батарее умственных тестов. Согласно его представлениям, невозможно отделить телесную энергию от умственной энергии, поэтому, физическая сила, измеряемая посредством динамометра, также была показателем умственной силы.

В 1891 году Кэттел принял должность в Колумбийском университете, тогда крупнейшем университете в Соединенных Штатах. Его последующее влияние на американскую психологию было намного выше его индивидуального научного результата и выражалось во многом благодаря его многочисленным и талантливым ученикам. Среди многих известных докторантов были Е.Л. Торндайк (1898), основоположник американской теории обучения и один из классиков педагогической психологии, Р.С. Вудворт (1899), теоретик в области экспериментальной психологии и Э.К. Стронг (1911) – автор одного из популярных инструментов профессиональных интересов, до сих пор применяющегося в зарубежной практике профориентационной работы.

Но среди учеников Кэттелла, только Кларк Висслер (1901) оказал наибольшее влияние на становление психологического тестирования. Висслер исследовал результаты тестов умственного развития и академические оценки 300 студентов в Колумбийского университета. Целью которую он перед собой ставил, стала идея демонстрации как результаты умственных тестов могут предсказать успеваемость студентов. По сути, это был первый опыт оценки внешней валидности психологического теста – один из многочисленного ряда проверок, которым подвергается любой психологический тест, опросник и или процедура в наши дни. Полученные Висслером результаты практически не демонстрировали связи умственных тестов с академическими достижениями. Например, оценка за выполнение контрольных работ слабо коррелировала со способностью запоминать наборы цифр (0,16), отрицательно коррелировала с силой динамометра (-0,08), со способностью называть цвета (-0,02) и временем реакции (-0,02). Наивысшая полученная корреляция была статистически значимой лишь из-за значительного размера выборки – фактически же ее вклад был чуть выше статистической погрешности измерения[9].

После публикации этих результатов предположения о влиянии перцептивных и сенсорных процессов на когнитивную сферу и, особенно – интеллект, были серьезным образом пересмотрены. Исследователи сфокусировались на диагностике высших психических функций, что в дальнейшем позволило создать более достоверные тесты для изучения мышления. Выводы сказались и на популярности идей Ф.Гальтона. Представление о том, что сложные психологические способности могут быть измерены посредством простых физиологических реакций потеряло своих последователей вскоре после публикации Висслера.

Новый подход в развитии тестирования интеллекта был предложен французским психологом Альфредом Бине (1857 – 1911). Он полностью игнорировал идеи Гальтона не только в части предмета диагностики, но и его процедуры. Основываясь на своем опыте психологических исследований интеллекта, он обнаружил, что не измеряемое никем в тот период внимание в некоторых когнитивных тестах играло существенную роль, в некоторых – не оказывало никакого результата. Исходя из этого он предположил, что о мышлении можно судить не только по гальтоновским тестам.

Первая редакция теста Бине появилась в 1905 году и предназначалась для детей в возрасте от 3 до 13 лет. В ней оценке подвергались способности к решению задач разного вида: невербальных и вербальных. В таблице приведен образец листа с задачами, предьявлявшимися испытуемому.

Таблица 1.

Перечень задач первой редакции теста Бине

Описание задач
1. Слежение за движущимся объектом глазами
2. Захват объекта рукой при прикосновении
3. Захват рукой объекта, появившегося в поле зрения
4. Отличает по внешнему виду плитку шоколада от деревянной плитки.
5. Находит плитку шоколада, завернутую в бумагу и ест ее
6. Выполняет простые команды и делает простые жесты
7. Указывает на объекты при их наименовании, напр. «Покажи мне чашку».
8. Указывает на объекты, изображенные на фотографии, напр. «Наложи палец на окно»
9. Называет объекты на фотографии, напр. «Что это?» [Экспериментатор указывает на объект].
10. Сравнивает две линии, различающиеся по длине
11. Повторяет три цифры, которые ему называет экспериментатор.
12. Ссравнивает два веса.
13. Изменяет поведение по просьбе экспериментатора.
14. Называет общие слова по их функциям
15. Способен повторить предложение из 15 слов
16. Сообщает различия между двумя названными ему объектами, напр.: «бумага и картон».
17. Называет по памяти как можно большее количество из 13 объектов, показанных ему на доске в течении 30 секунд. [Впоследствии этот тест был исключен из-за нестабильности результатов: экспериментатор не мог контролировать отвлечения внимания испытуемого]
18. Воспроизводит по памяти два образа, показанные в течение 10 секунд.
19. Повторяет более длинную серию цифр, чем в пункте 11, для проверки рабочей памяти.
20. Называет признаки сходства двух объектов, напр.: «бабочка и блоха».
21. Сравнивает два отрезка слаборазличимой, но неравной длины
22. Упорядочивает пять предметов, в порядке возрастания их веса
23. Показывает, какой из пяти предметов в предыдущем задании удалил экзаменатор, основываясь на ощущении веса
24. Рифмует слова с представленным образцом, напр.: «Какое слово рифмуется со словом «школа»?
25. Выполняет завершение слова, основанное на материале слов, предложенных Эббингаусом.
26. Складывает три существительных, напр.: «Париж, река, состояние» (или три глагола) в осмысленное предложение.
27. Отвечает на 25 абстрактных (осмысленных) вопросов, напр.: «Когда человек вас обидел и предлагает его извинения, что вы должны делать? "
28. Устанавливает стрелки часов в названное экспериментатором время
29. После сгибания листа бумаги и его нарезки, рисует форму полученных отверстий
30. Определяет смысл абстрактных слов, обозначая разницу между, напр.: «скукой и усталостью».

 

Задачи были сгруппированы для каждого возраста, таким образом, чтобы ребенок мог продемонстрировать свое умение справляется с ними. Успешно решив их ребенок мог претендовать на более сложные задачи, предназначающееся для детей старшего возраста. В зависимости от числа решенных задач определялся «умственный возраст» ребенка.

Втора редакция теста была адаптирована в Стенфордском университете в 1916 году. Она представляла собой совокупность задач, посредством которых определялся коэффициент интеллектуальности (IQ). Такое обозначение предложил профессор этого университета Льюис M. Термен (1857–1956), занимавшийся его ревизией и адаптацией. IQ вычислялся в результате деления умственного возраста на хронологический и умноженный на 100. Полученный показатель был нормирован, т.е. существовали нормативные данные для возрастов от 2,5 до 18 лет. Для каждого возраста средний показатель выполнения заданий равен 100, а стандартное отклонение 16. Таким образом, ребенок, набравший более 116 баллов, считался одаренным, а менее 84 – умственно отсталым. К середине 20х годов ХХ века данный тест и его вариации был применен на более чем трех миллионах человек.

Лидером в массовом тестировании выступило США. В этой стране изучение интеллекта распространилось на многие стороны социальных отношений. Ключевыми направлениями психодиагностики было исследование потоков иммигрантов, прибывавших в эту страну а также психологический отбор кандидатов на службу в армию.

Первое направление связано с Генри Годдартом – психологом, автором адаптации теста Симона-Бине к американской культурной специфике. Необходимость исследования иммигрантов была связана с социальными настроениями среди американцев того времени. Считалось, что среди пребывающих в страну много лиц с низким уровнем интеллекта, и они оказывают влияние на криминальную ситуацию, распространение болезней и другие социальные проблемы. Для проведения тестирования, оригинальный вариант французского теста был переведен на английский язык, а после – на идиш, немецкий, итальянский венгерский, польский и прочие. Полученные им результаты были обескураживающими и, фактически, не принятыми во внимание администрацией миграционных пунктов. В малых группах мигрантов (от 20 до 50 человек) им было установлено значительное количество слабоумных – в среднем до 80%. Сам Годдарт воспринял их очень критически, и объяснял подобное ситуацией стресса, в котором находились приезжие, обстоятельствами тестирования и пр. 

Второе направление тестирования – изучение кандидатов на службу, принесло более весомые результаты. В основе разработки этих тестов стоял американский профессор Гарвардского университета Роберт М. Йеркс. Получив звание полковника Йеркс организовал комитет по экспертизе новобранцев, основной целью деятельности которого стала разработка когнитивных тестов. В комитет входили Годдарт, Термен и другие специалисты. В результате совместных усилий ими были созданы две формы когнитивного теста – Альфа и Бета. Тест Альфа был вербальным тестом включающим восемь типов заданий:

(1) на понимание «следуй устным указаниям»;

(2) на знание счета «сложи-вычти»;

(3) на общие представления «сделай вывод»; 

(4) на логические отношения «подбери синоним-антоним»;

(5) на логические отношения «восстанови предложение»

(6) на невербальную логику «заверши ряд цифр»;

(7) на обобщение и аналогии «обобщи, скажи на что похоже»;

(8) на общую осведомленность (знание истории).

Тест Бета предназначался для испытуемых не имеющих навыков английского языка, не владевших им в совершенстве. Он состоял из различных визуально-перцептивные и моторные проб, таких как прослеживание пути через лабиринты и описание правильного количества блоков, изображенных в трехмерной проекции.

Для размещения неграмотных предметов и недавние иммигранты, которые не понимали английский, Йеркс поручил экзаменаторам использовать в основном графические и жестовые методы объяснения смысла заданий новобранцам. Экзаменатор и его помощник стояли на платформе перед классом и посредством пантомимы объясняли каждый из восьми тестов.

Несмотря на трудности, тестирование интеллекта призывников показало потенциал использования методов психодиагностики. После первой мировой войны психологические тесты распространились в промышленности, образовании и медицине. Психологи, работавшие с Йерксом перешли на службу в различные отрасли государственного аппарата, продолжив там практику применения когнитивных тестов. 

После завершения первой мировой войны, психологическое тестирование расширилось с когнитивной сферы до особенностей личности – появились первые опросники, направленные на изучение черт и свойств личности. Наиболее ранним считается Вудвортский личностный опросник (1919). Он включал 116 вопросов и был нацелен на изучение опыта, поведения и представлений субъекта.

К примеру, исследователи зачитывали такие утверждения как:

• Приходят ли вам в голову мысли, от которых вы не можете заснуть?

• Вас считали плохим ребенком?

• Вас беспокоит ощущение, что ваши ощущения не реальны?

• У вас есть стремление совершить самоубийство?

Создавая опросник, Вудворт предполагал использовать его для психологического консультирования, считая, что опрашиваемый будет искренен в своих ответах. Но и для такого подхода опросник мог давать нереалистичные результаты. Если, к примеру, испытуемый склонен к демонстративному поведению, с большой долей вероятности психолог получит преувеличенную психологическую реакцию. Современные методики, например, Миннесотский многофакторный личностный опросник, обладают аппаратом защиты от неискренних и нереалистичных ответов испытуемого и легко распознают желание испытуемого исказить результаты или сгустить краски.

Психологический опросник «Личностный дневник Терстоуна» появившийся в 1930 году, частично основывался на Вудворстком опроснике. При этом данная методика впервые учитывала внутреннюю согласованность вопросов. Каждый ее утверждение было согласовано с другими, что позволяло оценить не только наличие изучаемого признака, но и понять уровень выраженности явления.

Наличие ряда практических разработок в области диагностики интеллекта, исследования проблемы нормы и патологии интеллектуального развития человека, в частности в детском возрасте, в начале ХХ в. обусловили постановку новой проблемы психодиагностики - вопрос о разработке методов выявления особенностей интеллектуального развития на ранних этапах онтогенеза: в возрасте новорожденности и в раннем возрасте. Применение тестовых методик диагностики интеллекта в работе с новорожденными и детьми раннего возраста было невозможно.

Важно отметить что в первую четверть XX века разрабатывались не только когнитивные тесты или личностные опросники. В этот период появились первые проективные тесты – методики, измеряющие глубинные, слабо осознаваемые субъектом явления внутреннего мира.

Первым проективным тестом считается «тест словесных ассоциаций», предложенный Карлом Густавом Юнгом в 1904 году. На основе этого теста Юнг показал, что внутренний мир человека может быть подвергнут изучению. Но применяемые для этого инструменты должны базироваться на тонком принципе проекции.

Суть проекции заключается в том, что человек использует для понимания окружающего его мира внутренний опыт. Сталкиваясь с непонятным образом или словом, человек использует те категории опыта, что наиболее пригодны для объяснения. Нередко, ими становятся наиболее эмоционально яркие слова, отражающие самые глубокие переживания человека.

Одним из признанных основоположников проективных методик является Герман Роршах. В своей работе «Психодиагностика» (1921) он объясняет каким образом следует использовать образы, предназначенные для зрительного восприятия в интересах изучения личности. Роршах считал, что чернильные пятна, адресованные зрительному воображению, растормаживают, оживляют опыт движений, который накоплен человеком. На основе этой идеи им был разработан тест, в ходе которого испытуемому предъявлялся набор картин, содержащих чернильные пятна. Так возник тест Роршаха – методика, предназначенная для изучения неосознаваемых склонностей и побуждений человека, представляющая собой серию симметричных цветных пятен, интерпретация которых позволяет судить о его мотивации.

Другой всемирно известный проективный тест – Тест тематической апперцепции – был разработан американским психологом Генри Мюрреем. В основе применяемой им проекции лежит представление о потребностях, которыми руководствуется человек в своем социальном поведении. Он предполагал, что потребности, не имеющие своей разрядки (т.н. фрустрированные потребности) вовлекаются человеком в каждую неопределенную ситуацию, используются для познания окружающего мира.

В ходе тестирования испытуемому предлагается несколько десятков таблиц, в каждой из которых он сталкивается с сюжетно-неопределенным изображением. Психолог просит составить краткий рассказ по каждому из изображений. Подвергая рассказы статистическому контент-анализу психолог может определить повторяющиеся лексические обороты, темы и фразы, которые указывают на фрустрированные потребности. Неопределенность стимульных условий позволяет испытуемому проецировать свой способ видения жизни, свои мысли и чувства. В настоящее время тест тематической апперцепции широко используется для диагностики потребностей, мотивации и целеполагания разных категорий испытуемых. Существуют его взрослые и детские варианты.

Итак, обобщая тестологическую страницу истории развития психодиагностики, отметим ее пестроту и многогранность. Начавшись в середине XIX века с простых физиологических исследований, практика психологического тестирования доказала свою востребованность и состоятельность в изучении и прогнозированнии когнитивных способностей детей и взрослых.

Благодаря ученым первой волны – Ф. Гальтону, В.Вундту, Дж. Кеттеллу простой интерес к психодиагностике трансформировался в область исследования научных измерений и экспериментов. Изучение познавательной сферы заложило основы для практического применения психодиагностики в образовании, трудовых отношениях, отборе военнослужащих, практике работы с нарушениями умственного развития. 

В настоящее время психометрические практики поддерживаются сложной и развитой системой научных теорий. Если на первом этапе психометрии ученые применяли наиболее простые методы статистического анализа и то, для изучения результатов исследований, то сейчас ситуация изменилась.

Классическая теория тестов дополнилась математическая теория оценки качества заданий и параметров личности. На ее основе разрабатываются концепции адаптивного тестирования, позволяющие изменить набор стимулов, порядок и время их предъявления в зависимости от целей исследования и возможностей испытуемого.

В последние годы теория психологических тестов перешла от корреляционных и факторных моделей к детерминационными и путевым. Это изменило представление не только о методике разработки инструментов психологического исследования но преобразило представление о самом измеряемом явлении. Оглядываясь на историю развития психологического тестирования и оценивая ее современное состояние, можно с уверенностью сказать, что потенциал психологической диагностики еще не исчерпан.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.151.106 (0.036 с.)