История развития психодиагностики: от прототестирования к современности



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История развития психодиагностики: от прототестирования к современности



 

Содержание данного раздела посвящено описанию истории развития психологической диагностики. Приступая к его изучению важно сделать несколько отступлений, показывающих, каким образом будет излагаться материал. Систематизированное и последовательное описание истории психодиагностики является сложной задачей по нескольким причинам.

Во-первых, потому что развитие психодиагностики не является последовательным и равномерным хронологическим – оно гетерохронно. Известно, что большинство значимых для теории психодиагностики событий произошло в ХХ веке, хотя практики оценки личности существовали еще в период античности. Неравномерность развития характерна и для российской психодиагностики – в 40-60х годах XX века психодиагностические исследования практически отсутствовали.

Во-вторых, психодиагностика не является локализованной топологически – интересные идеи существовали в древнем Китае, античной Греции и Риме. Большой вклад в развитие теории психодиагностики на рубеже XIX – XX веков внесли европейские ученые, а методы массовых тестологических исследований первой половины XX века разрабатывались психологам североамериканского континента.

Современные психодиагностические практики тяготеют к кросс-культурным сравнениям. Изучение психометрических свойств многих методик проходит на нескольких континентах, сопоставляются данные, полученные в культурах Запада и Востока.

В-третьих, для описания истории психодиагностики нельзя выделить ключевых идей, смена которых показала бы как меняются парадигмы и возникают новые взгляды на измерение.  

Фактически, современная психодиагностика базируется на идее классической теории тестов, альтернативные ей подходы еще не сформировались. Существующие в психодиагностике подходы имеют параллельный характер – к примеру изучению мышления посвящено как минимум три теории, а личности – четыре. Каждая из них способствовала формированию самостоятельного подхода или метода исследования, активно применяемых в практике измерения.

Таким образом, основным методом представления материалов в настоящем пособии будет изложение временной последовательности, а также истории изучения основных психологических явлений – личности и когнитивной сферы. При таком подходе вне внимания окажутся систематизированное изложение истории развития методов исследования – объективных, субъективных или проективных. Кроме того, не будут освящены некоторые этапы развития психодиагностики в России. Точное и детальное представление о них можно получить, познакомившись с разделами классических учебников Л.Ф. Бурлачука и И.И. Носса.

История развития психологической диагностики уходит вглубь веков. Первые систематические исследования на соответствие должности относятся к 2200 годам до нашей эры. В древнем Китае с помощью элементарных тестов определялась пригодность к службе китайских чиновников. Для этого, раз в три года Император проводил исследование способностей подчиненных ему людей, отбирая наиболее успешных из них. Процедура тестирования просуществовала две тысячи лет, непрерывно дополняясь и совершенствуясь. Так, во время правления династии Шанг (202 г. до н.э. – 200 г. н.э), в нее были включены письменные экзамены. С этого момента кандидаты на службу и действующие чиновники начали получать письменные задания по тематике гражданского права, военного дела, сельского хозяйства, доходов и географии.

Форма профессионального экзамена в Китае окончательно утвердилась ко второй половине XIV века, во время династии Минг (1368 – 1644 г.) В тот период особое внимание уделялось способностям кандидатов на службу к письменному и устному творчеству. Процедура отбора приобрела три стадии: предварительную, районную и придворную.

На предварительной стадии соискателям должности предлагалось провести один день и ночь в написании сочинения и составлении поэмы на заданную тему. Примерно семь процентов кандидатов, получивших наивысшие оценки рекомендовался к дальнейшим, районным испытаниям. При их прохождении кандидату требовалось провести трое суток над выполнением экзаменационных заданий. Как правило, этот период они находились в полном одиночестве, поскольку действовал запреты на общение с окружающими. Только десять процентов успешно экзаменованных признавались достойными и приглашались на завершающий уровень испытаний – в Пекин. Его прохождение было таким же сложным и изнурительным для соискателей. К тому же, только три процента завершивших его кандидатов получали государственные должности.

Подобная система тестирования кандидатов просуществовала до 1906 года – она была отменена из-за многочисленных жалоб кандидатов на трудности и лишения. При этом, несмотря на архаичность, выбор критериев оценивания кандидатов был достаточно релевантным. Внимание уделялось каллиграфии, игравшей значительную роль в деловой переписке того времени, способности ясно и четко излагать свои мысли а также зрительной памяти, позволявшей сохранять в памяти очертания более двадцати тысяч иероглифов.

Похожие испытания выдерживали кандидаты на должности писцов, чиновников и юристов во всех странах Древнего Востока. Так, в древнем Египте, государствах Вавилона и Индии тестированию подвергались ученики и действующие чиновники. Как правило, предмет тестирования в этих странах совпадал – организаторов интересовала способность соискателей разбирать буквы и читать, красиво писать, быстро считать. Изучалась также и общая осведомленность в области истории, правовых отношений, представление о музыке, литературе. У взрослых кандидатов оценивались физические способности – сила, ловкость и навыки владения оружием. В целом, исследование пригодности кандидатов было направлено на изучение уже сформированных способностей, знаний и умений.

В отличие от них, предметом оценки у детей, отбираемых для обучения на должность писцов или служащих являлись задатки. Так, в Египте на протяжении почти 3500 лет существовало рисуночное письмо, элементами которого являлись небольшие изображения птиц, животных, позднее трансформировавшиеся в иероглифы. Для быстрого их написания требовалась высокая точность движений кисти руки – т.н. малая моторная координация. Ее тестированию у египетских детей были посвящены игры с камнями, угольками. Наиболее способным признавался ребенок, обладавший подвижностью пальцев и, одновременно, высокой усидчивостью. Эти качества являлись базовыми для будущих чиновников.

Взрослых людей подвергали более сложным испытаниям. Сначала у кандидата выясняли подробности его жизни, оценивали уровень образованности, выявляли способность поддерживать разговор, затем оценивали умение слушать и молчать. Для этого подвергали воздействию огнем, водой, создавали ситуации, в которых будущий жрец мог продемонстрировать свои волевые качества. Например, заставляли бродить по подземельям в одиночестве и т.д. Жестокие испытания дополняла угроза смертельного наказания для тех, кто не способен выдержать трудностей обучения.

Итак, первые психодиагностические исследования были направлены на изучение задатков, способностей и опыта соискателей должности. Конечно, они носили поверхностный характер, погружая субъекта в условия деятельности и не объясняя факторов, влияющих на успешность ее выполнения. Поэтому, психодиагностические исследования того периода называются протодиагностическими, фокусирующимися на прикладной части оценивания психологических явлений.

Важными для развития психодиагностической теории стали исследования античных ученых – философов и медиков.

В частности, Гераклит (VI–V вв. до н. э.) впервые указал на разницу между душой взрослого человека и ребенка, соотнеся познавательные способности человека со степенью влажности души. Аристотель (IV в. до н. э.) впервые заговорил о необходимости соотнесения педагогических методов с уровнем психического развития ребенка. Одно из описаний тестов, которым подвергались кандидаты на службу в то время, принадлежало древнегреческому ученому Платону (ок. 427-348 до н.э.).

В трудах Гиппократа, Галена, Теофраста были предметно описаны психологические явления темперамент и характер, определены их психодиагностические показатели и критерии оценки.

Так, Гиппократ (V в. до н. э.) выдвинул гипотезу, согласно которой различия между людьми можно сгруппировать по нескольким общим признакам поведения, тем самым заложив научную основу современной типологии. Кроме того, его учение о темпераменте описывало влияние уровня крови, слизи и двух видов желчи на поведение человека. Один из его последователей, римский врач Гален (II в. до н. э.) развил учение о темпераменте как о пропорциях, в которых смешаны несколько гуморальных сред человеческого организма, более точно описал их проявление в поведении. Теория Гиппократа-Галена не применяется в настоящее время, но описанные ими типы холерика, флегматика, сангвиника и меланхолика до сих пор используются в обыденном языке для описания поведения людей.

Сочинение греческого ученого Теофраста ( IV в. до н. э), причислявшего себя к последователям Аристотеля, содержало описание тридцати типов характера. В соответствии с его представлениями, характер – есть следствие природы, общность типовых физических свойств. Полностью характер раскрывается в социальных отношениях человека - взаимодействии с другими людьми: общении, торговле и пр. Теофраст описывает разные стороны быта своих современников, детально анализирует не только позитивные, но и негативные образы. Среди них присутствуют описания говоруна, деревенщины, льстеца и лицемера, нахала, наглеца и другие портреты отрицательных персонажей.

    В целом, доэкспериментальный путь развития психодиагностики простирается из-глубины веков до начала XIX века. За это время интерес к изучению личности и поведения человека усиливался и развивался.

Закономерным итогом донаучного развития психодиагностики стал период экспериментальных проб и исследований, охвативший вторую половину XIX и начало XX века. В это время были заложены теоретические основы психодиагностики, определены принципы конструирования психологических инструментов.

Накопленные знания и опыт послужили основой для возникновения научной психодиагностики. В течении ХХ века были созданы методики объективной, субъективной и проективной диагностики, ставшие «золотым стандартом» инструментария.

В таблице 1 представлены основные даты, связанные с разработкой инструментов психологической диагностики, открывающие принципиально новые области исследования, демонстрирующие развитие психологической науки и методологии измерения.

Таблица 1.

 

Датировка разработки базовых инструментов психодиагностики

 

Дата Событие
1890 Термин «тест мышления» в научной публицистике применил Джеймс Маккин Кеттел
1905 Шкала оценки умственного возраста детей от 0 до 14 лет была представлена Альфредом Бине и Теодором Симоном
1914 Показатель «коэффициент интеллекта» (Intelligence quotient, IQ) был использован В. Штерном для объяснения результатов тестирования
1916 Опубликован «Тест Стенфорд –Бине» - первая теоретически и концептуально обоснованная версия теста интеллекта, автором работы явился Льюис Термен
1917 Первый опросник – самоотчет разработан Робертом Вудвортом
1917 Началось использование тестов оценки пригодности к службе в армии (Альфа и Бета версий армейских тестов)
1921  «Тест чернильных пятен» - классическая проективная методика разработана Германом Роршахом
1927 Анкета оценки профессиональных интересов (Strong vocational interest blank) опубликована Эдвардом Стронгом
1935 Тест тематической апперцепции опубликован Генри Мюрреем
1936 Тест «Прогрессивные матрицы Равена» - первый невербальный тест интеллекта опубликован Джоном Равеном
1938 Опубликован первый сборник методик психологической диагностики – «Ежегодник измерений мышления»
1939 Тест «Шкала Векслера» (Wechsler-Bellevue Adult Intelligence Scales) представлена Девидом Векслером
1943 Опросник «Миннесотский многофакторный личностный опросник», предназначенный для типологической диагностики психических расстройств личности и поведения разработан Старком Хатуэйем и Джоном МакКинли
1949 Опросник «16 факторов личности» (16 personal factors, 16PF) разработан Рэймондом Бернардом Кеттеллом
1956 Опросник «Калифорнийский личностный опросник» (California psychological inventory, CPI) опубликован Харрисом Гоухом
1975 Опросник «Личностный опросник Айзенка» (Eysenck personality questionnaire) опубликован Гансом Юргеном Айзенком
1985 Опросник «Личностный опросник “Нейротизма-экстраверсии-открытости”» (NEO Personality Inventory) опубликован Полом Т. Коста и Робертом Маккреем
1995 Модель социального и эмоционального интеллекта представлена Рувеном Бар-Оном
1996 «Китайский личностный опросник» (Chinese personality assessment inventory (CPAI), оценивающий свойства личности в терминах азиатской культурной среды, опубликован Фанни М. Чангом и Квоком Люнгом
1998 Тест имплицитных ассоциаций (Impicit associacion test, IAT) разработан Аннтонием Гринвальдом, Дебби МакГи и Джорданом Шварцем
2000 «Мультикультурный личностный опросник» (Multicultural personality questionnaire, MPQ) опубликован Карен Ван дер Зии, Яном Питером Ван Уденховеном
2003 Шкала жизнеспособности (Connor-Davidson Resilience Scale), измеряющая способность к преодолению жизненных трудностей была разработана Катрин Коннор и Джонатаном Девидсоном
2008 Реструктурированная форма Миннесотского многофакторного личностного опросника (MMPI -2RF) разработана Йозефом Бен Поратом и Ауком Теллегеном
2009 Опросник «Черты эмоционального интеллекта» опубликован Константиносом Петридесом

Анализ событий позволяет прийти к выводу о поступательном и динамичном развитии психодиагностики, совершенствовании ее методологических и инструментальных составляющих.

    Перспективы развития психологической диагностики, по-видимому, связаны с дальнейшим расширении теоретических представлений – появлении новых методов и методик измерения. Вместе с тем, важно подчеркнуть, что теоретический фундамент психологической диагностики по прежнему составляют идеи и представления, зародившиеся в середине XIX – начале XX века. Их описанию посвящен следующий параграф.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.137.68 (0.034 с.)