Задачи психологической диагностики. Области использования психодиагностики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Задачи психологической диагностики. Области использования психодиагностики.



Исторически, задачи психологической диагностики определяются ее ролью в системе психологических наук. В психологии психодиагностика играет роль своеобразного моста между наукой и практикой[5].

Научный смысл применения психодиагностики объясняется ее способностью к измерению психических явлений. При этом, что важно, получению эмпирической информации о психологических процессах, состояниях и свойствах с определенной степенью точности. Поэтому, использование психодиагностических методов позволяет с известной степенью объективности и надежности получить требуемые факты.

С практической точки зрения, применение психодиагностики позволяет оценить уровень представленности психологического явления, понять специфические особенности его проявлений у конкретного субъекта. Благодаря психодиагностике психологи-практики могут осуществлять разные виды воздействия – коррекцию, профилактику, оценивать его последствия ситуативных вмешательств (травм, стрессов).

Таким образом, психодиагностика играет техническую функцию, стандартизируя и верифицируя измерения. В этом, ее роль сродни технической метрологии в физико-технических науках или клинической диагностики – в медико-биологических науках. 

    При этом, важно понимать, что задачи современной психодиагностики многообразны и не сводятся исключительно к методической поддержке научных или практических исследований. Опишем их, исходя из существующих представлениях о теоретических, методических и практических областях психодиагностики (см. таблицу 2.)

 

Таблица 2.

Задачи психодиагностики

Виды задач Содержание задачи
Теоретические 1. Разработка общей теории психологического измерения: 2. Разработка новых конструктов, используемых в измерении психологических явлений; 3. Разработка методологии измерения и оценки психических процессов, состояний, свойств
Методические 1. Разработка методов стандартизации методов психологического исследования; 2. Совершенствование характеристик валидности психологического измерения; 3. Повышение надежности психологического измерения.
Практические 1. Разработка стратегий поведения психодиагноста, 2. Совершенствование процедуры измерения и оценки психических явлений, снижение систематических погрешностей измерения; 3. Модернизация стратегий и практик интерпретации результатов психологического измерения, выявление качеств эффективных отчетов.

Представленные задачи раскрывают глобальную цель психологического исследования – точное и надежное определение психологического явления. Для этого разрабатываются новые теории психологического измерения, совершенствуются методы измерения, практики оценивания. Фактически, психодиагностика не только воплощает теоретические понятия в конкретных методиках, но и выступает как способ проверки истинности теоретико-психологических построений. Осуществление этих действий невозможно без психометрических действий, всегда сопровождающих процесс разработки и стандартизации нового метода исследования. Речь идет о теоретических основаниях, методах и процедурах, психометрической деятельности. Поскольку их цель – проверка теоретических конструктов в практике психологического измерения, необходимо описать решаемые в этом направлении задачи. К их числу относятся вопросы:

1) конструирования, перевода и апробации психодиагностических инструментов;

2) разработки стандартов психодиагностического измерения; 

3) выявление возможностей и ограничений психодиагностических инструментов.

Наряду с психометрической деятельностью, следует определить задачи психодиагностики, связанные с практической деятельностью психолога-специалиста. Ключевая задача заключается в выявлении объективной информации о совокупности психологических характеристик субъекта, а также отражения полученной психологом информации в систематизированном виде - в виде психологического заключения (психологического диагноза). Подобная психодиагностика может осуществляться в двух типовых ситуациях: ситуация экспертизы и ситуация консультирования.

Психодиагностическая экспертиза предполагает объективное, независимое изучение психологических особенностей субъекта. Результатом психодиагностики выступает сопоставление различных психологических характеристик личности с нормативными показателями. Цель – объективное описание психологических явлений, присущих субъекту. Подобная экспертиза проводится в целях профессионального отбора, обучения, принятия судебных решений. Как правило, предметом диагностики выступает уровень психического развития человека, причин отклоняющегося поведения подростка, состояния преступника в момент совершения преступления, профессиональной пригодности и т.д. Специалист выполняет заключение опираясь на вопросы, поставленные ему заказчиком, в качестве которого может выступать администрация образовательной организации, специалисты по работе с кадрами, суд. Психодиагност обязан строго следовать поставленным вопросам, корректно применять методы измерения, соблюдать требования каждого метода, применяемого им в исследовании.

Психодиагностика в ситуации консультирования нацелена на изучение психологических явлений в интересах самого субъекта. В ситуации консультирования важно оценить возможности и потенциал обследуемого, глубоко и вместе с тем целостно охарактеризовать черты и свойства его индивидуальности. Нормативные показатели, применяемые в экспертизе, в консультировании практически не используются, поскольку субъект стремится развить и совершенствовать собственные психологические качества.

Поэтому цель консультативной диагностики заключается в выявлении актуального уровня психологических явлений субъекта и определений направлений их совершенствования. Предметом психологической диагностики выступают потребности и мотивы, представления субъекта о себе и окружающих, особенности когнитивной и эмоционально-волевой сфер. Специалист-диагност может проводить обследование неоднократно, менять инструменты, гипотезы и предмет изучения. В процессе исследования важно фокусироваться на пожеланиях обследуемого, поскольку он применяет арсенал психодиагностических средств ради самопознания. Получая информацию от психолога он может менять представление о себе, уточнять свои запросы. Подобные ситуации диагностики возникают в консультативном взаимодействии например, при посещении психологической службы на предприятии, в образовательной организации, медицинском сопровождении, практике работы телефонов доверия.

Вне зависимости от ситуации психодиагностики, исследование должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым к его организации. Это означает, что психодиагност определяет, во-первых стратегию выбора методов, формы диагностики, во-вторых, процедуру исследования и, в-третьих, характер интерпретации и представления его результатов в психодиагностическом заключении. Помимо достижения «узкой» психодиагностической цели, психолог-практик нередко решает другие задачи, опираясь при этом на полученные в ходе диагностики данные. Содержание данных задач может превышать возможности применяемого им для обследования методического аппарата. К ним относятся:

1) выявление и психологическая квалификация особенностей психомоторной и познавательной деятельности; структуры и уровня интеллекта;

2) оценка актуального психического состояния; эмоционально-аффективной и мотивационно-волевой сферы личности.

3) описание структуры, специфических черт, свойств и качеств личности;

4) характеристика уровня и специфических механизмов психологической адаптации и компенсации;

5) определение системы значимых социальных отношений;

6) выявление системы представлений о себе, окружающих и видах социальной активности и другие задачи.

    Конечно, содержание и направленность задач, возникающих перед психологом- практиком, во многом зависит от контекста выполняемой им профессиональной деятельности. Психолог образовательной организации решает задачи, присущие системе образования, в отличие от психолога–эксперта центра судебных экспертиз.     Рассмотрим и охарактеризуем основные области применения психодиагностических процедур. Предмет психологической диагностики в практической деятельности может реализовываться в виде следующих направлений:

1) характеристика психических явлений, дисфункций и отклонений от развития в интересах обучения и воспитания;

2) дифференциация субъектов по индивидуально-психологическим особенностям: способностям, знаниям, компетентности в интересах профессионального обучения;

3) изучение личности в интересах отбора и распределения по областям профессиональной деятельности;

4) изучение актуальных психологических проблем, внутри- и межличностных конфликтов в интересах психологического консультирования и коррекции;

5) изучение мотивов поведения в интересах судебно-психологической и медико-психологической экспертиз;

6) выбор способов и приемов психологического и непсихологического вмешательства: консультирование, коррекция, лечение, оптимизация процессов обучения и воспитания;

7) исследование стиля профессиональной деятельности в целях психологической профилактики и психогигиены несчастных случаев, травматизма;

8) исследование эффективности методов обучения и экспериментов; эффективность воздействия психотерапии;

9) диагностика возрастных изменений в интересах социального сопровождения, социально-психологической работы с населением.

    Области практического применения знаний по психодиагностике можно обозначить в следующих направлениях деятельности (рис 1.)

Рис.1. Применение психодиагностике в практической деятельности психолога

 

Результаты психодиагностических измерений могут показывать не только наличие того или иного свойства, степень его выраженности, уровень развития, они могут также выступать как способы проверки истинности теоретико-психологических построений различных психологических направлений.

3. Взаимосвязь психодиагностики с другими отраслями
психологической науки

Психологическая диагностика тесно связана со всеми разделами психологической науки. Данная связь имеет две отчетливые стороны.

Первая сторона определяется влиянием отраслей психологии на теорию, методы и процедуры психодиагностики. Благодаря психологическим наукам психодиагностика использует понятия и концепции разработанные в соответствующих предметных областях психологии. Представления каждой из отраслей психологической науки в психодиагностике получает характер конструкта – модели измерения психического явления. Психодиагностические конструкты различаются по степени сложности, абстрактности или конкретности, поддерживаются арсеналом методов для их измерения. Например, один из крупных диагностических конструктов «личность» - имеет несколько десятков моделей измерения и воплощенных на их основе методов – опросников, диагностирующих структуру личности, разнообразные свойства и качества.

Общепсихологические конструкты выступают источниками для разработки инструментов измерения, оценки и изучения психологических явлений. Таким образом, отрасли психологии создают теоретических фундамент психодиагностических исследований, формируют методологические правила изучения психических явлений. Вне теоретического поля психологии психодиагностика будет сведена к практике психологического измерения, набору правил, которые следует соблюдать для проведения исследования.

Другая сторона отношений между психодиагностикой и отраслями психологической науки определяется ресурсами психодиагностики. К ним относятся психодиагностические теории, методы и процедуры измерения. В настоящее время, в российской практике используется около 700 методов психологического исследования[6]. Большая часть инструментов (57 %) - это опросники и шкалы. Тесты способностей и достижений, измеряющие уровень развития мышления, интеллекта, его свойств составляют 11%. На третьем месте (8%) - проективные методики. Остальные типы методик – ассоциативные, психосемантические, психофизиологические, экспертные и др. в сумме составляют лишь 24% от общего количества. Следует принять во внимание, что в зарубежной психодиагностике описано более 5 000 разновидностей инструментов. Наиболее актуальная их часть переводится и адаптируется российскими учеными. Все названные ресурсы используются различными отраслями психологической науки для организации исследований, сборе эмпирической и экспериментальной информации, обработке результатов и формулировании выводов.

Размышляя об организации исследования психолог обращается к наиболее надежным и валидным методам сбора информации, определяет условия их применения, моделирует процедуру психологической диагностики. Таким образом, психодиагностика обеспечивает методологическую и методическую поддержку психологических исследований.

Определив взаимосвязь между психодиагностикой и академической психологией важно установить значение, которое имеет каждая из отраслей психологической науки для психодиагностики. Благодаря этому станут ясны задачи, в которых знание теоретических положений этих наук будет востребованным. Характеризуя вклад психологической науки в психодиагностику, определим основные виды ее взаимодействия с двумя ключевыми отраслями психологии – общей и экспериментальной.

Общая психология изучает и разрабатывает общие закономерности функционирования психики, определяет сущность и признаки основных видов психических явлений: процессов, состояний и свойств.

Представление о них используется в психодиагностике для разработки методов измерения базовых психических процессов: когнитивных, эмоциональных и волевых. В настоящее время, в психодиагностике представлены более 200 измерительных процедур, шкал и методик оценки когнитивных и эмоциональных процессов[7]. Многие из них используются в клинической и экспертной практике, то есть должны соответствовать требованиям к точности и помехоустойчивости измерения. Сходными по масштабу методической поддержки являются области психических свойств – в современной психодиагностике существует восемь подходов к измерению темперамента и черт характера. Каждый из них обладает отличиями не только в части представлений о сущности этих явлений, то есть основывается на уникальном теоретическом фундаменте. Все методы отличаются  друг от друга и психометрически – они обладают разными показателями надежности и стабильности результатов, чувствительны к условиям измерения и социальному статусу обследуемого.

Обширная область явлений, конструируемых в общей психологии это представление о человеке. В психодиагностике используются четыре вида представлений – об индивиде, субъекте деятельности, личности и индивидуальности. Каждый из них образует предметное поле для разработки диагностических конструктов и методов измерения. Так, в современной психодиагностике разрабатывается несколько подходов к изучению личности.

Поведенческий подход предполагает, что по закономерностям поведения конкретных людей можно судить об их личности. В рамках этого подхода разработаны методы исследования личности Г.Айзенка, Г.Алпорта. 

Лингвистический подход предполагает, что о личности можно судить по описаниям, которые окружающие люди дают человеку. Соответственно, посредством языка можно охарактеризовать все многообразие личности, сведя его к двум десяткам определений. На основе лингвистического подхода Р.Кеттел разработал методику 16-факторного теста личности, позволяющую оценить 16 основных качеств личности.

Когнитивный подход предполагает, что в сознании каждого человека представлены несколько универсальных критериев, посредством которых он оценивает себя и окружающих людей. Изучение природы этих критериев дает возможность описать, во-первых личность их носителя, во-вторых, прогнозировать его поведение. В рамках когнитивного подхода, Дж. Келли был разработан «Тест репертуарных решеток», оценивающий личность через призму его представлений о себе.

Перечисленные подходы к оценке личности являются примерами разных направлений исследования личности, разрабатываемых в психодиагностике под влиянием общей психологии. Поскольку общая психология определяет ведущие категории психологии, ее развитие неизбежно влияет на развитие теории, методики и практики психологической диагностики.

Экспериментальная психология оказывает существенное влияние на процедуру психологической диагностики. В силу специфики своего предмета она определяет, каким образом необходимо организовывать психодиагностическое исследование. Для этого исследователю необходимо опираться на представление об экспериментальном плане, подготовке выборки и контроле переменных.

Экспериментальный план – это тактика экспериментального исследования, объясняющая основные процедуры, этапы взаимодействия переменных.

В психодиагностических исследованиях широко используются доэкспериментальные и квазиэкспериментальные планы. Их описание и запись представлены в табл.2.

Таблица 2.

 

Описание стратегий проведения психодиагностического
обследования в терминах экспериментальной психологии

 

План эксперимента Символическое изображение Расшифровка
1. Доэкспериментальный О X или О О – обследование
2. Квазиэкспериментальный R O1 X O2 Х – воздействие на обследуемого
3. Экспериментальный план R O1 X O2 R О3 О4 R – изучение свойств обследуемых, подготовка группы

Примечание: планы и их символические изображения приводятся по В.Н. Дружинину[8]

 

Доэкспериментальный план предполагает измерение определенной характеристики, например психологических свойств личности. Он используется для организации типичного психологического обследования, в котором испытуемый единожды подвергается измерению. Такой план наименее надежен в части сбора данных, обладает слабой помехоустойчивостью. Ведь фактически, он проводится без учета особенностей испытуемого, отсутствия контроля эффектов, вызванных мотивацией, ситуацией или иными внешними переменными. Достоинствами такого плана является скорость обследования, поэтому большинство психодиагностических процедур реализуется именно таким способом. Повышение надежности можно достичь, если проводить не одно измерение, а серию, при этом следует использовать одну и ту же методику.

Квазиэкспериментальный план обладает повышенной надежностью, поскольку предполагает сопоставление двух видов измерений, выполненных разными видами инструментов, либо разных источников информации. В квазиэкспериментальном планировании психодиагност может оценивать воздействие некоторых факторов, влияющих на ответы испытуемого – например, установок, предубеждений или обстоятельств ситуации.

Слабым местом квазиэкспериментального исследования является необходимость обобщения результатов нескольких методов сбора данных. Их источниками могут быть результаты наблюдения и экспертное мнение, тестирование и опрос. В таком случае, в ходе изучения свойства общительности у субъекта, психолог должен сопоставить результаты внешней оценки общительности с данными анкетирования, а также результатами тестирования. Такая процедура требует дополнительных усилий по сочетанию показателей друг с другом.

Экспериментальный план имеет большие преимущества перед другими видами планов, но предъявляет большие требования к организации процедуры диагностики. Он предусматривает введение контрольных и экспериментальной группы, проведение нескольких обследований в каждой из них а также необходимость сопоставления полученных результатов друг с другом.

Строгое следование тактике эксперимента открывает психодиагносту новые возможности. В частности, позволяет оценивать валидность методики, измерять стабильность ее результатов во времени. Такой план предусматривает использование нескольких групп (например, контрольной и экспериментальной) при оценке ответов на методику. Введение групп позволяет оценить дискриминативность инструмента – способность различать испытуемых по выраженности исследуемого явления. Например, отличать эмоционально нестабильных от эмоционально стабильных, успевающих от слабоуспевающих и т.д. Высокая дискриминативность позволяет применять методики в ситуациях экспертной оценки – клинической или судебной практике.

Помимо проявлений валидности, экспериментальный план позволяет оценивать надежность измерения. Для этого необходимо сопоставлять результаты нескольких измерений, выполненных одной и той же методикой в течении определенного времени. На схеме эти измерения выражены символами O1 и O2. Данная процедура имеет название ретестирование, а проводимая таким образом проверка оценивает ретестовую надежность методики, то есть меру стабильности результатов во времени.

Высокая стабильность говорит о постоянстве результатов измерения и позволяет прогнозировать их на определенный период времени. Например, изучая черты личности, важно понимать меру их изменчивости. Низкая стабильность предполагает, что с течением времени уровень их выраженности может измениться, а высокая говорит о том, что диагностированные черты личности останутся на том же уровне, спустя месяцы после исследования.

Итак, влияние экспериментальной психологии на психодиагностику проявляется в использовании методологии и методики проведения психодиагностического обследования. Знание тактики планирования эксперимента повышает надежность собираемой информации, точность и обоснованность выводов.

Подводя итоги, сделаем основные выводы, конкретизирующие представленную в нем информацию.

Психодиагностика это область научных исследований а также практика использования методов измерения психологических явлений. Структурно психодиагностика включает в себя теоретическое, методическое и прикладное направление.

Фундаментом и составной частью психодиагностики выступает психометрика. Она представляет собой методологию и методики разработки и обоснования измерительного потенциала инструментов психодиагностики.

Прикладное направление психодиагностики направлено на применение методов и процедур изучения психологических явлений в практической деятельности психологов.

Специалист в области психологической диагностики должен обладать глубокими теоретическими знаниями общей и экспериментальной психологии. Они обеспечивают предметное поле психологического измерения, определяют правила проведения диагностических процедур.

Контрольные вопросы

1. Каково буквальное значение термина «психодиагностика»?

2. В чем заключается практическая значимость психологической диагностики?

3. Какие науки образуют теоретические основы психологической диагностики?

4. Каковы цели психологического тестирования?

5. В чем отличие практического психодиагностического исследования от научного?

6. В каких направлениях деятельности психолога применяется диагностика?

7. В чем проявляется влияние общей психологии на психодиагностику?

8. В чем отличие трех основных видов деятельности психодиагностов: методологического, методического и процедурного?

9. Почему психодиагност должен обладать знаниями экспериментальной психологии?

10. В каких сферах деятельности применяются методы психодиагностики?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.163.58 (0.043 с.)