Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Парадигмы психологии и их влияние на психодиагностику
Психологическая диагностика относится к области психологических наук. В этом ряду она образует несколько разных видов связей – теоретических, методологических и методических. В данном параграфе будут обсуждаться аспекты взаимодействия психодиагностики с другими науками, благодаря чему будет раскрыта специфика отношений, образованных между психодиагностикой, психологической наукой в целом и естественными и социальными науками. Психологическая наука в целом представляет собой теоретический фундамент психодиагностики. Благодаря ей формируются базовое представление об объекте и предмете психологического исследования, ведется разработка категорий и принципов, обосновывается все то, что в наиболее общем виде представляет собой парадигму психологической науки. Важность парадигмы для психологической диагностики существенна – ведь в зависимости от того, какой из них придерживается исследователь, меняется его подход к изучению психологических явлений. Значение термина парадигма (греч. «paradeigma» — пример, образец) означает совокупность предпосылок, на основе которых строятся научные исследования. Для психологической науки парадигма означает совокупность ценностей которыми руководствуются ученые, методов и средств которые они применяют в научной работе. Парадигма в науке не являтся устойчивой: они характерны для определенных периодов времени, к тому же научное сообществом может придерживаться нескольких парадигм. В истории психологии существовали периоды главенствования одной парадигмы, были периоды раскола, когда одна часть научных деятелей поддерживала одну парадигму и совершенно не принимала другую. Процессы развития и конкуренции парадигм – нормальное явление для развития любой науки. В настоящее время, в психологии выделяется естественно-научная и гуманистическая парадигмы[14]. Каждая из перечисленных парадигм психологической науки включает свою теорию и методологию. Под ней понимается совокупность принципов, система методов исследования; описание предметов, подвергающихся исследованию, а также правил организации и культуры исследования. Кроме этого, у каждой парадигмы существуют свои представители – ученые, использующие теорию и методологию науки для проведения экспериментальных исследований, сбора материала и его объяснения. В их научной работе выражаются все теоретические, методологические и аксиологические установки, служащие образцом для решения научных задач, достижения целей. Рассмотрим и охарактеризуем каждую из обозначенных парадигм, определим ее влияние на психологическую диагностику.
Естественно-научная парадигма – является наиболее ранней в психологической науке[15]. Она сближает психологию с другими, естественными науками, в первую очередь – физикой, биологией, физиологией и др. Ключевая идея данной парадигмы – представление об обусловленности всех психических явлений причинно-следственными закономерностями объективного мира, естественных, материальных основаниях психических явлений. Основаниями ее возникновения служат работы В И.М. Сеченова («Рефлексы головного мозга», «Кому и как разрабатывать психологию»), представившие психику как объектом естественно-научного исследования. К числу психологических теорий, соответствующих данной парадигме можно отнести: – нейро-, психофизиологические концепции, объясняющие психологические и социальные явления посредством нейронных и физиологических процессов и закономерностей. – поведенческие концепции, предполагающие, что сознание, представление и социальное поведение возникают под влиянием социальной активности: воздействием окружающих, обучением, опытом. – когнитивные концепции, объясняющие психологические явления посредством процессов восприятия, мышления и речи. Влияние естественно-научной парадигмы на психологическую диагностику проявляется в принципах организации исследования: - рациональности познания: причина психологических явлений связана с объективно регистрируемыми факторами материального мира, для изучения которых необходимо применять методы сформированные в естественно-научного познания. - доступности для эмпирической проверки: регистрация эмпирических фактов должна осуществляться на основе плана, в контролируемых условиях, с возможностью повторного измерения, оценки.
- соотнесение с накопленными знаниями, опоре на уже сложившиеся научные традиции: выдвигаемые исследователем гипотезы, используемые для сбора эмпирических фактов методы должны соответствовать теории и методологии, применяемой для подобного рода исследований. Таким образом, с естественно-научной точки зрения, психологическая диагностика должна опираться на теоретические и методологические концепции психологических явлений, которые: 1) адекватны общенаучным представлениям о психологическом явлении, подтверждаются концепциями смежных наук; 2) имеют требуемую научным исследованием точность оценки и информативность собираемой информации; 3) позволяет осуществить дополнительную проверку результатов, в том числе и другими методами; 4) может применяться в комплексных исследованиях (в сочетании с методами других наук); 5) обеспечивает надежные и стабильные результаты; 6) позволяет применять количественные методы обработки. На естественно-научной методологии построено большинство психодиагностических теорий, концепций исследования и диагностических конструктов. Исследования когнитивных, эмоциональных, регулятивных процессов и состояний осуществляются с учетом нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих их динамические и формальные характеристики. Так, например, измерение параметров процессов внимания, памяти строится с учетом влияния сенсорных и моторных процессов (зрительных, слуховых ощущений, моторных реакций и т.д.). Оценка уровня сформированности мышления и речи неразрывно связана с представлениями о локализации высших психических функций, знания психоморфологических закономерностей. Наконец, строгость, точность и последовательность измерения в психодиагностике, оценка состоятельности выводов исследователя, экспериментальная проверка гипотез – следствие естественно-научного подхода. Гуманистическая парадигма формирует альтернативный взгляд на психологические явления и личность. Ключевая идея парадигмы заключается в представлении субъекта способным к развитию вне любых внешних – природных, генетических и, в том числе, социальных, условий. Именно субъект, а не природа или общество является причиной саморазвития. Яркими представителями этого направления в психологической науке являются К. Роджерс, А. Маслоу, обозначающие методологические рамки своих взглядов как «гуманистическая психология». С психодиагностической точки зрения, гуманистическая парадигма альтернативна естественно-научной – она полностью отрицает экспериментальные исследования, а также любые тестологические измерения, считая допустимым методом сбора информации применение методов наблюдения, беседы или, за, редким исключением опроса. Общими принципами гуманистической парадигмы по мнению А.В. Юревича являются: 1) отказ от эмпирических методов в исследовании; 2) признание фактом знаний, полученных неэкспериментальным способом; 3) признание интуиции исследователя достоверным источником информации; 4) признание одного случая фактом без дополнительных подтверждений; 5) сочетание наблюдателя и наблюдаемого явления; 6) изучение «жизненного контекста» и личности как источника информации[16]. На базе гуманистической парадигмы в психологии были разработаны теории «гуманистической», «субъективистской», «понимающей», «самодетерминационной» психологии. В них объектом является индивидуальность – свободный, само мотивированный субъект, стремящийся к самопознанию и саморазвитию. Предметом – факторы и механизмы развития личности. Авторы каждой из теорий отказывались от любого внешнего детерминизма, ссылаясь на непредсказуемость и независимость субъекта от объективной реальности. К примеру, современные последователи – М.Чиксентмихайя, Э.Деси Р. Райан и др., провозглашают важность измерения внутренних переживаний субъекта. Изучая ощущение удовольствия, радости, находя их источник в конкретной деятельности психолог помогает субъекту расширять свои возможности, побуждает его к поиску новых, более трудных задач.
Помимо сходства, между теориями гуманистической парадигмы существуют различия во взглядах на источники представлений о себе. По такому основанию они могут быть разделены на два вида: «глубинные» и «вершинные». Первые предполагают, что субъект не знает причин и побуждений своей активности, не способен осознать и понять мотивы своих поступков, желаний, выборов и предпочтений. Подобный взгляд соответствует психоаналитической традиции, согласно которой причинами поведения являлись неосознаваемые инстинкты. Теории второго вида базируются на идее потенциала, который должен обрести свое воплощение в социальных формах. Благодаря взаимодействию, активности и общению субъект «перебирает» различные варианты самовоплощения, самореализации, постепенно находя тот, в котором он способен достичь максимального успеха. Каждый субъект обладает потенциалом духа и воли, позволяющим ставить цели саморазвития и достигать их. Следует отметить, что в последние десятилетия психологические теории находятся под влиянием восточной философии: буддизма, конфуцианства и пр. В них отрицается идея рационального мышления, предполагается связь субъекта и окружающего мира, космоса. Применение гуманистической парадигмы предполагает особый подход к описанию субъекта (т.е. свой «диагностический конструкт личности»), особый психодиагностический инструментарий – методы, методики и процедуры исследования. Важно подчеркнуть, что не все представители гуманистического направления считают возможным использование методов стандартизированного измерения – наиболее весомым противником такого подхода являлся сам К. Роджерс. Наиболее уместным способом исследования личности считался «понимающий» (или идеографический) подход, нацеленный на изучение конкретного субъекта со всем его своеобразием, уникальностью. Однако, ряд методов исследования все же был разработан. Специфика предмета измерения, диагностических конструктов – оценка побуждений и мотивов субъекта.
Наиболее известным в русскоязычной психодиагностике методом является «Самоактуализационный тест» Э. Шострома[17], оценивающий уровень тенденций к самоактуализации – побуждения субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию. Цель его применения – понять, какие причины искажают либо препятствуют саморазвитию личности. Данная методика является стандартизированным самоотчетом, стимульный материал включает набор вопросов, выявляющих поведенческих и ценностные показатели, отличающие самоактуализирующегося субъекта от неспособного к самоактуализации, невротической личности. Среди новых инструментов гуманистической диагностики можно назвать «Тест самодетерминации» К. Шелдона и Э. Деси[18]. Опросник изучает способность субъекта к управлению собственной жизнью, оценивает уверенность в возможности выбора поведения в различных ситуациях жизни, характеризует то, как субъект воспринимает собственную жизнь. Итак, гуманистическая парадигма в психодиагностике представляет собой альтернативу естественно-научному направлению. Она формируется на качественно иных представлениях о субъекте и факторах его развития. Методы исследования, предлагаемые гуманистическими психологами, фокусируются на способности к саморазвитию и самодетерминации. Предпочтительным методом исследования выступает наблюдение и беседа. Только они позволяют в полной мере раскрыть неповторимость субъекта, понять его внутренний психологический мир, стремления и интересы. Существование двух парадигм в психологии оказывает влияние на психодиагностические исследования – во-первых, из-за невозможности совмещения естественно-научных и гуманистических подходов. Поскольку их предпосылки базируются на исключающих друг друга основаниях, использование инструментов относящихся к этим парадигмам не дает возможности их корректно обобщить или объяснить. Впрочем, некоторые ученые оптимистично воспринимают существующие противоречия между парадигмами, рассчитывая на появление полипарадигмального подхода[19]. Его задача – найти возможности для объединения конкурирующих парадигм, «примирить» их методологические основания и исследовательские практики. В целом, нужно подчеркнуть, что существование психодиагностики невозможно без теорий, на основе которых разрабатываются психодиагностические методы и процедуры. Однако, не всегда только психологическая наука является фундаментом для развития психодиагностики.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 320; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.78.95 (0.014 с.) |