Парадигмы психологии и их влияние на психодиагностику 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Парадигмы психологии и их влияние на психодиагностику



Психологическая диагностика относится к области психологических наук. В этом ряду она образует несколько разных видов связей – теоретических, методологических и методических. В данном параграфе будут обсуждаться аспекты взаимодействия психодиагностики с другими науками, благодаря чему будет раскрыта специфика отношений, образованных между психодиагностикой, психологической наукой в целом и естественными и социальными науками.

Психологическая наука в целом представляет собой теоретический фундамент психодиагностики. Благодаря ей формируются базовое представление об объекте и предмете психологического исследования, ведется разработка категорий и принципов, обосновывается все то, что в наиболее общем виде представляет собой парадигму психологической науки. Важность парадигмы для психологической диагностики существенна – ведь в зависимости от того, какой из них придерживается исследователь, меняется его подход к изучению психологических явлений.

Значение термина парадигма (греч. «paradeigma» — пример, образец) означает совокупность предпосылок, на основе которых строятся научные исследования. Для психологической науки парадигма означает совокупность ценностей которыми руководствуются ученые, методов и средств которые они применяют в научной работе. Парадигма в науке не являтся устойчивой: они характерны для определенных периодов времени, к тому же научное сообществом может придерживаться нескольких парадигм.

В истории психологии существовали периоды главенствования одной парадигмы, были периоды раскола, когда одна часть научных деятелей поддерживала одну парадигму и совершенно не принимала другую.

Процессы развития и конкуренции парадигм – нормальное явление для развития любой науки. В настоящее время, в психологии выделяется естественно-научная и гуманистическая парадигмы[14].  

Каждая из перечисленных парадигм психологической науки включает свою теорию и методологию. Под ней понимается совокупность принципов, система методов исследования; описание предметов, подвергающихся исследованию, а также правил организации и культуры исследования.

Кроме этого, у каждой парадигмы существуют свои представители – ученые, использующие теорию и методологию науки для проведения экспериментальных исследований, сбора материала и его объяснения. В их научной работе выражаются все теоретические, методологические и аксиологические установки, служащие образцом для решения научных задач, достижения целей. Рассмотрим и охарактеризуем каждую из обозначенных парадигм, определим ее влияние на психологическую диагностику.

Естественно-научная парадигма – является наиболее ранней в психологической науке[15]. Она сближает психологию с другими, естественными науками, в первую очередь – физикой, биологией, физиологией и др. Ключевая идея данной парадигмы – представление об обусловленности всех психических явлений причинно-следственными закономерностями объективного мира, естественных, материальных основаниях психических явлений.

Основаниями ее возникновения служат работы В И.М. Сеченова («Рефлексы головного мозга», «Ко­му и как разрабатывать психоло­гию»), представившие психику как объектом естественно-научного исследования. К числу психологических теорий, соответствующих данной парадигме можно отнести:

– нейро-, психофизиологические концепции, объясняющие психологические и социальные явления посредством нейронных и физиологических процессов и закономерностей. 

– поведенческие концепции, предполагающие, что сознание, представление и социальное поведение возникают под влиянием социальной активности: воздействием окружающих, обучением, опытом.

– когнитивные концепции, объясняющие психологические явления посредством процессов восприятия, мышления и речи.

Влияние естественно-научной парадигмы на психологическую диагностику проявляется в принципах организации исследования:

- рациональности познания: причина психологических явлений связана с объективно регистрируемыми факторами материального мира, для изучения которых необходимо применять методы сформированные в естественно-научного познания.

- доступности для эмпириче­ской проверки: регистрация эмпирических фактов должна осуществляться на основе плана, в контролируемых условиях, с возможностью повторного измерения, оценки.

- соотнесение с накопленными знаниями, опоре на уже сложившиеся научные традиции: выдвигаемые исследователем гипотезы, используемые для сбора эмпирических фактов методы должны соответствовать теории и методологии, применяемой для подобного рода исследований.

Таким образом, с естественно-научной точки зрения, психологическая диагностика должна опираться на теоретические и методологические концепции психологических явлений, которые:

1) адекватны общенаучным представлениям о психологическом явлении, подтверждаются концепциями смежных наук;

2) имеют требуемую научным исследованием точность оценки и информативность собираемой информации;

3) позволяет осуществить дополнительную проверку результатов, в том числе и другими методами;

4) может применяться в комплексных исследованиях (в сочетании с методами других наук);

5) обеспечивает надежные и стабильные результаты;

6) позволяет применять количественные методы обработки.

На естественно-научной методологии построено большинство психодиагностических теорий, концепций исследования и диагностических конструктов. Исследования когнитивных, эмоциональных, регулятивных процессов и состояний осуществляются с учетом нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих их динамические и формальные характеристики. Так, например, измерение параметров процессов внимания, памяти строится с учетом влияния сенсорных и моторных процессов (зрительных, слуховых ощущений, моторных реакций и т.д.). Оценка уровня сформированности мышления и речи неразрывно связана с представлениями о локали­зации высших психических функций, знания психоморфологических закономерностей. Наконец, строгость, точность и последовательность измерения в психодиагностике, оценка состоятельности выводов исследователя, экспериментальная проверка гипотез – следствие естественно-научного подхода.

Гуманистическая парадигма формирует альтернативный взгляд на психологические явления и личность. Ключевая идея парадигмы заключается в представлении субъекта способным к развитию вне любых внешних – природных, генетических и, в том числе, социальных, условий. Именно субъект, а не природа или общество является причиной саморазвития. Яркими представителями этого направления в психологической науке являются К. Роджерс, А. Маслоу, обозначающие методологические рамки своих взглядов как «гуманистическая психология». С психодиагностической точки зрения, гуманистическая парадигма альтернативна естественно-научной – она полностью отрицает экспериментальные исследования, а также любые тестологические измерения, считая допустимым методом сбора информации применение методов наблюдения, беседы или, за, редким исключением опроса. Общими принципами гуманистической парадигмы по мнению А.В. Юревича являются:

1) отказ от эмпирических методов в исследовании;

2) признание фактом знаний, полученных неэкспериментальным способом;

3) признание интуиции исследователя достоверным источником информации;

4) признание одного случая фактом без дополнительных подтверждений;

5) сочетание наблюдателя и наблюдаемого явления;

6) изучение «жизненного контекста» и личности как источника информации[16].

 На базе гуманистической парадигмы в психологии были разработаны теории «гуманистической», «субъективист­ской», «понимающей», «самодетерминационной» психологии. В них объектом является индивидуальность – свободный, само мотивированный субъект, стремящийся к самопознанию и саморазвитию. Предметом – факторы и механизмы развития личности. Авторы каждой из теорий отказывались от любого внешнего детер­минизма, ссылаясь на непредсказуемость и незави­симость субъекта от объективной реальности. К примеру, современные последователи – М.Чиксентмихайя, Э.Деси Р. Райан и др., провозглашают важность измерения внутренних переживаний субъекта. Изучая ощущение удовольствия, радости, находя их источник в конкретной деятельности психолог помогает субъекту расширять свои возможности, побуждает его к поиску новых, более трудных задач.

Помимо сходства, между теориями гуманистической парадигмы существуют различия во взглядах на источники представлений о себе. По такому основанию они могут быть разделены на два вида: «глубинные» и «вершинные».

Первые предполагают, что субъект не знает причин и побуждений своей активности, не способен осознать и понять мотивы своих поступков, желаний, выборов и предпочтений. Подобный взгляд соответствует психоаналитической традиции, согласно которой причинами поведения являлись неосознаваемые инстинкты.

Теории второго вида базируются на идее потенциала, который должен обрести свое воплощение в социальных формах. Благодаря взаимодействию, активности и общению субъект «перебирает» различные варианты самовоплощения, самореализации, постепенно находя тот, в котором он способен достичь максимального успеха. Каждый субъект обладает потенциалом духа и воли, позволяющим ставить цели саморазвития и достигать их. Следует отметить, что в последние десятилетия психологические теории находятся под влиянием восточной философии: буддизма, конфуцианства и пр. В них отрицается идея раци­онального мышления, предполагается связь субъекта и окружающего мира, космоса.

Применение гуманистической парадигмы предполагает особый подход к описанию субъекта (т.е. свой «диагностический конструкт личности»), особый психодиагностический инструментарий – методы, методики и процедуры исследования. Важно подчеркнуть, что не все представители гуманистического направления считают возможным использование методов стандартизированного измерения – наиболее весомым противником такого подхода являлся сам К. Роджерс. Наиболее уместным способом исследования личности считался «понимаю­щий» (или идеографический) подход, нацеленный на изучение конкрет­ного субъекта со всем его своеобра­зием, уникальностью. Однако, ряд методов исследования все же был разработан. Специфика предмета измерения, диагностических конструктов – оценка побуждений и мотивов субъекта.

Наиболее известным в русскоязычной психодиагностике методом является «Самоактуализационный тест» Э. Шострома[17], оценивающий уровень тенденций к самоактуализации – побуждения субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию. Цель его применения – понять, какие причины искажают либо препятствуют саморазвитию личности. Данная методика является стандартизированным самоотчетом, стимульный материал включает набор вопросов, выявляющих поведенческих и ценностные показатели, отличающие самоактуализирующегося субъекта от неспособного к самоактуализации, невротической личности.

Среди новых инструментов гуманистической диагностики можно назвать «Тест самодетерминации» К. Шелдона и Э. Деси[18]. Опросник изучает способность субъекта к управлению собственной жизнью, оценивает уверенность в возможности выбора поведения в различных ситуациях жизни, характеризует то, как субъект воспринимает собственную жизнь.

Итак, гуманистическая парадигма в психодиагностике представляет собой альтернативу естественно-научному направлению. Она формируется на качественно иных представлениях о субъекте и факторах его развития. Методы исследования, предлагаемые гуманистическими психологами, фокусируются на способности к саморазвитию и самодетерминации. Предпочтительным методом исследования выступает наблюдение и беседа. Только они позволяют в полной мере раскрыть неповторимость субъекта, понять его внутренний психологический мир, стремления и интересы.

Существование двух парадигм в психологии оказывает влияние на психодиагностические исследования – во-первых, из-за невозможности совмещения естественно-научных и гуманистических подходов. Поскольку их предпосылки базируются на исключающих друг друга основаниях, использование инструментов относящихся к этим парадигмам не дает возможности их корректно обобщить или объяснить. Впрочем, некоторые ученые оптимистично воспринимают существующие противоречия между парадигмами, рассчитывая на появление полипарадигмального подхода[19]. Его задача – найти возможности для объединения конкурирующих парадигм, «примирить» их методологические основания и исследовательские практики.

В целом, нужно подчеркнуть, что существование психодиагностики невозможно без теорий, на основе которых разрабатываются психодиагностические методы и процедуры. Однако, не всегда только психологическая наука является фундаментом для развития психодиагностики.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 320; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.78.95 (0.014 с.)