Классификация проективных методик и их разновидности



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация проективных методик и их разновидности



 

История развития проективного подхода к психодиагностике показывает, что он не существует вне концепции измерения личности; однако отношение между проективным методом и теоретическими представлениями о личности не являются однозначными и неизменными. Как правило, проективные тесты – например, «Тест тематической апперцепции», «Тест Зонди» и другие проективные методики позволяют получать информацию, выходящую за пределы теоретических моделей, и раскрывать специфику личности, более сложную, чем это определено теоретически. Вместе с тем, полученная с их помощью информация нередко не имеет теоретической поддержки, и, как следствие не используется для дальнейшего научно-психологического исследования. Поэтому исследование

Рассмотрим одну из наиболее ранних, и, в то же время, содержательных попыток упорядочить проективные методы, предложенную Лоуренсом Фрэнком. В 1939 году им была опубликована монография «Проективные методы изучения личности». Эта работа была первой научной попыткой стандартизировать проективное тестирование и обобщить существующие в тот период подходы. К сожалению она не была поддержана в то время – большинство проективных тестов предназначалось для нужд клинической практики, поэтому специалистов устраивала возможность осуществления неформализованных исследований.

В тоже время, предложенная Л. Франком классификация позволяет уверенно распределить большинство современных проективных методик. В ее основе лежит специфика реакции обследуемого на стимульных материал: переживания, действия, чувства, отражающие характер восприятия стимульного материала. Л. Франк выделил следующие категории проективных методик:

1. Конститутивная. Процедурам, входящих в эту группу, характерны ситуации, когда испытуемый придает структуру, форму или конфигурацию неопределенному материалу. Такая деятельность может иметь:
а) предметный характер – обследуемый действует руками – применяя аморфное, пластичное вещество (например глина, краски, пластилин и пр.);

б) образный характер – обследуемый наблюдает неструктурированные стимулы (пятна, кляксы, рисунки, коллажи и пр.).

Наиболее известной конститутивной методикой является тест Роршаха, изучающий особенности восприятия посредством 10 стимульных таблиц с изображениями симметричных чернильных пятен (см. рис. 2).

Помимо теста Роршаха, разработаны другие тесты, обладающие схожим предметом измерения и стимульным материалом. Так, в тесте Хольцмана (1969 г.)[112], обследуемому предъявляется 45 таблиц, в тесте Зуллигера – 6[113].

 

а) б) в)

Рис. 1. Стимульный материал методик Роршаха (а), Хольцмана (б), Зуллигера (в).

 

Конститутивные методы исследования позволяют охарактеризовать особенности восприятия стимулов, а посредством обсуждения представлений – изучить стиль мышления, личностные особенности обследуемого. Данные методы активно стандартизируются специалистами, что выражается в разработке новых схем обработки результатов и интерпретаций полученных данных. Методики имеют существенные клинические перспективы и, несмотря на то, что используется в большей степени с целью оценки затруднений и проблем, которые лежат в области восприятия, различные исследователи рассматривают возможности их применения для профессионального отбора (методика Зуллигера), изучения творческих способностей (тест Хольцмана). 

2. Конструктивная. В исследовании методом конструктивной проекции опрашиваемому предоставляют специально подготовленный материал в виде конкретных предметов: фигур человека и животных, моделей машин, деревьев и пр.

Диагностическое задание субъекту заключается в упорядочивании предметов в соответствии со своими внутренними представлениями. Например, испытуемому предлагается задача построить "собственный мир" (инструкция присутствует как задание некоторой структуры опыта общего характера, и в дальнейшем само­стоятельного значения не имеет).

В связи с тем, что предлагаемые предметы символически представляют элементы более широкого пространства – жизни, деятельности, то они обладают определенными устойчивыми значениями. Так, фигурка дома становится «родным» или «родительским» домом, мужская фигура воплощает собой «отца», «друга», «начальника», женская становится «матерью, «женой», «сестрой и т.д. Символически выражая свои представления посредством фигур человек проецирует реальную картину взаимоотношений, проблем, конфликтов. Так испытуемый формирует образ социального пространства – предметную завершенную форму.

 

Рис. 2. Проективная методика - «Мир в моих мечтах»

Примечание: в специальном ящике с песком опрашиваемый располагает фигурки символизирующие объекты его мира – дом, работу, место отдыха.

 

Основной задачей психодиагноста в данном случае является анализ этой проективной конструкции, изучение ее параметров. В ходе опроса необходимо прояснить все элементы данной расстановки, уточнить значение каждого из них, попросить объяснить возможные конфликты и противоречия между ними. Специалисту важно поддерживать символическую связанность субъекта и представляемой им конструкции, спрашивая об истории отношений этих фигур.

В ходе собеседования следует обращать внимание на личностные черты самого обследуемого Поскольку в данном случае процесс проекции осуществляется через представление смысловых отношений между реальными объектами, то в результате должны проявиться некоторые скрытые, латентные, нереализован­ные потребности индивида.

3. Интерпретативная. Такое название получила категория методов, в которых субъект самостоятельно рассказывает, что означает для него та или иная стимульная ситуация. Испытуемый объясняет свое представление о ситуации, стимуле. Предполагается, что анализ трактовки изображений, данной обследуемым, либо сочинение им рассказов на основании предложенных картинок дает возможность глубокого понимания чувств, побуждений, ценностей и интересов самого испытуемого.

Наиболее распространенной интерпретативной проективной методикой в современной психодиагностике является «Тест тематической апперцепции», разработанная Генри Мюрреем в 1935 году. Она используется с целью изучения мотивов, потребностей и целей субъекта, определения существующих межличностных конфликтов, а также внутриличностных переживаний.

Полный комплект ТАТ состоит из 31 таблицы, одна из которых является чистым белым полем. Другие таблицы состоят их черно-белых изображения с некоторой степенью неопределенности. Важно, что во многих случаях неопределенность заключается не только в смысловой составляющей ситуации, но в самом изображаемом предмете.

Набор для проведения обследования включает в себя 20 таблиц. Они выбираются в зависимости от пола и возраста обследуемого. ТАТ можно применять при работе с людьми начиная с 14 лет. Отметим, что в работе с несовершеннолетними (возраст от 14 до 18 лет), набор таблиц будет в некоторой степени отличаться от стандартного набора для работы с людьми старше 18 лет. Из него исключены и заменены другие таблицы, которые напрямую актуализируют тему агрессии.

Полное обследование по данной методике занимает около 1,5 – 2 часов.

 

1. Седой мужчина смотрит на молодого человека, угрюмо смотрящего в пространство 2. Лицо молодой женщины напротив мужского плеча

 

Рис 3. Образцы стимульного материала Теста тематической апперцепции

 

Обследуемый должен составить задание по каждой из предъявленных ему картин. Они делятся на две группы (с первой по десятую и с одиннадцатой по двадцатую). Истории первой группы (первые десять картинок), раскрывают публичный пласт личности, истории второй серии выражают символический пласт тенденций и комплексов. В процессе интерпретации необходимо задавать вопросы опрашиваемому, следуя определенному плану:

1. Определение главного героя (Кто главный персонаж на этом изображении?).

2. Характеристика главного героя (Кто он, какой у него характер, какой он – хороший или плохой человек, чем он занимается вообще и в данный момент на изображении и пр.).

3. Определение мотивов, тенденций и чувств героев (Что происходит, что ощущает главный герой, о чем он думает, переживает, какой силы его чувства и мысли).

4. Определение воздействия на главного героя (Кто окружает главного героя, общительны ли они, дружелюбны или враждебны, агрессивны ли, доминируют ли они над ним, влияют ли они на него и пр.).

5. Определение результатов истории (Чем закончится ситуация, изображенная на картине? Требуются ли силы для ее преодоления? Действует ли герой или подчиняется обстоятельствам? Станет ли герой счастливым, получит ли награду или наказание?).

6. Выяснение темы (Какова тема данной ситуации: успех, конфликт, конкуренция, любовь, преступление и пр.).

7. Определение интересов персонажей (Какие интересы и отношения имеют герои данной картины?).

Средний объем историй по каждой из картин составляет примерно 300 слов, истории объемом менее 140 слов говорят о низкой мотивации и нежелании сотрудничать. Важно отметить, что рассказы способствуют более высокой выявляемости и валидности интерпретаций, усиливающихся если на большинстве картинок герой того же пола, что и субъект.

4. Катартическая. В этом случае предметом диагностического обследования выступает процесс, при котором испытуемый разряжает эмоцию или чувство на конкретную стимульную ситуацию, находя при этом эмоциональное облегчение. Заданная ситуация реализуется в контексте проявления реакций аффекта в отношении жизненных обстоятельств, которые воплощаются в стимульной ситуации, например, как в процессе игры с глиной или игрушками.

Наиболее известной психодиагностической методикой выступает метод Я. Морено. В психодраме обследуемому предлагают роль определенного героя в игре. Содержание такой игры основывается на его проблемах. При таком подходе, человек может в свободной форме выражать свои чувства в импровизациях, которые направляет психолог. Другие актеры играют роли главных персонажей, существующих в его реальной жизни.

Морено основывался на том, что любой человек обладает естественными способностями к игре, и во время исполнения различных ролей, он получает возможность экспериментировать с возможными реалистичными и нереалистичными ролями жизни. В таких условиях существует возможность творчески поработать над собственными проблемами и существующими конфликтами.

При разыгрывании ситуации создаются условия спонтанности, креативности, подлинной эмоциональной связи между участниками ситуации, катарсиса, способствующего достижения творческой активности, возможности инсайта. Описаны такие методы диагностики как «Мусорное ведро», «Магический магазин».

При выполнении всех упражнений психодрамы участники сеанса внимательным образом следят за происходящими событиями и соотносят их со своими личными затруднениями. Психодрама имеет не только диагностический, но и серьезный психокоррекционный потенциал.

5. Рефрактивная. Процедура рефрактивной проекции фокусируется на особенностях речевой активности человека. Ключевая идея рефрактивных подходов в том, что почерк и особенности речи во многом характеризуют особенности личности и его скрытые мотивы[114].

К примеру, в графологии почерк понимается как визуально наблюдаемая, фиксируемая в почерке проекция раз­личных проявлений индивидуальности человека. Предполагается, что непроизвольные изменения, которые вносятся в почерк, раскрывают психоэмоциональное состояние и некоторые стабильные черты личности.

Действительно, с функциональной точки зрения – почерк это сложно координированная активность мышц рук и кисти, которая, определяется деятельностью нейроэн­докринной системы человека и соответствующих психофизиологических механизмов.

В таком аспекте психологическая интерпретация почерка опирается на оценку моторных компонент почерка – степени отклонения написания букв от образца (прописи), кривизны/прямоты написания букв, нажима, скорости письма и т.д.

 

 

Рис. 4. Образец почерка для изучения психологических свойств личности

 

Современные методики анализа почерка направлены на оценку форм социальной адаптации, степени криминальности, социальной зрелости, характера межличностных отношений, направленности социальных отношений, способов регуляции поведения. Основными недостатками исследований почерка выступают: высокий уровень субъективности в оценке почерка, недостаточная стандартизация критериев выделения элементов почерка, систематичность и последовательность интерпретации.

6. Экспрессивная. Рассматриваемые методы нацелены на изучение свойств личности по результатам творческой деятельности. Ею может выступать рисунок на свободную или заранее определенную тему.

Классической методикой данной группы проективных тестов является методика «Дом – дерево - человек» (Дж. Бук, 1948 г.). В ходе исследования испытуемому предлагают нарисовать три предмета: дом, дерево и человек. Далее проводится опрос на основании разработанного плана. Методика рассчитана на изучение особенностей личности детей от 5 лет и старше, также тест применим в отношении взрослых.

В настоящее время существует несколько версий данного теста, предполагающих существенные различия не только в способе обработки результатов, но и процедуре измерения.

Рис. 5. Образец рисунка «Дом – дерево – человек»

 

К примеру, Р. Берн при использовании теста ДДЧ просит изображать дерево, дом и человека на одном рисунке, то есть в рамках одной сцены. Исследователи полагают, что взаимодействие между домом, деревом и человеком представляет собой некоторую зрительную метафору.

Результаты исследований последних десятилетий в области психодиагностики не оставляют никаких сомнений в том, что именно рисунок является важным источником информации о психике человека. Однако, как и в случае работы с другими проективными методами, простота в проведении и интерпретации графических тестов является мнимой. Рисунок может являться чувствительнейшим средством диагностики лишь в руках грамотного специ­алиста, хорошо знающего о возможностях, ограничениях и подвод­ных камнях использования рисуночных психодиагностических ме­тодов.

Обладая знаниями специфики работы с рисуночными методиками, можно выя­вить степень развития моторики испытуемого, его индивидуально-типологические и возрастные особенности, специфику эмоционального состояния, уро­вень интеллектуального развития, состояние межличностных отноше­ний, самооценку, направленность личности. Однако, экспрессивные тесты не обладают достаточной валидностью для измерения потребности и мотивации опрашиваемого.

7. Импрессивные. Методики данной группы основаны на изучении результатов выбора предложенных стимулов. Испытуемый выбирает из них наиболее предпочитаемые, желательные.

Наиболее известной методикой этого вида является тест Люшера. Он позволяет оценить психофизиологическое состояние человека, его активность, стрессоустойчивость и коммуникативные навыки, узнать причины психологического стресса.

 

 

Рис. 6. Образец стимульного материала теста Люшера

 

В сокращенной форме методика состоит из 8 цветных квадратов (неполный набор). Испытуемому предлагают выбрать из разложенных перед ним таблиц наиболее приятный для него цвет. Его нельзя соотносить с расцветкой одежды (например, идет ли к лицу), с обивкой мебели, с чем-либо другим. Выбор цвета должен основываться на том, насколько он предпочтителен в сравнении с другими в данный момент. Процедура повторяется с оставшимися цветными квадратами до тех пор, пока в итоге образуется ряд, в котором цвета располагаются по их привлекательности. Психологическая интерпретация исходит из символического значения цвета. 

Методика не имеет серьезного теоретического обоснования, намеки на которое появилось лишь в поздних работах как самого Люшера, так и его последователей. В основе интерпретационного подхода методики, лежит социально-историческая символика цветов, элементы психоанализа и психосоматики. Опыт применения восьмицветового теста Люшера в отечественных условиях подтвердил его эффективность.

8. Аддитивные. Эти методики от обследуемого требует завершить имеющее начало предложение, рассказ или историю. Самое первое упоминание о таких тестах относится к 1897. Первым в своей работе их применил немецкий психолог-экспериментатор Герман Эббингауз. Этот тест он использовал с целью определения интеллекта у одного своих пациентов. Методикам подобного рода присуща тематическая направленность предложений, а их структура предложения задает форму выражения мысли. Испытуемому предлагается осуществить речевую де­ятельность (письменную или устную речь). Формой завершения будет являться предложение, а также позиция его автора.

Одной из распространенных методик выступает тест незаконченных предложений Сакса-Леви (с англ. – SSCT – Sack’s Sentence Completion Test, 1950 г.) Он позволяет определить поведенческие особенности индивида и характер его взаимоотношений с окружающим миром, а также с самим собой.

Рис. 7. Образец стимульного материала теста Сакса-Леви

 

По результатам теста Сакса-Леви удаётся составить психологический портрет респондента и определить те сферы его общественной и личной жизни, взаимодействия с окружающим миром, в которых превалируют положительные, отрицательные или нейтральные установки. С помощью теста можно также выявить наличие у испытуемого склонности к психическим расстройствам. 

В целом, классификация проективных методов с предложенными позднее изменениями и дополнениями наиболее полно характеризует современную проективную технику. Все виды проективных тестов находят широкое применение в деятельности психологов в сфере образования, профессиональных отношений, медицины, спорта и других отраслях. Основными видами проективных тестов являются конститутивные, конструктивные, интерпретативные, катартические, рефрактивные, экспрессивные, импрессивные и аддитивные тесты.

Теория проекции в контексте психологических теорий измерения имеет собственный путь развития, независимый от проективных инструментов измерения. Ее потенциал не исчерпывается областью измерения, может обогатить теорию личности, социального восприятия и другие области. 

Завершая изложение, нужно охарактеризовать потенциал проективного метода измерения. Ключевым обстоятельством, отличающим проективный метод от других методов исследования выступает слабоструктурированный стимул, допускающий неограниченное разнообразие возможных ответов. Кроме стимула источником информации является сам обследуемый – собеседование с ним относительно восприятия стимула используется в ряде проективных методов. Поэтому проективные методики слабоформализованы – не имеют сведений о валидности, надежности и стандартизации результатов. Эти обстоятельства серьезно ограничивают возможности их применения в оценочной и экспертной практике.

Проективное измерение является неустойчивым и субъективным, нуждается в дополнении со стороны объективных тестов, стандартизированных самоотчетов и других источников информации. Следует осторожно относится к результатам психологического исследования, в основу которого заложены сведения, полученные путем применения проективных инструментов.

При интерпретации результатов важно учесть, что каждая проективная методика строится на теоретических представлениях классического психоанализа, гештальтпсихологии или эмпирических закономерностях вызванных иллюзиями восприятия. Данные представления не всегда согласуются с общепсихологическими теориями личности и деятельности. Исследователю, приступающему к измерению посредством проективных методов необходимо ясно представлять себе возможности данного инструмента, ограничения которые он имеет, критически оценивать перспективы применения полученной информации.

 

Контрольные вопросы

1. Целесообразно ли применять проективную методику без дополнения объективным тестом или субъективным опросником?

2. Какие представления о проекции легли в основу психодиагностических методик?

3. Какие отличия аутической проекции от комплементарной определяют ее психодиагностический потенциал?

4. Является ли диалог с обследуемым частью проективного метода?

5. Какие особенности ассоциативного теста К.Г. Юнга позволяют отнести его к проективным методам?

6. В чем заключался вклад Г.Роршаха в развитие проективного метода диагностики?

7. Какие конститутивные проективные тесты Вам известны?

8. Какие подробности следует узнать у обследуемого при его диагностике методом «Теста тематической апперцепции»?

9. Можно ли изучать мотивацию личности методом экспрессивной проекции?

10. Какие ограничения в использовании проективного метода следует принять во внимание при интерпретации его результатов?

 



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.22.242 (0.035 с.)