Проекция как психологический феномен 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проекция как психологический феномен



 

Проективные методы используются в различных видах психодиагностических процедур, а их использование для измерения потребностей, мотивов и неосознаваемых стремлений стало уже традиционным. Проективные методы применяются в сферах психологического консультирования, образования, профессиональной деятельности, судебных экспертиз. Проективные методики применяются как самостоятельно, так и при комплексных обследованиях. Использование метода проекции, методик и процедур проективного исследования требует от специалиста знания их теоретических основ, концептуальных особенностей, ограничивающих возможности их применения.

Теоретическими основаниями проективного метода диагностики выступают представления о проекции (от лат. projectio – выбрасывание вперед)[103]. Понятие о проекции разрабатывалось в психодинамических теориях личности, его первое определение было дано З. Фрейдом – основателем психоаналитического подхода. В статье «О защитных нейропсихозах» (1896 г.) З. Фрейд впервые применил его для описания механизма приписывания больным человеком другим людям социально неприемлемых желаний, которые сам субъект не способен реализовать. В таком качестве проекция играла роль психологической защиты, мешающей субъекту осознать факт того, что его собственные потребности не могут быть осуществлены. В дальнейшем, представление о проекции было расширено, и рассматривалось уже как нормальный психологический механизм восприятия окружающего мира человеком. В таком виде проекция обозначала механизм самопроектирования (в терминах психоанализа – переноса) - распространение представлений о себе на окружающих. Этот образ проекции был подхвачен современниками и последователями З.Фрейда и лег в основу проективного метода.

Первыми психоаналитический механизм проекции использовали Г.Роршах и Г. Мюррей, создав наиболее известные и применяемые в настоящее время проективные тесты – «Тест чернильных пятен» (1921 г.) и «Тест тематической апперцепции» (1938 г.). Несмотря на сложность воплощения проекции, ее смысл остался близок идее З.Фрейда, хотя и приобрел самостоятельное значение.

Расцвет проективных исследований 30-х годов привел к пониманию того, что принцип проекции можно использовать не только для изучения впечатлений обследуемого, но и результатов его творческой деятельности – рисования, сочинений на определенную тем, действий с предметами. В 60- 70 годы создаются методики изучения личности посредством проективной оценки продуктов его творчества. Появляются рисуночные проективные техники «Дом-Дерево-Человек»[104], «Человек под дождем» и др[105].

Современное психодиагностическое представление о проекции определяет ее как «процесс и результат взаимодействия испытуемого с объективно нейтральным неструктурированным материалом («пятна», «неопределенные ситуации», «тема рисования» и т.п.), в ходе которого осуществляется идентификация и собственно проекция, то есть наделение собственными мыслями, чувствами, переживаниями»[106].

Использование явлений проекции подразумевает глубокое понимание ее механизмов. Рассмотрим наиболее распространенные концепции проекции: классическую, аутическую, рационализированную, комплементарную,

1. Классическая проекция является наиболее ранним представлением о проекции, как виде защитного механизма.

2. Вместе с тем, З. Фрейд утверждал, что проекция создана не только в целях отражения душевных переживаний человека, она также существует и там, где отсутствуют конфликты. Проекция не привязана намертво к бессознательному, которое вечно конфликтует с сознанием. Ее понимают как человеческую особенность, без которой не существует собственного видения предметов и явлений окружающей действительности. Такая проекция названа атрибутивной. Т. Шибутани писал, что люди могут восприниматься как живые в том случае, когда на них проецируются конкретные, хорошо осознаваемые переживания и способности.

Согласно мнению разных авторов, классическую и атрибутивную проекции можно различить по «мишеням», которые избраны для проекции. Например, классическая проекция имеет направленность на отрицательно оцениваемых индивидов, однако, когда испытуемый осознает наличие у себя негативных черт, то он наделяет ими лиц, к которым у него сложилось положительное отношение.

Рассматриваемое понимание проекции, а именно наделение собственными мотивами, потребностями, чувствами других людей, и как следствие, понимание их поступков, в своем обосновании имеет многовековые донаучные наблюдения, а также экспериментальные исследования.

3. Рассмотренные выше проекции относят к важнейшим видам проекций, однако помимо них в ряде работ выделяют также и другие виды. Явлением, в основе которого заложена определенность восприятия актуальными потребностями человека, называют аутической проекцией. Данный феномен обнаружился в процессе демонстрации испытуемым на экране расфокусированных изображений различных объектов. Было замечено, что голодные лица быстрее, чем сытые распознают изображения пищи. Это явление было названо «аутизмом». В дальнейших исследованиях установлено, что в таком случае происходит не только уменьшение порога узнавания, но и активное проецирование потребностей.

4. Классической проекции присуще приписывание неосознаваемых, вытесненных черт и особенностей. Близкой ей является рационализированная проекция. В ней субъект понимает свои относительно нежелательные (неодобряемые) черты личности или поведение, но он всегда находит для них разумное оправдание. Подтверждением существования такой проекции может стать исследование, в рамках которого студенты описывали характерные им черты личности. Этот же перечень черт личности студентов был оценен экспертным сообществом. Так, была обнаружена тесная связь между описанием самого себя и внешней объективной оценкой некоторых отрицательных черт, как например недисциплинированности. Студенты, полностью отдавая себе отчет в своем поведении, прибегали непосредственно к рационализации, объясняя свои действия в стиле - «все так делают».

5. Комплементарная проекция означает проекцию черт, свыше тех, которыми субъект обладает на самом деле. Например, порой, ощущая страх, люди склонны едва ли не каждого встречного воспринимать как угрозу. В таком случае черта, приписываемая другим, например агрессивность, позволяет понять собственное состояние.

Д. Холмс, анализируя большое число исследований, предлагает определить два «измерения» проекции[107]. Первое – что проецируется (наличие – отсутствие проецируемой черты), второе – осознание проецируемого. При комбинации этих измерений, можно классифицировать существующие виды проекции (см. табл.1).

 

Таблица 1

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.42.168 (0.006 с.)