История развития проективных методов психодиагностики.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История развития проективных методов психодиагностики.



 

Развитие проективных методов психодиагностики имеет более продолжительную историю и связано не только с представителями психоаналитической теории, но и с подходом к изучению сознания, который получил название «ассоцианистский». Исследование ассоциаций стало первым шагом к разработке метода проективного исследования. 

Как указывает Л.Ф. Бурлачук, в период с 1878 по 1879 г. Ф. Гальтон публикует результаты проведенных им ассоциативных экспериментов и высказывает соображения, оказавшиеся пророческими: «Мой метод состоит в том, чтобы на краткий период времени обеспечить свободную игру сознания до тех пор, пока через него не пройдет пара или около того мыслей, и тогда, пока следы или эхо этих мыслей еще медлит в мозгу, вернуть внимание к ним, сразу и полностью вновь пробудив их; задержать, исследовать их и точно зарегистрировать их явление»[110]. В итоге нескольких ассоциативных экспериментов, проведённых над собой, Ф. Гальтон пришел к следующим выводам о закономерностях ассоциаций:

1) ассоциации между определенными стимулами более стабильны, чем это предполагалось;

2) ассоциации очень индивидуальны;

3) наиболее стойкими ассоциациями являются те, что связаны с детством;

4) содержание ассоциаций раскрывает содержание сознания субъекта, показывает переживания, являющиеся предметом размышлений;

5) ассоциации связаны с неосознаваемыми процессами.

Таким образом, истоки проективной техники основываются на исследованиях ассоциаций, выполненных Ф. Гальтоном. Им были выявлены особенности ассоциативного процесса, позволявшие использовать его для изучения психологических явлений. На основе работ Ф. Гальтона, ассоциативная методика получила свое дальнейшее развитие в работах Э. Крепелина, посвящённых ассоциативному процессу у больных с психическими отклонениями, Г. Кента и А. Розанова сделавших попытку выделить наиболее типичные ассоциации у здоровых людей. В психологии метод ассоциаций используется в практически неизменноном виде. Исследователя интересует тематика, частота и характер ассоциаций (дополнение, противопоставление и пр.). Визуализация ассоциаций позволяет увидеть закономерности группировок слов для опрашиваемого (см. рис.1.)

 

Рис. 1. Виды вербальных ассоциаций со словом «Ассоциация».

 

Помимо дифференциальных исследований, ассоциации использовались в клинической практике З. Фредом. Он разработал метод, позволявший собирать информацию о, как он предполагал, неосознаваемых психических явлениях. Данный метод получил название - «метод свободных ассоциаций».

В рамках данного метода клиентам предлагалось свободно высказывать свои впечатления, мысли, ощущения, не подвергая их внутренней цензуре, не стремясь сгладить их. Эта процедура проводилась, когда клиент находился в лежащем, то есть более расслабленном состоянии. Цель метода – проговаривание вытесненных мыслей или переживаний, которые могли быть причиной психологических проблем клиента. Анализ ассоциаций помогает психологу реконструировать их до ключевых переживаний, затем, понять причины и источники психологических проблем клиента.

После завершения исследования, психолог делится с клиентом своими идеями относительно найденной им психологической проблемы клиента, ее возможных причин и способов преодоления. Осознание этих проблем, в свою очередь, подводит клиента к возможности освобождения, избавления от этих проблем и вызывающих их психологических причин. Более того, использование этого метода в принципе помогает клиенту рассказать о своих страданиях, выговориться, поделиться ими и, таким образом, облегчить их.

В настоящее время метод свободных ассоциаций – это исследовательский диагностический и терапевтический прием психоанализа. Он основан на использовании феномена ассоциативности мышления для познания глубинных (преимущественно бессознательных) психических явлений и применения полученной информации для коррекции функциональных расстройств психики благодаря осознанию клиентом причин и источников его глубинных психологических проблем. Метод свободной ассоциации позволил З.Фрейду приблизиться к идее о проекции, высказанной им позднее. Она теоретически обосновала связи между стимулами и ассоциациями, которые ранее уже регистрировали Ф.Гальтон, он сам и другие исследователи.

Актуализация скрытых переживаний при помощи ассоциаций (К.Г. Юнг).

Значительный вклад в развитие проективного метода был сделан К.Г. Юнгом – швейцарским психологом и психиатром. В ходе кропотливой экспериментальной работы им был эмпирически доказан феномен, раскрывающий суть всех проективных методик - возможность посредством стимульного воздействия на актуальные переживания вызвать измерение в поведении или речи обследуемого.

Для образования ассоциаций Юнг использовал перечень из 100 существительных. Зачитывая его обследуемому, исследователь фиксировал время ответа, а также пытался оценить электрокожное сопротивление и изменения в дыхании. В ходе исследования было установлено, что задержки ответов продолжительностью более двух секунд нередко сопровождались повышением сопротивления кожи и нарушением дыхательного цикла.

К.Г. Юнг предположил, что подобные состояния вызваны неосознаваемыми глубинными процессами ассоциации между стимулами и вытесненными за пределами сознания комплексами. Характер ассоциаций раскрывает суть комплекса, показывая какие проблемы, конфликты, переживания субъект не способен самостоятельно понять.

Данный метод получил название «метод свободных ассоциаций». Благодаря работам коллег и последователей он неоднократно модернизировался. В частности, М.Вертгеймером и А.Р.Лурия даный метод применялся для диагностики лжи у подозреваемых и свидетелей, Дж. Брунером, Р. Лазарусом оценивались асоциальные влечения, Г. Кент и А. Розанов применяли его в попытке выявить отличия психически здоровых лиц от больных. Некоторые исследователи связывают тест незаконченных предложений и ассоциативный тест К.Г. Юнга. В современном воплощении для психологической диагностики используется модифицированный вариант Д.Рапапорта. Он включает в себя 60 слов и предполагает изучение образования ассоциаций в зависимости от обычной и психоаналитической трактовки.

Исследование личностных особенностей при помощи чернильных пятен (Г. Роршах). В конце XIX – начале XX эксперименты по восприятию образов были распространены в среде психологов. Многие психологи экспериментировали с пятнами, кляксами и другими неструктурированными изображениями.

Предложенная в 1921 году Германом Роршахом методика, получила наибольшую популярность из всех проективных тестов, оперировавших неструктурированными пятнами. К настоящему времени тест Роршаха активно используется в клинической практике для изучения нарушений восприятия, а также расстройств личности и поведения.

Стимульный материал методики состоит из 10 стандартных таблиц с черно-белыми и цветными симметричными аморфными (слабоструктурированными) изображениями. Испытуемому предлагается ответить на вопрос о том, на что, по его мнению, похоже каждое изображение. Каждый ответ формализуется с помощью специально разработанной системы символов по пяти счетным категориям:

1) локализация ответа (выбор для ответа всего изображения или его отдельных деталей);

2) детерминанты ответа (для формирования ответа могут быть использованы форма изображения, цвет и т.д.);

3) уровень формы (оценка того, насколько адекватно форма изображения отражена в ответе, при этом в качестве критерия используются интерпретации, получаемые наиболее часто);

4) содержание ответа (ответ может касаться людей, животных, неодушевленных предметов и т.д.);

5) оригинальность – популярность (оригинальными считаются очень редкие ответы, а популярными – те, которые встречаются не менее чем у 30% испытуемых)[111].

Совокупность всех полученных оценок и отношений по категориям позволяет создать единую и уникальную структуру взаимосвязанных особенностей личности испытуемого.

Основным теоретическим предположением Г.Роршаха является то, что активность человека определяется как внутренними, так и внешними побуждениями. В соответствии этим представлением о причинах активности Роршах вводит новые понятия для описания типов личности:

  • экстратенсивный - внешние интерпретации по цвету превалируют над кинестетическими, в которых усматриваются движения человека;
  • интроверсивный - кинестетические интерпретации превалируют над ответами по цвету;
  • амбиэквальный - кинестетические и цветовые интерпретации представлены в большом, но равном количестве;
  • суженный (коартивный) - малое количество или полное отсутствие интерпретаций как по цвету, так и кинестетических.

Помимо диагностики общей направленности личности (типа переживания), тест позволяет получить диагностические данные о степени реалистичности восприятия действительности, эмоциональном отношении к окружающему миру, тенденции к беспокойству и тревожности, тормозящей или стимулирующей активность испытуемого.

Вклад Г.Роршаха в развитие проективной диагностики не ограничивается предложенной им методикой. Фактически, им была представлена целостная и завершенная методология проективного исследования, определяющая новый своеобразный стандарт психологического измерения – проективного.

 



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.242.204 (0.012 с.)