Понятие и предмет психологической диагностики



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и предмет психологической диагностики



 

Психодиагностика это сложная и динамично развивающаяся область психологической науки. Сложность психодиагностики объясняется множеством направлений ее применения и аспектов диагностической деятельности психолога. Занимаясь психодиагностикой, психолог решает не только практическую задачу измерения, оценки личности. Вместе с этим, он получает новые знания о процедуре исследования личности, оценивает применимость метода и надежность полученных результатов.

Благодаря психологической диагностике поддерживается связь между академической психологией и практикой психологической работы. Меняются представления о традиционных категориях науки «личность», «деятельность», «сознание», вводятся и совершенствуются методы их изучения.

Становление психодиагностики отражает сложность данной науки. В последние десятилетия диагностика существенно изменилась. Во-первых, расширился диапазон методов и процедур, применяемых в психологических исследованиях. Многие из них возникли в связи с влиянием на психодиагностику таких наук как: философии, социологии, лингвистики, физиологии.

Во-вторых повысилась точность и надежность психологического измерения – каждый из современных инструментов опирается на использование математико-статистического аппарата. Статистические процедуры позволяют оценивать нетипичность ответов, определять уровень сложности заданий, прогнозировать по нескольким ответам опрашиваемого лица его психологический профиль.

В-третьих, изменилась процедура диагностического обследования. От физиологических приборов, линеек и карточек, применявшихся в начале XX века, психодиагносты перешли к применению мультимедийных и компьютерных технологий, позволяющие моментально распознавать результаты измерений, анализировать и интерпретировать результаты, сопоставляя их с десятками тысяч уже проведенных обследований.

Исторический путь развития психодиагностики показывает, что на всем протяжении ХХ века она являлась форпостом психологической науки. Во многом опираясь на результаты психодиагностическим исследований, академические ученые разрабатывали новые теории личности, мышления и интеллекта, сознания. Посредством инструментов психодиагностики прошли серьезную проверку практикой философские и социологические представления о человеке и его социальном окружении. Полученные факты составили прочный фундамент современных академических знаний.

Важно подчеркнуть, что все исследования, претендующие на решение научной или практической проблемы личности включают в себя вопросы разработки метода психологической диагностики. Кроме того, обработка результатов и интерпретация фактов осуществляется посредством специальных, стандартизированных процедур. Приступая к обсуждению предмета психологической диагностики, определим сущность применяемых понятий.

Термин «диагностика» образован от греческих корней «диа» и «гнозис» и его буквальный смысл – «способный распознавать».  Термин был введен в научный оборот врачами и символизировал важный этап лечения болезни: распознавание ее признаков. В настоящее время понятие «диагностика» имеет следующие значения:

· определение состояния определенного объекта путем регистрации его существенных параметров и сопоставления с определенными нормами, признаками и критериями;

· специальная деятельность, изучающая и применяющая пути и способы выявления существенных показателей объекта.

Сегодня этот термин используется в социальных науках во множестве значений. Для психологической практики способность распознавать психологические явления приобрела важное значение. От умения специалиста определить психические состояния, свойства личности зависело верное представление о его психологических проблемах и, как результат – направлениях их коррекции и профилактики. Поэтому, термин «психологическая диагностика» стал понятием, а затем и определением области деятельности. В российской научно-психологической традиции представлены несколько определений, раскрывающих взгляды ученых на цель психодиагностики (см. табл.1.)

 

 

Таблица 1.

№ п/п Психодиагностика это:
1. Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов[1] совокупность методик и приемов формирования психологического диагноза;
2. А.А. Бодалев, В.В. Столин[2] раздел психологии, изучающий закономерности вынесения достоверного психологического диагноза, практику применения психологических инструментов;
3. А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский[3]  область психологической науки, разрабатывающая принципы, пути и приемы распознания, оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности 

 

Идея о том, что диагноз – результат психологической диагностики, прослеживается во всех представленных определениях. Но масштабы действий психолога по его получению в мнениях ученых различаются от рутинного обследования до серьезных предварительных научных исследований.

Благодаря этим определениям становятся ясны три различных взгляда, показывающих контекст постановки диагноза.         

Наиболее простой из них предполагает, что психодиагностика это процедура, второй – представляет ее как методику, третий подразумевает под ней разработку методологии измерения. Можно сказать, что в реальности, психодиагностика действительно включает в себя все эти контексты.

Специалисты-психологи, работающие в разных областях практики, как правило, занимаются процедурой психологического диагностирования, оценивают качество и состоятельность результатов диагностики.

Исследователи-психологи – разрабатывают и совершенствуют методы диагностики, пополняя арсенал инструментов для практического использования.

Академические психологи специализируются на разработке методологии психологического измерения, то есть выявлении новых объектов и предметов психологической диагностики.

Теоретическое знание психодиагностики включает в себя соответствующие виды деятельности. В нем представлена:  

1) общая теория психологического измерения, включающая методологию психологической диагностики;

2) частные теории измерения психологических явлений, обосновывающие применение конкретного метода, методики для оценки психологических явлений.

3) теория процедуры психологического измерения, определяющая этапы измерения, правила его измерения и основные ограничения.

Общие, частные и процедурные теории взаимосвязаны с психометрией – областью психологической диагностики, обеспечивающей разработку средств и оценку качества психологического измерения.

Психометрия разрабатывает средства и процедуры для выяснения свойств психологического измерения. С ее помощью определяются такие важные характеристики как валидность и надежность любого теста, опросника или анкеты. Пройденная психометрическая проверка доказывает применимость метода. Помимо этого, сравнение психометрических свойств тестов позволяет исследователю выбирать наиболее эффективные методы.  

Итак, содержание современной психодиагностики включает в себя три вида деятельности – исследование и оценка психологических явлений, создание новых методов, разработку новых теорий психологического измерения. Все они базируются на психометрических процедурах, обосновывающих возможность их применения.

Однако, такое представление о психодиагностике существовало не всегда. Первые упоминания понятия о психологической диагностике принадлежат французскому тестологу Альфреду Бине, использовавшему его при описании процедуры изучения личности ребенка. Научное содержание понятие «психодиагностика» приобрело благодаря Герману Роршаху, который назвал этим термином психологическое обследование с помощью созданного им в 1921 году «диагностического теста, основанного на перцепции». В дальнейшем, понятие психодиагностики значительно расширяется и под ней начинают понимать все виды деятельности, связанные с измерением индивидуально-психологических различий. В российской психологической науке расцвет интереса к психодиагностикой практике имеет два периода – с середины 20х годов ХХ века до середины 40х, затем с конца 60х годов ХХ века по настоящее время. В этот период возникают и развиваются теоретические направления, разрабатываются диагностические конструкты, методы и инструментарий исследований.

Все это время предмет психологической диагностики в российской психологии обозначается однозначно. Под ним понимается деятельность психолога по выявлению индивидуально-психологических особенностей а также теория и практика создания психодиагностических методов и процедур.

Однако, в зарубежной психологической литературе понятие психодиагностики используется вне научного содержание и является описанием практики измерения проявлений личности. Его научными эквивалентами выступают понятия «психологическая оценка» (psychological assessment) и «психометрия» (psychometric).

Психологическое измерение – это вид деятельности практического психолога, по применению методов психологического исследования[4]. Теория психологической оценки включает в себя несколько областей, описывающих проведение процедуры психологического исследования, применения методов измерения когнитивных, эмоциональных, личностных свойств. Большое внимание уделяется практике применения этих процедур, получению результатов и их объяснению. Кроме того, анализируются разные виды процедур, применяемых для психологической оценки. Ведь для психологического измерения используются не только объективные (тестов, задач и пр.) но и коммуникативные процедуры (интервью, анкетирование, самоотчет). Их особенности, ограничения и специфика сопряжения с методами тестирования обобщаются и обсуждаются в этой области психодиагностики.

Психометрия – в зарубежной психодиагностике представляет собой область теорий и техник осуществления психологических измерений. Предметом психометрии является создание теорий и методов психологического измерения, их опытно-экспериментальная проверка их свойств. Психометрические исследования посвящены объективным методам и процедурам измерения навыков и знаний, личностных качеств и отношений, способностей и образовательных достижений. При этом, ряд исследователей сосредоточен на построении и проверке инструментов измерения – вопросников, тестов, личностных опросников. Другим направлением психометрических исследований выступает развитие теории психологического измерения (например, совершенствование классической теории тестов, психометрических свойств существующих инструментов измерения).

В целом, области зарубежной и российской психодиагностической науки и практики совпадают. Это позволяет обмениваться опытом, использовать теоретические достижения, перенимать новые подходы в психологическом изучении, измерении и оценке. Единство областей позволяет очертить содержание, которому посвящены научные исследования в области психодиагностики. Итак, в общем виде, предмет психодиагностики составляют:

1. теория психологического измерения;

2. методы психологического измерения;

3. принципы, процедура и требования к проведению психологического измерения.

Помимо данного предмета, психодиагностика, в зависимости от контекста ее применения может включать в себя частные предметы. Они как правило, отражают специфические запросы конкретной профессиональной деятельности. К наиболее распространенными частным предметам психодиагностики относят:

а) в сфере дифференциальная психометрия – установление индивидуальных отличий;

б) в области педагогическая психология – определение индивидуальных стилей учебной деятельности;

в) в судебно-экспертной деятельности – разработка и применение методов психологической экспертизы личности потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, свидетеля.

Кроме того, теория и практика психологической диагностики реализуется во всех основных отраслях психологической науки, таких, как общая и дифференциальная психология; возрастная психология и психология развития; психология труда и инженерная психология; психология личности и социальная психологии.

Можно говорить о том, что предмет психодиагностики имеет сложный, полимодальный характер. Он модифицируется исходя из задач, которые стоят перед психодиагностикой в конкретных отраслях психологической науки и практики. Их рассмотрению посвящен следующий параграф.

 



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.16.210 (0.024 с.)