Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Представления об интеллекте.Стр 1 из 2Следующая ⇒
МЫШЛЕНИЕ
Методики изучения мышления. Мышление относительно поздно стало предметом экспериментального исследования. Долгое время считалось, что мышление возможно изучить только с помощью самонаблюдения. Сейчас психология располагает целым комплексом методов изучения мышления. Под влиянием экспериментальных исследований мышление рассматривается сейчас как процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности при обязательном участии речи. Психодиагностика индивидуальных особенностей мышления направлена на выяснение особенностей мотивационной сферы человека (силы и характера мотивов, доминирования внешних или внутренних, познавательных или непознавательных видов, социальной активности), целенаправленности, определяющей щ особенности стратегий, временных динамических свойств (замедленное, заторможенное), снижения или искажения уровней обобщенности признаков, критичности мышления. В экспериментальных исследованиях выявлены зависимости особенностей мышления от возраста, пола, уровня образования, эмоционального состояния, прошлого опыта, установок, социальных ожиданий. Представления об интеллекте. Понятие «интеллект» как объект научного исследования введено в психологию английским антропологом Ф.Гальтоном в конце 19 века. Идея - все интеллектуальные способности наследственно обусловлены. Создатели 1-х тестов интеллекта полагали, что измеряют способность, не зависимую от условий развития (А.Бине, Дж.Кеттелл, Л.Термен). Общее понимание интеллекта как способности требовало конкретизации ответов на вопросы, касающиеся сущности, природы и внешних проявлений этой характеристики. Эти вопросы интересовали психологов на протяжении всего 20 века, однако однозначных ответов не получено до сих пор.
Интеллект как: Способность обучаться (А.Бине,Ч.Спирмен, С.Колвин, Г.Вудроу) Способность оперировать абстракциями (Л.Термен, Р.Торндайк, Дж. Петерсон).Способность адаптироваться к новым условиям (В.Штерн, Л.Терстоун, Эд.Клаперед,Ж.Пиаже).
Обучение - сложная деятельность, и его успешность зависит от многих факторов, а не только от уровня интеллекта (пример Энштейна). Понимание интеллекта как способное к абстракции ограничивает сферу интеллектуальных способностей, исключая из них перцептивную и моторную области. Сторонники адаптационного подхода к интеллекту отождествили интеллект с работой информационной системы, и не учли, что когнитивные процессы протекают в сопровождении личностных особенностей человека. Интеллект Ч.Спирмена. Ч. Спирмен — статистический анализ показателей интеллектуальных тестов. 2-х факторная теория организации свойств- всякая интеллектуальная деятельность содержит единый общий фактор (генеральный,G) и множество специфических (S), свойственных только одному виду деятельности. Интеллект Л.Терстоуна. Многофакторная теория.Выделено 12 фактов-первичные умственные способности: словесное понимание, беглость речи, числовая, пространственная, ассоциативная память, скорость восприятия, индукция (процесс логического вывода на основании перехода от частных положений к общим). Выделил 17 первичных способностей, а факторы 2-го порядка (5), среди которых основными флюидный и кристаллизованный интеллекты. • Флюидный - измеряется тестами: классификации и аналогии, выполняемыми на образном материале, свободен от влиянии культуры. • Кристаллизованный - измеряется вербальными тестами, зависит от культуры и ь опыта решения проблем. Анализ процесса мышления с позиций гештальт-теории. Структура интеллекта состоит из 4 факторов: сложность, пластичность, глобализация, беглость. Эти теоретически выделенные факторы являются инвариантными и постоянно устанавливаются в структуре, начиная с 6 летнего возраста.
Групповые тесты интеллекта · Тест структуры интеллекта Амтхауэра. 13-61 г., 9 субъектов · Групповой интеллектуальный тест (Дж.Ваны), 7 субъектов, 3-9 класс. · ШТУР, 7-10 класс, 6 субъектов.
Индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности. Не сводятся к наличным ЗУНам, но могут объяснить легкость и быстроту приобретения этих ЗУНов.
Способности Общие - интеллектуальные и творческие, которые находят свое проявление во многих видах Деятельности. Специальные - определяются по отношению к отдельным специальным видам деятельности.
Одаренности К.Сишора Не прогнозирует достижения в музыкальной деятельности, но предсказывает овладение специальностями, требующими слухового различения (звукооператор, радиотелеграфист). 6 субъектов - различение высоты, громкости, ритма, длительности, тембра звуков, тональную память. С 4 класса.
Большая пятёрка - 60 е г.г. В Норман -экстраверсия, нейротизм, сговорчивость, совестливость, культура (позднее вместо культуры открытость опыту или интеллектуальная свобода) -Айзенк.Г –смесь факторов 1 (сговорчивость, совестливость, открытость опыту) и 2 порядка. - 3 факторная модель: экстраверсия, нейротизм, психотизм. Для диагностики экстраверсии, нейротизма, опросник EPI (1964) 57 вопросов, по 24 вопроса на каждую основную шкалу,9 вопросов- шкала лжи. - 1975 г. опросник EPQ шкала психотизма- выявление склонности к противостоянию социальным воздействиям. - Опросник EPI впервые адаптирован в 1970г. - 1974 гг. в институте Бехтерева, позднее Русаловым в 1992 г. в ИПРАН.
МЫШЛЕНИЕ
Методики изучения мышления. Мышление относительно поздно стало предметом экспериментального исследования. Долгое время считалось, что мышление возможно изучить только с помощью самонаблюдения. Сейчас психология располагает целым комплексом методов изучения мышления. Под влиянием экспериментальных исследований мышление рассматривается сейчас как процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности при обязательном участии речи. Психодиагностика индивидуальных особенностей мышления направлена на выяснение особенностей мотивационной сферы человека (силы и характера мотивов, доминирования внешних или внутренних, познавательных или непознавательных видов, социальной активности), целенаправленности, определяющей щ особенности стратегий, временных динамических свойств (замедленное, заторможенное), снижения или искажения уровней обобщенности признаков, критичности мышления.
В экспериментальных исследованиях выявлены зависимости особенностей мышления от возраста, пола, уровня образования, эмоционального состояния, прошлого опыта, установок, социальных ожиданий. Представления об интеллекте. Понятие «интеллект» как объект научного исследования введено в психологию английским антропологом Ф.Гальтоном в конце 19 века. Идея - все интеллектуальные способности наследственно обусловлены. Создатели 1-х тестов интеллекта полагали, что измеряют способность, не зависимую от условий развития (А.Бине, Дж.Кеттелл, Л.Термен). Общее понимание интеллекта как способности требовало конкретизации ответов на вопросы, касающиеся сущности, природы и внешних проявлений этой характеристики. Эти вопросы интересовали психологов на протяжении всего 20 века, однако однозначных ответов не получено до сих пор.
Интеллект как: Способность обучаться (А.Бине,Ч.Спирмен, С.Колвин, Г.Вудроу) Способность оперировать абстракциями (Л.Термен, Р.Торндайк, Дж. Петерсон).Способность адаптироваться к новым условиям (В.Штерн, Л.Терстоун, Эд.Клаперед,Ж.Пиаже).
Обучение - сложная деятельность, и его успешность зависит от многих факторов, а не только от уровня интеллекта (пример Энштейна). Понимание интеллекта как способное к абстракции ограничивает сферу интеллектуальных способностей, исключая из них перцептивную и моторную области. Сторонники адаптационного подхода к интеллекту отождествили интеллект с работой информационной системы, и не учли, что когнитивные процессы протекают в сопровождении личностных особенностей человека. Интеллект Ч.Спирмена. Ч. Спирмен — статистический анализ показателей интеллектуальных тестов. 2-х факторная теория организации свойств- всякая интеллектуальная деятельность содержит единый общий фактор (генеральный,G) и множество специфических (S), свойственных только одному виду деятельности. Интеллект Л.Терстоуна. Многофакторная теория.Выделено 12 фактов-первичные умственные способности: словесное понимание, беглость речи, числовая, пространственная, ассоциативная память, скорость восприятия, индукция (процесс логического вывода на основании перехода от частных положений к общим). Выделил 17 первичных способностей, а факторы 2-го порядка (5), среди которых основными флюидный и кристаллизованный интеллекты. • Флюидный - измеряется тестами: классификации и аналогии, выполняемыми на образном материале, свободен от влиянии культуры. • Кристаллизованный - измеряется вербальными тестами, зависит от культуры и ь опыта решения проблем. Анализ процесса мышления с позиций гештальт-теории. Структура интеллекта состоит из 4 факторов: сложность, пластичность, глобализация, беглость. Эти теоретически выделенные факторы являются инвариантными и постоянно устанавливаются в структуре, начиная с 6 летнего возраста.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.209.209.28 (0.148 с.) |