Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прокурор Республики Мордовия,

Поиск

государственный советник юстиции 2 класса

Обеспечение прав и свобод человека и гражданина

На муниципальном уровне

(на примере Республики Мордовия)

 

В современной России осуществление органами прокуратуры надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов является не только гарантией упрочения конституционного строя, обеспечения законности и правопорядка, но и достаточно эффективным средством защиты прав и свобод человека и гражданина. Правозащитная функция прокуратуры направлена, прежде всего, на обеспечение конституционных прав и свобод человека и гражданина, их защиты как от произвола должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления, так и от неправомерной деятельности коммерческих и общественных организаций.

Одно из основных конституционных прав граждан - право на местное самоуправление как одну из форм осуществления народовластия. Конституцией РФ признается и гарантируется местное самоуправление, строящееся на принципах обособленности органов местного самоуправления от системы органов государственной власти, самостоятельности местного самоуправления в пределах предоставленных полномочий, выбора форм местного самоуправления, обязательности учета исторических и иных местных традиций, государственной гарантии и судебной защиты местного самоуправления.

На сегодняшний день прокуратура - единственный орган, осуществляющий надзор от имени государства и имеющий достаточные полномочия для оперативного и эффективного вмешательства по устранению нарушений прав граждан как на местное самоуправление, так и в деятельности муниципальных органов, и по их восстановлению.

Достижению цели защиты конституционных прав граждан на местное самоуправление служат приоритетное направление прокурорского надзора за соответствием федеральному законодательству региональных правовых актов о местном самоуправлении, уставов муниципальных образований, актов органов местного самоуправления и функция по разрешению обращений и жалоб граждан на решения органов и должностных лиц местного самоуправления. Как показывает практика прокурорского надзора, в республике имеются случаи, с одной стороны, неправомерного вмешательства органов государственной власти в деятельность муниципальных образований, а с другой – необоснованного присвоения федеральных и региональных полномочий органами и должностными лицами местного самоуправления.

В соответствии с Конституцией РМ в Республике Мордовия органы местного самоуправления созданы на уровне городов, районов, сел, поселков, чем обеспечивается наиболее полное осуществление прав граждан на местное самоуправление. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

В этом случае задача органов прокуратуры - обеспечение соответствия федеральному законодательству республиканских законов, регулирующих порядок проведения местного референдума, выборов депутатов в представительные органы местного самоуправления и глав муниципальных образований, сходов и конференций граждан, деятельности органов территориального общественного самоуправления. В связи с изменением федерального законодательства об основных гарантиях избирательных прав граждан и прав на участие в референдуме приняты меры по приведению положений законов РМ «О местном референдуме РМ», «О выборах главы местного самоуправления», «О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в РМ», «О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в РМ" в соответствие с ним. В частности, из республиканского законодательства исключено ограничение права гражданина быть избранным в органы местного самоуправления в зависимости от срока его постоянного или преимущественного проживания на территории конкретного муниципального образования.

Зачастую права граждан на местное самоуправление, конкретизированные в региональном законодательстве, неправомерно ограничиваются, что служит основанием для прокурорского вмешательства. Превышение пределов правового регулирования республики в решении вопросов местного значения, определение системы и структуры органов местного самоуправления, ограничение полномочий органов местного самоуправления и возложение на них дополнительных обязанностей явились основанием для опротестования прокуратурой республики законов РМ «О местном самоуправлении в РМ», «О разграничении предметов ведения, объектов собственности и источников доходов между муниципальными образованиями РМ», «О регистрации уставов муниципальных образований РМ».

Трехуровневое (федеральное, региональное и местное законодательство) законодательное регулирование вопросов местного самоуправления, его громоздкость, зачастую несоответствие и непоследовательность принятых отраслевых ведомственных актов делают правотворческий процесс органов местного самоуправления сложным, а качество принимаемых правовых актов далеким от совершенства. Об этом свидетельствуют и результаты прокурорского надзора за законностью правовых актов органов местного самоуправления. Так, прослеживается тенденция постоянного увеличения количества оспоренных прокуратурой Республики Мордовия правовых актов органов местного самоуправления: в 2001 г. – 1103 акта, из них 400 уставов муниципальных образований, в 2002 г. - 1271 акт, из них 68 уставов; в 1 квартале 2003 г. – 1321 акт, из них 145 уставов.

Наиболее характерными нарушениями, выявленными в уставах и правовых актах органов местного самоуправления, явились следующие:

1. Превышение органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий. Например, введение на территории конкретных муниципальных образований налогов и сборов, государственной пошлины, не предусмотренных законодательством.

2. Неправомерное перераспределение полномочий между органами и должностными лицами местного самоуправления. Так, повсеместно правовые акты, содержащие общеобязательные правила, вместо представительных органов местного самоуправления единолично принимались главами муниципальных образований. Судами республики удовлетворялись заявления прокуроров о признании недействительными решений глав муниципальных образований об утверждении тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

3. Нарушение бюджетного законодательства. По протестам прокурора отменялись акты глав муниципальных образований по предоставлению муниципальных гарантий организациям за счет местных бюджетов по договорам поставки сельхозпродукции. Данные решения ими принимались без учета размера муниципального долга.

4. Нарушение административного законодательства. Сельскими советами неправомерно создавались административные комиссии для рассмотрения материалов об административных правонарушениях. Правовыми актами глав муниципальных образований вводилась административная ответственность за проезд по улицам и т.д.

Необходимо отметить, что на сегодняшний день законность правовых актов органов местного самоуправления проверяется лишь органами прокуратуры и только путем внесения актов прокурорского реагирования устраняются нарушения законности, причины и условия, им способствующие. Если нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации проходят юридическую экспертизу в органах юстиции, включаются в единый государственный реестр нормативных правовых актов, то акты органов местного самоуправления никакому внешнему контролю не подвергаются. Вместе с тем, ратифицированная 11 апреля 1998 г. Российской Федерацией Европейская хартия местного самоуправления в ст. 8 допускает осуществление административного контроля за деятельностью органов местного самоуправления с целью обеспечения соблюдения законности и конституционных принципов. В связи с этим необходимо законодательное закрепление ведения реестров нормативных правовых актов органов и должностных лиц местного самоуправления. Это послужило бы созданию единого правового пространства в Российской Федерации и эффективной реализации прав граждан.

В ходе надзорной деятельности прокуроры сталкиваются с проблемой привлечения органов местного самоуправления к ответственности за принятие «явно» незаконных правовых актов. Так, в соответствии с федеральным законодательством исключительно местными представительными органами принимаются решения нормативного характера, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина. Однако, законодательно не урегулирован вопрос о механизме привлечения к ответственности коллегиального органа, что требует разрешения через применение института конституционно-правовой (государственной) ответственности.

Органы прокуратуры гарантируют оказание в разумные сроки квалифицированной юридической помощи гражданам при рассмотрении их обращений, в том числе на нарушения прав на местное самоуправление, действия и решения должностных лиц органов местного самоуправления.

Статистические данные свидетельствуют об устойчивой тенденции роста обращений в органы прокуратуры за последние годы. Увеличивающийся поток жалоб и заявлений объясняется социальной напряженностью, связанной с экономической нестабильностью, противоречивостью законодательства, отсутствием зачастую финансового обеспечения льгот, предоставляемых федеральным законодательством различным категориям граждан, игнорированием законов некоторыми должностными лицами органов власти и управления, в том числе муниципальными. Кроме того, рост этих обращений связан с активизацией надзорной деятельности органов прокуратуры. Если, в 2000 г. в органы прокуратуры Республики Мордовия поступило 9 052 обращения, то в 2002 г. – 9 860. Значительная роль по защите законных прав граждан принадлежит аппарату прокуратуры республики. Ежегодно отделом по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов разрешается более 300 обращений на незаконные действия органов муниципальных образований. Наиболее часто гражданами обжалуются незаконные действия по установлению тарифов по оплате коммунальных услуг, взиманию налогов, обеспечению льгот, а также по вопросам защиты прав потребителей.

Особое внимание уделяется коллективным обращениям, а также тем, при разрешении которых устанавливаются нарушения муниципальных органов и их должностных лиц, затрагивающие интересы большого числа людей. Так, в апреле 2003 г. в прокуратуру Ленинского района г. Саранска обратились члены территориального общественного самоуправления микрорайона «Фурмановский» о незаконном предоставлении в аренду Администрацией города индивидуальному предпринимателю земельного участка для строительства и эксплуатации платной автостоянки. В ходе проверки доводы заявителей подтвердились. Незаконное распоряжение Главы г. Саранска было опротестовано.

Таким образом, в современных условиях развития и становления новых общественных отношений роль органов прокуратуры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина усиливается, в том числе на муниципальном уровне.

 


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.103.70 (0.008 с.)