Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В оперативно-розыскной деятельности
Неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна понимаются довольно широко в юридической литературе и законодательстве. В ч. 8 ст. 5 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. (в редакции от 10 января 2003 г.) (далее – Закон об ОРД) органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещено разглашать без согласия граждан (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами) сведения, которые затрагивают не только неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, но честь и доброе имя гражданина. Такая общая формулировка без ее последующей конкретизации (хотя бы в ведомственных нормативных актах) не способствует обеспечению неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Как вторжение в частную жизнь следует расценивать случаи наблюдения за происходящим в жилище гражданина с использованием таких технических средств, которые позволяют наблюдать без физического проникновения в помещение. На это обстоятельство обращено внимание в определении Конституционного Суда РФ от 14 июля 1998 г. №86-0. На практике возникают сложности в определении понятия «жилище» применительно к проведению оперативно-розыскных мероприятий[29]. Закон об ОРД предусматривает возможность ограничения права на неприкосновенность жилища в строго определенных случаях (ст.8), однако само понятие «жилище» в Законе не раскрывается. В УК РФ[30] так же, как и в УПК РФ, раскрывается понятие «жилище». Однако в УПК РФ[31] оно рассматривается шире, нежели в УК РФ. Отсутствие определения такого понятия в Законе об ОРД приводит к затруднениям в оценке правомерности проведения соответствующих оперативно-розыскных мероприятий. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина в оперативно-розыскной деятельности предполагает также дачу заданий сотрудниками оперативных подразделений лицам, оказывающим содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, выполнение которых, с одной стороны, не связано с совершением ими противоправных действий, а с другой – исключает совершение этими лицами действий, которые провоцировали бы тех, в отношении которых проводятся оперативно-розыскные мероприятия, на совершение преступлений. Оперативные работники зачастую не обладают достаточными знаниями, умением и навыками по обеспечению руководства лицами, оказывающими содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, что приводит к определенным нарушениям. В некоторых случаях сотрудники оперативных подразделений дают задания, не соответствующие целям и задачам оперативно-розыскной деятельности; способствующие преступному или иному антиобщественному поведению лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность; ориентирующие на получение информации недозволенными методами; способствующие совершению действий, провоцирующих совершение преступлений, и т.п.
Например, по приговору судебной коллегии по уголовным делам Приморского краевого суда от 18 мая 2000 г. сотрудники органов внутренних дел (Приморский край) Бондаренко, Бугров, Гарбушин, Дудин, привлечены к уголовной ответственности (в том числе) за то, что они, используя оперативные возможности (информацию доверенных лиц, их услуги), в условиях создания видимости активной борьбы с коррупцией во властных структурах организовали, осуществили и инсценировали провокацию получения взяток должностными лицами администрации г. Владивостока, в том числе мэром В.И. Черепковым. При осуществлении прокурорского надзора этим обстоятельствам не уделяется должного внимания, что в определенной мере объясняется трудностью их установления. В связи с этим целесообразно в перечень материалов, представляемых уполномоченному прокурору (ст. 21 Закона об ОРД), включить рабочие дела лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, ознакомление с которыми позволило бы прокурору принять своевременные меры по предупреждению указанных возможных отрицательных последствий, а в случае их наступления – меры реагирования по их устранению. С учетом специфики оперативно-розыскной деятельности законодательство закрепляет положение о правомерном вреде. В ч. 4 ст. 16 Закона об ОРД определено, что при защите жизни и здоровья граждан, их конституционных прав и законных интересов, а также для обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств допускается вынужденное причинение вреда правоохраняемым интересам должностным лицом органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, либо лицом, оказывающим ему содействие, совершаемое при правомерном выполнении указанным лицом своего служебного или общественного долга. Однако реализация этого положения затруднена, поскольку оно не нашло отражения в уголовном законодательстве[32]. В связи с этим целесообразно в специальной норме Общей части УК РФ предусмотреть, что не является преступлением причинение вреда при указанных обстоятельствах, с более конкретной детализацией этих обстоятельств.
Об отсутствии согласованности норм УК РФ и Закона об ОРД, сказывающемся на соблюдении прав и свобод человека и гражданина, свидетельствует также следующее. В ч.4 ст. 18 Закона об ОРД предусмотрено, что лицо из числа членов преступной группы, совершившее противоправное деяние, не повлекшее тяжких последствий, и привлеченное к сотрудничеству с органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, активно способствовавшее раскрытию преступлений, возместившее нанесенный ущерб или иным образом загладившее причиненный вред, освобождается от уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Следует отметить, что ученые, изучающие проблемы уголовного права, обоснованно ставят под сомнение возможность освобождения указанных лиц при таких обстоятельствах, поскольку в гл. 11 УК РФ отсутствуют статьи об освобождении от уголовной ответственности участников преступной группы, привлеченных к проведению оперативно-розыскных мероприятий. Конечно, названное обстоятельство предполагает необходимость дополнения гл. 11 УК РФ соответствующей нормой, а также дополнительную регламентацию в уголовно-процессуальном законодательстве процедуры освобождения от уголовной ответственности по рассматриваемому основанию. Особого внимания заслуживает проблема соблюдения прав лиц, в отношении которых осуществляется оперативно-розыскная деятельность. Нередко отмечаются случаи постановки на оперативный учет таких лиц[33] (дела оперативного учета могут быть заведены с целью создания видимости пополнения учета, активности его ведения и т.п.). В дальнейшем они снимаются с оперативного учета, однако данный факт может повлечь для лица отрицательные последствия. В соответствии с п. 3 Примечания к п.2.1.9.4.4 Наставления по формированию и ведению централизованных оперативно-справочных, розыскных и криминалистических учетов, экспертно-криминалистических коллекций и картотек органов внутренних дел Российской Федерации лица, невиновность которых в совершении преступления установлена в порядке, определенном законом, вправе через правоохранительные органы получить в ИЦ МВД, ГУВД, УВД сведения об имеющихся в отношении них учетных данных и требовать в них исправлений, дополнений и уточнений. Однако исключительно редкими являются ситуации, когда лицо знает о наличии банка данных, касающихся его частной жизни. Поэтому воспользоваться указанным правом лицам, состоящим на соответствующем учете, весьма проблематично.
Контроль за соблюдением законодательства, обеспечивающего защиту прав и свобод человека и гражданина от возможных злоупотреблений во время обработки информации о лице с помощью ЭВМ, во многих государствах поручен специальным органам. Органы прокуратуры в рамках предоставленных им полномочий в определенной мере должны компенсировать отсутствие в нашей стране подобного органа в целях обеспечения прав и свобод человека и гражданина при постановке на оперативный учет лиц. Неопределенность полномочий прокурора является обстоятельством, негативно влияющим на его возможности по принятию мер к защите прав и свобод человека и гражданина в оперативно-розыскной деятельности. До настоящего времени отсутствует правовая база, необходимая для формирования четкого концептуального подхода к определению характера полномочий прокурора. В этом отношении российское законодательство значительно отстает от зарубежного (в том числе некоторых стран СНГ), которое предусматривает большой объем полномочий прокурора.
М.Е. Токарева, главный научный сотрудник отдела проблем предварительного расследования и прокурорского надзора за дознанием, следствием и оперативно-розыскной деятельностью НИИ Генеральной прокуратуры РФ, доктор юридических наук
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.169 (0.005 с.) |