Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Деятельности государственных органов
Конституция РФ, закрепив основные права и свободы личности, формулирует определенную концепцию правозащитнойдеятельности государства. Эта концепция, с одной стороны, основана на необходимости скорейшего реагирования государства на совершенное правонарушение, защиты жертв преступления, компенсации причиненного ущерба. С другой стороны, она обязывает государство создать условия для реализации прав и свобод личности и не ограничивать их в большей степени, чем это предусмотрено международными нормами, Конституцией и другими законами страны. Правозащитная деятельность государственных органов в России проходит в весьма специфических условиях, осложняющих решение правозащитных задач. Назову некоторые из них, представляющиеся мне наиболее важными. Первое условие заключается в общественной нестабильности, связанной с проведением реформ, включая судебную. Не менее важной проблемой, влияющей на результаты правозащитной деятельности государственных органов, является несовершенство законодательных механизмов. Большую роль среди государственных органов в реализации гражданами своих прав и свобод должна играть прокуратура. В то же время новый Гражданский процессуальный кодекс (ГПК РФ) существенно ограничил возможности прокурора в решении данных задач. Прежнее законодательство позволяло прокурору обратиться в суд за защитой прав гражданина, если он просил об этом прокурора. В новом ГПК РФ (п. 1 ст. 45) говорится о том, что прокурор может обратиться в суд в защиту прав и законных интересов граждан только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. В соответствии с ГПК РФ прокурор может вступить в начатый процесс для дачи заключения по делу только в случаях, предусмотренных федеральными законами. До введения в действие ГПК РФ прокурор мог дать заключение по любому делу. Имеются и другие серьезные ограничения как в новом гражданско-процессуальном, так и в уголовно-процессуальном законодательстве. В сферу более значительных ограничений, чем по дореформенным процессуальным законам, подпадает правозащитная деятельность неправительственных организаций. Эти ограничения касаются возможности участия правозащитников в судопроизводстве (например, представитель правозащитной организации с учетом толкования ст. 49 Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК РФ), приданного ему правоприменительной практикой, лишен возможности участвовать в качестве защитника и общественного защитника на стадии предварительного расследования; в судебном заседании он может участвовать лишь по усмотрению суда). Ограничения коснулись и социального контроля за правосудием ввиду резкого расширения оснований проведения закрытого судебного заседания.
Ряд положений УПК РФ противоречит Конституции РФ и стандартам Совета Европы в области прав человека, которые отражены в решениях Европейского Суда по правам человека. Особую озабоченность вызывает несоответствие указанным стандартам положений УПК РФ, регулирующих порядок применения мер уголовно-процессуального принуждения. Новое законодательство не явилось эффективным инструментом перестройки деятельности властных структур. Сохраняются противоправные технологии в правоохранительных органах. Это – применение пыток на начальных этапах разбирательства дела в органах внутренних дел – непосредственно после задержания подозреваемого. Другой опасной технологией осталась нерегистрация преступлений, укрывательство их от учета. Только за первые три месяца действия нового УПК РФ (июль – сентябрь 2002 г.) прокуратура выявила 27 675 таких случаев, что на 24% превышает показатель того же периода 2001 года. А сколько таких случаев остались латентными? Например, кто из жителей Костромской области знал, что существует директива местного милицейского начальства о невозбуждении уголовных дел о кражах, если размер вреда не превышает 10 000 рублей. Имеются претензии и к органам прокуратуры, которые, безусловно, многое делают для защиты прав и свобод человека и гражданина. Вместе с тем, к сожалению, мы сталкиваемся со случаями волокиты и черствости в деятельности прокурорских работников, уклонения от реализации правозащитных обязанностей. Особенно часто это происходит, когда затрагиваются ведомственные интересы, в том числе интересы «смежников». Попытки сотрудников силовых ведомств оказать давление на предпринимателей путем вторжения в их офисы, создания нетерпимых условий для развития производственной деятельности, дезорганизации их работы проверками под надуманными предлогами не встречают подчас должного отпора. Возбуждение уголовных дел о превышении власти работниками милиции и других «силовых структур» неоправданно затягивается, привлечение к уголовной ответственности виновных в пытках встречает ощутимое сопротивление.
Для решения указанных проблем, кроме изменений в законодательстве, необходимо изменение ведомственных актов. В частности, речь идет о создании такой системы оценки работы сотрудников прокуратуры и МВД, в которую были бы заложены показатели, поощряющие защиту прав человека. К сожалению, пока такая деятельность на ведомственном уровне поощряется мало. Упор делается на раскрываемость преступлений и количество дел, направленных в суд. Сохранилась тенденция любой ценой отстаивать тезис о виновности подсудимого и применения к нему наказания в виде лишения свободы, если на досудебных стадиях он был заключен под стражу. Следующая проблема связана с невозможностью механического применения закона и надзора за проведением его в жизнь. Изучение заявлений и жалоб, поступающих в Комиссию по правам человека при Президенте РФ, показывает, что многие правонарушения носят вынужденный характер, и направленность карательной энергии государства на подавление деликвентного поведения лиц, не сумевших вписаться в новые экономические условия, оказывается большей несправедливостью, нежели бездействие закона. Нельзя в этом смысле не солидаризоваться с мнением Генерального прокурора Российской Федерации В.В. Устинова, высказанным им в докладе «О состоянии законности, правопорядка в Российской Федерации и работе органов прокуратуры за 2001 год по пресечению правонарушений»: «Преступность производна от общества и точно отражает его суть. Причинный комплекс российской преступности во многом обусловлен объективными трудностями переходного периода. …Для одних она [ преступная деятельность ] стала основным способом обеспечения высокого социального и материального статуса; для других – средством выживания, защиты своих прав и законных интересов; для третьих – выражением своеобразного социального протеста». Наличие перечисленных проблем заставляет высказать несколько соображений относительно возможного влияния на изменение сложившегося положения дел. В условиях несовершенного законодательства непременным условием успешной деятельности госорганов является опора на современное правопонимание. В частности, прокуроры, руководствуясь ст. 18 Конституции РФ, должны толковать бреши в законах исходя из приоритетов прав личности. Например, в отличие от порядка, существовавшего с мая 1992 года, в новом УПК РФ опущена (позабыта?) норма о праве стороны защиты знакомиться с материалами, представляемыми в суд стороной обвинения при применении к нему меры пресечения в виде заключения под стражу. Здесь в законе очевидны отступления от Конституции РФ. В этой связи прокуроры и следователи на практике могли бы исправлять положение, предоставляя процессуальным противникам возможность ознакомления с такими материалами до направления их в суд. Только таким образом может быть полноценно обеспечено право на защиту.
В соответствии со ст. 49 УПК РФ правозащитники, не являющиеся адвокатами, как уже говорилось, могут участвовать в уголовном процессе в качестве защитников наряду с адвокатами по определению суда или постановлению судьи. Это положение нового УПК в правоприменительной практике получило неправильное толкование. Правозащитников нередко лишают права защищать обвиняемого на предварительном следствии, в то время как ч. 3 ст. 49 УПК РФ говорит о том, что защитник допускается к участию в деле на ранних этапах следствия. Правозащитник согласно этой же статьи должен полноправно участвовать в деле в качестве защитника. Необходимо при этом обратить внимание на то обстоятельство, что почти все правозащитные организации направляют в суды своих представителей, имеющих, как правило, юридическое образование. По всем мониторингам наблюдается профессионализация правозащитных объединений. Согласно мониторингу, проводимому региональной общественной организацией «Независимый экспертно-правовой совет» (данные анкет прокуроров, судей, адвокатов, правозащитников), эффективность участия юристов правозащитных организаций примерно в два раза выше эффективности участия адвокатов по назначению. На решение данной проблемы могла бы оказать серьезное влияние прокуратура, толкуя эту норму с учетом приоритета прав личности. Другое необходимое условие решения правозащитных задач – объединение усилий государства и общества. Трудности, с которыми мы имеем дело в сегодняшней ситуации, в одиночку не сможет преодолеть никто: ни государство, ни общественные структуры. Возникает неизбежная необходимость в социальном партнерстве, сотрудничестве государственных органов и неправительственных организаций. Последние, имея дело со многими житейскими историями, подчас лучше надзорных и контрольных государственных органов знают узкие места в системе правоприменения, способны привлекать внимание законодателя и нормотворца к системным порокам государственной правоохраны, к участи конкретных людей. Правозащитные организации подключают и международные органы к защите прав граждан. Так, Международная Хельсинкская федерация совместно с Международной Амнистией и другими организациями добилась включения вопроса о пытках в Турции в повестку дня ОБСЕ.
Следует отметить, что в последнее время в России наметились важные перемены во взаимодействии гражданского общества и государства в решении правозащитных задач. Состоялся форум, где были определены возможные направления сотрудничества. Наиболее ярким примером серьезных перемен во взаимодействии власти и неправительственных организаций может служить начавшееся сотрудничество органов прокуратуры и правозащитников. Механизмом реального обеспечения такого сотрудничества в центре и на местах явилось указание Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации взаимодействия органов прокуратуры с правозащитными и иными общественными организациями» от 17 декабря 2002 г. № 74. В указании подчеркивается, что такое взаимодействие («использование потенциала российских и международных правозащитных организаций») необходимо «в целях обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина». Как стало известно, во исполнение этого указания приняты приказы и указания прокуроров в ряде мест, Главной военной прокуратурой. Имеются примеры практического сотрудничества как в Москве, так и в ряде других регионов. Так, в Москве, Пермской области (г. Лысьва) при деятельном участии прокуратуры Центр «Судебно-правовая реформа» внедряет технологии восстановительного правосудия, способствуя примирению сторон и получению реальной компенсации вреда жертвами преступлений. В Ростовской области (г. Таганрог) в процессе сотрудничества прокуратуры и правозащитного объединения «Инвалиды за права человека» в целях разгрузить следственные изоляторы, ознакомившись с делами арестованных, правозащитники вносили умеренные денежные залоги за освобождение некоторых из них либо поручались за их надлежащее поведение. Заключаются договора между правозащитными организациями и областными, городскими, республиканскими прокуратурами о взаимодействии (прокуратура Республики Татарстан, г. Москвы и др.), организовываются совместные мониторинги, проводятся семинары, круглые столы, просветительские и другие мероприятия. Думается, что такие начинания следует поддерживать и развивать. Комиссия по правам человека при Президенте РФ стремится максимально содействовать объединению усилий государства и институтов гражданского общества для обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
В.И. Радченко, первый заместитель Председателя Верховного Суда РФ, кандидат юридических наук, доцент, Заслуженный юрист РСФСР
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.172.249 (0.009 с.) |