Механизм их социально-правовой защиты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Механизм их социально-правовой защиты



 

Теоретико-правовой анализ механизма социально-правовой защиты кон­ституционных прав, свобод и интересов граждан Российской Федерации по­зволил предположить, что одним из основных его элементов является система гарантий реализации конституционных прав, свобод и инте­ресов. Именно она, как правило, и есть ключевое звено, содержание которого позволяет судить о реальности и эффективности всего механизма. В противном случае создается ситуация, когда закон формально действует, а цели его не достигаются – совершаются правонарушения, а ответст­венности никто не несет.

Всякое субъективное право имеет социальную ценность лишь по­стольку, поскольку его возможно реализовать. Осуществление же конституци­онных прав, свобод и интересов для граждан означает возможность требовать от других лиц действий, соответствующих содержанию реализуемых ими прав. Правомерным и обоснованным является корреспондирование требования к государству как основному субъекту правореализующей деятельности. Государство должно создать условия и предоставить необходи­мые средства для свободной и беспрепятственной реализации гражданином закрепленных в Конституции РФ прав, свобод и интересов, а в слу­чае нарушения – восстановления их.

Деятельность государства в данном направлении проявляется в виде уста­новленных им гарантий. В науке устоялось мнение, что под гарантиями прав, свобод и интересов граждан следует понимать экономические, политические, идеологические и юридические средства, которые обеспечивают их реальное осуществление, а в некоторых случаях – и эффективную защиту от возможных нарушений. Дискуссия по поводу содержания этого мнения не есть предмет обозначенной темы, потому автор не подвер­гает его анализу, хотя по ряду позиций не согласен с ним.

Роль и значение государства здесь велико. Государство не только формирует систему гарантий, но и одновременно выступает в качестве главного гаранта декларируемых им конституционных прав, свобод и интере­сов. Согласно ст. 2 Конституции РФ «при­знание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязан­ность государства», а ч. 1 ст. 45 Конституции РФ гласит: «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гаранти­руется».

Конституционные положения свидетельствуют о том, что Российское го­сударство возлагает обязанность осуществлять защиту прав человека и гражда­нина на всю систему государственных органов. Данный подход находит воплощение в конституционном статусе Президента, Фе­дерального Собрания, Правительства, а также федеральных органов исполни­тельной власти и местного самоуправления в пределах закрепленных полномо­чий. Представляется, что подобное отношение государства не только закладывает основу системы гарантий конституционных прав, свобод и интересов граждан России, но и оказывает влияние на процесс формирования механизма их социально-правовой защиты в целом.

Анализируемые гарантии конституционных прав, свобод и интересов мо­гут быть классифицированы, с достаточной степенью условности, на опреде­ленные группы. В качестве основания для классификации могут быть исполь­зованы различные признаки как общего, так и частного характера. Интерес в данном случае могут представлять содержание и функ­циональная направленность гарантий.

По содержанию следует выделить такие гарантии, как социально-экономические, политические и юридические.

В качестве социально-экономических гарантий выступают материальные факторы, определяющие степень свободы реализации личностью делегируемых ей прав, свобод и интересов: социальная стабильность; надлежащие производ­ственные возможности; разветвленная и эффективно функционирующая систе­ма учреждений, предоставляющих возможность личности удовлетворять воз­никающие у нее не запрещенные правом потребности.

Содержание политических гарантий зависит от общей направленности по­литики государства, создающей условия для обеспечения достойной жизни и свободного развития личности, стабильности политических институтов, разви­тия гражданского общества, должного уровня политической культуры граж­дан.

Юридические гарантии выступают в качестве основных структурных об­разований в общей системе гарантий конституционных прав, свобод и интере­сов граждан Российской Федерации. Следует выделять как общеправовые (конституционное закрепление гарантий прав как общего принципа права), так и частноправовые (конкретные гарантии каждого права) гарантии.

Несколько иной позиции придерживается профессор Л.Д. Воеводин, выде­ляющий три разновидности юридических гарантий, от действенности которых зависит степень реальности прав и свобод граждан: 1) компетентность органов государства, выражающаяся, прежде всего, в решении вопросов, возникающих в связи с обладанием конституционным правом, особенно с его реализацией; 2) ответственность как должностных лиц, так и граждан за не­надлежащую реализацию прав и свобод и, напротив, за допущение при этом злоупотреблений; 3) процедурно-процессуальный порядок защиты и восстанов­ления ущемленных и нарушенных прав граждан[1]. Представляется, что эти два подхода – часть единого целого, но характеризуют с различ­ных сторон.

По функциональной направленности гарантии классифицируются на: гарантии использования прав и гарантии защиты прав.

Гарантии правомерного использования личностью своих прав нацелены на создание для нее и общества оптимальной социально-правовой среды их реали­зации. В данную группу входят: нормотворчество, обусловливающее юридиче­скую силу, значимость, объем, границы использования прав, материальную ос­нову; процессуальные процедуры их осуществления, включая юридические факты, с которыми они связаны.

Потребность в охране (защите) прав и свобод личности возникает, как пра­вило, в случаях их нарушения, например создание препятствий на пути их реали­зации, неисполнение определенной юридической обязанности противоположной стороной правоотношения и др.

В настоящее время в науке активно разрабатывается еще одно направление в общей системе гарантий – режим законности. Ре­зультатом его реализации стало достижение всеми участниками правоотно­шений желаемой, заранее согласованной модели правового поведения, зафик­сированной в законодательстве. Подобное единодушие в вопросах права создает возможности для эффективной реализации прав и обязанностей граждан, закрепленных в правовой форме.

Анализ содержания юридических гарантий реализации конституционных прав, свобод и интересов граждан России свидетельствует о том, что сейчас процесс формирования правовой базы механизма их социально-правовой защиты отвечает общей идеи российской го­сударственности – построение правового демократического государства. В це­лом можно говорить о создании необходимых правовых предпосылок для эф­фективной деятельности общей системы защиты и охраны прав человека и гра­жданина в Российской Федерации. Однако на деле желаемого результата не достигнуто. На наш взгляд, единственное объяснение подобного – либо правовой нигилизм должностных лиц, либо их низкая исполнительская дис­циплина, либо и то, и другое. Катализатором указанных причин служит, как представляется, отсутствие надлежащей ответственности должностных лиц за неисполнение обязанностей, связанных с охраной и защитой прав граж­дан. Поэтому зачастую реализация гражданином его прав зависит не столько от закона, сколько от усмотрения администрации и произвола недобросовестных чиновников, что, в свою очередь, подрывает авторитет государственной вла­сти и веру в торжество справедливости у населения.

Иными словами, сегодня в России налицо значительное несоответствие между действительностью и юридическими нормами о правах человека. Пред­стоит значительная и серьезная работа по усовершенствованию системы га­рантий механизма государственно-правового обеспечения реализации консти­туционных прав, свобод и интересов граждан России.

Комплекс решаемых в этом направлении задач должен выглядит следую­щим образом:

повышение уровня правовой культуры, прежде всего должно­стных лиц, различных органов и организаций, в которые вынуждены обращать­ся граждане за получением соответствующих видов социально-правовой помо­щи;

открытие разветвленной и доступной сети правозащитных институтов;

принятие обоснованных мер государственного и юридического воздействия к должностным лицам, органам, организациям, общественным объединениям, допустившим ущемление конституционных прав, свобод и интересов либо ха­латно относящимся к социально-правовой помощи и защите прав и интересов граждан.

Конечно, это далеко не полный перечень необходимых мероприятий, но их решение позволит заложить прочный фундамент в создании подлинно демо­кратического общества. Несомненно, успешность реализации названных мер возможна при непременном условии – наличия политической воли у государственных институтов к проведению социально ориентированной внут­ренней и внешней политики государства. В настоящий момент можно с уверен­ностью говорить, что такая воля есть.

В.Я. Кикоть,

начальник Московского

университета МВД России,

генерал-лейтенант милиции,

доктор педагогических наук,

профессор



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.006 с.)