Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В гражданском процессе на современном этапе
Прокуратура в России, являясь государственным органом, призвана охранять и защищать гарантированные Конституцией права и свободы человека и гражданина как самостоятельные ценности, исключать всякие попытки действовать неправовыми средствами, от кого бы они ни исходили. В современных условиях судебно-правовой реформы правозащитная деятельность прокуратуры занимает особое место в едином конституционном механизме реализации прав личности. Прокурорское реагирование посредством обращения в суд в защиту прав и законных интересов граждан служит своего рода гарантией, обеспечивающей конституционные жизненно важные права граждан. Реализуя предоставленные Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» полномочия на обращение в суды в защиту конституционных прав и охраняемых законом интересов граждан, прокурорами в 2002 году было предъявлено в суды общей юрисдикции свыше 125 тыс. исков и заявлений, из которых удовлетворены 97,7% от числа рассмотренных. Анализ статистических данных по России о работе прокуроров по предъявлению исков (заявлений) в суды общей юрисдикции в 2002 году свидетельствует об активной деятельности прокурора по предъявлению в суды исков (заявлений), в том числе заявлений о признании незаконными актов государственных и иных органов, нарушающих права граждан, в соответствии с предоставленными ему ГПК РСФСР полномочиями. Около 8 тыс. заявлений направлено прокурорами об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права неопределенного круга лиц, из которых удовлетворено 86,3% от числа рассмотренных (признаны недействующими полностью или в части). Например, прокуратурой Санкт-Петербурга оспорено в суде постановление правительства Санкт-Петербурга, ограничивающее действие Федерального закона «О ветеранах» в части, касающейся предоставления льгот. Прокурором Москвы направлено в суд заявление в защиту нарушенного права москвичей об оспаривании постановления правительства Москвы, касающегося повышения платы за техническое обслуживание в 2 раза без согласования с Мосгордумой, как того требует Закон «Об основах жилищной политики». Общественный резонанс получило нарушение прав клиентов аэропортов «Домодедово», «Внуково», «Шереметьево», руководство которых, в превышение своих полномочий, установило плату за въезд на территорию аэровокзалов и стоянку на ней. Прокуратурой в связи с этим направлено заявление в суд.[64] Если бы не было прокурорского реагирования, то нарушенные права оказались бы невосстановленными.
Также предъявлялись прокурорами иски в защиту прав граждан по таким категориям гражданских дел, как: о взыскании заработной платы, о возмещении ущерба, причиненного ложными сообщениями о фактах терроризма, а также в интересах несовершеннолетних, инвалидов, ветеранов. Статистика свидетельствует о том, что основная масса обращений прокурора в суд – это около 60 тыс. – касается защиты трудовых прав граждан. Кроме того, прокурорами предъявлялись иски о возмещении ущерба, причиненного незаконным увольнением (82), а также по производственному травматизму (252). Значительное количество исков и заявлений направлялись прокурорами в защиту прав несовершеннолетних (свыше 30 тыс.): по фактам невыплат пособий на содержание детей, нарушений их жилищных прав, связанных с незаконной приватизацией жилых помещений и их куплей-продажей, нарушений, связанных с усыновлением, в том числе международным, и др. Свыше 4 тыс. исков предъявлено прокурорами в защиту жилищных прав граждан. Наряду с исковой работой необходимо отметить, что участием прокурора в суде охватывались дела, вытекающие также из грубых нарушений конституционных прав граждан, в числе которых дела о лишении родительских прав, об ограничении дееспособности, о признании гражданина недееспособным, о защите чести и достоинства и т. д. Не меньшее внимание уделялось прокурорами проверки законности вынесенных судебных постановлений по гражданским делам, а именно выполнению надзорных функций. Более 24 тыс. протестов на незаконные судебные акты принесено прокурорами только за 2002 год в суды общей юрисдикции, в том числе 1080 – по делам о восстановлении на работе, 1008 протестов – по делам о выселении, 1167 – по делам обязательной категории. Большая их часть (80%) судами удовлетворена. Так, по протесту прокурора Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, принесенного на решение районного суда, в 2002 году восстановлены права граждан, пострадавших от наводнения, на получение выделенных им бюджет денежных средств в качестве возмещения материального ущерба.
Всего же только в 2002 год прокурорами принято участие в рассмотрении судами более 414 тыс. дел. По 98% дел от числа рассмотренных судами приняты решения в соответствии с заключениями прокуроров. Более 26 тыс. дел, в рассмотрении которых участвовали прокуроры связаны, с восстановлением на работе, а 33 тыс. дел – с выселением. Тем самым прокуратура способствовала своевременному выявлению и устранению допущенных судебных ошибок по защите прав граждан. Проводимая в настоящее время в России судебная реформа внесла существенные коррективы в процессуальное законодательство, в связи с чем существенно изменился и статус прокурора в гражданском процессе, причем не в лучшую сторону в плане защиты прав граждан. Новый ГПК предусматривает право прокурора обращаться в суд не во всех случаях, а только в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, когда они по уважительным причинам (состояние здоровья, возраст, недееспособность и др.) не могут самостоятельно обратиться в суд. Однако критерии этих ограничений законодателем не даны, в связи с чем прокуроры ведут себя неуверенно. Хочется надеяться, что все эти вопросы должна наработать судебная практика. Вопрос только – когда? Кроме того, по новому ГПК прокурор наделен самостоятельным правом вступать в процесс для дачи заключения только по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, в иных случаях, предусмотренных ГПК и другими федеральными законами. Если говорить в целом о новом ГПК, то его многие концептуальные положения с позиций обеспечения законности весьма спорны, а некоторые вызывают недоумение. Например, принцип законности в новом ГПК РФ никак не закреплен и т. д. Заметим, что именно процессуальные возможности прокурора были предметом дискуссий, проходивших и при разработке вариантов проектов, и при их обсуждении учеными и практиками на многочисленных конференциях, и при чтении их в Государственной Думе. Однако жизнь подтверждает, что дискуссии далеко не всегда приводят к оптимальным решениям. К сожалению, это касается не только процессуальных возможностей прокурора, оказавшихся существенно урезанными, причем без достаточных научных обоснований, но и прав граждан при их обращении за судебной защитой, к которым законодатель в новом ГПК предъявляет повышенные требования в плане доступа к правосудию (форма и содержание искового заявления, освобождение от уплаты государственной пошлины, сокращенные надзорные сроки и т. д.). Стоимость адвокатских услуг и госпошлина при подаче исковых заявлений, с учетом заработной платы большинства населения, чрезвычайно высокая. При этом нельзя забывать, что почти треть населения страны составляют пенсионеры. Прокурор, который выполнял роль «социального адвоката» и оказывал бесплатную правовую помощь в защите прав граждан, сам теперь ограничен в своих процессуальных возможностях. Исключение законодателем из гражданского процесса прокурорского надзора (а также судебного надзора) дает широкие возможности для судейского произвола, в результате чего прогнозируется снижение качества правосудия и, соответственно, уровня защиты прав и законных интересов граждан.
Полномочия прокурора определяли его огромный вклад в выполнение публичной, правозащитной функции в судебном процессе, но, к сожалению, были принесены в жертву модным абстрактным рассуждениям об эпохе тоталитаризма и «повальном» прокурорском надзоре. Президент Российской Федерации В.В. Путин на Всероссийском совещании прокуроров справедливо отметил, что «судебная реформа не может быть эффективной без активного участия прокуратуры в судебном процессе»1. Одним из весомых аргументов в пользу такого утверждения следует считать огромное количество обращений граждан за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав, поступающих ежегодно в органы прокуратуры. Анализ состояния законности в гражданско-правовой сфере за последние годы по материалам судебной и прокурорской практики показывает, что нарушения законности в рассматриваемой сфере, к сожалению, не сокращаются, а увеличиваются. Имеют место факты отправления в вынужденные отпуска без сохранения заработной платы из-за простоев на производстве (более 5 тыс. строителей железной дороги на Байкало-Амурской Магистрали были отправлены в вынужденные отпуска ввиду отсутствия финансирования)[65]. Не обеспечивается конституционная норма о бесплатности медицинской помощи. Эта сфера все больше приобретает коммерческий характер, снижается ее доступность социально незащищенным слоям населения. Поборы за медицинские услуги и в сфере образования уже давно вошли в норму. Нарушаются также права инвалидов и престарелых граждан, хорошо декларируемые действующим законодательством. Не исполняется должным образом и земельное законодательство, о чем свидетельствуют факты незаконного отвода земель без надлежащего оформления правоустанавливающих документов и их изъятие. На основании анализа судебной и прокурорской практики, а также анализа состояния структуры и динамики правонарушений за последние годы можно прогнозировать рост правонарушений экономической направленности, в частности, связанных с оплатой коммунальных услуг, в связи с проводимой жилищно-коммунальной реформой и переходом в 2003 году на стопроцентную оплату жилья. Значительная часть населения страны не в состоянии оплачивать жилье ввиду низкого уровня заработной платы и соответственно низкой платежеспособности.
Прогнозируется увеличение количества исков граждан по фактам прекращения подачи отопления, водоснабжения, электроэнергии в связи с кризисным состоянием основных фондов жилищно-коммунального хозяйства. По данным Госстроя России, износ основных фондов ЖКХ превысил 70% а это предел, за которым следуют техногенные катастрофы. Половина подземных коммуникаций отслужила свой срок, капитальный ремонт жилья практически прекращен по всей России. В настоящее время около 28 тыс. граждан замерзает в своих квартирах. Прогнозируется увеличение количества исков о возмещении морального и материального ущерба, причиненного террористическими актами, вызванными усиливающейся социальной напряженностью в стране, а также межнациональными и межконфессиональными конфликтами. Высока вероятность роста числа исков о возмещении ущерба, причиненного стихийными бедствиями (наводнения, пожары и др.) и техногенными катастрофами. По прогнозам ученых, наводнения в России будут повторяться в связи с глобальным изменением климата и ветхости гидротехнических сооружений1. Таким образом, вполне очевидно, что деятельность прокуратуры по защите прав граждан в гражданском судопроизводстве еще долго будет оставаться актуальной и значимой. И мнение некоторых зарубежных экспертов по поводу ограничения полномочий прокуроров в гражданском судопроизводстве не всегда согласуется с реальными потребностями российского общества и наличием тех негативных факторов, которыми определяются эти потребности. Недооценка отечественным законодателем этих обстоятельств и роли прокуроров в защите конституционных прав граждан – одна из причин противодействия активному участию прокуроров в гражданском судопроизводстве. Напротив, многочисленные обращения граждан за защитой своих прав именно в прокуратуру свидетельствуют о востребованности правозащитной деятельности прокурора. Если судить о доверии граждан к судебной системе, то, как свидетельствует судебная статистика, отводы в судебном процессе гражданами заявляются в основном в отношении судей и крайне редко – прокуроров. Учитывая неблагоприятный прогноз в социально-экономической сфере, вряд ли приходится надеяться, что ситуация в ближайшее время изменится в лучшую сторону. Поэтому законодателю необходимо еще раз вернуться к рассмотрению статуса прокурора и сделать все для того, чтобы усилить его правозащитную функцию в гражданском процессе.
С.В. Моисеев, доцент кафедры гражданского процесса юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидат юридических наук
Некоторые проблемы участия прокурора в арбитражном процессе
В новом Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации (далее – Кодекс) законодательное регулирование участия прокурора в арбитражном процессе изменилось по сравнению с АПК РФ 1995 г.
В отличие от АПК РФ 1995 г., позволявшего прокурору обратиться в арбитражный суд в защиту государственного и общественного интереса (ст. 41), наличие или отсутствие которого определялось в каждом конкретном случае самим прокурором[66], действующий Кодекс управомочивает прокурора обратиться в арбитражный суд только в трех случаях (ч. 1 ст. 52): с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований; с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований. Предельная конкретизация в новом Кодексе случаев обращения прокурора в арбитражный суд означает, по мнению некоторых ученых, лишение прокурора права выступать в арбитражном процессе в защиту государственных и общественных интересов[67]. Полагаем, согласиться с подобным утверждением нельзя, поскольку ч. 1 ст. 52, ч. 2 ст. 192, ч. 2 ст. 198 и другие статьи Кодекса однозначно показывают публичность защищаемого прокурором интереса, для чего достаточно проанализировать как категории дел, по которым прокурор наделен правом обращаться в суд или вступать в процесс, начатый по инициативе других лиц (оспаривание нормативных и ненормативных правовых актов, признание недействительными сделок, применение последствий недействительности сделок), так и их субъектный состав (в подавляющем большинстве – органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные учреждения, а также юридические лица, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований). В пользу публичности защищаемого прокурором интереса свидетельствует, на наш взгляд, и допускаемая ч. 4 ст. 52 Кодекса возможность его обращения в арбитражный суд при отсутствии по делу истца (заявителя) в материально-правовом смысле (например, по делам об оспаривании нормативного правового акта, где заявитель может быть не персонифицирован). Перечисление случаев участия прокурора в арбитражном процессе в ч. 1 ст. 52 Кодекса является лишь законодательным приемом, позволяющим в большой степени конкретизировать публичный интерес, но не меняющим существа защищаемого интереса и обусловленным имевшими место на практике сложностями с определением государственного и общественного интереса, а также отдельными злоупотреблениями. Определенность участия в арбитражном процессе прокурора вместе с тем обозначила и связанную с этим проблему невозможности исчерпывающим образом сформулировать случаи нарушения публичного интереса. Представляется, государственный и общественный интерес нарушается в результате совершения хозяйствующими субъектами (в том числе индивидуальными предпринимателями и организациями, не имеющими доли участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований) сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам либо заключенной с целью, противной основам правопорядка и нравственности. На основании ст. 168, 169 ГК РФ такие сделки ничтожны в силу указания Закона. Нарушенный в подобных ситуациях публичный интерес, по нашему мнению, подлежит защите в порядке арбитражного судопроизводства, и прокурор должен обладать правом требовать признания таких сделок недействительными или требовать применения последствий недействительности сделок. Между тем, в соответствии с буквальным смыслом ст. 52 Кодекса прокурор не вправе предъявлять подобных требований, что означает существенное ограничение возможности судебной защиты публичного интереса. Другая проблема касается защиты в арбитражном процессе прав и законных интересов лиц, по различным причинам не имеющих возможности самостоятельно обратиться в арбитражный суд за защитой своих прав и охраняемых законом интересов. Проблема более чем актуальна в связи с отнесением к подведомственности арбитражных судов большой группы так называемых корпоративных споров, т.е. споров между акционерами и акционерными обществами, между участниками хозяйственных товариществ и обществ, вытекающих из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров (п. 4 ч. 1 ст. 33 Кодекса), между участниками хозяйственных товариществ и обществ и хозяйственными товариществами и обществами, вытекающих из деятельности хозяйственных товариществ и обществ и связанных с осуществлением прав и выполнением обязанностей участниками хозяйственных товариществ и обществ (абз. 1 п. 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» № 11 от 9 декабря 2002 г.). Акционеры и участники хозяйственных товариществ и обществ во многих случаях - граждане, к тому же не всегда обладающие полной дееспособностью. Традиционно в отечественном процессуальном праве прокурору предоставлялось право, одновременно являющееся его обязанностью, защиты прав недееспособных, ограниченно дееспособных и иных лиц, по уважительным причинам не могущих самостоятельно осуществлять в суде защиту своих прав и законных интересов. В Арбитражном процессуальном кодексе РФ, в отличие от Гражданского процессуального кодекса РФ (ст. 45), не содержится нормы, управомочивающей прокурора возбуждать дело в защиту прав и интересов гражданина, если последний по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в арбитражный суд. Закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации» № 2202-1 от 17 января 1992 г. также не предоставляет прокурору возможность обращаться в арбитражный суд в защиту прав и интересов престарелых, недееспособных и иных неспособных самостоятельно защитить свои права лиц. Закон содержит отсылочные нормы к процессуальному законодательству. Так, в п. 1 ст. 35 Закона говорится об участии прокурора в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами, а п. 3 ст. 35 Закона предусматривает право прокурора в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации тоже пока не высказал своего мнения относительно обозначенной проблемы. Как нетрудно заметить, права граждан, по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не могущих самостоятельно обратиться в арбитражный суд, в арбитражном процессе оказываются не защищены должным образом, что не способствует реализации конституционного права таких граждан на судебную защиту.
Н.А. Воронина, старший научный сотрудник Института государства и права РАН, председатель региональной общественной организации «Партнерство по миграции», кандидат юридических наук
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.189.247 (0.038 с.) |