Проблемы защиты прав детей в России и пути их решения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы защиты прав детей в России и пути их решения



Все Конституционные права и свободы охраняются законом, в том числе права потерпевших от преступлений и злоупотреблений. Традиционно и повсеместно основные права и свободы граждан охраняются (применительно к конкретным ситуациям их нарушений) уголовным законом страны. Как известно, уголовный закон берет под защиту основополагающие (базовые) переменные условия жизни общества, составляющие основу (фундамент) общества и государства.

В связи с этим не оправданными выглядят попытки вывести уголовное преследование (возбуждение и предварительное расследование уголовных дел) из-под постоянного прокурорского надзора и контроля. С учетом широкого привлечения к работе в органах дознания и к следственной работе в структурах МВД молодых специалистов и даже студентов после окончания 3-го курса вуза, ситуация выглядит парадоксально – самые важные и весьма сложные дела о защите прав и свобод граждан (об уголовно наказуемом нарушении прав и свобод) ведет не прокуратура, чья конституционная функция – защита таких прав и свобод, а иные лица, не обладающие достаточным опытом для исполнения данного рода функций, и ведомства, имеющие кроме государственного интереса еще и ведомственный (например, «улучшение» цифры регистрируемой преступности и др.).

К сожалению, очень мало случаев, когда прокурором были бы изъяты у следователя МВД и приняты к своему производству материалы уголовного дела о нарушении прав и свобод гражданина. Уголовное расследование – это не что иное, как выявление обстоятельств тяжелого (уголовно наказуемого) нарушения закона и именно в силу этого «обставленного» необходимыми процессуальными гарантиями полноты и тщательности, объективности и точности правовой квалификации. В этом свете «объединенный следственный комитет» предстает монстром сродни «объединенному государственному политическому управлению», работавшему на собственный «план» в 30-х годах ХХ в., или монстру Минмелиорации, устанавливающему себе планы по отрытию каналов, а потом – засыпке их (второй Волго-Донской канал, «спрямление» русла рек в Белоруссии и т.п.), что не принесло ничего кроме большого политического и экономического ущерба.

Связь защиты прав человека и гражданина с процедурой предварительного расследования уголовных дел остро ставит проблемы организации борьбы с преступностью, профилактики таких преступлений. Здесь вновь возникает задача усиления роли прокуратуры, но уже как органа, обязанного федеральным законом осуществлять координирующую функцию в деле борьбы с преступностью.

Следует признать, что важнейшее конституционное право человека – право на охрану жизни и здоровья прежде всего детей в Российской Федерации не обеспечивается.

Гибель от неестественных причин (убийства, несчастные случаи, травмы) – основная причина смерти детей в возрасте 1–14 лет и составляет 50%. В свою очередь почти половина случаев смерти детей от этих причин связана именно с гибелью от преступных посягательств. По учетной форме МВД № 455 самое небезопасное место для детей – улица и дом (квартира). Дети – жертвы насильственных преступлений – это не жертвы пьяных конфликтов, когда ребенок имеет какое-то отношение к провоцированию конфликтной ситуации. Дети таких ситуаций провоцировать не могут. Всего погибает примерно 15 тыс. несовершеннолетних до 14 лет в год, 50% из них – от неестественных причин, примерно 3,6 тыс. – от убийств и тяжких телесных повреждений. Так, в 2002 г. в результате преступлений погибли 3272 несовершеннолетних, 3919 несовершеннолетним был причинен тяжкий вред здоровью. Всего потерпевшими от преступных посягательств были признаны 94121 несовершеннолетних. Нередкой причиной смерти детей оказывается ненадлежащее исполнение родителями обязанностей по воспитанию и надзору за детьми. Так, от несчастных случаев погибают около тысячи детей первого года жизни, или каждый восьмой умерший от неестественных причин ребенок в возрасте 0–14 лет.

Создавшееся положение с безнадзорностью и беспризорностью детей отражает степень утраты родительской семьей способности обеспечить надлежащее воспитание детей, а также явно недостаточную способность государства противодействовать негативным социальным тенденциям. 2002 год шел под знаком борьбы с детской безнадзорностью и беспризорностью, однако итоги свидетельствуют об отсутствии существенных позитивных изменений, о сохраняющейся ведомственной разобщенности. В органы внутренних дел было доставлено почти 53 тыс. несовершеннолетних, не имевших образования, и 387,5 тыс. несовершеннолетних, имевших только начальное образование. Минобразование России на 1 сентября 2002 г. имело сведения только о 26 тыс. детей в возрасте 7–15 лет, которые не посещали или систематически пропускали по неуважительным причинам занятия в общеобразовательных учреждениях.

В 2001 г. в органы внутренних дел было доставлено 240,8 тыс. детей, нуждающихся в помощи со стороны государства, но только 83,6 тыс. из них направили в специализированные учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений, в 2002 г. – 208,5 тыс., и 100,6 тыс. соответственно. Таким образом, лишь менее половины нуждающихся детей получили реальную помощь со стороны государства. По данным Минсоцтруда России, на конец 2002 г. в органах социальной защиты населения на учете состояло 472,8 тыс. семей, находящихся в социально опасном положении, в них проживало 866,4 тыс. детей.

Статья 3 Конвенции ООН о правах ребенка устанавливает, что «во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка». Часть 2 этой статьи возлагает на государства–участники обязанность «обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия». Российская Федерация в настоящее время не выполняет указанных требований Конвенции. Частично это связано с пробельностью действующего законодательства, не позволяющего государству в лице социальных служб активно вмешиваться в угрожаемую (в том числе конфликтную) семейную ситуацию для защиты прав детей. Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» также не позволяет осуществлять необходимое профилактическое вмешательство. Нужна законодательная база для своевременного профилактического воздействия на семью.

Следует выработать долгосрочную государственную политику противодействия преступности. В ее основу должно быть положено приоритетное обеспечение прав и интересов законопослушного большинства населения, в том числе и в первую очередь несовершеннолетнего. Принятие законов и иных нормативных актов без предварительной оценки их влияния на криминальную ситуацию приводит к последующей и быстрой необходимости внесения многочисленных изменений и дополнений. Нестабильность законодательства негативно сказывается на правоприменительной практике, состоянии борьбы с преступностью. Политика противодействия преступности должна предусматривать дифференцированную по ведомствам, по сферам жизнедеятельности населения систему мер и функций, которые необходимо планово реализовывать по сферам жизнедеятельности общества.

 

Г.В. Антонов-Романовский,

ведущий научный сотрудник отдела проблем

криминологии и предупреждения преступлений

НИИ Генеральной прокуратуры РФ,

кандидат юридических наук

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.86.56 (0.004 с.)