Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблемы защиты от насилия в семье
Международное сообщество рассматривает обеспечение защиты от насилия в семье как одну из важнейших задач социально-ориентированного правового государства. Организацией Объединенных Наций было разработано в качестве рекомендаций Модельное законодательство против насилия в семье. Для России рассматриваемая проблема вдвойне актуальна: с одной стороны, насилие стало одним из наиболее общих факторов разрушения семьи, ее способности поддерживать психическое и физическое здоровье населения, с другой – общество утратило даже те скудные по эффективности средства реабилитации неблагополучных семей, которые существовали в советское время. Формально актуальность проблемы борьбы с насилием в семье была признана властью в середине девяностых годов XX столетия. Национальным планом действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года (утвержденным постановлением Правительства РФ 29 августа 1996 г.) предусматривалось создание специализированных учреждений по социальному обслуживанию женщин, подвергшихся насилию, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также организация системы комплексной подготовки и обучения соответствующих социальных работников, персонала систем здравоохранения, образования и правоохранительных органов. Однако эти планы оказались лишь проявлением благих намерений общества, ни одно из начинаний по стимулированию предупреждения семейного насилия практически не было доведено до конца. В то же время Россия взяла на себя обязательства перед мировым сообществом по предупреждению и искоренению насилия в отношении наиболее незащищенных членов общества, а именно: женщин, детей, престарелых и инвалидов. Эти категории граждан наиболее уязвимы и подвержены насилию в семье. Социальная помощь, реабилитация должны оказываться и тем, кто страдает от насилия и тем, кто его совершает. В России начали постепенно формироваться социальные институты защиты от насилия в семье. Это закономерный процесс, хотя порой проявляется стихийно. Темпы развития системы этих институтов невелики, так как федеральная и региональные власти данный процесс не стимулируют. В значительной мере это связано с ограниченностью правовой базы. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» позволяет защищать от насилия в семье незначительную часть страдающих от него. На основе этого Закона учреждения по социальному обслуживанию населения могут оказывать помощь только тем, кто лично обратился к ним. Социально-реабилитационная работа при этом ведется только с ними, но ее эффективность снижается из-за того, что пострадавшие обращаются за помощью, как правило, тогда, когда насилие в семье уже укоренилось.
Комитет Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи разрабатывал и в 1995–1998 гг. предпринимал попытки провести через парламент проект федерального закона: «О предотвращении насилия в семье». В процессе работы над ним он получил новое наименование «Об основах социально-правовой защиты от насилия в семье». Закон, в случае его принятия, создал бы правовую основу для: обеспечения своевременного, заблаговременного выявления фактов насилия в семье и быстрого эффективного реагирования на них социальных служб; организации защиты от насилия в семье тех ее членов, которые в силу малолетнего или преклонного возраста, инвалидности, материальной зависимости не могут самостоятельно проявить инициативу и обратиться за помощью; оказания экстренной социальной помощи жертвам семейного насилия и их семьям в ситуациях, не терпящих отлагательства, когда промедление может обернуться трагедией; обеспечения длящейся социальной помощи семьям, в которых наблюдаются случаи насилия, а допускающие это насилие члены семьи не желают изменять своего поведения; организации социально-реабилитационной работы с лицами, осужденными за совершение уголовно наказуемого насилия над членами их семей, но не разлученными со своими семьями (осужденными условно и т.п.); обеспечения поддержки со стороны органов милиции деятельности социальных служб по социально-правовой защите от насилия в семье; постановки на профессиональную основу работы по социально-правовой поддержке, реабилитации такой семьи и отдельных ее членов; информационного обеспечения работы по социально-правовой защите от насилия в семье.
К сожалению, продвижение законопроекта встретило сильнейшее сопротивление, и работа над ним была свернута. Суть возражений сводилась к тому, что проект закона предусматривает недопустимое вмешательство в дела семьи. На самом деле он был направлен на реализацию конституционных норм, запрещающих гражданам злоупотреблять своими правами и свободами, использовать их в ущерб правам и свободам других лиц. Процедуры по социально-правовой защите от насилия в семье, предусмотренные рассматриваемым законопроектом, обеспечивали охрану конституционных прав и свобод человека и гражданина от произвольного вмешательства в дела семьи и личную жизнь. Права и свободы лица, совершившего насилие в семье, ограничивались на основании судебного решения только в связи с нарушением им прав и свобод других членов семьи и лишь в узких пределах, позволяющих осуществить социальную работу с семьей. Согласно законопроекту в экстренных ситуациях социальные службы должны действовать на основании закона, а обоснованность их действий должен проверять суд. Органы опеки и попечительства должны проверять обоснованность действий социальных служб по защите от насилия в семье несовершеннолетних или лиц, находящихся под опекой или попечительством. Следует иметь в виду, что без обоснованного, регламентированного законом вмешательства в семью, страдающую от насилия, обойтись нельзя. В указанном выше Модельном законодательстве, рекомендованном ООН, предусматривается широкое вмешательство в жизнь семьи, обеспечивающее защиту ее членов от насилия вне зависимости от наличия или отсутствия обращения пострадавших лиц за защитой в полицию или социальные службы. В России назрела острая необходимость в законе, обеспечивающем создание системы органов, занимающихся защитой от насилия в семье, имеющих право и возможности работать в наших специфических условиях, когда насилие в семье скрывается от окружающих, а правоохранительные органы стремятся под любым предлогом уйти от разрешения внутрисемейных кризисных ситуаций. Работу над законопроектом необходимо возобновить.
Н.Г. Яковлева, ведущий научный сотрудник отдела проблем предупреждения правонарушений несовершеннолетних и молодежи и прокурорского надзора НИИ Генеральной прокуратуры РФ, кандидат юридических наук
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.186.241 (0.007 с.) |