Проблемы защиты от насилия в семье 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы защиты от насилия в семье



 

Международное сообщество рассматривает обеспечение защиты от насилия в семье как одну из важнейших задач социально-ориентированного правового государства. Организацией Объединенных Наций было разработано в качестве рекомендаций Модельное законодательство против насилия в семье.

Для России рассматриваемая проблема вдвойне актуальна: с одной стороны, насилие стало одним из наиболее общих факторов разрушения семьи, ее способности поддерживать психическое и физическое здоровье населения, с другой – общество утратило даже те скудные по эффективности средства реабилитации неблагополучных семей, которые существовали в советское время.

Формально актуальность проблемы борьбы с насилием в семье была признана властью в середине девяностых годов XX столетия. Национальным планом действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года (утвержденным постановлением Правительства РФ 29 августа 1996 г.) предусматривалось создание специализированных учреждений по социальному обслуживанию женщин, подвергшихся насилию, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также организация системы комплексной подготовки и обучения соответствующих социальных работников, персонала систем здравоохранения, образования и правоохранительных органов. Однако эти планы оказались лишь проявлением благих намерений общества, ни одно из начинаний по стимулированию предупреждения семейного насилия практически не было доведено до конца.

В то же время Россия взяла на себя обязательства перед мировым сообществом по предупреждению и искоренению насилия в отношении наиболее незащищенных членов общества, а именно: женщин, детей, престарелых и инвалидов. Эти категории граждан наиболее уязвимы и подвержены насилию в семье.

Социальная помощь, реабилитация должны оказываться и тем, кто страдает от насилия и тем, кто его совершает.

В России начали постепенно формироваться социальные институты защиты от насилия в семье. Это закономерный процесс, хотя порой проявляется стихийно. Темпы развития системы этих институтов невелики, так как федеральная и региональные власти данный процесс не стимулируют. В значительной мере это связано с ограниченностью правовой базы. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» позволяет защищать от насилия в семье незначительную часть страдающих от него. На основе этого Закона учреждения по социальному обслуживанию населения могут оказывать помощь только тем, кто лично обратился к ним. Социально-реабилитационная работа при этом ведется только с ними, но ее эффективность снижается из-за того, что пострадавшие обращаются за помощью, как правило, тогда, когда насилие в семье уже укоренилось.

Комитет Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи разрабатывал и в 1995–1998 гг. предпринимал попытки провести через парламент проект федерального закона: «О предотвращении насилия в семье». В процессе работы над ним он получил новое наименование «Об основах социально-правовой защиты от насилия в семье».

Закон, в случае его принятия, создал бы правовую основу для:

обеспечения своевременного, заблаговременного выявления фактов насилия в семье и быстрого эффективного реагирования на них социальных служб;

организации защиты от насилия в семье тех ее членов, которые в силу малолетнего или преклонного возраста, инвалидности, материальной зависимости не могут самостоятельно проявить инициативу и обратиться за помощью;

оказания экстренной социальной помощи жертвам семейного насилия и их семьям в ситуациях, не терпящих отлагательства, когда промедление может обернуться трагедией;

обеспечения длящейся социальной помощи семьям, в которых наблюдаются случаи насилия, а допускающие это насилие члены семьи не желают изменять своего поведения;

организации социально-реабилитационной работы с лицами, осужденными за совершение уголовно наказуемого насилия над членами их семей, но не разлученными со своими семьями (осужденными условно и т.п.);

обеспечения поддержки со стороны органов милиции деятельности социальных служб по социально-правовой защите от насилия в семье;

постановки на профессиональную основу работы по социально-правовой поддержке, реабилитации такой семьи и отдельных ее членов;

информационного обеспечения работы по социально-правовой защите от насилия в семье.

К сожалению, продвижение законопроекта встретило сильнейшее сопротивление, и работа над ним была свернута. Суть возражений сводилась к тому, что проект закона предусматривает недопустимое вмешательство в дела семьи. На самом деле он был направлен на реализацию конституционных норм, запрещающих гражданам злоупотреблять своими правами и свободами, использовать их в ущерб правам и свободам других лиц.

Процедуры по социально-правовой защите от насилия в семье, предусмотренные рассматриваемым законопроектом, обеспечивали охрану конституционных прав и свобод человека и гражданина от произвольного вмешательства в дела семьи и личную жизнь. Права и свободы лица, совершившего насилие в семье, ограничивались на основании судебного решения только в связи с нарушением им прав и свобод других членов семьи и лишь в узких пределах, позволяющих осуществить социальную работу с семьей.

Согласно законопроекту в экстренных ситуациях социальные службы должны действовать на основании закона, а обоснованность их действий должен проверять суд. Органы опеки и попечительства должны проверять обоснованность действий социальных служб по защите от насилия в семье несовершеннолетних или лиц, находящихся под опекой или попечительством.

Следует иметь в виду, что без обоснованного, регламентированного законом вмешательства в семью, страдающую от насилия, обойтись нельзя. В указанном выше Модельном законодательстве, рекомендованном ООН, предусматривается широкое вмешательство в жизнь семьи, обеспечивающее защиту ее членов от насилия вне зависимости от наличия или отсутствия обращения пострадавших лиц за защитой в полицию или социальные службы.

В России назрела острая необходимость в законе, обеспечивающем создание системы органов, занимающихся защитой от насилия в семье, имеющих право и возможности работать в наших специфических условиях, когда насилие в семье скрывается от окружающих, а правоохранительные органы стремятся под любым предлогом уйти от разрешения внутрисемейных кризисных ситуаций. Работу над законопроектом необходимо возобновить.

 

 

Н.Г. Яковлева,

ведущий научный сотрудник отдела проблем

предупреждения правонарушений несовершеннолетних

и молодежи и прокурорского надзора

НИИ Генеральной прокуратуры РФ,

кандидат юридических наук

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.186.241 (0.007 с.)