Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правовые проблемы защиты прав гражданСодержание книги
Поиск на нашем сайте
От проявлений экстремизма
Согласно ст. 30 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение, гарантируется и свобода деятельности общественных объединений. Очевидно, что в современных условиях сотрудничество политических партий, общественных и религиозных объединений должно носить публично-правовой характер, основываться на Конституции РФ, соответствующих федеральных законах и предполагает следование компромиссам и духу толерантности. На это нацеливает и постановление Правительства РФ «О федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 - 2005 годы)» от 25 августа 2001г., предполагающее внедрение в социальную практику норм толерантного поведения, определяющих устойчивость поведения отдельных личностей и социальных групп в различных ситуациях социальной напряженности, как основы гражданского согласия в демократическом государстве. Однако дифференциация общества, являясь, с одной стороны, важной чертой его демократичности и практическим проявлением свободы; с другой стороны, неизбежно порождает конфронтационные процессы в различных сферах общественной жизни. Более того, в настоящее время деятельность экстремистски настроенных физических лиц и их объединений, направленная на нарушение законодательства Российской Федерации, приобрела широкие масштабы и часто носит крайне дерзкий характер. Особую опасность представляют экстремистские проявления в политической, религиозной и иных сферах общественной жизни, так как основное содержание деятельности экстремистских объединений включает целенаправленный подрыв конституционных основ государства, массовое нарушение прав и свобод граждан и откровенное посягательство на традиционные ценности общества. Конечные цели экстремистских групп и организаций - вовлечение своих членов в преступную деятельность; формирование мировоззренчески и нравственно деградированной личности. То есть, в обществе по-прежнему реально существует база для экстремистских проявлений, а, следовательно, у государства должны быть и правовые инструменты эффективного противодействия такого рода деятельности. Поэтому в демократическом обществе с присущим ему плюрализмом, как следует из ч. 3 ст. 17 и ст. 55 Конституции РФ, п. 2 и 3 ст. 18 Международного пакта о гражданских и политических правах, а также п. 2 ст. 9 Конвенции Совета Европы о защите прав человека и основных свобод, законом могут быть предусмотрены определенного рода ограничения, если это необходимо в интересах общественного спокойствия, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности или для защиты прав и свобод других лиц. Например, государство вправе предусмотреть определенные преграды, чтобы не предоставлять юридический статус автоматически, не допускать легализации объединений граждан, нарушающих права человека и совершающих незаконные и преступные деяния, а также воспрепятствовать миссионерской деятельности (в том числе в связи с проблемой прозелитизма), если она (миссионерская деятельность) несовместима с уважением к свободе мысли, совести и религии других и к иным конституционным правам и свободам, а именно: преследует цели вербовки новых членов в церковь путем неправомерного воздействия на людей, находящихся в нужде или в бедственном положении; под психологическим давлением или угрозой применения насилия[70]. Поэтому представляется необходимой скорейшая реализация потенциальных возможностей, заложенных в федеральных законах “О противодействии экстремистской деятельности” и “О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О противодействии экстремистской деятельности”, которыми определяются правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за ее осуществление. Новация Закона «О противодействии экстремистской деятельности”, в частности, заключается в том, что в нем даны основные понятия экстремистской деятельности и согласно ст. 9 запрещено создание объединений, осуществляющих такого рода деятельность. Однако законодательством Российской Федерации и ранее была запрещена политическая, общественная, религиозная и иная деятельность, если осуществляющие ее организации, другие виды объединений граждан и отдельные лица совершали действия, прямо противоречащие Конституции РФ, или действия, ответственность за которые предусмотрена Уголовным кодексом РФ. Так, согласно ст. 9 оставшегося без изменений Федерального закона «О политических партиях» запрещается создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни. За указанные нарушения ст. 41 Закона предусмотрена ликвидация политических партий по решению суда. В свою очередь ст. 16 Федерального закона «Об общественных объединениях» запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности, а ст. 44 предусмотрена ликвидация таких общественных объединений по решению суда. Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ст. 6) запрещаются создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречат Закону. В ст. 14 подробно регламентируется порядок приостановления деятельности религиозного объединения, ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность религиозного объединения в случае нарушения ими законодательства. Религиозные организации могут быть ликвидированы по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции РФ, Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» и иных федеральных законов, а систематическое осуществление религиозной организацией деятельности, противоречащей целям её создания (уставным целям), влечёт за собой только рассмотрение вопроса о ликвидации данной организации как юридического лица. При этом не запрещается осуществление религиозной деятельности в рамках религиозной группы[71]. Основаниями для ликвидации религиозной организации, запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке являются: нарушения общественной безопасности и общественного порядка; действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности; создание вооруженных формирований; посягательство на личность, права и свободы граждан; нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических средств и психотропных веществ, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий; склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии; воспрепятствование получению обязательного образования; принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения; воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального её исполнения, или применения насильственного воздействия другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения; побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий. Наконец, деятельность общественного или религиозного объединения может быть приостановлена; общественное объединение и религиозная организация ликвидированы, а деятельность общественного объединения, не являющегося юридическим лицом, или религиозного объединения, не являющегося религиозной организацией, может быть запрещена в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом “О противодействии экстремистской деятельности”[72]. Наиболее близка к экстремистской по смыслу изложенного деятельность, ответственность за которую до принятия новых законов была предусмотрена ст. 136 УК РФ (Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина), ст. 239 (Организация объединения, посягающего на личность и права граждан) и ст. 282 (Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды). Например, под определение состава преступления, предусмотренного ст. 282 УК РФ, подпадают действия, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национального достоинства, а равно пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности, если эти деяния совершены публично или с использованием средств массовой информации. Данные действия выражаются в распространении различных идей и взглядов, подрывающих доверие и уважение к определенному религиозному вероисповеданию, а также вызывающих неприязнь или чувство ненависти к образу жизни, религиозным обрядам граждан. Указанные идеи и взгляды могут распространяться путем агитации и пропаганды, в устной, письменной либо наглядно-демонстрационной форме. При этом они носят общий характер и не обращены к конкретной личности. Для квалификации не имеет значения, соответствуют ли действительности приписываемые той или иной конфессии особенности, черты. Главный смысл подобных деяний - посеять между людьми различных вероисповеданий взаимное недоверие, развить на основе тенденциозных, оскорбительных либо клеветнических суждений взаимное отчуждение, подозрительность, переходящие в устойчивую враждебность[73]. Это преступление посягает на честь и достоинство граждан, их конституционные права и свободы, которые они могут использовать и защищать вне зависимости от отношения к религии, национальной или расовой принадлежности. Существенно, что перечисленные и иные преступления, совершенные по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды, ст. 63 УК РФ квалифицируются как обстоятельства, отягчающие наказание. В соответствии с Федеральным законом “О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О противодействии экстремистской деятельности” внесены изменения в ст. 280 УК РФ и он также дополнен двумя новыми статьями: 282¹ (Организация экстремистского сообщества) и 282² (Организация деятельности экстремистской организации). В то же время статистические данные о применении, в частности, ст. 136, 239 и 282 УК РФ свидетельствуют, что за пять лет (с 1997 по 2001 г.) за нарушение равноправия граждан было осуждено 5 человек; за организацию и участие в деятельности объединения, посягающего на личность и права граждан, – 6; за возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, – 21, 10 из которых - в 2000 г. В 2002 г., согласно статистическим данным, совершено 76 перечисленных преступлений и выявлено 17 лиц их совершивших. Преступлений, ответственность за которые предусмотрена ст. 282¹ и 282², в 2002 г. не зарегистрировано, т.е. указанные статьи практически не применяются. Таким образом, проблема заключается не в отсутствии в действующем законодательстве норм, предусматривающих ответственность за деятельность, которая могла бы быть квалифицирована как экстремистская. Многие исследователи указывают, что необходимо четко сформулировать понятие «экстремизм». Что совершенно справедливо. В частности, по мнению автора, экстремизмом в его правовом смысле можно назвать действия, а также в публичной форме выраженные взгляды и намерения, преследующие своей целью нарушение или проявление неуважения к установленным законом правам и свободам граждан, общепринятым и справедливым нормам морали, общественному порядку и общему благосостоянию в демократическом обществе при условии, что юридическая значимость этих действий доказана судом. Это определение, как представляется, соответствует общим сущностным представлениям о праве, конкретизированным международными правовыми актами и действующим законодательством Российской Федерации. Однако, даже если законодатель исчерпывающе ответит на этот вопрос, проблема реализации вновь принятых и действовавших до их принятия нормативных правовых актов не будет решена из-за отсутствия соответствующего правового механизма, разработка и принятие которого - задача не только правоохранительных органов, но и государственных органов, призванных координировать борьбу с преступностью в целом. Необходимость такой работы обусловлена следующими факторами: отсутствием в законодательстве Российской Федерации четко сформулированного механизма осуществления надзора за соответствием деятельности общественных и религиозных объединений законодательству и контроля за соответствием деятельности общественных и религиозных организаций их уставным целям; отсутствием в Федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности” положений, регламентирующих координацию работы субъектов противодействия экстремистской деятельности; отсутствием в системе государственных экспертных учреждений направлений судебной экспертизы по вопросам, связанным с экстремистскими проявлениями. Как представляется, самое сложное - это правовая регламентация надзора и контроля за деятельностью общественных институтов, и в особенности религиозных объединений, так как это напрямую связано с соблюдением конституционных прав граждан. Тем не менее, первоочередное решение проблем, вытекающих из двух других названных факторов, способно привести в движение правовой механизм реализации нормативных правовых актов о противодействии экстремистской деятельности. В частности, отсутствие нормативных актов по координации работы субъектов противодействия экстремистской деятельности объясняется недостаточной разработанностью самой проблемы координации правоохранительной деятельности. А существующие пробелы могут быть уже сегодня заполнены соответствующими решениями Совета Безопасности Российской Федерации, которые в последующем послужат основой для совершенствования действующего законодательства. Также имеются все возможности для внедрения такого порядка проведения судебной экспертизы по вопросам, связанным с экстремистскими проявлениями, который, во-первых, исключал бы необходимость многократного назначения судами повторных экспертиз, а во-вторых, в достаточной степени гарантировал бы от судебных ошибок. Для практического решения названного вопроса в строгом соответствии с требованиями Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» от 31 мая 2001 г. необходимо создать в структуре Федерального центра судебной экспертизы при Министерстве юстиции РФ и в других экспертных учреждениях Минюста России подразделение для проведения судебной этнологической и судебной религиоведческой экспертизы. Высококвалифицированные специалисты для проведения указанных видов экспертизы есть в достаточном количестве, но сегодня в интересах государства используются крайне нерационально. Таким образом, успешное противодействие экстремистской деятельности со стороны установленных Законом субъектов и всего общества возможно только при наличии достаточных правовых гарантий практической реализации принятых и действовавших нормативных правовых актов, направленных против экстремистских проявлений в политической, религиозной и других сферах общественной жизни. Один из существенных элементов таких гарантий - правовой механизм реализации принимаемых законов. М.В. Королева, заведующая отделом правовых проблем экологии и прокурорского надзора НИИ Генеральной прокуратуры РФ, кандидат юридических наук; Д.Г. Добрецов, научный сотрудник отдела правовых проблем экологии и прокурорского надзора НИИ Генеральной прокуратуры РФ, кандидат юридических наук
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.245.158 (0.009 с.) |