России по защите прав мигрантов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

России по защите прав мигрантов



 

В течение последнего десятилетия процесс обеспечения прав человека в стране развивался неравномерно. Наряду с улучшением положения дел в одних областях наблюдался застой или даже негативные изменения в других. Сложная ситуация с обеспечением прав человека сложилась в отношении вынужденных мигрантов в России. Следует учитывать, что права мигрантов (в особенности вынужденных), входят составной частью в общую систему прав человека в России, однако обладают своей спецификой, требующей самостоятельного юридического закрепления и механизмов обеспечения.

КонституцияРФ закрепляет право на объединение как одно из основных политических прав граждан. Статья 30 Конституции гласит: «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется».

В основе правового регулирования деятельности общественных организаций лежат федеральные законы: «Об общественных объединениях» от 14 апреля 1995 г., «О некоммерческих организациях» от 8 декабря 1995 г., «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28 июня 1995 г., «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 г. В этих законах и в других законодательных актах определены формы сотрудничества между государством и общественными организациями. Показательно, что реализовывать право на объединение могут не только граждане Российской Федерации, но и законно находящиеся на ее территории иностранные граждане и лица без гражданства.

Закон «Об общественных объединениях» дает определение общественного объединения как добровольного, самоуправляемого, некоммерческого формирования, созданного по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации целей, указанных в уставе общественного объединения (ст. 5).

Принципиально новым положением является право создавать общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и местного самоуправления. Статья 3 Закона указывает, что создаваемые объединения могут функционировать без госрегистрации, но при этом они не приобретают прав юридического лица. Отсутствие у общественной организации статуса юридического лица не означает вынесение ее за пределы правового поля. Объединение, даже не прошедшее госрегистрацию, приобретает права и обязанности, предусмотренные ст. 27, 28, 29 Закона «Об общественных объединениях», и его деятельность осуществляется в рамках всего законодательства.

Общественным объединениям предоставлена свобода действий в политической жизни общества. Они имеют право распространять информацию о своей деятельности, вносить предложения в органы государственной власти, участвовать в выработке решений органов государственной власти, защищать членов своих организаций в суде.

Положения, касающиеся деятельности НПО, содержатся и в других федеральных законах. Так, например, Федеральный закон "О вынужденных переселенцах" (1995 г.) предписывает органам исполнительной власти и органам местного самоуправления оказывать поддержку общественным объединениям в деятельности по обустройству вынужденных переселенцев и в решении проблем их занятости.

Следует отметить, что законодательная база Российской Федерации в области регулирования деятельности неправительственных организаций не в полной мере отвечает потребностям. В частности, отсутствуют нормативные акты, устанавливающие территориальную структуризацию общественных объединений и необходимое количество их подразделений (отделений, филиалов, представительств или организаций) для получения статуса регионального общественного объединения. Более четкого законодательного определения требует и само понятие "осуществление деятельности в пределах территории" (ст. 14 Закона "Об общественных объединениях"). Неоправданно усложнена система отчетности для НПО перед налоговыми органами.

Отличительная черта российских неправительственных организаций миграционного профиля – их разнообразие и многоплановость.

В зависимости от территориальной сферы деятельности они подразделяются на международные, общероссийские, межрегиональные, региональные и местные.

Среди основных уставных задач НПО можно выделить следующие:

мониторинг за соблюдением прав человека и защита прав мигрантов (беженцев, вынужденных переселенцев, а нередко и оказание правовой помощи социально незащищенным местным жителям, среди которых много вынужденных переселенцев);

работа по оказанию гуманитарной помощи вынужденным переселенцам;

помощь мигрантам в интеграции в местное сообщество (трудоустройство, приобретение жилья, социальная защита;

лоббирование интересов мигрантов на региональном и федеральном уровнях;

просветительсткая работа соСМИ, направленная на создание климата толерантности в обществе по отношению к вынужденным переселенцам.

Особым направлением деятельности общественных организаций является лоббизм – целенаправленное воздействие на представителей исполнительной, законодательной и судебной власти в целях принятия социально значимых решений.

В настоящее время общественные организации лишены права законодательной инициативы, но они могут участвовать в разработке законопроектов, инициировать депутатские запросы, формировать переселенческое лобби.

Общественные организации активно ведут работу по оказанию гуманитарной помощи наиболее социально незащищенным членам переселенческих общин (материальной, лекарства, одежда, обувь, продукты питания, медицинские консультации).

С 1992 года в России начала реализовываться межцерковная программа экуменической помощи, координируемая Всемирным советом церквей. Наиболее ярко гуманитарная миссия религиозных организаций проявлялась в периоды чрезвычайных ситуаций: осетино-ингушского конфликта, вооруженных конфликтов в Чеченской Республике. В связи с конфликтом в Чечне Русской Православной Церковью была предпринята программа гуманитарной помощи гражданам, покидающим г. Грозный и Чеченскую Республику, которая включала распределение продуктов питания в центрах временного размещения и оказание психологической помощи пострадавшим. Центром общества Сознания Кришны в России была осуществлена гуманитарная миссия "Пища для жизни" по бесплатному обеспечению горячим питанием людей во время и в периоды преодоления последствий конфликтов.

Многие НПО разрабатывают и осуществляют специальные программы в поддержку детей вынужденных мигрантов: организуют праздники, отдых детей, культурные программы, издают детские газеты и журналы, в которых уделяется внимание и правовому просвещению.

Общественные организации предоставляют информацию о возможностях обустройства, содействуют интеграции и адаптации, оказывают помощь в создании рабочих мест и профессиональной переподготовке, в обеспечении жильем и в обустройстве переселенческих поселков.

Многие общественные организации осуществляют проекты по мониторингу нарушений прав человека. Так, Центром региональных этнополитических исследований были выполнены проекты по выявлению нарушений миграционного законодательства и прав человека на региональном уровне. Показательно, что в результате этой деятельности, по отзывам самих мигрантов, случаи нарушений прав человека в России сокращаются.

Исследования подтверждают, что для вынужденных переселенцев особое значение приобретает право на информацию. Информация необходима им на всех этапах переселения (о возможных местах поселения, о потребностях регионов в рабочей силе, об уровне оплаты, о процедуре получения статуса, о своих правах и т.д.).

Деятельность общественных организаций по обеспечению прав мигрантов на информацию многогранна. Они издают сборники нормативных актов с комментарием юристов; публикуют справочные материалы, содержащие адреса общественных и правозащитных организаций в регионах, образцы типовых жалоб, модельных учредительных документов для создания переселенческих общин; выпускают материалы конференций, форумов; организуют "горячие линии" по телефонам и по почте для консультаций; выпускают периодические издания и др.

Новым, конструктивным, получающим сегодня все более широкое развитие аспектом деятельности НПО миграционного сектора становится проведение ими независимой юридической экспертизы различных подзаконных и нормативных актов, инструкций, распоряжений соответствующих ведомств и актов местного "законотворчества" территориальных органов.

В рамках правозащитной деятельности многие НПО участвуют в судебных процессах и активно сотрудничают с надзорными органами. При этом следует отметить, что в настоящее время пересматривается вся концепция прокурорского надзора: ставится задача, чтобы в деятельности прокуратуры на первый план ставился вопрос о защите прав и свобод человека, а не только защита государственных интересов.

И.С. Викторов,

заведующий сектором отдела проблем борьбы с преступностью экономической направленности

и прокурорского надзора в социально-экономической сфере

НИИ Генеральной прокуратуры РФ,

кандидат юридических наук



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.178 (0.006 с.)