В реализации социальной политики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В реализации социальной политики



 

Счетная палата Российской Федерации образована Федеральным Собранием Российской Федерации в 1995 году, как постоянно действующий орган государственного финансового контроля, стоящий на страже федеральной бюджетной безопасности, обладающий организационной и функциональной независимостью. В своей деятельности Счетная палата подотчетна Федеральному Собранию Российской Федерации. Деятельность Счетной палаты Российской Федерации регулируется Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» и направлена на решение государственных задач по выявлению, предупреждению и нейтрализации фактов противоправной деятельности и поддержанию надлежащего уровня правопорядка в финансовой сфере.

Как орган конституционного финансового государственного контроля, Счетная палата Российской Федерации выполняет две стратегические функции: с одной стороны, осуществляет контроль за эффективностью использования бюджетных средств, а с другой - за эффективностью организации и методов государственного финансового контроля

При этом Счетная палата Российской Федерации тесно взаимодействует с государственными органами власти, контрольно-проверочными и правоохранительными органами; с контрольно-счетными органами субъектов Федерации, созданными в 78 регионах; с международными организациями: Международной организацией высших контрольных органов – «ИНТОСАИ»; Европейской организацией высших контрольных органов – «ЕВРОСАИ; Азиатской организацией высших контрольных органов – «АЗОСАИ». В настоящее время подписаны и вступили в действие соглашения о сотрудничестве Счетной палаты Российской Федерации с контрольными органами иностранных государств: Болгарии, Бразилии, Вьетнама, Китая, Киргизии, Монголии, Перу, Украины. На основе двухсторонних соглашений и протоколов о сотрудничестве производится информационный обмен с контрольными органами Великобритании, Венгрии, Германии, Индии, Польши, Франции, США.

Ежегодно Счетной палатой проводится свыше 400 проверок по вопросам исполнения требований законодательства при формировании доходной части федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Общий объем вскрытого не целевого использования бюджетных средств в 2002 г. составил 5.5 миллиарда руб., из которых примерно около 2 миллиардов рублей возвращено в бюджет.

Важным направлением деятельности Счетной палаты является контроль за расходами федерального бюджета на социальную политику; за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов; контроль за расходованием бюджетных средств, выделяемых на предупреждение и ликвидацию последствий стихийных бедствий; за расходованием бюджетных средств на науку, культуру, образование и здравоохранение. Традиционные объекты этих контрольных мероприятий – министерства и ведомства, занимающиеся распределением бюджетных средств на обеспечение социальной защиты граждан.

В 2002 г. Счетной палатой проведены проверки целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, выделяемых для реализации федеральных целевых программ по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001-2002, входящих в Президентскую программу «Дети России». Эта Программа включала в себя десять целевых программ: «Дети-инвалиды»; «Развитие социального обслуживания семьи и детей», ”Дети Чернобыля»; «Дети Севера»; «Одаренные дети»;«Дети-сироты»; «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев»,; «Безопасное материнство», «Развитие всероссийских детских центров «Орленок» и «Океан»; «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В реализации Программы участвовали 5 федеральных министерств: Минтруд России, Минздрав России, Минобразование России, МВД России, Минфедерации России.

При внешнем благополучии с финансированием Президентской программы в 2001 г. Минфин России не обеспечил ритмичность финансирования Программ "Развитие социального обслуживания семьи и детей», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» «Дети Севера». Около 70% денежных средств поступили на реализацию указанных программ только во втором полугодии. По этой причине распорядители бюджетных средств –министерства и ведомства заключали государственные контракты с исполнителями и поставщиками со значительным опозданием, а в дальнейшем сроки использования предусмотренных бюджетом на реализацию Президентской программы средств нарушались по всей цепочке их прохождения.

Являясь главными распорядителями бюджетных средств по Президентской Программе «Дети России», Министерства не соблюдали требования ст. 160 Бюджетного кодекса РФ в части своевременного распределения лимитов бюджетных обязательств. В связи с поздним проведением Минтрудом России конкурсного отбора подрядчиков-исполнителей перечисление бюджетных средств по мероприятиям федеральных целевых программ «Развитие социального обслуживания семьи и детей» и «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» произведено лишь спустя полгода.

Полученные в течение 2001 г. из федерального бюджета денежные средства на реализацию программы «Безопасное материнство» Минздрав России также распределил исполнителям по истечении 6 месяцев с момента их зачисления на счета министерства.

Неэффективно использовались средства, предназначенные на капитальное строительство. В 2001 г. не была обеспечена реализация мероприятий федеральной целевой программы «Дети-инвалиды» в части строительства дома–интерната для умственно отсталых детей в поселке Товарково Богородицкого района Тульской области и детского дома - интерната в поселке Уваровка Можайского района Московской области. Низкими темпами выделялись средства на строительство реабилитационного центра для умственно-отсталых детей в селе Красногвардейское Республики Адыгея и детского дома слепо-глухих в г. Сергиев Посад.

Минтруд России как главный распорядитель не осуществлял необходимый контроль за расходованием средств исполнителями. Выделенные в декабре 2001 г. бюджетные средства в сумме 1.5 млн. рублей на капитальный ремонт реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями (Подольский район Московской области) Управлением Федерального казначейства Минфина России по Московской области не перечислялись на счета уполномоченного финансового органа района.

На 2003 г. запланировано проведение комплексных ревизий на предмет исполнения доходных и расходных статей бюджета за 2002 г., а также проверка в Министерстве здравоохранения на предмет эффективности использования бюджетных средств, выделенных в 2002 г. на выполнение Программ «Безопасное материнство», «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера» (2002-2006г.г.), «Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации», «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту»

В последние годы отмечается рост количества стихийных бедствий. И каждый раз во время стихийных бедствий повторяется история с Тришкиным кафтаном из басни Крылова. Одним дают, у других отбирают. Государственная казна имеет резервный фонд, предназначенный для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Однако денег в нем недостаточно, суммы потерь во много раз превышают возможности фонда. Но и выделенные средства, к сожалению, используются не по целевому назначению, расхищаются

Поражающее своими масштабами и самое разрушительное наводнение на Северном Кавказе. Затопленными оказались свыше 300 кв. километров, погибло более 100 человек. Ущерб от стихийного бедствия превысил 15 млрд. руб. Правительство РФ поручило Министерству Финансов России выделить регионам бюджетные ссуды на 960 млн. рублей. Проверками Счетной палаты установлено, что строители сильно завышали расчетную стоимость жилья, в связи с чем было перерасходовано 250 млн. рублей.

На восстановление разрушенного стихией города Ленска было выделено около 6 миллиардов рублей. Проверкой выявлены крупные финансовые нарушения при расходовании этих средств. Стоимость быстро возведенного жилья оказалась эквивалентной, а порой даже выше стоимости элитного жилья на Арбате. Выявлены многочисленные факты незаконной выдачи жилищных сертификатов. По итогам совместных с органами прокуратуры Республики Саха-Якутия проверок возбуждено 34 уголовных дела, приняты меры к возврату незаконно выданных жилищных сертификатов и денежных субсидий.

К сожалению, проверки Счетной палаты не обладают эффектом прямого действия. Счетная палата не может самостоятельно принять меры по списанию в безакцептном порядке со счета нарушителя использованные не по целевому назначению бюджетные средства, не имеет полномочий самостоятельно обращаться в суд с исками о возмещении ущерба, принимать реальные меры по наказанию виновных лиц.

Именно этим объясняется ситуация, когда за 7 лет практической деятельности выявленный Счетной палаты ущерб, возмещен в размере не превышающем 10% выявленного. Прогрессирует негативная тенденция безнаказанности и безответственности должностных лиц органов исполнительной власти, предприятий и организаций за допущенные нарушения. Правительство не всегда относится к предписаниям и представлениям Счетной палаты Российской Федерации как к объективной информации, необходимой для анализа и принятия конструктивных решений, нередко расценивая документы Счетной палаты как попытку вмешательства в его компетенцию.

Экономическая и криминогенная обстановка в стране диктует необходимость консолидации совместных усилий Счетной палаты с правоохранительными органами, а также четкую координацию их действий. В организации совместной работы с правоохранительными органами у нас уже сложилась определенная система. Тенденция сотрудничества с Генеральной прокуратурой РФ наметилась с 1999 г. после подписания Совместного решения о сотрудничестве и взаимодействии. Аналогичные соглашения заключены с ФСБ России, МВД России, МНС России и ГТК России. Второй год подряд Председателем Счетной палаты и руководителями взаимодействующих министерств и ведомств утверждаются совместные календарные планы проверок по объектам, представляющим взаимный интерес. Фактически, с утверждением этих планов юридически закрепляются приоритеты совместной работы, которые реализуются в ходе совместных проверок.

Проводится определенная работа про организации взаимодействия с Комитетом финансового мониторинга по проблемам внешнего долга. Ставится задача не только вернуть в страну средства задолжавшей стороной, но и оказать помощь Правительству по наведению порядка в этом сложном, дорогостоящем вопросе.

В Счетной палате РФ функционирует специальное подразделение, на которое возложены задачи координации деятельности и оперативного решения вопросов Счетной палаты и правоохранительных органов. О растущей консолидации с правоохранительными органами, и в первую очередь с органами прокуратуры, свидетельствует рост уголовных дел, возбужденных по материалам Счетной палаты. Если в 1999 г. было возбуждено 6 таких дел, в 2000 г. – 20, в 2001 г. - 49, то в 2002 г. поступили сообщения о возбуждении 72 уголовных дел. В первом квартале 2003 г. поступили сведения от правоохранительных органов о возбуждении 28 уголовных дел. Буквально в начале мая поступила информация от прокурора города Санкт-Петербурга о возбуждении уголовного дела по фактам хищения гуманитарной помощи.

К сожалению, возбужденные уголовные дела расследуются годами, зачастую прекращаются по различным основаниям, особенно по амнистии, без решения вопроса о возмещении ущерба. О конечных результатах следствия Счетная палата уведомляется не во всех случаях.

Действующий Закон «О Счетной палате Российской Федерации» позволяет Президенту Российской Федерации использовать возможности Счетной палаты для тематических проверок финансово-хозяйственной деятельности практически любых органов власти и других хозяйствующих субъектов. Но защита экономической и финансовой деятельности государства во всех ее проявлениях должна базироваться на совершенной правовой базе, исключающей противоречия и дублирование в работе государственных органов. Для повышения эффективности государственного финансового контроля требуется решение вопроса о наделении Счетной палаты Российской Федерации в законодательном порядке дополнительными полномочиями, в том числе по принятию реальных мер реагирования на выявленные нарушения: привлечения к ответственности виновных лиц и взысканию с виновных причиненного ущерба.

 

В.Г. Бессарабов,

Заместитель директора



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.147.252 (0.011 с.)