Прав человека и гражданина в Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прав человека и гражданина в Российской Федерации



 

В ст. 3 Конституции Российской Федерации зафиксировано краеугольное демократическое положение о том, что многонациональный народ России, являясь в силу конституционного принципа народовластия носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации осуществляет ее непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. [16] В ст. 32 Конституции РФ в качестве неотъемлемого компонента института свободных выборов закреплено право граждан Российской Федерации участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. В Конституции РФ имеются и другие положения, связанные с институтом свободных выборов и конституционными принципами организации демократического избирательного процесса, получившие свое раскрытие и развитие в федеральном и региональном законодательстве и призванные обеспечить реализацию конституционного положения о праве граждан участвовать в управлении делами государства как непосредственно (в частности, при проведении выборов и референдума), так и через своих представителей (выборных лиц).

Взаимосвязь свободных выборов, избирательного процесса и государственного строительства, влияния избирателей на формирование, организацию и деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления особенно ярко проявляется по следующим направлениям.

Во-первых, увеличение или сокращение объема избирательных процессов, охватывающее органы государственной власти и местного самоуправления существенно влияет на возможности избирателей оказывать легитимное воздействие на формирование их состава и характер деятельности. На этой основе сокращение числа выборных органов или должностных лиц может оказывать сдерживающее влияние на возможности избирателей непосредственно осуществлять принадлежащую народу власть. В связи с этим действующее федеральное законодательство об общих принципах организации региональных законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, не предусматривающее избрание в ходе прямых выборов пары выборных должностных лиц органов государственной власти, например мэра и вице–мэра, губернатора и вице–губернатора, приводит к принятию судебных решений о нелегитимности введения института выборных вице-должностей[17]. Вместе с тем реформирование структуры законодательных органов в некоторых регионах производится в соответствии с решениями, принятыми на референдуме. Так, 26 марта 2000 г. в Республике Карелия был проведен республиканский референдум, на котором принято решение о переходе от двухпалатного к однопалатному Законодательному Собранию. В связи с этим необходимо отметить, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30 апреля 1997 г. по делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации, Закона Пермской области и Закона Вологодской области, касающихся порядка выборов в региональные законодательные (представительные) органы государственной власти, – право граждан на участие в свободных периодических выборах, с учетом федеративной природы Российской Федерации необходимо рассматривать в соотношении с правом субъектов Российской Федерации самостоятельно устанавливать систему своих органов государственной власти, руководствуясь общими принципами их организации, определяемыми федеральным законом или вытекающими непосредственно из конституционных положений, прежде всего из основ конституционного строя.

Во-вторых, на становление демократического избирательного законодательства определенное влияние оказывает механизм реализации конституционных прав и свобод, в том числе избирательных прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов. За последнее время формируется соответствующая правовая база, обеспечивающая реальное их участие в управлении делами государства, региона и местного сообщества, иметь гарантированное представительство в представительных органах государственной власти и местного самоуправления. Федеральное избирательное законодательство обогащается гарантийными положениями, обеспечивающими реальную судебную защиту и восстановление нарушенных избирательных прав и свобод. При этом Конституция Российской Федерации гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (ст. 69). Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусматривает, что при образовании избирательных округов на определенных законом субъекта Российской Федерации территориях компактного проживания коренных малочисленных народов допустимое отклонение от средней нормы представительства избирателей в соответствии с законом субъекта Российской Федерации может превышать указанный предел, но не должно составлять более 30 процентов (ст. 18). При этом согласно с Федеральному закону «О временных мерах по обеспечению представительства коренных малочисленных народов Российской Федерации в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации» от 7 февраля 2003 г. № 21–ФЗ установлено, что при образовании указанных избирательных округов допустимое отклонение от средней нормы представительства устанавливается не Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а законом соответствующего субъекта Российской Федерации, при этом, однако, Федеральный закон от 7 февраля 2003 г. распространяется только на правоотношения, связанные с выборами депутатов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, назначенные до вступления в силу данного Федерального закона, т.е. до 11 февраля 2002 года.

Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ предусматривает систему квотирования депутатских мест. Так, в целях наиболее последовательного решения вопросов социально-экономического и культурного развития малочисленных народов, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться квоты представительства малочисленных народов в законодательных (представительных) органах субъектов Российской Федерации и представительных органах местного самоуправления (ст. 13). В целях определения правового статуса таких народов постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. № 255 утвержден Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, включающий 45 народов. Так, в Устав Ханты–Мансийского автономного округа внесены изменения и дополнения, предусматривающие, что из 26 депутатов Думы автономного округа 13 будут избираться по партийным спискам, 10 – по одномандатным избирательным округам и 3 депутатских мандата выделены как квота для обеспечения представительства коренных малочисленных народов Севера.

В-третьих, развитие федерального избирательного законодательства происходит в направлении, не допускающем формирования политической монополии на власть по итогам голосования на выборах (по пропорциональной части избирательной системы) в федеральные и региональные законодательные (представительные) органы государственной власти, консервации обладания выборной должностью, в том числе на основе неправомерного использования административного и других ресурсов. В связи с этим особое значение имеет – в качестве элемента публично-правового статуса выборного лица – о сроке полномочий и о количестве сроков, на которые подряд может быть избрано выборное должностное лицо. Конституция Российской Федерации непосредственно не закрепляет в качестве обязательного элемента механизма формирования органов публичной власти (за исключением занятия должности Президента Российской Федерации) максимальное число сроков замещения одним и тем же лицом депутатского мандата или выборной должности, а также порядок определения повторности сроков обладания депутатским мандатом или занятия выборной должности. При этом, однако, в части оптимального для реализации конституционного принципа республиканизма числа таких сроков – в силу единства системы государственной власти в Российской Федерации – ориентирующей (по принципу конституционной аналогии) является положение о том, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд. На этой основе Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ (вступил в силу 19 октября 1999 г.) закрепил положение о двух сроках подряд применительно к выборным высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации, а Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 9 июля 2002 г. изложил правовую позицию, согласно которой для субъектов Российской Федерации, законодательство которых на момент вступления в силу указанного Федерального закона не содержало ограничения числа сроков избрания одного и того же лица на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации, первым сроком из числа двух возможных для любого лица, в том числе для замещавшего на тот момент соответствующую должность, является срок, на который оно было избрано после 19 октября 1999 г.; для субъектов Российской Федерации, которые в порядке опережающего правового регулирования предусмотрели в своих конституциях и уставах не противоречащее названному общему принципу ограничение, вправе самостоятельно решить вопрос о том, как следует исчислять указанные сроки – продолжается ли исчисление, ранее установленное субъектов Российской Федерации либо оно начинается после вступления в силу названного Федерального закона.

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. впервые предусмотрел регулирование вопроса о сроках и их исчислении применительно к муниципальным выборам. Так, в ст. 4 Закона закреплено положение о том, что уставом муниципального образования могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать должность главы муниципального образования более установленного количества сроков подряд.

Таким образом, если применительно к федеральным и региональным органам государственной власти установлена возможность избрания одного и того же лица не более чем на два срока подряд, при этом срок легислатуры не может составлять более пяти лет, то на муниципальном уровне решение вопроса о максимальном числе сроков замещения одним и тем же лицом депутатского мандата или выборной должности, а также порядка определения повторности сроков отнесено к исключительной компетенции местного самоуправления и должно быть закреплено в уставе муниципального образования. В целом это позволяет населению местного сообщества более гибко использовать потенциал местного самоуправления и формировать адекватный складывающимся условиям механизм функционирования муниципальной власти.

В-четвертых, избирательное законодательство изменяет вектор участия в выборах, прежде всего на основе придания ему политического многообразия и многопартийности, укрепления системы гарантий избирательных прав и свобод, прозрачности и верификации итогов голосования и результатов выборов, вовлечения на началах добровольности и осознанного участия избирателей в осуществление основных избирательных действий по подготовке и проведению демократических выборов, осуществлению, в конечном счете, подлинного народовластия.

В настоящее время правовая база выборов в Российской Федерации включает более 10 тыс. законов и иных нормативных правовых актов. В связи с этим особое значение имеет гармоничное сочетание федерального избирательного законодательства и законодательства о выборах субъектов Российской Федерации. Одним из новых элементов этого процесса является обязательное приведение до 14 июля 2003 г. в соответствие с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Федеральным законом «О политических партиях» регионального законодательства в части введения пропорционального компонента избирательной системы. Как известно, до принятия указанных федеральных законов пропорциональная часть избирательной системы применялась в Саратовской области (затем была отменена), в Красноярском крае (с учетом квотного представительства от автономных округов), Калининградской и Свердловской областях, затем (в 2001 г.) была введена в Псковской области, в 2002 г. – в Белгородской области и, это впервые, – по результатам референдума 23 марта 2003 г. в Чеченской Республике. В Красноярском крае такая система используется также на выборах в отдельные органы местного самоуправления. Федеральный закон устанавливает переходный период – до 14 июля 2003 г. для приведения регионального законодательства в соответствие с этим требованием. Однако данное правило не является обязательным для тех регионов, где зарегистрировано менее трех региональных отделений общероссийских политических партий. В настоящее время процесс правового оформления смешанной избирательной системы завершается в целом в Российской Федерации. При этом избирательные комиссии субъектов Российской Федерации достаточно активно используют свое право законодательной инициативы (если в 1998 г. такое право было предоставлено 34 комиссиям, то в 1999 г. – 42; в 2000 г. – 48; в 2002 г. – 49; в 2003 г. – уже 50 избирательным комиссиям).

Федеральный закон не устанавливает конкретного вида (типа) смешанной (пропорциональной) избирательной системы, в соответствии с которой должны проводиться выборы депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Региональный законодатель может предусматривать применение одного из множества видов пропорциональных избирательных систем. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановлением от 25 декабря 2002 г. № 167/1419-3 утвердила Методические рекомендации по выбору вида пропорциональной избирательной системы при подготовке проекта закона субъекта Российской Федерации о выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, которые направлены на оказание методической помощи органам законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, избирательным комиссиям, иным субъектам права законодательной инициативы в субъектах Российской Федерации, участвующим в приведении законодательства субъектов Российской Федерации о выборах в соответствие с федеральным законом.

Одним из элементов новой организации избирательного процесса является усиление роли избирателей при выборе кандидатов из партийного списка кандидатов на избирательном участке в день голосования. Этим целям отвечает система открытых списков кандидатов, которая применяется, в частности, в Австрии, Латвии, Литве, Польше, Чехии. Как известно, на выборах депутатов Государственной Думы Российской Федерации и депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти в указанных субъектах Российской Федерации применяется пропорциональная избирательная система закрытых списков. При этой системе избиратель голосует за список кандидатов в целом, в котором кандидаты располагаются в порядке, определенном избирательным объединением, избирательным блоком при выдвижении списка, и в этой же последовательности происходит распределение мандатов внутри списка по итогам голосования за список. В таких условиях избиратель лишен возможности повлиять посредством выражения своего личного предпочтения на распределение мандатов внутри списка по итогам голосования. Кроме того, система закрытых списков способствует избранию кандидатов, не известных либо мало известных избирателям или антипатичных им, за счет политического авторитета и личностных качеств кандидатов, стоящих в начале списка. При применении системы открытых списков избирательное объединение, избирательный блок так же, как и при системе закрытых списков, своим решением устанавливает очередность кандидатов в списке. Однако избиратель вправе не только голосовать за список кандидатов в целом, но одновременно выражать свое предпочтение в отношении одного либо нескольких кандидатов из списка, что в зависимости от выбранной системы распределения депутатских мандатов внутри списка кандидатов определяет получение мандата конкретным кандидатом из списка.

В-пятых, российское избирательное право как демократический институт народовластия должно соответствовать общепризнанным принципам и нормам международного права, которые в совокупности составляют международные избирательные стандарты проведения демократических свободных выборов, обеспечивают взаимодействие гражданского общества, прежде всего политических партий и избирателей, с выборными институтами правового государства. В Конституции Российской Федерации закреплено положение о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, и если международным договором установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15).

В международной практике и в рамках СНГ впервые разработана по инициативе ЦИК России, одобрена Межпарламентской Ассамблеей СНГ и 7 октября 2002 г. главами семи государств Содружества подписана Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах–участниках СНГ. В Конвенции определяются основные принципы современного избирательного права и организации избирательного процесса – стандарты демократических выборов, а также гарантии их реализации, в том числе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании; организационно-правовые основы статуса участников избирательного процесса, включая политические партии и иные общественные объединения, их уполномоченных представителей, доверенных лиц, национальных (общественных) наблюдателей, международных (иностранных) наблюдателей, основы информационного и финансового обеспечения выборов, избирательной кампании и предвыборной агитации. В ее рамках кодифицированы и содержательно обогащены такие международные избирательные стандарты, как демократические, периодические, обязательные, свободные, подлинные, справедливые, конкурентные, открытые и гласные выборы, проводимые на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, обеспечение судебной защиты избирательных прав и свобод всех участников выборов, осуществление общественного и международного наблюдения за выборами, гарантии их реализации. В Конвенции даны развернутые определения и закреплены механизмы реализации указанных стандартов, в том числе связанные с обеспечением эффективной реализации принципа открытости и гласности выборов, деятельности избирательных комиссий на всех стадиях избирательного процесса с целью повышения уровня доверия участников выборов к итогам голосования и результатам выборов. В Конвенции закреплены положения, касающиеся организации наблюдения за выборами со стороны наблюдателей, в том числе иностранных (международных) наблюдателей. Имеется также отдельная статья, посвященная вопросам обжалования и ответственности за нарушение избирательных прав и свобод граждан, которая предусматривает, что в случае нарушения провозглашенных в Конвенции избирательных стандартов, а также законов о выборах лицо или лица, чьи права были нарушены, должны иметь право и возможность обжалования и восстановления нарушенных прав в судах, а в случаях и порядке, установленном законами, – также в избирательных органах, при этом лица, виновные в совершении запрещенных законами действий (бездействии), должны нести ответственность в соответствии с законами. В целом Конвенция является одним из подтверждений стремления стран СНГ, в том числе Российской Федерации, к дальнейшей демократизации избирательного процесса, созданию новой международной системы гарантий избирательных прав и свобод участников выборов, обеспечению стабильности и открытости политического развития и в конечном счете, – новым шагом на пути укрепления Содружеством системы международных правовых гарантий свободных демократических выборов.

Кроме того, по инициативе ЦИК России и рамках Ассоциации организаторов выборов стран Центральной и Восточной Европы (АОВЦВЕ) также разработан и одобрен проект Конвенции о стандартах выборов, избирательных прав и свобод одобрен участниками состоявшейся 26-28 сентября 2002 года в Москве международной конференции АОВЦВЕ, имеющей консультативный статус в Совете Европы. На заседании Парламентской Ассамблеи Совета Европы (27–31 января 2003 г.) Комитету Министров было рекомендовано преобразовать свод рекомендуемых норм при проведении выборов, первоначально подготовленный Венецианской комиссией, в европейскую конвенцию, приняв при этом к сведению проект конвенции, представленный АОВЦВЕ и работу БДИПЧ ОБСЕ.

На становление нового избирательного права определенное влияние оказывают процессы межгосударственной интеграции и гармонизации международных избирательных стандартов. Так, в рамках межгосударственной интеграции России и Беларуси Договор о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г. закрепляет ряд положений об организации избирательного процесса в Союзном государстве, в том числе о сроках полномочий союзных органов государственной власти, назначения и проведения выборов, а именно: Парламент Союзного государства является представительным и законодательным органом и состоит из двух палат – Палаты Союза и Палаты Представителей, при этом Палата Представителей состоит из 75 депутатов от Российской Федерации и 28 депутатов от Республики Беларусь, избираемых на основе всеобщего избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года (ст. 39); выборы назначает Высший Государственный Совет Союзного государства (ст. 35); при этом выборы в Палату Представителей первого созыва проводятся не позднее 6 месяцев после принятия парламентами государств–участников соответствующих законодательных актов (ст. 64). Вместе с тем, хотя ряд статей Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» непосредственно регулирует некоторые вопросы организации избирательного процесса при проведении выборов депутатов Палаты Представителей, он не регулирует вопроса о предельном сроке избрания и полномочий как Палаты Представителей Парламента Союзного государства, так и ее депутатов.

Институт назначения выборов как механизм, обеспечивающий для избирателей возможность демократического и открытого публичного влияния избирателей на процесс формирования выборных органов, опирается на следующие конституционно-правовые положения. Во-первых, выборы являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Во-вторых, федеральное избирательное законодательство предусматривает несколько организационно-правовых моделей назначения выборов: а) выборы назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо в соответствии со сроками, установленными нормативными правовыми актами; в случае, если они не назначают выборы, выборы назначают и проводят соответствующие избирательные комиссии в срок, указанный в соответствующем нормативном правовом акте; б) в случаях, перечисленных в законах, выборы назначает суд, а проводят их действующие либо временные избирательные комиссии. В-третьих, в условиях федеративного государства может быть задействован механизм назначения и проведения региональных и муниципальных выборов на основе соответствующих положений федерального избирательного законодательства. Так, если срок полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления истек или их полномочия были досрочно прекращены, а соответствующий закон субъекта Российской Федерации о выборах отсутствует либо его положения не могут быть применены вследствие признания его судом недействующим и не подлежащим применению, выборы в части положений закона, признанных судом недействующим и не подлежащим применению, проводятся соответствующей избирательной комиссией на основе федеральных законов, обеспечивающих реализацию права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а в случае, если имеющаяся правовая база недостаточна, в части, не урегулированной законом, также на основе указов Президента Российской Федерации.

Федеральное избирательное законодательство определяет сроки (продолжительность) организации и проведения очередных и досрочных выборов. Предусматриваются не единые, как это было прежде, а дифференцированные сроки назначения (проведения) дня голосования в зависимости от уровня – федерального, регионального или муниципального – выборов. Так, если прежде устанавливался единый рамочный срок – верхняя и нижняя его границы – для проведения голосования, а именно: вне зависимости от уровня выборов голосование могло быть проведено не позднее чем через 180 дней и не ранее чем через 70 дней со дня принятия решения о назначении выборов, то теперь голосование на выборах в федеральные органы государственной власти должно быть проведено не позднее чем через 110 дней и не ранее чем через 80 дней со дня принятия решения о назначении выборов, на выборах в региональные органы государственной власти – 100 дней и 80 дней, на муниципальных выборах – 80 дней и 70 дней. Кроме того, существенно (от 70 до 100 дней в зависимости от уровня выборов) сокращена общая продолжительность периода, начинающегося со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то органа или должностного лица о назначении (проведении) выборов, – и до дня голосования, т.е. сокращены сроки проведения избирательной кампании.

Чтобы быть законным, голосование на выборах должно быть проведено в пределах указанного в избирательном законодательстве интервала и в один из дней, который также определяется по соответствующим законодательным правилам. Для определения этого дня отводится интервал соответственно в 30 дней на выборах в федеральные органы государственной власти (как разница между верхней – 110 дней и нижней – 80 дней границами срока), 20 дней – на региональных выборах и 10 дней – на выборах в органы местного самоуправления. В пределах этих рамочных сроков федеральный, региональный законодатель вправе самостоятельно определить конкретную дату (воскресенье) дня голосования, на который оно может быть назначено.

Как известно, ограничения пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина Российской Федерации на определенной территории Российской Федерации, включая требования к продолжительности и сроку проживания гражданина на данной территории, устанавливаются только Конституцией Российской Федерации. Федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность более установленного количества сроков подряд. При наличии в отношении гражданина вступившего в силу решения суда о лишении его права занимать государственные и (или) муниципальные должности в течение определенного срока этот гражданин не может быть зарегистрирован в качестве кандидата, если голосование на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления состоится до истечения указанного срока. Конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином пассивного избирательного права, связанные с достижением гражданином определенного возраста. При этом устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать на день голосования 21 год на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, 30 лет – на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и 21 год – на выборах в органы местного самоуправления. Установление максимального возраста кандидата не допускается.

Новое федеральное избирательное законодательство предусматривает ряд новелл относительно условий и порядка выдвижения, а также регистрации кандидатов. Так, кандидаты обязаны представлять сведения о доходах и об имуществе, о вкладах в банках, ценных бумагах по форме, установленной Федеральным законом. При этом законодатель отказался от возможности отказа в регистрации кандидата или отмены его регистрации за представление недостоверных сведений о доходах и об имуществе, т.е. если при проверке соответствующих сведений будет выяснено, что они недостоверны, то эта информация в обязательном порядке будет доводиться до сведения избирателей, которые сами должны сделать вывод, кого из кандидатов избирать или же проголосовать против всех кандидатов; в то же время сокрытие сведений о неснятой, непогашенной судимости, гражданстве иностранного государства по-прежнему рассматривается в качестве основания для снятия кандидата с регистрации.

Рамочный Федеральный закон воздвигает дополнительные преграды на пути злоупотребления так называемым административным ресурсом. С целью исключения возможностей использования административного ресурса предусматривается, что не только государственные и муниципальные служащие, но и лица, замещающие государственные должности категории «А» в органах исполнительной или судебной власти или выборные муниципальные должности (за исключением Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации в случае временного исполнения им обязанностей Президента, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления), в случае их регистрации в качестве кандидатов должны освобождаться от выполнения должностных обязанностей на время их участия в выборах. Кроме того, лица, не являющиеся кандидатами и замещающие государственные и муниципальные должности, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения в целях выдвижения и (или) избрания кандидата, списка кандидатов; при этом доверенными лицами кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков не могут быть лица, замещающие государственные должности категории «А» или выборные муниципальные должности; они также не имеют права проводить предвыборную агитацию в СМИ.

В Федеральном законе закрепляется судебный порядок отмены регистрации кандидата. При этом суд может принять соответствующее решение не позднее чем за пять дней до дня голосования. В то же время перечень оснований, по которым можно отменять регистрацию кандидата по суду, в новом законодательстве о выборах существенно сокращен.

Современные подходы к организации демократического избирательного процесса основываются на необходимости расширения перечня моделей голосования, учитывающих достижения высоких технологий, введения на этой основе новых моделей организации голосования и дальнейшего совершенствования существующих систем голосования. В этой связи федеральное избирательное законодательство предусматривает, что законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрена возможность голосования избирателей по почте. При этом должныучитываться голоса избирателей, поступившие в соответствующую комиссию не позднее окончания времени голосования в день голосования. Порядок голосования по почте при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, до урегулирования этого вопроса федеральным законом, определяется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Новое федеральное избирательное законодательство исключило проведение досрочного голосования в помещениях территориальных и участковых избирательных комиссий на выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Кроме того, в рамочном Федеральном законе раскрывается понятие «фальсификация итогов голосования», причем за это деяние законодатель предусмотрел уголовную ответственность.

Установлено, что на выборах, в том числе при установлении итогов голосования, может применяться только Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы». Федеральный закон «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» от 10 января 2003 г. закрепил использование ГАС «Выборы» при подготовке и проведении выборов и референдумов является одной из гарантий реализации прав граждан Российской Федерации на основе обеспечения гласности, достоверности, оперативности и полноты информации и выборах и референдуме. Одно из принципиальных законодательных положений является регулирование вопроса о придании юридической силы документам, подготовленным с использованием ГАС «Выборы»[18]. Расширены возможности применения на избирательных участках технических средств подсчета голосов избирателей, причем результаты, которые будут получены при помощи технических средств, не потребуют ручного пересчета бюллетеней. На основании данных, полученных с применением технических средств, будет составлен протокол участковой комиссии, который при отсутствии сомнений у членов комиссии и наблюдателей будет подписываться в установленном порядке. В то же время наряду с этой новеллой предусмотрена возможность выборочного проведения контрольного пересчета бюллетеней на части участков, где применялись технические средства. Участки будут определяться по жеребьевке в соответствии с процедурой, прописанной в законе, и под контролем Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Если данные ручного пересчета будут отличаться от результатов автоматического подсчета, то именно традиционно (вручную) подсчитанные голоса будут приняты за юридическую основу. На всех других участках данной территории также будет осуществлен ручной пересчет. В результате реализации этих и других законодательных положений будут надежнее защищены избирательные права, избиратели получат больше информации о кандидатах, что позволит им принимать более осознанное решение о том, кому доверить властные или депутатские полномочия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.46 (0.017 с.)