Правозащитной деятельности государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правозащитной деятельности государства



 

Провозглашение построения правового государства в России требует должного состояния ряда обеспечивающих его компонентов. К их числу относятся:

· создание системы правовых норм, начиная с Конституции РФ, адекватно отражающих потребности регулирования преобразуемых общественных отношений;

· формирование оптимальной совокупности взаимодействующих государственно-правовых структур, способных обеспечивать проведение законодательства в жизнь, защищать устанавливаемые режимы законности и правопорядка;

· повышение правовой осведомленности, правового сознания и правовой культуры граждан, и особенно должностных лиц всей системы государственного аппарата (государственной службы), до уровня, обеспечивающего законопослушное поведение.

За последние 10 – 12 лет принята значительная совокупность законов и других нормативных правовых актов, включая прежде всего Конституцию РФ (1993 г.). Процесс преобразования общественных отношений в истекшем периоде развивался быстро, в связи с этим редакция некоторых законов неоднократно менялась, в том числе кардинальным образом. Сказанное касается и практически всех статутных законов о правоохранительных органах государства.

Конституцией РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

В реальности конституционные права и свободы граждан материальными гарантиями в полной мере не обеспечены и государством должным образом не защищены. Остается низким уровень правового сознания и правовой культуры должностных лиц, других граждан.

В 2002 г. по сравнению с предшествующим годом в сфере соблюдения прав и свобод граждан только органами прокуратуры выявлено около 300 тыс. нарушений действующего законодательства (+36,8%); число исков, направленных в суд в защиту прав граждан, увеличилось на 41,7 %. Почти каждое третье нарушение законов затрагивает социальные права и свободы граждан. Нарушения трудовых прав составляют до 60 %. Выявлено почти 120 тыс. нарушений законов, ущемляющих права несовершеннолетних. Отмечается рост количества нарушений прав беженцев и вынужденных переселенцев, жилищных прав, прав на охрану жизни и здоровья людей, на образование и др.

Неблагополучная ситуация сложилась с реализацией прав социально незащищенных категорий граждан. Повсеместно издаются нормативные правовые акты, ущемляющие права ветеранов, инвалидов и лиц пенсионного возраста. В 2002 г. выявлено более 15 тыс. нарушений пенсионного законодательства и законов об охране прав инвалидов и престарелых граждан (+53,4 %). Не сокращается количество нарушений норм права в административной деятельности должностных лиц: миллионы граждан ежегодно подвергаются административным санкциям, при этом распространены случаи незаконных административных задержаний, наложения штрафов и иных взысканий.

Остается неблагополучным положение в сфере соблюдения прав человека в уголовном судопроизводстве: не сокращается число незаконных арестов и задержаний граждан, а также иных нарушений прав участников уголовного процесса. Например, в 2002 г. судами оправдано более 8 тыс. человек, в отношении которых осуществлялось необоснованное уголовное преследование. Неэффективно проводится работа государственных органов по защите прав граждан, являющихся жертвами преступлений; не создана система государственной защиты свидетелей.

Распространена незаконная практика укрытия от учета и регистрации преступлений путем как прямого отказа в приеме заявлений о преступлениях, в их регистрации, так и принятия незаконных процессуальных решений о прекращении уголовных дел либо об отказе в их возбуждении. В 2002 г. прокурорами выявлено и дополнительно поставлено на учет более 100 тыс. скрытых преступлений. За нарушения законности к ответственности привлечены более 10 тыс. должностных лиц. Между тем число выявленных лиц, совершивших преступления, сократилось на 23,5%. Остаются нераскрытыми многие преступления, посягающие на личные и имущественные права граждан (кражи, грабежи, разбои). Не сокращается число лиц, погибших и пострадавших от преступлений.

Одна из основных закономерностей развития правового государства – динамичная дифференциация, структурирование правоохранительных органов в соответствии с актуализацией потребностей обеспечения законности в различных сферах правовых отношений. Между тем процесс выстраивания органов судебной власти, а также правоохранительных структур исполнительной власти протекает не вполне последовательно, а порой и противоречиво. Так, создание конституционных и уставных судов предусмотрено в конституциях и уставах только 44 субъектов Федерации, но реально они созданы и функционируют всего в 13. Столь медленный и неэффективный процесс становления конституционной юстиции не способствует созданию надлежащих организационных и правовых предпосылок для защиты прав граждан, нарушаемых при принятии законов и иных нормативных правовых актов в субъектах Федерации. Медленнее, чем это вызывается конкретным состоянием и тенденциями в обеспечении прав и свобод граждан, развивается процесс становления института Уполномоченного по правам человека в субъектах Федерации (действует только в 22 регионах). Быстрое решение всего комплекса организационных вопросов, принятие пакета законов и других нормативных актов, связанных с созданием федеральных административных судов, способствовали бы защите прав граждан, в том числе в сфере административных правонарушений.

Только в 2004 г. предполагается начать формирование системы административных судов. Предполагается создание 500 межрайонных административных судов первой инстанции, 21 окружного суда кассационной инстанции и Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ. Однако еще не приняты законодательные акты, которые урегулируют соответствующие отношения. Специфика процесса рассмотрения административных дел состоит в том, что здесь гражданин судится с государством – и в силу этого у них явно неравные возможности. В связи с этим в подготовленных проектах законов должны предусматриваться активная, прежде всего праворазъяснительная, роль суда, возможность оказывать гражданину содействие в реализации его процессуальных прав.

За короткий период многократно преобразовывались органы обеспечения безопасности, внутренних дел, таможенной службы, создана и уже упраздняется как самостоятельная структура Федеральная служба налоговой полиции. Определенным структурным изменениям подвергнута прокуратура. Продолжаются попытки консолидации всего следственного аппарата в единой структуре при отсутствии к тому должных предпосылок.

По мере увеличения масштабов и интенсивности развития отдельных сфер правовых отношений государство должно принимать своевременные и адекватные меры по их регулированию, выстраивать организационные структуры, направлять эти процессы в позитивное русло, в соответствии с целями политического и социально-экономического развития, защиты прав граждан.

Сложно и противоречиво происходит процесс воссоздания на новой основе объективно востребованных органов государственного управления и контроля в сфере земельных, миграционных и иных отношений, по противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности и т.д.

Один из парадоксов современного социального и государственного развития – игнорирование или забвение важности такой функции государства, а также гражданского общества, как разъяснение принимаемых законов и других нормативных правовых актов.

Отсутствие у отдельных членов общества, и особенно должностных лиц государственных структур, потребности законопослушного поведения, готовности к самоограничению в удовлетворении своих интересов там, где они «пересекаются» с законом, либо слишком «тонкая» прослойка таких лиц является, на наш взгляд, одной из фундаментальных причин, продуцирующих неправомерное поведение, совершение преступлений и иных правонарушений, посягающих на права граждан.

Среди задач, выполнение которых формирует основы правового государства и законопослушного общества, данная задача относится к числу наиболее важных. Ее реализация может быть обеспечена только на комплексной основе и с учетом степени участия государства, институтов гражданского общества.

Между тем такая задача не определена ни для одного государственного органа, в том числе постоянно контролирующего на законодательной основе законность правоприменения как в целом в обществе, так и в отдельных сферах правовых отношений. Если же в отдельных случаях это и происходит, то такая регламентация имеет общий, неопределенный, в значительной мере декларативный характер. Как правило, должным образом не определяются соответствующая задача и функция того или иного органа, а тем более полномочия и правовые средства их реализации в интересах формирования, развития и корректировки правосознания, стереотипов правопослушного поведения.

При этом цели праворазъяснения правоохранительными органами должны достигаться как специально, например при приеме граждан должностными лицами в связи с подачей заявлений, жалоб, так и при разъяснении гражданам надлежащих адресатов обращения в связи с возникшими у них вопросами и потребностями в защите их прав и свобод.

Истекший период показал необходимость разработки Концепции государственно-правового развития Российской Федерации, одним из главных приоритетов которой является обеспечение правозащитной деятельности государства. Совокупность иных, локальных и специфических концепций и доктрин, принятых за последние годы, реализованных или находящихся в процессе реализации, создает для этого необходимые научные и фактологические основы.

Остается актуальной научная разработка путей и методов использования правовой пропаганды (разъяснения требований законов, типичных ошибок правопонимания и т.п.) в целях дальнейшего повышения правосознания и правовой культуры должностных лиц, применяющих закон.

 

В.И. Лысенко,

член Центральной избирательной комиссии РФ,

ведущий научный сотрудник

Института государства и права РАН,

доктор юридических наук

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.39.74 (0.009 с.)