Средствами государственного контроля и надзора 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Средствами государственного контроля и надзора



 

В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации «каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы».

В Трудовом кодексе РФ специальная глава посвящена вопросам государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда. В отличие от КЗоТ РСФСР, также обозначавшего органы, уполномоченные осуществлять контроль в сфере охраны труда, в главе 57 ТК РФ изложена система государственных органов, осуществляющих контроль и надзор в рассматриваемой сфере: четко обозначены правомочия основного контролирующего органа – федеральной инспекции труда; права, обязанности и ответственность других государственных органов; изложены основы их взаимодействия, указано на независимость контролирующих органов при осуществлении ими своих полномочий (ст. 359 ТК РФ).

Так, согласно ст. 353 ТК РФ: государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории Российской Федерации осуществляют органы федеральной инспекции труда.

Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с органами федеральной инспекции труда осуществляют специально уполномоченные органы – федеральные надзоры.

Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Основными задачами органов федеральной инспекции труда являются: обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда; обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ч. 2 ст. 355 ТК РФ).

В соответствии с возложенными на них задачами органам федеральной инспекции труда предоставлены достаточно широкие полномочия (ст. 356 ТК РФ). В частности, они наделены правом проведения проверок и обследований, как плановых – в целях предотвращения нарушений законодательства об охране труда работников, так и внеплановых – в связи с обращениями и жалобами граждан. Исходя из требований ст. 358 ТК РФ, государственный инспектор труда обязан считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Согласно ст. 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении своей деятельности имеют право беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверения установленного образца посещать организации (работодателей – юридических и физических лиц) всех организационно-правовых форм и форм собственности, а также вправе запрашивать и безвозмездно получать у работодателей, органов исполнительной власти и местного самоуправления документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций. При этом важно отметить, что указанные полномочия госинспекторов подкреплены законодательно установленной обязанностью работодателя соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права (ч. 2 ст. 22 ТК РФ).

Проведено 255 тыс. проверок; направлено 233 тыс. предписаний; выявлено и устранено более 2 млн. нарушений трудовых прав граждан; отменено более 12 тыс. незаконных дисциплинарных взысканий; восстановлено 2,3 тыс. незаконно уволенных работников; выплачено почти 7 млрд. руб. незаконно задержанной заработной платы; оштрафовано 65 тыс. руководителей и других ответственных работников на общую сумму более 60 млн. руб., привлечено к дисциплинарной ответственности и уволено свыше 26 тыс. должностных лиц – таковы некоторые результаты работы Федеральной инспекции труда в 2002 г.

О чем говорят эти цифры? В первую очередь о том, что работодатели по-прежнему сплошь и рядом нарушают трудовое законодательство[68].

Следует отметить, что ТК РФ, предоставив государственным инспекторам труда большие полномочия, возложил на них и целый ряд обязанностей. При осуществлении надзорно-контрольной деятельности инспектор обязан соблюдать Конституцию РФ, законодательные и иные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, а также Положение о Федеральной инспекции труда. Особо выделена такая обязанность, как хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую известной госинспектору труда при осуществлении своих полномочий (ст. 358 ТК РФ).

По общему правилу, согласно ст. 361 ТК РФ решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в судебном порядке. Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации также могут быть обжалованы в судебном порядке.

Трудовым кодексом РФ устанавливается ответственность как государственных инспекторов труда за противоправные действия или бездействие (ст. 364), так и лиц, препятствующих осуществлению ими государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, не исполняющих предъявляемые им предписания, применяющих угрозы насилия или насильственные действия по отношению к государственным инспекторам труда, членам их семей и их имуществу (ст. 363).

Кроме органов федеральной инспекции труда, надзор за соблюдением требований охраны труда в пределах своих полномочий осуществляют: Государственный надзор за безопасным ведением работ в промышленности, Государственный санитарно-эпидемиологический надзор; Государственный энергетический надзор; Государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью (ст. 366 – 369 ТК РФ).

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления осуществляют внутриведомственный контроль за соблюдением законодательства об охране труда в подведомственных организациях в пределах полномочий, предоставленных им соответствующими законами.

Как положительное следует отметить, что в большинстве регионов налажено необходимое взаимодействие между различными органами, осуществляющими надзорно-контрольную деятельность в сфере охраны труда. И как результат, государственные инспекторы труда больше половины проверок на предприятиях и в организациях проводили во взаимодействии с органами госгортехнадзора, госпожнадзора, госсанэпиднадзора, госэнергонадзора, что существенно повышало практическую действенность таких мероприятий.

Особое место в осуществлении государственного надзора за исполнением законов об охране труда отведено органам прокуратуры.

Согласно Трудовому кодексу РФ (ч. 4 ст. 353) «государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом».

Таким образом, из изложенного видно, что к объектам прокурорского надзора, наряду с другими перечисленными организациями, также относятся и все органы, обладающие надзорно-контрольными полномочиями в сфере охраны труда, т.е. речь идет об осуществлении самостоятельного прокурорского надзора за законностью в их деятельности.

В указании Генерального прокурора РФ «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства об охране труда на предприятиях всех форм собственности» от 6 июля 2000 г. № 107/7 всем прокурорам предписано:

обеспечить своевременную и тщательную проверку каждого случая производственного травматизма на предприятиях и в организациях независимо от форм собственности. Не оставлять ни одного факта выявленных нарушений без соответствующего прокурорского реагирования. При очевидности состава преступления незамедлительно возбуждать уголовные дела и обеспечить безотлагательное проведение необходимых следственных действий;

наладить эффективное взаимодействие с органами власти и управления, контролирующими органами, общественными (в первую очередь правозащитными) организациями, средствами массовой информации по сбору, анализу и проверке сведений о нарушении законодательства об охране труда.

Анализ материалов прокурорского надзора свидетельствует о том, что на предприятиях всех организационно-правовых форм допускаются самые различные нарушения законов об охране труда, правил по технике безопасности и зачастую не принимается должных мер по предупреждению несчастных случаев на производстве.

Материалы прокурорского надзора свидетельствуют также, что органами надзора и контроля не всегда выполняются требования законодательства об охране труда, а именно:

государственные инспекторы труда не в полной мере используют полномочия по привлечению лиц, виновных в нарушении законодательства об охране труда, к административной ответственности;

слабо реализуется право на предъявление исков в судебные органы.

Наиболее грубые нарушения законодательства государственными инспекторами труда допускались при осуществлении административной деятельности. Ряд прокуроров отмечают, что при рассмотрении материалов о привлечении должностных лиц к ответственности за нарушение законодательства об охране труда во многих случаях допускались серьезные нарушения административного законодательства (неверная правовая оценка содеянного, неполнота собранных доказательств, несоблюдение прав участников процесса, нарушения сроков рассмотрения и др.). Далеко не во всех случаях госинспекторами обеспечивается реальное взыскание с виновных должностных лиц наложенных на них штрафов. В ряде регионов прокурорами выявлены факты получения госинспекторами сумм штрафов не непосредственно от виновного руководителя, а из бюджета предприятия.

В результате бесконтрольности в ряде регионов на предприятиях, преимущественно частной и смешанной форм собственности, допускаются факты сокрытия от учета несчастных случаев, в том числе нередко с тяжелым и смертельным исходом.

В ходе проверки прокурор знакомится с планами мероприятий по улучшению условий охраны труда (комплексными, ежегодными) и с коллективным договором, протоколами собраний трудового коллектива, оперативных совещаний, заседаний выборного профсоюзного органа, приказами и другими нормативными актами работодателя, обращая внимание на соответствие их закону, конкретность и целенаправленность принятых решений, их фактическое исполнение.

Материалы проверок свидетельствуют от том, что уровень охраны труда, гарантированный Конституцией РФ, в целом по стране низок. Руководители предприятий, учреждений и организаций, а также государственные контролирующие органы (инспекции, службы по охране труда) не в полной мере выполняют возложенные на них обязанности по предотвращению и сокращению случаев производственного травматизма.

Руководители предприятий и работодатели в погоне за прибылью не создают на рабочих местах здоровые и безопасные условия труда. Вследствие этого положения на протяжении последних лет ежегодно получают травмы более 150 тыс. человек, из которых почти 6 тыс. – со смертельным исходом.

Лидируют в этом аграрный сектор и промышленный комплекс, где в совокупности происходит почти 50% всех несчастных случаев на производстве. Это связано с низким уровнем техники, технологии, квалификации, нарушениями трудовой дисциплины и пьянством на производстве.

В 2002 г. прокурорами на поднадзорных объектах было выявлено более 180 тыс. нарушений законов о труде и охране труда, что на 47% больше, чем в 2001 г. По материалам проверок прокурорами было возбуждено 621 уголовное дело, а около 20 тыс. виновных лиц наказаны в административном и дисциплинарном порядке. По протестам прокуроров отменено свыше 23 тыс. незаконных правовых актов, принятых хозяйствующими субъектами и органами государственного контроля, которыми нарушались права граждан. В целях защиты трудовых прав граждан прокурорами направлено в суд около 60 тыс. исков на сумму более 583,5 млн. руб.

В заключение нельзя не отметить, что, руководствуясь законом, органы надзора и контроля безусловно проводят значительную работу, направленную на обеспечение безопасных условий труда работников предприятий и организаций. Однако положение с соблюдением законодательства об охране труда в целом еще остается неблагополучным. Это обстоятельство обязывает все органы надзора и контроля уделять больше внимания не фиксации совершенных нарушений законов об охране труда и правил по технике безопасности, а их пресечению и предупреждению, используя в полной мере свои функциональные полномочия.

 

 

Е.И. Цымбал,

старший научный сотрудник отдела проблем

предупреждения правонарушений несовершеннолетних

и молодежи и прокурорского надзора

НИИ Генеральной прокуратуры РФ,

кандидат медицинских наук

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.229.173.107 (0.02 с.)