Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Заместитель Генерального прокурора
Российской Федерации – Главный военный прокурор, генерал-лейтенант юстиции, доктор юридических наук
Особенности организации надзора за соблюдением прав военнослужащих и других граждан в условиях проведения контртеррористической операции на территории Чеченской Республики
Надзор за соблюдением органами военного управления и воинскими должностными лицами прав военнослужащих, членов их семей и других граждан – приоритетное направление деятельности органов военной прокуратуры. Особенно актуальна она при выполнении задач в условиях восстановления конституционного порядка на территории Чеченской Республики (1994 – 1996 гг.), а также в ходе проведения контртеррористической операции (с 1 августа 1999 г. по настоящее время). В условиях ведения вооруженной борьбы федеральных войск с незаконными вооруженными формированиями (НВФ) важно обеспечить соблюдение федеральными силовыми структурами прав и свобод жителей Чеченской Республики, а также социальную защиту военнослужащих (охрану их жизни и здоровья, доведение положенных норм денежного, продовольственного, вещевого и иного довольствия, соблюдение норм санитарно-эпидемиологической безопасности в местах дислокации войск и т.д.). Именно поэтому органы военной прокуратуры уже в августе 1999 г. сначала в Республике Дагестан, а в последующем и в Чеченской Республике в максимально сжатые сроки обеспечили организацию надзорного сопровождения деятельности Объединенной группировки войск (сил) на Северном Кавказе (далее – ОГВ(с). На первоначальном этапе надзор за исполнением законов в частях и подразделениях возлагался на военные прокуратуры гарнизонов Северо-Кавказского военного округа (СКВО), дислоцированные в непосредственной близости от происходящих событий: ВП–в/ч 44662 (г. Буйнакск), Махачкалинского и Владикавказского гарнизонов. Причем с учетом территориального расположения основной объем работы выпал на прокурорско-следственный участок (ПСУ) военной прокуратуры Владикавказского гарнизона – г. Моздок (Республика Северная Осетия – Алания) (в 1999 году этой военной прокуратурой принято к производству свыше 1000 уголовных дел). Ныне на ее базе сформирована 59-я военная прокуратура гарнизона. С учетом перемещения места проведения контртеррористических мероприятий в январе 2000 г. в составе военной прокуратуры СКВО образована ВП–в/ч 20102, которая в настоящее время дислоцируется в населенном пункте Ханкала Чеченской Республики.
Постепенное восстановление в Чечне институтов государственной власти, местного самоуправления и переход контртеррористической операции в стадию проведения локальных спецопераций по установлению местонахождения и задержанию участников НВФ обусловили необходимость максимального приближения органов военной прокуратуры к поднадзорным частям и соединениям ОГВ(с). В связи с этим в январе 2001 г. на территории Чеченской Республики образованы еще три военные прокуратуры гарнизонного звена: ВП–в/ч 20111, 20116, 20119, дислоцированные, соответственно, в населенных пунктах Калиновская Наурского района, Шали и Борзой Шатойского района. В том же году в населенном пункте Итум-Кале для осуществления прокурорского надзора за пограничными подразделениями, охраняющими российскую границу от незаконного проникновения боевиков из сопредельной Грузии, сформирована военная прокуратура Оперативной группы органов, войск и организаций Пограничной службы Российской Федерации в Чеченской Республике. В целях координации деятельности названных военных прокуратур, обеспечения надлежащего надзора и контроля со стороны аппарата военной прокуратуры СКВО в августе 2001 г. в населенном пункте Ханкала создан прокурорско-следственный участок военной прокуратуры СКВО во главе с заместителем военного прокурора округа. В связи с актуальностью расследования преступлений, совершенных военнослужащими в отношении жителей Чеченской Республики, одновременно с созданием прокурорско-следственного участка в военной прокуратуре СКВО образован специализированный следственный отдел. В целях дальнейшего совершенствования надзорного сопровождения в сентябре 2002 г. на базе ПСУ военной прокуратуры СКВО решением Генерального прокурора РФ сформирована военная прокуратура Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций в Северо-Кавказском регионе РФ, в состав которой вошли упомянутые 5 военных прокуратур на территории Чеченской Республики и 59-я военная прокуратура гарнизона.
Создание в Чечне военной прокуратуры на правах прокуратуры субъекта Федерации явилось важным шагом к укреплению законности и правопорядка в частях ОГВ(с). Уже первые месяцы ее работы позволили значительно активизировать прокурорско-следственную деятельность. В 2002 году в рамках надзора проведено 1432 проверки, которыми выявлено 1400 нарушений законов, в том числе 738 – в сфере соблюдения социальных и правовых гарантий военнослужащих. В ходе реализации мер прокурорского реагирования восстановлены нарушенные права более 21 700 военнослужащих, гражданского персонала и других граждан, возбуждено 187 уголовных дел, привлечено к дисциплинарной и материальной ответственности, соответственно, 798 и 186 должностных лиц. Свои полномочия военные прокуроры осуществляют в тесном взаимодействии с представителями федеральных органов власти, территориальных правоохранительных органов, военного командования и местного самоуправления. При необходимости проверки причастности к совершению преступлений военнослужащих создаются совместные следственные группы. В целях обеспечения надлежащей организации работы военной прокуратуры ОГВ(с) 20 ноября 2002 г. заместителем Генерального прокурора Российской Федерации – Главным военным прокурором издан приказ № 301 «О совершенствовании прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при проведении контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации». Этим приказом на военного прокурора ОГВ(с) возложена обязанность обеспечивать взаимодействие с управлением Генеральной прокуратуры РФ в Южном федеральном округе, прокурором Чеченской Республики, прокурорами городов и районов Чеченской Республики, руководством Регионального оперативного штаба по управлению контртеррористическими операциями на территории Северо-Кавказского региона РФ, штабами ОГВ(с), группировок внутренних войск МВД России при осуществлении надзора за исполнением законов, направленных на защиту прав и свобод человека и гражданина, охраняемых интересов общества и государства от преступных посягательств, при проведении поднадзорными войсками специальных операций, в том числе проверок регистрации граждан по месту жительства и по месту пребывания в населенных пунктах Чеченской Республики, а также при расследовании и раскрытии преступлений в отношении граждан – жителей Чечни. В ноябре 2002 г. по инициативе военного прокурора ОГВ(с) в целях повышения эффективности взаимодействия с командованием группировки при осуществлении спецопераций и обеспечения надлежащего прокурорского надзора проведено координационное совещание с командованием ОГВ(с), по результатам которого приказом командующего ОГВ(с) введена в действие Инструкция о взаимодействии должностных лиц и других военнослужащих ОГВ(с) с органами военной прокуратуры во время проведения указанных спецопераций на территории Чеченской Республики при задержании граждан и разрешении сигналов о совершенных преступлениях. Кроме того, по инициативе военной прокуратуры ОГВ(с) разработана и 21 января 2003 г. утверждена совместная Инструкция по взаимодействию правоохранительных органов на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации при расследовании особо тяжких насильственных преступлений, связанных с посягательствами на жизнь и здоровье граждан, постоянно или временно проживающих на территории Чеченской Республики.
На основе Соглашения от 26 марта 2001 г. действует совместная рабочая группа аппарата специального представителя Президента РФ по соблюдению прав и свобод человека и гражданина в Чеченской Республике и Генеральной прокуратуры РФ, созданная в целях совершенствования деятельности по обеспечению прав и свобод человека и гражданина, провозглашенных Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) и Конституцией РФ. В 2001 – 2002 гг. регулярно проводились заседания совместной рабочей группы, в ходе которых рассматривался самый широкий круг вопросов повышения эффективности работы по обеспечению законности и правопорядка на территории Чеченской Республики. 14 марта 2003 г. специальным представителем Президента России, заместителем Генерального прокурора Российской Федерации – Главным военным прокурором и заместителем Генерального прокурора Российской Федерации в Южном федеральном округе подписано новое Соглашение, что, безусловно, явилось важным этапом в развитии уже сложившегося взаимодействия военной прокуратуры со специальным представителем Президента России и будет способствовать еще более тесному сотрудничеству военных прокуроров с аппаратом специального представителя Президента России. Речь идет о дальнейшем совершенствовании сложившегося механизма оперативного рассмотрения обращений жителей Чечни, защиты их прав и свобод. В частности, Соглашение предусматривает взаимодействие при рассмотрении и разрешении обращений граждан по вопросам, касающимся соблюдения Конституции Российской Федерации и исполнения федеральных законов на территории Чеченской Республики, осуществление совместных выездов членов совместной рабочей группы в Чеченскую Республику с целью изучения состояния работы по исполнению законодательства, направленного на обеспечение прав и свобод граждан, и др. Проводимые организационные мероприятия позволили обеспечить поддержание законности и правопорядка в войсках, принятие незамедлительных мер прокурорского реагирования и оперативное расследование преступлений, в том числе совершенных в отношении местных жителей, многие из которых получили широкий общественный резонанс.
Одной из приоритетных задач, стоящих перед органами военной прокуратуры на территории Чеченской Республики, является надзор за законностью деятельности федеральных войск и их должностных лиц, соблюдением ими прав и свобод местного населения, особенно при проведении специальных операций. Неукоснительное соблюдение войсками при осуществлении спецмероприятий в рамках проведения контртеррористических операций законодательства во многом зависит от обеспечения их надзорного сопровождения. Президент РФ потребовал от руководителей федеральных силовых министерств и ведомств, чтобы ни одна такая спецоперация не проводилась без участия прокурора. На это же нацеливает и изданный Генеральным прокурором РФ в июле 2001 г. приказ № 46 «Об усилении надзора за соблюдением прав граждан при проведении проверок их регистрации по месту жительства и по месту пребывания в Чеченской Республике». В 2002 году проведено более 100 специальных операций, надзорное сопровождение которых обеспечили прокурорские работники. Система мер, регламентируемая федеральными законами «О борьбе с терроризмом», «О прокуратуре Российской Федерации», Законом Российской Федерации «О милиции» и приказом Генерального прокурора РФ от 25 июля 2001 г. № 46, позволяет осуществлять эффективный прокурорский надзор за действиями федеральных сил в ходе подготовки и на всех стадиях проведения спецмероприятий по проверке соблюдения правил регистрации граждан, выявлению участников НВФ, пресечению незаконного оборота оружия и наркотиков. При установлении случаев причинения вреда здоровью и личному имуществу граждан, незаконного их задержания и лишения свободы, нарушения иных конституционных прав и свобод осуществляется жесткое прокурорское реагирование, вплоть до возбуждения уголовных дел, предварительное расследование которых ведется в строгом соответствии с уголовно-процессуальным законодательством при соблюдении основополагающих принципов гласности и равенства граждан перед законом, без каких-либо ограничений прав и свобод участников процесса, обусловленных проведением контртеррористических операций. Важными источниками получения сведений о совершении военнослужащими преступлений и иных правонарушений в отношении местного населения являются обращения граждан, информация, поступающая от общественных организаций и опубликованная в СМИ. В частности, в 2002 году в военные прокуратуры ОГВ(с) из правозащитных и иных неправительственных организаций поступило 152 обращения (в 2001 г. – 134), которые в установленном порядке разрешены, а также 605 обращений жителей Чеченской Республики (из них 56 – непосредственно в военную прокуратуру ОГВ(с), по результатам рассмотрения которых возбуждено 10 уголовных дел.
В текущем году в органах военной прокуратуры зарегистрировано 252 обращения, из которых 217 – от местных жителей и 35 – от различных общественных организаций; 71 обращение удовлетворено, возбуждено 2 уголовных дела. Работа органов военной прокуратуры строится на деловой, уважительной основе, с учетом национальных особенностей, традиций и обычаев, ориентирована на максимальную открытость и доступность, поэтому не только представители общественных организаций, но и жители Чеченской Республики имеют реальную возможность обратиться туда. Сотрудники военной прокуратуры еженедельно (по средам) проводят прием граждан в здании прокуратуры города Грозного. Кроме того, прием граждан осуществляется ежедневно во всех военных прокуратурах, дислоцированных в Чеченской Республике (командование воинских частей, на территории которых располагаются военные прокуратуры, дало соответствующие указания дежурным службам о пропуске и сопровождении до зданий прокуратур местных жителей). Другим приоритетным направлением в деятельности прокуратуры, выполняющей задачи в условиях ведения войсками вооруженной борьбы с НВФ, является надзор за исполнением органами военного управления и их должностными лицами законов, направленных на обеспечение социальной защиты военнослужащих, принимающих участие в проведении контртеррористических операций на территории Чеченской Республики. Основные усилия прокурорских работников при осуществлении надзорных мероприятий направлены на: выявление незаконных приказов командования, не обеспечивающих максимальную безопасность военнослужащих; создание личному составу материально-бытовых условий, максимально соответствующих уставным требованиям; обеспечение своевременного снабжения подразделений необходимым количеством боеприпасов и продовольствия, оказания медицинской помощи, эвакуации раненых, снабжения полевых медицинских учреждений необходимым количеством медикаментов и диагностической аппаратуры; обеспечение военнослужащих полным комплектом экипировки и исправным оружием; надлежащее оборудование блокпостов и постов охраняемых объектов. Кроме того, особое внимание в надзорной работе обращается на приказы командования, другие нормативные акты, предусматривающие условия и порядок применения оружия, правила поведения военнослужащих в экстремальных условиях. Практика работы военной прокуратуры показывает, что не всегда боевые подразделения обеспечиваются в полной мере всеми положенными нормами довольствия. Пользуясь сложной обстановкой, отдельные должностные лица тыловых служб воинских частей, расхищают продукты питания, вещевое и иное имущество, списывая похищенное, в частности, на издержки военного времени и боевые потери, т.е. действуя по принципу «война все спишет». Нередко нарушаются права военнослужащих, непосредственно участвующих в проведении контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона РФ, на выплату денежного довольствия, что негативно отражается на состоянии правопорядка в войсках, накаляет обстановку в воинских коллективах. Распространены факты ненадлежащего учета лиц, принимавших участие в спецоперациях, несвоевременного составления и направления в финансовые органы соответствующих документов. В некоторых воинских частях нет данных о количестве военнослужащих, не получивших при увольнении в запас причитающиеся им денежные средства, отсутствуют их почтовые адреса, в связи с чем оформленные вклады находятся в полевых учреждениях Центрального банка Российской Федерации длительное время без движения. Как правило, вкладные книжки направляются получателям только после многочисленных обращений в различные государственные органы. По данным Северо-Кавказского окружного военного суда, только в 2002 году в производстве гарнизонных военных судов Северо-Кавказского региона РФ находилось 6875 жалоб, касающихся денежного довольствия. Массовые обращения по аналогичным вопросам военнослужащих, находившихся в Чеченской Республике в командировке, отмечены в военных судах, подведомственных Московскому, Восточно-Сибирскому, Западно-Сибирскому, Ленинградскому, Приволжскому окружным военным судам, а также военному суду Северного флота. Основным проблемным вопросом остается погашение задолженности за прошлые годы по выплатам вознаграждения за участие в контртеррористических операциях (так называемых боевых денег), денежного довольствия (окладов денежного содержания в двойном размере) и полевых (суточных) денег военнослужащим, проходящим (проходившим) службу на территории Чеченской Республики и в зоне, к ней прилегающей, на основании судебных решений о взыскании названных выплат. Задолженность по выплатам только денежного довольствия военнослужащим за участие в контртеррористических операциях на территории Чеченской Республики составляет сотни миллионов рублей. Для исполнения судебных решений Главное финансово-экономическое управление (ГлавФЭУ) Минобороны России вынуждено в ущерб обеспечению деятельности Вооруженных Сил РФ направлять на указанные цели средства текущего финансирования. В целях обеспечения законности и обоснованности в предоставлении гарантий и компенсаций военнослужащим и лицам гражданского персонала, выполняющим задачи на территории Северо-Кавказского региона РФ, а также исключения случаев нарушения порядка исполнения судебных решений Главной военной прокуратурой совместно с Минобороны России и Военной коллегией Верховного Суда РФ проведена необходимая работа. В 2002 году Главной военной прокуратурой направлены в адрес начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации – первого заместителя Министра обороны Российской Федерации представления об устранении нарушений законности в вопросах доведения до военнослужащих, принимающих участие в проведении контртеррористических операций на Северном Кавказе, положенных норм денежного довольствия, которые рассмотрены в установленном порядке и по ним приняты конкретные меры. Кроме того, Министр обороны РФ 29 июля 2002 г. издал приказ № 287 «Об организации работы по исполнению решений судебных органов о взыскании средств со счетов Министерства обороны Российской Федерации», которым определены меры по улучшению взаимодействия органов военного управления, направленные на исполнение судебных решений в установленные законодательством сроки, а также по созданию в составе ГлавФЭУ Минобороны России по временному штату отдела финансирования расходов по решениям судебных органов. В настоящее время в профильных федеральных министерствах и ведомствах на стадии изучения и согласования находятся подготовленные при участии Главной военной прокуратуры проекты постановления Правительства Российской Федерации и приказа руководителя Регионального оперативного штаба по управлению контртеррористическими операциями на территории Северо-Кавказского региона РФ, в которых более полно и четко регламентированы вопросы предоставления льгот, гарантий и компенсаций военнослужащим, выполняющим задачи по обеспечению здесь порядка и общественной безопасности. О проблемах, связанных с реализацией предусмотренных законодательством льгот, гарантий и компенсаций военнослужащим, в первую очередь в части, касающейся дополнительных денежных выплат за участие в пресечении деятельности террористических организаций на территории Чеченской Республики, Генеральный прокурор РФ проинформировал Президента России. Надзорная деятельность органов военной прокуратуры по обеспечению прав, свобод и законных интересов жителей Чеченской Республики и военнослужащих, участвующих в контртеррористических операциях, находится на постоянном контроле и в центре внимания Главной военной прокуратуры. Она будет и впредь осуществляться в соответствии с предъявляемыми к ней требованиями, в рамках строгого соблюдения законности. И.Ф. Демидов, ведущий научный сотрудник Института государства и права РАН, доктор юридических наук, профессор
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.32.213 (0.025 с.) |