Заместитель Генерального прокурора 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Заместитель Генерального прокурора



Российской Федерации –

Главный военный прокурор,

генерал-лейтенант юстиции,

доктор юридических наук

 

Особенности организации надзора за соблюдением прав

военнослужащих и других граждан в условиях

проведения контртеррористической операции

на территории Чеченской Республики

 

Надзор за соблюдением органами военного управления и воинскими должностными лицами прав военнослужащих, членов их семей и других граждан – приоритетное направление деятельности органов военной прокуратуры. Особенно актуальна она при выполнении задач в условиях восстановления конституционного порядка на территории Чеченской Республики (1994 – 1996 гг.), а также в ходе проведения контртеррористической операции (с 1 августа 1999 г. по настоящее время).

В условиях ведения вооруженной борьбы федеральных войск с незаконными вооруженными формированиями (НВФ) важно обеспечить соблюдение федеральными силовыми структурами прав и свобод жителей Чеченской Республики, а также социальную защиту военнослужащих (охрану их жизни и здоровья, доведение положенных норм денежного, продовольственного, вещевого и иного довольствия, соблюдение норм санитарно-эпидемиологической безопасности в местах дислокации войск и т.д.).

Именно поэтому органы военной прокуратуры уже в августе 1999 г. сначала в Республике Дагестан, а в последующем и в Чеченской Республике в максимально сжатые сроки обеспечили организацию надзорного сопровождения деятельности Объединенной группировки войск (сил) на Северном Кавказе (далее – ОГВ(с).

На первоначальном этапе надзор за исполнением законов в частях и подразделениях возлагался на военные прокуратуры гарнизонов Северо-Кавказского военного округа (СКВО), дислоцированные в непосредственной близости от происходящих событий: ВП–в/ч 44662 (г. Буйнакск), Махачкалинского и Владикавказского гарнизонов. Причем с учетом территориального расположения основной объем работы выпал на прокурорско-следственный участок (ПСУ) военной прокуратуры Владикавказского гарнизона – г. Моздок (Республика Северная Осетия – Алания) (в 1999 году этой военной прокуратурой принято к производству свыше 1000 уголовных дел). Ныне на ее базе сформирована 59-я военная прокуратура гарнизона. С учетом перемещения места проведения контртеррористических мероприятий в январе 2000 г. в составе военной прокуратуры СКВО образована ВП–в/ч 20102, которая в настоящее время дислоцируется в населенном пункте Ханкала Чеченской Республики.

Постепенное восстановление в Чечне институтов государственной власти, местного самоуправления и переход контртеррористической операции в стадию проведения локальных спецопераций по установлению местонахождения и задержанию участников НВФ обусловили необходимость максимального приближения органов военной прокуратуры к поднадзорным частям и соединениям ОГВ(с). В связи с этим в январе 2001 г. на территории Чеченской Республики образованы еще три военные прокуратуры гарнизонного звена: ВП–в/ч 20111, 20116, 20119, дислоцированные, соответственно, в населенных пунктах Калиновская Наурского района, Шали и Борзой Шатойского района. В том же году в населенном пункте Итум-Кале для осуществления прокурорского надзора за пограничными подразделениями, охраняющими российскую границу от незаконного проникновения боевиков из сопредельной Грузии, сформирована военная прокуратура Оперативной группы органов, войск и организаций Пограничной службы Российской Федерации в Чеченской Республике. В целях координации деятельности названных военных прокуратур, обеспечения надлежащего надзора и контроля со стороны аппарата военной прокуратуры СКВО в августе 2001 г. в населенном пункте Ханкала создан прокурорско-следственный участок военной прокуратуры СКВО во главе с заместителем военного прокурора округа. В связи с актуальностью расследования преступлений, совершенных военнослужащими в отношении жителей Чеченской Республики, одновременно с созданием прокурорско-следственного участка в военной прокуратуре СКВО образован специализированный следственный отдел. В целях дальнейшего совершенствования надзорного сопровождения в сентябре 2002 г. на базе ПСУ военной прокуратуры СКВО решением Генерального прокурора РФ сформирована военная прокуратура Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций в Северо-Кавказском регионе РФ, в состав которой вошли упомянутые 5 военных прокуратур на территории Чеченской Республики и 59-я военная прокуратура гарнизона.

Создание в Чечне военной прокуратуры на правах прокуратуры субъекта Федерации явилось важным шагом к укреплению законности и правопорядка в частях ОГВ(с). Уже первые месяцы ее работы позволили значительно активизировать прокурорско-следственную деятельность.

В 2002 году в рамках надзора проведено 1432 проверки, которыми выявлено 1400 нарушений законов, в том числе 738 – в сфере соблюдения социальных и правовых гарантий военнослужащих. В ходе реализации мер прокурорского реагирования восстановлены нарушенные права более 21 700 военнослужащих, гражданского персонала и других граждан, возбуждено 187 уголовных дел, привлечено к дисциплинарной и материальной ответственности, соответственно, 798 и 186 должностных лиц.

Свои полномочия военные прокуроры осуществляют в тесном взаимодействии с представителями федеральных органов власти, территориальных правоохранительных органов, военного командования и местного самоуправления. При необходимости проверки причастности к совершению преступлений военнослужащих создаются совместные следственные группы.

В целях обеспечения надлежащей организации работы военной прокуратуры ОГВ(с) 20 ноября 2002 г. заместителем Генерального прокурора Российской Федерации – Главным военным прокурором издан приказ № 301 «О совершенствовании прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при проведении контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации».

Этим приказом на военного прокурора ОГВ(с) возложена обязанность обеспечивать взаимодействие с управлением Генеральной прокуратуры РФ в Южном федеральном округе, прокурором Чеченской Республики, прокурорами городов и районов Чеченской Республики, руководством Регионального оперативного штаба по управлению контртеррористическими операциями на территории Северо-Кавказского региона РФ, штабами ОГВ(с), группировок внутренних войск МВД России при осуществлении надзора за исполнением законов, направленных на защиту прав и свобод человека и гражданина, охраняемых интересов общества и государства от преступных посягательств, при проведении поднадзорными войсками специальных операций, в том числе проверок регистрации граждан по месту жительства и по месту пребывания в населенных пунктах Чеченской Республики, а также при расследовании и раскрытии преступлений в отношении граждан – жителей Чечни.

В ноябре 2002 г. по инициативе военного прокурора ОГВ(с) в целях повышения эффективности взаимодействия с командованием группировки при осуществлении спецопераций и обеспечения надлежащего прокурорского надзора проведено координационное совещание с командованием ОГВ(с), по результатам которого приказом командующего ОГВ(с) введена в действие Инструкция о взаимодействии должностных лиц и других военнослужащих ОГВ(с) с органами военной прокуратуры во время проведения указанных спецопераций на территории Чеченской Республики при задержании граждан и разрешении сигналов о совершенных преступлениях.

Кроме того, по инициативе военной прокуратуры ОГВ(с) разработана и 21 января 2003 г. утверждена совместная Инструкция по взаимодействию правоохранительных органов на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации при расследовании особо тяжких насильственных преступлений, связанных с посягательствами на жизнь и здоровье граждан, постоянно или временно проживающих на территории Чеченской Республики.

На основе Соглашения от 26 марта 2001 г. действует совместная рабочая группа аппарата специального представителя Президента РФ по соблюдению прав и свобод человека и гражданина в Чеченской Республике и Генеральной прокуратуры РФ, созданная в целях совершенствования деятельности по обеспечению прав и свобод человека и гражданина, провозглашенных Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) и Конституцией РФ.

В 2001 – 2002 гг. регулярно проводились заседания совместной рабочей группы, в ходе которых рассматривался самый широкий круг вопросов повышения эффективности работы по обеспечению законности и правопорядка на территории Чеченской Республики.

14 марта 2003 г. специальным представителем Президента России, заместителем Генерального прокурора Российской Федерации – Главным военным прокурором и заместителем Генерального прокурора Российской Федерации в Южном федеральном округе подписано новое Соглашение, что, безусловно, явилось важным этапом в развитии уже сложившегося взаимодействия военной прокуратуры со специальным представителем Президента России и будет способствовать еще более тесному сотрудничеству военных прокуроров с аппаратом специального представителя Президента России. Речь идет о дальнейшем совершенствовании сложившегося механизма оперативного рассмотрения обращений жителей Чечни, защиты их прав и свобод.

В частности, Соглашение предусматривает взаимодействие при рассмотрении и разрешении обращений граждан по вопросам, касающимся соблюдения Конституции Российской Федерации и исполнения федеральных законов на территории Чеченской Республики, осуществление совместных выездов членов совместной рабочей группы в Чеченскую Республику с целью изучения состояния работы по исполнению законодательства, направленного на обеспечение прав и свобод граждан, и др.

Проводимые организационные мероприятия позволили обеспечить поддержание законности и правопорядка в войсках, принятие незамедлительных мер прокурорского реагирования и оперативное расследование преступлений, в том числе совершенных в отношении местных жителей, многие из которых получили широкий общественный резонанс.

Одной из приоритетных задач, стоящих перед органами военной прокуратуры на территории Чеченской Республики, является надзор за законностью деятельности федеральных войск и их должностных лиц, соблюдением ими прав и свобод местного населения, особенно при проведении специальных операций.

Неукоснительное соблюдение войсками при осуществлении спецмероприятий в рамках проведения контртеррористических операций законодательства во многом зависит от обеспечения их надзорного сопровождения. Президент РФ потребовал от руководителей федеральных силовых министерств и ведомств, чтобы ни одна такая спецоперация не проводилась без участия прокурора. На это же нацеливает и изданный Генеральным прокурором РФ в июле 2001 г. приказ № 46 «Об усилении надзора за соблюдением прав граждан при проведении проверок их регистрации по месту жительства и по месту пребывания в Чеченской Республике». В 2002 году проведено более 100 специальных операций, надзорное сопровождение которых обеспечили прокурорские работники.

Система мер, регламентируемая федеральными законами «О борьбе с терроризмом», «О прокуратуре Российской Федерации», Законом Российской Федерации «О милиции» и приказом Генерального прокурора РФ от 25 июля 2001 г. № 46, позволяет осуществлять эффективный прокурорский надзор за действиями федеральных сил в ходе подготовки и на всех стадиях проведения спецмероприятий по проверке соблюдения правил регистрации граждан, выявлению участников НВФ, пресечению незаконного оборота оружия и наркотиков.

При установлении случаев причинения вреда здоровью и личному имуществу граждан, незаконного их задержания и лишения свободы, нарушения иных конституционных прав и свобод осуществляется жесткое прокурорское реагирование, вплоть до возбуждения уголовных дел, предварительное расследование которых ведется в строгом соответствии с уголовно-процессуальным законодательством при соблюдении основополагающих принципов гласности и равенства граждан перед законом, без каких-либо ограничений прав и свобод участников процесса, обусловленных проведением контртеррористических операций.

Важными источниками получения сведений о совершении военнослужащими преступлений и иных правонарушений в отношении местного населения являются обращения граждан, информация, поступающая от общественных организаций и опубликованная в СМИ.

В частности, в 2002 году в военные прокуратуры ОГВ(с) из правозащитных и иных неправительственных организаций поступило 152 обращения (в 2001 г. – 134), которые в установленном порядке разрешены, а также 605 обращений жителей Чеченской Республики (из них 56 – непосредственно в военную прокуратуру ОГВ(с), по результатам рассмотрения которых возбуждено 10 уголовных дел.

В текущем году в органах военной прокуратуры зарегистрировано 252 обращения, из которых 217 – от местных жителей и 35 – от различных общественных организаций; 71 обращение удовлетворено, возбуждено 2 уголовных дела.

Работа органов военной прокуратуры строится на деловой, уважительной основе, с учетом национальных особенностей, традиций и обычаев, ориентирована на максимальную открытость и доступность, поэтому не только представители общественных организаций, но и жители Чеченской Республики имеют реальную возможность обратиться туда. Сотрудники военной прокуратуры еженедельно (по средам) проводят прием граждан в здании прокуратуры города Грозного. Кроме того, прием граждан осуществляется ежедневно во всех военных прокуратурах, дислоцированных в Чеченской Республике (командование воинских частей, на территории которых располагаются военные прокуратуры, дало соответствующие указания дежурным службам о пропуске и сопровождении до зданий прокуратур местных жителей).

Другим приоритетным направлением в деятельности прокуратуры, выполняющей задачи в условиях ведения войсками вооруженной борьбы с НВФ, является надзор за исполнением органами военного управления и их должностными лицами законов, направленных на обеспечение социальной защиты военнослужащих, принимающих участие в проведении контртеррористических операций на территории Чеченской Республики.

Основные усилия прокурорских работников при осуществлении надзорных мероприятий направлены на:

выявление незаконных приказов командования, не обеспечивающих максимальную безопасность военнослужащих;

создание личному составу материально-бытовых условий, максимально соответствующих уставным требованиям;

обеспечение своевременного снабжения подразделений необходимым количеством боеприпасов и продовольствия, оказания медицинской помощи, эвакуации раненых, снабжения полевых медицинских учреждений необходимым количеством медикаментов и диагностической аппаратуры;

обеспечение военнослужащих полным комплектом экипировки и исправным оружием;

надлежащее оборудование блокпостов и постов охраняемых объектов.

Кроме того, особое внимание в надзорной работе обращается на приказы командования, другие нормативные акты, предусматривающие условия и порядок применения оружия, правила поведения военнослужащих в экстремальных условиях.

Практика работы военной прокуратуры показывает, что не всегда боевые подразделения обеспечиваются в полной мере всеми положенными нормами довольствия. Пользуясь сложной обстановкой, отдельные должностные лица тыловых служб воинских частей, расхищают продукты питания, вещевое и иное имущество, списывая похищенное, в частности, на издержки военного времени и боевые потери, т.е. действуя по принципу «война все спишет».

Нередко нарушаются права военнослужащих, непосредственно участвующих в проведении контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона РФ, на выплату денежного довольствия, что негативно отражается на состоянии правопорядка в войсках, накаляет обстановку в воинских коллективах.

Распространены факты ненадлежащего учета лиц, принимавших участие в спецоперациях, несвоевременного составления и направления в финансовые ор­ганы соответствующих документов. В некоторых воинских частях нет данных о количестве военнослужа­щих, не получивших при увольнении в запас причитающиеся им денежные средства, отсутствуют их почтовые адреса, в связи с чем оформленные вклады находятся в поле­вых учреждениях Центрального банка Российской Федерации длительное время без движения. Как правило, вкладные книжки направляются получателям только после мно­гочисленных обращений в различные государственные органы.

По данным Северо-Кавказского окружного военного суда, только в 2002 году в производстве гарнизонных военных судов Северо-Кавказского региона РФ находилось 6875 жалоб, касающихся денежного довольствия. Массовые обращения по аналогичным вопросам военнослужащих, находившихся в Чеченской Республике в командировке, отмечены в военных судах, подведомственных Московскому, Восточно-Сибирскому, Западно-Сибирскому, Ленинградскому, Приволжскому окружным военным судам, а также военному суду Северного флота.

Основным проблемным вопросом остается погашение задолженности за прошлые годы по выплатам вознаграждения за участие в контртеррористических операциях (так называемых боевых денег), денежного довольствия (окладов денежного содержания в двойном размере) и полевых (суточных) денег военнослужащим, проходящим (проходившим) службу на территории Чеченской Республики и в зоне, к ней прилегающей, на основании судебных решений о взыскании названных выплат. Задолженность по выплатам только денежного довольствия военнослужащим за участие в контртеррористических операциях на территории Чеченской Республики составляет сотни миллионов рублей. Для исполнения судебных решений Главное финансово-экономическое управление (ГлавФЭУ) Минобороны России вынуждено в ущерб обеспечению деятельности Вооруженных Сил РФ направлять на указанные цели средства текущего финансирования.

В целях обеспечения законности и обоснованности в предоставлении гарантий и компенсаций военнослужащим и лицам гражданского персонала, выполняющим задачи на территории Северо-Кавказского региона РФ, а также исключения случаев нарушения порядка исполнения судебных решений Главной военной прокуратурой совместно с Минобороны России и Военной коллегией Верховного Суда РФ проведена необходимая работа.

В 2002 году Главной военной прокуратурой направлены в адрес начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации – первого заместителя Министра обороны Российской Федерации представления об устранении нарушений законности в вопросах доведения до военнослужащих, принимающих участие в проведении контртеррористических операций на Северном Кавказе, положенных норм денежного довольствия, которые рассмотрены в установленном порядке и по ним приняты конкретные меры.

Кроме того, Министр обороны РФ 29 июля 2002 г. издал приказ № 287 «Об организации работы по исполнению решений судебных органов о взыскании средств со счетов Министерства обороны Российской Федерации», которым определены меры по улучшению взаимодействия органов военного управления, направленные на исполнение судебных решений в установленные законодательством сроки, а также по созданию в составе ГлавФЭУ Минобороны России по временному штату отдела финансирования расходов по решениям судебных органов.

В настоящее время в профильных федеральных министерствах и ведомствах на стадии изучения и согласования находятся подготовленные при участии Главной военной прокуратуры проекты постановления Правительства Российской Федерации и приказа руководителя Регионального оперативного штаба по управлению контртеррористическими операциями на территории Северо-Кавказского региона РФ, в которых более полно и четко регламентированы вопросы предоставления льгот, гарантий и компенсаций военнослужащим, выполняющим задачи по обеспечению здесь порядка и общественной безопасности.

О проблемах, связанных с реализацией предусмотренных законодательством льгот, гарантий и компенсаций военнослужащим, в первую очередь в части, касающейся дополнительных денежных выплат за участие в пресечении деятельности террористических организаций на территории Чеченской Республики, Генеральный прокурор РФ проинформировал Президента России.

Надзорная деятельность органов военной прокуратуры по обеспечению прав, свобод и законных интересов жителей Чеченской Республики и военнослужащих, участвующих в контртеррористических операциях, находится на постоянном контроле и в центре внимания Главной военной прокуратуры. Она будет и впредь осуществляться в соответствии с предъявляемыми к ней требованиями, в рамках строгого соблюдения законности.

И.Ф. Демидов,

ведущий научный сотрудник

Института государства и права РАН,

доктор юридических наук, профессор

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.32.213 (0.025 с.)