Судопроизводстве – приоритетная задача прокурора 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Судопроизводстве – приоритетная задача прокурора



 

Мировая история зарождения и становления органов прокуратуры в различных странах, в том числе в России, связана с производством по уголовным делам. Степень участия прокурора в этом производстве зависит от исторических условий, существующих в той или иной стране. Это геополитическое положение, национальные особенности, уровень экономического развития, развитость правовых институтов, преобладание тех или иных правовых школ, менталитет народа и др. В последнее время во всех государствах большое внимание уделяется укреплению законности при производстве по уголовным делам. И это понятно, потому что в данной сфере наиболее сильно ограничиваются жизненно важные права и свободы граждан: неприкосновенность личности, жилища, свобода передвижения, честь и достоинство и т.д.

В нашей стране придается особое значение установлению режима законности при возбуждении, расследовании и рассмотрении уголовных дел. Переход от одного типа общественно-государственного устройства к другому объективно, как доказано историей, вызывает всплеск преступности, нестабильность в работе государственного аппарата. К сожалению, в уголовном судопроизводстве допускается еще немало нарушений уголовно-процессуального законодательства. Правильно отмечается, что нарушения прав человека государственными органами и должностными лицами, ответственными за производство по уголовному делу, не только многочисленны, но и перманентны. Данное обстоятельство можно объяснить укоренившимися в практике правоохранительных органов стилем и методами, свойственными недавнему прошлому, проявляющимися и сегодня, в частности, в игнорировании прав и интересов личности как не имеющих приоритетного значения. К сожалению, для менталитета значительной части российского общества характерна неразвитость представлений о правах человека как социальной ценности высшего порядка[51].

Законность – общеправовой принцип. Ученые правоведы предлагают различные трактовки его содержания, основных черт, требований и т.д., однако суть этого принципа отражена в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы». Этот принцип, преломляясь в отдельных отраслях права, наполняется специфическим содержанием и свойствами. В уголовном процессе законность означает обязанность суда, прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя применять предписания Уголовно-процессуального кодекса РФ и не применять иные федеральные законы и нормативные правовые акты, противоречащие Кодексу. Нарушения данными субъектами норм УПК РФ влечет за собой, в частности, признание доказательств недопустимыми. Определения суда, постановления судьи, прокурора, следователя, дознавателя должны быть законными, обоснованными и мотивированными (ст. 7 УПК РФ).

В соответствии с определением законности, данным в Конституции РФ, предписания уголовно-процессуального законодательства обязаны соблюдать не только названные участники, но и все иные субъекты уголовного процесса.

Эффективное действие принципа законности должно обеспечиваться соответствующими гарантиями. В теории государства и права их принято делить на общие, в том числе экономические и политические, и специальные, в числе которых выделяют юридические и организационные.

Участие прокурора в уголовном процессе относится к специальным средствам обеспечения законности в сфере борьбы с правонарушениями и преступлениями. Перед прокурором поставлена задача осуществления надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия (п. 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре РФ» и ч. 1 ст. 37 УПК РФ). Кроме того, Закон о прокуратуре устанавливает, что данный надзор осуществляется в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности (п. 2 ст. 1).

На досудебных стадиях уголовного судопроизводства законодатель, кроме прокурорского надзора, предусмотрел и другие виды контроля за исполнением законов при производстве следствия и дознания: контроль со стороны начальника следственного отдела; контроль со стороны начальника органа дознания и начальника отдела дознания; судебный контроль; контроль со стороны иных субъектов уголовного процесса. Возникает вопрос, так ли необходим прокурорский надзор при наличии иных видов контроля? Контроль со стороны руководителей следственного аппарата и органов дознания носит ведомственно-процессуальный характер (ст. 39, 41 УПК РФ). Давно доказано, что ведомственный контроль менее эффективен, чем вневедомственный. Защищая ведомственные интересы, руководители могут скрывать допускаемые нарушения закона. Судебный контроль по интенсивности, оперативности, формам реагирования также не может конкурировать с прокурорским надзором. Суд осуществляет контроль только в форме рассмотрения жалоб на действия следователя, дознавателя, органов дознания, прокурора и в виде дачи разрешений на производство отдельных следственных и иных процессуальных действий.

Контроль, осуществляемый иными субъектами уголовного процесса (потерпевшим, подозреваемым, обвиняемым, защитником и т.д.), носит диспозитивный характер. Кроме того, данные субъекты не имеют права на беспрепятственный доступ ко всем материалам дела в ходе предварительного расследования. Формами их реагирования на допущенные нарушения закона могут быть заявления, возражения, принесение жалоб на неправомерные действия дознавателя, следователя, органа дознания прокурору или в суд.

Прокурор осуществляет надзор в следующих формах: проверка исполнения требований закона органами следствия и дознания при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях; дача согласия на возбуждение уголовного дела; проверка материалов уголовного дела; заслушивание сообщений, докладов следователей и дознавателей о ходе расследования; дача санкций на выемку предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и на запрет уведомления о факте задержания подозреваемого; дача согласия на возбуждение перед судом ходатайства о производстве следственных и иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения; продление срока предварительного расследования; рассмотрение жалоб на действия следователя, дознавателя, органа дознания; дача согласия на прекращение уголовного дела по отдельным основаниям; утверждение обвинительного заключения и обвинительного акта.

Представляется, что прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия наиболее эффективен по сравнению с другими видами контроля. Что касается судебных стадий, то здесь роль прокурора в укреплении законности проявляется в иных формах. Выступая в суде в качестве представителя государства, прокурор защищает его интересы и интересы конкретных физических и юридических лиц, которым был причинен вред преступлением, а также обеспечивает соблюдение прав и законных интересов других участников уголовного судопроизводства. Деятельность прокурора по уголовному преследованию лиц, совершивших преступление, начатая им на досудебных стадиях и продолжаемая в суде, направлена на обеспечение законности в государстве. Прокурор не осуществляет надзор за деятельностью суда. Выступая в качестве стороны обвинения в состязании с представителями стороны защиты, он содействует суду в установлении обстоятельств уголовного дела и принятии законного и обоснованного решения по делу. Тем более, что в соответствии с УПК РФ участие прокурора по всем делам публичного и частно-публичного обвинения обязательно. Наделение прокурора правом вносить представления на незаконные, необоснованные и несправедливые, на его взгляд, определения, постановления и приговоры суда – также эффективная форма обеспечения законности в уголовном судопроизводстве. Участие прокурора в рассмотрении вышестоящими судебными инстанциями представлений и жалоб на решения по уголовным делам нижестоящих судов способствует решению этой задачи.

 

 

Ю.Г. Торбин,

ученый секретарь

НИИ Генеральной прокуратуры РФ,

кандидат юридических наук, доцент

 

Защита прав личности



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 184.72.135.210 (0.007 с.)