Теория – иерархическая модель потребностей Маслоу
потребность
в самовыражении
потребность в уважении
социальные потребности
потребности безопасности и защищенности
физиологические потребности
Рис. 4.49
Ограничения теории Маслоу
вторичные
потребности
первичные
потребности
Относительность
Дифференциации
Уровней потребностей
Удовлетворение
Потребностей нижнего
Уровня не приводит
К мотивации высшего
Отсутствие учета
Индивидуальных
Приоритетов
Рис. 4.50
74
Теория – иерархическая модель потребностей Мак-Клелланда
(поведенческие потребности)
причастность к коллективу
и потребности в общественной
поддержке
только вторичные
потребности
социальные
потребности
потребность успеха
потребность власти
довести работу до успешного
завершения
возможность
воздействовать
на других
Рис. 4.51
Двухфакторная теория Герцберга
поведенческие
Факторы гигиены
факторы
Факторы мотивации
политика
организации
условия
работы
заработок
успех
в работе
карьера
и выс. степень
ответств-ти
общественное
одобрение
труда
межлично-
стные
отношения
вторичны по приоритету
степень
контроля
за работой
в управлении
творческий
рост
первичны по приоритету
профессио-
нальный
и деловой рост
в управлении
факторы внутренней среды организации
условно «физиологические» потребности
по Маслоу
факторы работы – характер и сущность
аналог вторичных потребностей
по Маслоу
Рис. 4.52
Рассмотрим процессуальные теории мотивации.
Объект анализа процессуальных теорий мотивации – результаты
распределения усилий (процесс распределения усилий – процесс распреде-
ления мотивационных ресурсов) для достижений конкретных целей и вы-
бора конкретного вида поведения.
Определение. Поведение личности определяется не только потреб-
ностями, но является также функцией ее восприятия и ожидания, связан-
75
ных с данной ситуацией, и возможными последствиями выбранного типа
поведения.
Ожидание – оценка личностью вероятности определенного события.
Теория ожиданий
Поведенческие факторы
практические рекомендации
управление поведением сотрудников
соотношение
затрат труда
и результатов
(З) – (Р)
соотношение
результатов
и вознаграж-
дения
(Р) – (В)
соотношение
вознаграждения
и удовлетворен-
ности вознаграж-
дением – цен-
ностью возна-
граждения –
валентностью
обеспечить соответствие между
индивидуальными потребностями
и вознаграждением
обеспечить соответствие между
вознаграждением и достигнутыми
результатами
модель мотивации В. Врума
Мотивация – (З – Р) × (Р – В) × валентность
«высокая планка» результативности
с внушением уверенности
в ее достижении при определенных
условиях
Рис. 4.53
Теория справедливости
|