ТОП 10:

Семинарское занятие на тему: Философия Средневековья



1. Основная характеристика средневековой философии в сопоставлении с античной. Определение схоластики.

2. Раннехристианская философия: Августин и его произведение “О граде Божьем”. Учение о трансценденции.

3. Аристотелизм Фомы Аквинского. Обоснование принципов христианской теологии.

4. Спор об “универсалиях”: реализм и номинализм. Пьер Абеляр.

5. Средневековая мистика. Майстер Экхарт.

Литература для самостоятельного чтения:

Абеляр П. Тео-Логические трактаты. М., 1995.

Августин. Исповедь.// Абеляр П. История моих бедствий. М., 1991.

Антология мировой философии; В 4-х т. М.: Мысль, 1969. Т.1. Ч.2. С.581-605, 787-907.

Ансельм Кентерберийский. Сочинения (приложение Петр Дамиани). М., 1995.

Блаженный Августин. О Граде Божием// Творения. В 4-х т. Т. 3, 4. СПб., К., 1998.

Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1996.

Боэций. “Утешение философией” и другие трактаты. М., 1990.

Введение в философию. Ч. 1., Гл. 2, 3. М., 1989.

Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Т. 3. СПб., 1994.

Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990.

Дионисий Ареопагит. Ареопагитики// Мистическое богословие. Киев. 1991.

История философии в кратком изложении: Пер. с греч. М., 1994. С.196-287.

Краткий очерк истории философии. М., 1969. Гл. IV. Разд. II.

Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1979.

Майстер Экхарт. Духовные проповеди и рассуждения. М., 1991.

Мир философии: Книга для чтения. - М., 1991. Т.1. С.14, 15, 193-196, 483-485, 612-615; Т.2. С.375-377.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия. Кн. 2. СПб, 1994.

Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С.742-743.

Таранов П.С. Мудрость трех тысячелетий. М., 1997.

Тертуллиан. Избранные сочинения. М., 1994.

Уколова В.И. Античное наследие и культура средневековья. М., 1989.

Христианство. Энциклопедический словарь. М., 1994.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.

Фома Аквинский. Сумма теологии I-II. О благе и зле применительно человеческим действиям вообще// Вопросы философии. 1997. №9.

Темы рефератов:

1. Становление христианской традиции. Античность и раннее христианство.

2. Божественное и человеческое в личности Христа.

3. Учение о человеке в христианской философии.

4. Неоплатонизм и аристотелизм в византийской философии.

5. Неортодоксальное богословие Средних веков: Сигер Брабантский, Роджер Бекон.

6. Арабская средневековая философия.

7. Средневековая картина мира.

8. Историософия Иоахима Флорского.

9. Проблема веры и разума в средневековой философии.

10. Средневековые университеты.

Тексты для анализа:

Персонификация Бога.

“В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В нем была жизнь и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяло его ...

Закон (“Ветхий Завет”.) дан через Моисея; благодать же и истина произошли через Иисуса Христа. Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, он явился...

Видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы он явлен был Израилю. И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего не Нем. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий”.

(Библия. Евангелие от Иоанна. 1. 1-5; 17-18; 29-34.)

“Смотрите, братия, чтобы кто не увлек Вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно”.

(Библия. Послание к Колоссянам Святого апостола Павла. 2, 8-9.)

“Бог для христианина есть нечто принципиально иное, нежели холодное, имперсональное и совершенно запредельное Единое неоплатоников. Бог явлен человеку в ипостаси Христа-Спасителя, и упование на него превыше всякого мудрствования”.

(Столяров А.А. Августин. Жизнь. Учение. // Аврелий Августин. Исповедь. М., С.34-35. (Примечание 31).)

1. В чем отличие Бога “Ветхого Завета”, о котором идет речь в “Пятикнижии” Моисея, от Бога-Сына - Иисуса Христа, о котором повествуется в “Новом Завете”?

2. Как изменяется идея Духа, персонифицирующаяся в ипостаси Христа?

3. Что дает верующим представление о телесном Боге, пребывающем среди людей?







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.238.189.171 (0.004 с.)