ТОП 10:

Бытие человека в мире - главный предмет философии



“Бытие - подлинная и единственная тема философии. Это не наше изобретение, ибо такая формулировка темы возникла в начале философии во время античности и в грандиозной форме отражается в гегелевской логике. Теперь мы утверждаем, что бытие подлинная и единственная тема философии. В негативной форме это означает: философия - наука не о сущем, а о бытии, или в греческом варианте - “онтология””.

М. Хайдеггер (1889-1976) - немецкий философ, экзистенциалист. (Heidegger М. Die Grundprobleme der Phanomenologie. Gesammtausgabe. Frankfurt a. М., 1975. Bd. 24. S.15.)

“Философия - последнее выговаривание и последний спор человека, захватывающие его целиком и постоянно. Но что такое человек, что он философствует в недрах своего существа и что такое это философствование? Что мы такое при нем? Куда мы стремимся? Не случайно ли мы забрели однажды во Вселенную? Новалис говорит в одном фрагменте: “Философия есть, собственно, ностальгия, тяга повсюду быть дома”. Удивительная дефиниция, романтическая, естественно...

...Спросим: в чем тут дело - философия ностальгия? Новалис сам поясняет: “тяга повсюду быть дома”... Повсюду быть дома - что это значит? Не только здесь и там, и не просто на каждом месте, на всех подряд, но быть дома повсюду значит: всегда и, главное, в целом. Это “в целом” и его целое мы называем миром. Мы существуем , и пока мы существуем , мы всегда ожидаем чего-то. Нас всегда зовёт нечто, как целое. Это целое есть мир ...

... Это стремление быть дома повсюду , т. к. экзистировать в совокупности целом сущего , есть не что иное , как потребность задаться своеобразным вопросом , что значит это “в целом”, именуемое нашим миром”.

(Heideqqer M. Die Grundbeqriffe der MetaphVsik. Gesammtausqabe. Frankfurt a. M., 1983. Bd.29/30. S.7-8, 11-12.)

1. Что означает для Хайдеггера бытие?

2. Случайно ли присутствие человека в мире?

3. Что является предметом философии: бытие само по себе как мир, целое или существование человека в мире?

4. Что означает для человека быть повсюду дома? Как из такой трактовки бытия вытекает понимание Хайдеггером философии?

Сущность и существование

“Существует две разновидности экзистенциалистов: во-первых, это христианские экзистенциалисты... и, во-вторых, экзистенциалисты-атеисты... Тех и других объединяет лишь убеждение в том, что существование предшествует сущности, или, если хотите, что нужно исходить из субъекта....

В XVIII веке атеизм философов ликвидировал понятие Бога (из которого выводилась первичность сущности всего сотворенного. - А.В.), но не идею о том, что сущность предшествует существованию. Эту идею мы встречаем повсюду; у Дидро, Вольтера и даже у Канта. Человек обладает некой человеческой природой... Здесь сущность человека предшествует его историческому существованию, которое мы находили в природе...

...Если даже Бога нет, то есть, по крайней мере, одно бытие, у которого существование предшествует сущности, бытие, которое существует прежде, чем его можно определить каким-нибудь понятием, и этим бытием является человек. Что это означает, “существование предшествует сущности”? Это означает, что человек сначала существует, встречается, появляется в мире и только потом он определяется.

Для экзистенциалистов человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам”.

Ж.-П. Сартр (1905-1980) - французский писатель, философ-экзистенциалист. (Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм// Сумерки богов. М., 1989. С.321, 322, 232.)

1. Каков смысл выражения: “сущность предшествует существованию”?

2. Каков экзистенциальный смысл тезиса - существование человека предшествует его сущности?

3. В чем правота и в чем ошибочность утверждения Ж.-П. Сартра?

Трагедия земного бытия

“Платон (устами своего несравненного учителя Сократа) возвестил миру: “Нет большего счастья для человека, как сделаться мисологом, то есть ненавистником разума... “

Если бы нужно было в нескольких словах сформулировать самые заветные мысли Кьеркегора, пришлось бы сказать: самое большое несчастье человека - это безусловное доверие к разуму и разумному мышлению... Во всех своих произведениях он на тысячи ладов повторяет: задача философии в том, чтобы вырваться из власти разумного мышления и найти в себе смелость “искать истину в том, что все привыкли считать парадоксом и абсурдом””.

Л.Шестов (1866-1938) - русский философ-экзистенциалист. (Шестов Л. Умозрение и откровение. Париж, 1966. С.238, 239.)

“Задолго до Сократа греческая мысль в лице великих философов и поэтов со страхом и тревогой вглядывалась в зловещее непостоянство скоропреходящего и мучительного нашего существования. Гераклит учит, что все приходит и ничего не остается. Трагики с напряжением, равным которому мы не встречаем в мировой литературе, рисовали потрясающую картину ужасов земного бытия”.

(Шестов Л. Кьеркегор и экзистенциальная философия. Париж, 1935. С.90.)

1. В чем видит Шестов противоположность философской традиции сциентизма и антисциентистской концепции Кьеркегора?

2. Что в экзистенциализме обозначается терминами “парадокс” и “абсурд”?

3. Какие корни экзистенциализма усматривает Шестов в античной философии?

4. Является ли разум действительно “самым большим несчастьем человека”?

 


Часть II.
Основные проблемы философии

 


Глава I.
Онтология

 

Бытие

 

Проблема бытия - одна из вечных и основополагающих, вокруг которой велись горячие споры философов различных направлений. Понятие "бытие" лежит в основании философии и является исходным для систематических философских размышлений. В чем же смысл проблемы бытия? Можно выделить несколько аспектов.

У русского поэта Ивана Бунина есть стихотворение, в котором в поэтической форме выражен один из аспектов этой проблемы:

Настанет день - исчезну я,

А в этой комнате пустой

Всё то же будет: стол, скамья

Да образ, древний и простой...

И так же будет неба дно

Смотреть в открытое окно,

И море ровной синевой

Манить в простор пустынный свой.

Это не единственный пример в русской поэзии, где отразилось понимание и переживание драматической напряженности существования человека. С одной стороны, очевидна конечность, преходящесть жизни каждого конкретного человека ("минутного человека", как писал Константин Батюшков), каждой конкретной вещи, предмета, исторического события, явления природы, а с другой вечность, непреходящесть жизни природы в целом. Отдельный человек, отдельная вещь, событие обладают жизнью, существованием "здесь" и "теперь", в конкретном месте и в определенное время, "знают" рождение и смерть, а природа, мир в целом пребывает, существует всегда и везде, "не ведает" момента возникновения и мига гибели.

Осознание этого различия, стремление понять его приводили к формированию проблемы бытия. Конкретным явлениям и событиям, несмотря на то, что они возникают, существуют и исчезают, присуще единство, прежде всего в том, что они были, есть или будут, а о мире и целостности можно сказать, что он всегда был и есть, и будет. Это вызывало новые вопросы: имеет ли мир в целом начало, будет ли у него конец, существуют ли границы этого мира и если "да", то что за этими границами?

Своеобразное решение этих и схожих вопросов, например, дает библейская философия. Начинается Библия с рассказа о том, как появился, как возник мир, т.е. речь идет о прекращении бытия.

Но Библия не только говорит о конечности предметного, вещного мира, но и о вечности иного мира. Ведь судный день это не просто гибель мира, в котором жило и живет человечество, но переход в иное бытие, в небесный мир, который существует вечно и не знает начала и конца.

В истории философии можно найти и другие варианты решения подобных вопросов, но все они будут решением проблемы бытия - противоречивого единства непреходящего существования природы как целого и конечности существования конкретных вещей, состояний природы, общественных явлений.

Таков один аспект проблемы бытия, другой заключается в следующем. Обыденный, каждодневный опыт человека убеждает его в том, что мир, его окружающий, многолик, разнообразен и многоцветен.

Вечное, постоянное звездное небо и нежный цветок, радующий глаз лишь несколько дней; мертвый камень и легкая ласточка; быт русского человека и традиции бушмена Центральной Африки - всё так различно, своеобразно. Но как бы ни отличались отдельные вещи и люди друг от друга, они в чем-то существенном схожи, едины. Что же объединяет все эти столь различные явления? Прежде всего то, что все они существуют, наличествуют, имеют место, обладают бытием. Категория "бытие" и описывает представление о существовании вообще, о сущем вообще. Бытие есть всё то, что существует, это есть реально сущее.

Мысль о том, что мир един, несмотря на видимое многообразие, что он есть некоторая целостность, обладающая существованием, выделяет и такой момент бытия: различные по формам существования отдельные предметы образуют единство и целостность бесконечного, непреходящего мира, объективную реальность.

Мир вообще, как совокупность различных предметов, - объективная реальность - предстает человеку и его сознанию, которое есть отражение действительности. "Сознание (dal Bewudtsein) никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием (dal bewubte sein), а бытие людей есть реальный процесс их жизни", - отмечал Карл Маркс. Здесь важны несколько моментов.

Во-первых, идея о том, что сознание человека есть постижение предстоящего ему предметного мира ("осознанное бытие"), а во-вторых, утверждение, что сознание есть своеобразное, "осознанное" бытие, т.е. сознание есть такая же реальность, такое же существование, как и мир природы. Бытие, таким образом, представляет собою совокупность объективной реальности и субъективной реальности. В своей деятельности человек принужден учитывать эту совокупность реальностей, т.е. бытие как таковое. В-третьих, самая жизнь людей, реальный процесс их деятельности так же представляет собою форму бытия - социального бытия. Категория "бытие" описывает всю реальность, всё, что существует: материальные вещи, как природные, естественные, так и созданные человеком, так называемая "вторая природа", процессы социальной жизни, связи и отношения, богатство деятельности сознания - фантазии, художественные образы, научные идеи, религиозные представления. Категория "бытие" есть выражение общего представления о существовании, о сущем вообще - материальном и духовном.

Вырабатывая понятие "бытие", человеческое сознание двигалось от непосредственно данного к абстрагированию, к отвлечению от качественной определенности конкретных вещей, их свойств и признаков к предельной форме обобщения, к абстракции. Отвлекаясь от различий между природой и человеком, материальным и духовным, сознание искало общее между ними, предельно общую всеохватывающую, глубинную связь, результатом чего и явилась категория бытия.

Итак, бытие - философская категория, обозначающая, прежде всего, существование, бытие в мире, данное бытие (например, в предположении "Я есть"). При этом, в частности, необходимо проводить особое различие между реальным и идеальным бытием. Реальное бытие часто называют существованием, идеальное - сущностью. Реальное бытие - то, что сообщает вещам, процессам, личностям, действиям и т.д. их реальность; оно имеет пространственно-временной характер; оно индивидуально, неповторимо.

Идеальное бытие (в смысле идеи) лишено временного, действительного, опытного характера, ему не свойственно быть фактом; оно является строго неизменным (застывшим), существующим вечно. Идеальным бытием в этом смысле обладают ценности, идеи, математические и логические понятия. Платон видит в нем истинное, собственно "реальное" бытие.

От бытия во всеобщем смысле (наличное бытие) отличают определенное бытие. В противовес многообразию всего изменяющегося, находящегося в становлении, бытием называют постоянное, пребывающее, тождественное во всем. В противоположность "видимости", которая часто понимается как "производное" от бытия, бытие считается истинным.

Согласно элеатам, никакого становления нет, есть только бытие, неизменное, непреходящее, единое, вечное, неподвижное, постоянное, неделимое, тождественное самому себе. Для Гераклита, напротив, не существует никакого застывшего бытия, а есть только постоянно изменяющееся становление. Для метафизиков "истинное" бытие заключено в трансцендентном, в вещи в себе. Бытием, наконец, называют совокупность всего сущего, мир в целом. В этом случае бытие является: 1) или всеобъемлющим понятием, т.е. наиболее широким по своему объему (так как оно охватывает любое отдельное бытие), но по своему содержанию беднейшим, поскольку оно не обладает никаким другим признаком, кроме признака "существования", 2) или совершенно противоположным понятием; в этом случае оно простирается только на одну вещь, всеединство, и его содержание поэтому бесконечно; оно обладает всеми признаками, которые только возможны.

В теологическом мышлении Бог является вечным творцом этого бытия, в метафизически-идеалистическом мышлении бытием является дух, в материалистическом - материя, в энергетическом - энергия.

Приведем примеры понимания бытия в разных философских учениях. Основатель рационалистической культуры Запада Рене Декарт воспроизводил в своей философии мировоззренческую установку, согласно которой человек, его сознание, его потребности, его жизнь стали восприниматься как единственное несомненное и подлинное бытие. Иммануил Кант говорит о бытии, зависимом от познания. Философия жизни утверждает, что бытие - это жизнь и потребности ее возрастания. Философская антропология рассматривает бытие как способность человека выходить за свои собственные пределы и тем обосновывать все сущее. Марксистская философия отождествляет бытие с природой, утверждая, что бытие "вообще есть открытый вопрос, начиная с той границы, где прекращается наше поле зрения" (Энгельс). Бытие есть только то, что может быть определено (определить - положить предел, ограничить какими-то границами) научным, рациональным знанием и практикой. Оно есть объективный мир (природа и общество), данный человеку в его предметно-практической деятельности.

Согласно современной онтологии, бытие - это идентичное во всем многообразии сущего. В другом понимании бытие (согласно формуле Аристотеля: to on ha on) и есть "сущее, поскольку оно является сущим", или сущее как таковое в его характеристике как сущего, следовательно, до его расчленения на отдельные вещи или предметы. Различают два способа бытия -реальность и идеальность, а в них три вида (модуса) бытия - возможность, действительность, необходимость.

Возможность - направление развития, которое присутствует в каждом жизненном явлении. С одной стороны, возможность выступает в качестве предстоящего (экзистенциал), раскрывающего содержание, с другой - как объясняющее, т.е. как категория. Изучение бытия основывается преимущественно на изучении возможностей.

Действительность - в метафизическом смысле бытие того сущего, к которому приложим предикат "действительный", то есть действительное бытие сущего. В философской терминологии действительность противопоставляется как чисто кажущемуся, мнимому, так и просто возможному. Если при этом хотят подчеркнуть противоположность ее кажимости, то употребляют также слово "реальность", если же противоположность возможности, то употребляют также и понятие "наличное бытие", "существование".

Необходимость - философская категория, выражающая объективные связи материального мира; то, что благодаря присоединению дальнейших определенностей бытия понуждается к переходу из области возможного в сферу наличного бытия. Так, например, сущее в себе еще не является необходимым, но содержит полноту возможностей; благодаря присоединению определенностей (категорий бытия и познания) "живое" - организм - переходит из сферы сущего в сферу наличного бытия и здесь одновременно является необходимым. Необходимость и возможность представляют собой звенья одной цепи, так что необходимость одной вещи есть одновременно возможность по крайней мере для некоторой иной вещи. Необходимость относится к возможности так же, как определенное бытие - к наличному бытию. Реально или физически необходимым считается такое явление, которое неизбежно должно наступить, если имеются в наличии определенные условия, или должно произойти, если последует нечто.

Говорят так же и о "слоях бытия", то есть понимании действительности как порядке "слоев бытия". Аристотель различал 5 "слоев": низшая - материя, высшая - дух; между ними расположены вещи, живые существа и душа. В этой и аналогичной формах онтологическое учение о слоях существует вплоть до наших дней. Слои бытия характеризуются тем, что низшие, более сильные слои являются носителями высших, но, несмотря на это, высшие слои остаются свободными и обнаруживают по сравнению с низшими новые свойства (образ всадника и лошади). "Всякий слой бытия имеет свой собственный категориальный комплекс, и каждому из этих комплексов присущ свойственный им, детерминационный тип. И подобно тому, как категории любого низшего слоя видоизменяются в высшем и возвращаются в специфически новом качестве усиленными, так и низшие детерминационные типы видоизменяются и усиливаются в высших" (Н.Гартман).

Так, например, слой неорганического сильнее органического, оказывает большее воздействие и является более долговечным, однако, органическое, особенно благодаря новой категории живого, свободно по отношению к неорганическому. Растение для своего питания избирает вещества из почвы, направляет воду по корням, поворачивает цветок к солнцу. Нравственная свобода человека может рассматриваться как специфический вид этой "категориальной" свободы, которой обладает всякий высший слой по отношению к низшему, в данном случае слой духовного по сравнению со слоем душевного.

"Бытие - это последнее, о чем еще допустимо спрашивать. Но последнее никогда не может быть определено. Определять можно, только используя в качестве основы что-то другое, что находится позади искомого. Однако последнее таково, что за ним уже ничего не стоит" (Hartmann N. Zur Grundlegung der Ontologie. 1941).

Противоположностью бытия (нечто) является небытие (ничто). Гегель начинал построение своей философской системы с категории чистого бытия - ничто - бытия, лишенного всякой конкретности, определенности. "Если, - писал он, - рассматривая весь мир, мы говорим: всё есть - и не говорим ничего больше, то мы опускаем всё определенное и имеем, следовательно, вместо абсолютной полноты абсолютную пустоту". Гегель, величайший диалектик, постулировал тождество бытия и небытия, нечто и ничто, внутренняя напряженность которых приводила к процессу перехода ничто в нечто и наоборот. Переход в небытие представляет собою уничтожение определений формы бытия и становление новой. Факт уничтожения бытия конкретной формы не означает уничтожение бытия как такового, оно представляет собою постоянный переход одних форм бытия в другие.

Согласно Хайдеггеру, бытие возникает из отрицательности ничто, в то время как ничто позволяет сущему "погружаться", благодаря этому раскрывается бытие. Для того чтобы раскрыться, бытие нуждается в том сущем, которое называется существованием. Бытие - "просека", которая открывает тайну сущего, делает его понятным. В этой функции раскрытия тайны и состоит, согласно Хайдеггеру, "смысл бытия". Подобный смысл может проявляться только в "наличности" человеческого существования благодаря настроениям. Смысл же существования заключается в том, чтобы позволить обнаружить бытие как "просеку" всего сущего.

У Сартра бытие является чистым, логическим тождеством с самим собой; по отношению к человеку это тождество выступает как бытие-в-себе, как подавленная, отвратительная умеренность и самодовольство. В качестве существования бытие теряет значительность, и переносить его можно лишь благодаря тому, что оно включает в себя ничто. "Человеческое бытие, бытие-для-себя есть страдающее бытие, в бытии образовалась трещина, в которую незаметно прокралось ничто. Поэтому появление человеческого существования означает, что... бытие ставится под сомнение, и, следовательно, торжествует ничто". (Munier E. Einfuhrung in die Existenzphiiosophien).

В ХХ в. Европа окончательно отказалась от античных традиций в понимании бытия. Если в классической философии, опирающейся на парменидовское понимание бытия, акт непрерывного трансцендирования (ритуального, интеллектуального и т.д.) признавался в качестве важнейшего момента существования человека, ибо он был гарантом существования идеалов, иерархии ценностей, вертикали "высшее - низшее", то в философии постмодерна человеку рекомендовано не строить иллюзии по поводу обретения новых ценностей, а просто воспринимать жизнь как она есть, без попыток диктовать какой ей быть. Мир повседневности и обыденности превращается в главную ценность и главную тему философских размышлений. В этом мире господствуют сиюминутные интересы конечных эмпирических индивидов, каждый из которых считает себя законодателем своих этических, эстетических, политических и иных устремлений.

Философия больше не работает с категориями сущность, закон, причина и др., с помощью которых воспроизводился устойчивый порядок бытия, его определенность; главной характеристикой общества и природы объявляется неопределенность. Возникло целое научное направление - синергетика, которое исходит из признания в качестве принципа самодвижения материи возникновение порядка из беспорядка, хаоса. Ученые А.М.Жаботинский, Б.П.Белоусов, а также их последователи - бельгийская школа во главе с И.Пригожиным, разрабатывают новую, нетрадиционную концепцию самоорганизации природы как процесса взаимодействия противоречивых тенденций: неустойчивости - устойчивости, дезорганизации - организации, беспорядка - порядка. Однозначно предсказать результат такого взаимодействия невозможно: в ситуациях неопределенности в силу вступает вероятность, как мера превращения возможности в действительность.

Итак, рассмотренное нами изменение отношения к бытию связано с глубинными мировоззренческими изменениями, которые философия осмысливает, каждый раз заново перетолковывая тему бытия на своем языке и своими специфическими средствами.

А бытие в целом представляет собою единство различных форм бытия. Можно выделить такие основные формы бытия:

1. Бытие природных вещей, тел, процессов, явлений, бытие вещей и процессов, созданных человеком.

2. Бытие человека, совокупность его жизнедеятельности, богатство общения, осознания жизни.

3. Бытие духовных процессов, как индивидуальное, так неиндивидуальное.

 

Учение о материи

 

Философская мысль, определяя бытие как целостность сущего, сформировала идею единства всего существующего. А это породило идею об общей основе различных форм бытия, для обозначения которой была выработана категория субстанции (от лат. substantia - то, что лежит в основе). Субстанция обозначает внутреннее единство многообразия вещей, событий, явлений, процессов, посредством которых и через которые она и существует.

В истории философии сложились различные традиции, сводящие единство мира к одной или двум субстанциям. Традиция, выводившая единство мира из одной субстанции, получила название монизма. При этом сама субстанция, ее качество, понималось неодинаково. Одни усматривали субстанцию в материи, другие в духе, т.е. выделяют материалистический монизм (Гераклит, Спиноза, материализм) и идеалистический монизм (Платон, Гегель).

Другая традиция - дуалистическая - полагает началом начал две субстанции - материальную и идеальную (Декарт), одна из которых определяет телесно - предметный мир, другая - мир духовный.

Но для тех и для других оказывается, что предельно общими понятиями выступает материя и дух. Категория материи одна из древнейших и центральных для истории философии, а для материалистическо-диалектического направления и важнейшей, исходной. Классическим определением для этой разновидности философского мышления является определение В.И.Ленина, данное им в книге "Материализм и эмпириокритицизм": "Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них".

В этом определении выделены два важнейших признака:

во-первых, материя существует независимо от сознания, вне и до сознания; во-вторых, сознание отражает материю, материя копируется, фотографируется. Эти две идеи - первичность материи по отношению к сознанию и принципиальная познаваемость мира отделяет материалистическую философию от идеалистической, которая не признает постулат о первичности материи, и от агностицизма, который отвергает мысль о возможности познания материи. Данное определение материи имеет важное методологическое значение. Оно подчеркивает важнейшее свойство материи - свойство " быть объективной реальностью", существовать вне человеческого сознания, тем самым утверждается мысль о бесконечности материи, что отличает диалектический материализм от иных форм материализма.

Этимология слова "материя" восходит к лат. materia - вещество. Вещественное как признак материи почиталось до ХХ в. Античные философы искали вещественную основу мира - первоматерию. И находили эту первооснову в конкретном вещественном явлении - огне, воде, воздухе. Но уже Демокрит (ок. 460 - ок. 370 до н.э.), создатель атомизма, заметил, что если в качестве первоосновы представить конкретное вещество, то невозможно объяснить переход одного качественно определенного вещества в другое. В качестве исходного материала Демокрит назвал атом (греч tomos - неделимый). Атом, невозникающий и негибнущий, противостоит абсолютному ничто. Разнообразие предметного мира обусловливалось различным взаимодействием атомов. Это воздействие, в основе которого лежало стремление объяснить многообразие сущего одним фундаментальным началом, просуществовало долго, оно способствовало научному объяснению мира. Механика И.Ньютона, периодическая система Д.Менделеева и многие другие научные открытия основывались на положениях атомизма. Но желание определить материю через конкретное вещество привело к кризису, вызванному развитием науки на рубеже XIX - XX вв. Начиная с Демокрита, атомы считались пределом делимости. Признание неделимости атома приводило к выводу о постоянном количестве материи. Для количественного выражения материи в ньютоновской физике существовала физическая величина - масса.

В конце XIX века новые открытия, в частности, явление радиоактивности, заставили пересмотреть идеи неделимости атома. Так, Э. Резерфорд и Н. Содди доказали, что радиоактивность представляет собою результат спонтанного распада атомов и превращения химических элементов. Открытие делимости атомов привело некоторых философов к мысли о необходимости отказа от идеи материи, других же - к отказу от упрощенных представлений о структуре материи - признании ее неисчерпаемости. Поэтически В.Брюсов выразил это следующим образом:

Быть может эти электроны -

Миры, где пять материков,

Искусства, знанья, войны, троны

И память сорока веков!

Еще, быть может, каждый атом -

Вселенная, где сто планет;

Там всё, что здесь, в объеме сжатом,

Но также то, чего здесь нет.

Их меры малы, но всё та же

Их бесконечность, как и здесь;

Там скорбь и страсть, как здесь, и даже

Там та же мировая спесь.

Определение материи через выделение одного лишь признака "быть объективной реальностью, существующей вне нашего сознания", выполняя методологическую задачу, еще не дает возможности ясно представить себе как структурирована материя. Но сам постулат о неисчерпаемости материи говорит о сетевой структуре материи.

Современная наука исходит из того, что великий материальный объект представляет собою систему, то есть является особой целостностью, которая складывается из связей входящих в неё элементов. Всякая молекула - система, состоящая из атомов и связей между ними; атом, как элемент молекулы, тоже является системой: он состоит из ядра и электронных оболочек; ядро в свою очередь имеет свою внутреннюю структуру и т.д. Живая природа так же является сложной системой. Уже клетка есть сложное образование, из клетки строится организм, вся сфера живого на Земле составляет биосферу, которая есть результат взаимодействия микроорганизмов, растительного, животного миров, человека.

Наука сегодня выделяет общие признаки в строении уровней материального мира, что позволяет говорить о видах материи. При первом и грубом приближении можно выделить уровень неживой природы, уровень живой природы и уровень социального характера. Каждый из них в свою очередь сложно структурирован. Так, в неживой природе выделяют уровень элементарных частиц, вещество, поле, физический вакуум, как особое состояние материи. Галактика, система галактик, метагалактика также представляют элемент строения неживой природы.

Живая природа имеет ряд уровней своей материальной организации: доклеточный уровень - нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК), белки, клетки, многоклеточные организмы (растения, животные), популяции - сообщества одного вида, виды биогенеза, которые образуются в результате взаимодействия популяций между собою и с окружающей средой, биоценозы образуют биосферу.

Люди - часть сферы жизни на Земле, своей деятельностью они активно влияют на биосферу. Появление человека способствовало формированию особой материальной системы - человеческого общества, созидающего духовную жизнь.

Но все выделенные уровни есть уровни единой материи, а многообразие существующих явлений и процессов есть следствие активной жизни материи в ее движении.

 

Движение

 

Под движением в материалистической философии понимается всякое изменение, это и механическое перемещение тел в пространстве, и изменение состояний, превращение элементарных частиц, обмен веществ в живом организме, обмен деятельностью людей в ходе их индивидуальной и общественной жизни.

Движение есть атрибутивное качество материи, оно так же носотворимо и неуничтожимо. Существование любого материального объекта возможно лишь благодаря взаимодействию составляющих его элементов, а также взаимодействию объекта с окружающим его миром. Внутренние и внешние взаимодействия и определяют бытие любого конкретного материального предмета. Тем самым становится понятным, что движение - это способ существования материи: обладать бытием, т.е. быть - означает быть (находится) в движении.

Движение и материя неразрывны, нет материи без движения, как и движения вообще. Движение есть самодвижение материи, т.е. движение не привносится в материю извне, оно внутренне присуще материи. Движение противоречиво, оно представляет собою единство изменчивости и устойчивости. В потоке непрекращающегося изменения всегда присутствуют моменты устойчивости, стабильности, которые сохраняют на какое-то время качество, определенность предмета. Моменты устойчивости есть проявление противоположности движению - покоя. Покой всегда относителен, имеет временные границы, в рамках которых предмет остается самим собой, а движение абсолютно, поскольку оно - неотъемлемое качество материи. Покой - это характеристика движения, его момент, сохранение предметом своей определенности в процессе изменения. Абсолютный покой - переход в небытие, существовать - значит находиться в движении.

Понимание диалектики покоя и движения позволяет говорить о двух типах движения. Первый тип движения - это изменения, которые не приводят к смене качества предмета. Простой пример: дом, стол, стул сохраняются как таковые в течение определенного срока, т.е. не теряют своего качества дома, стола, стула. Но это не означает, что этим предметам не присуще движение, любая вещь есть процесс, т.е. внутри вещи происходят невидимые глазу изменения.

Второй тип движения - это такое движение, которое приводит к изменению качества предмета, когда происходит его преобразование, т.е. одна форма бытия переходит в другую. Процессы, приводящие к преобразованию качества, к появлению новых качественных состояний характеризуются как развитие.

Современная наука, выделяя различные структурные формы материи, выделяет и различные формы движения. Идея о формах движения материи впервые была сформулирована Ф.Энгельсом. Он исходил из следующих посылок: 1) формы движения соотносимы с определенным материальным уровнем организации материи; 2) между формами движения материи существует генетическая связь, т.е. высшие формы движения возникают на базе низших; 3) высшие формы движения своеобразны и не могут быть сведены к низшим.

Ф.Энгельс выделял пять форм движения: механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное движение материи. Сегодня такая упрощенная схема уже не соответствует современному состоянию науки. Но дело заключается в главных достижениях концепции Энгельса. Это, прежде всего, выделение социальной формы движения, которая включает в себя не только всю совокупность изменений, происходящих в истории человечества от социальных революций до изменения норм поведения, но и взаимодействие, которое предполагает существование и развитие идеальной реальности человеческого сознания. К.Маркс говорил, что идеи, овладевая массами, становятся материальной силой, а Энгельс определял человеческое мышление как специфическую форму движения материи, подчеркивая тем самым, что социальное движение не может осуществляться без идеального плана человеческой деятельности.

Кроме того, в методологическом плане важна мысль Энгельса о том, что невозможно редуцировать высшие формы движения к низшим. То есть, например, невозможно объяснить изменения в обществе, исходя только из законов биологического движения, не учитывая того нового в социальном, чего нет в биологическом.

Редукция сложных форм движения к простейшим называется механицизмом. Например, когда пытаются вывести нравственные нормы, нравственные качества человека из законов биологии, это проявление механицизма.

 

Пространство и время

 

Первоначальное представление о пространстве и времени человек формирует отталкиваясь от своего каждодневного, эмпирического опыта. Понятие пространства отражает тот факт, что всякая вещь имеет протяженность, занимает свое место среди других, граничит с другими объектами.

Время характеризует длительность бытия всякого предмета, последовательность смены его состояний. Время характеризует аспект изменчивости. Пространство характеризует структуру устойчивости. Правильно говорить об едином атрибуте пространства и времени. Гегель в "Философии природы" говорил, что движение есть единство пространства и времени. Пространство и время выступают как структурная конкретизация движения. Пространство - это структура устойчивости, а время - структура изменчивости. Всякий объект, явление находятся во множестве других объектов, явлений, в отношениях с ними. Поэтому бытие вне пространства и времени есть по существу бытие вне движения и изменения, вне связей и отношений, это бытие вне материи. Единство атрибутов материи - это фундаментальное положение философии материализма.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.236.38.146 (0.496 с.)