Семинарское занятие на тему: философия Нового времени 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинарское занятие на тему: философия Нового времени



1. Общая характеристика социально - исторических и культурных условий формирования философии Нового времени.

2. Основные направления в теории познания Нового времени.

3. Эмпиризм Ф. Бэкона. Разработка индуктивного метода познания.

4. Дуализм Декарта и идея научного метода. Роль “картезианского сомнения” в познании.

5. Метафизика Спинозы и Лейбница.

6. Французский материализм XVIII века.

Литература для самостоятельного чтения:

Беркли Дж. Сочинения. М., 1978.

Бэкон Ф. Новый Органон // Соч. В 2-х т. М., 1972. Т.2.

Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Т.3. СПб., 1994.

Гоббс Т. Основы философии. Часть первая// Соч. В 2-х т. Т. 1. М., 1989.

Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950.

Декарт Р. Рассуждение о методе// Соч. В 2-х т. Т. 1. М., 1989.

История философии в кратком изложении / Пер. с греч. М., 1994. С. 345-454.

Краткий очерк истории философии. М., 1969. Гл. VI. 7 3 01, 3-6,. Гл. VIII, 73 02.

Лейбниц Г.В. Монадология // Соч.: В 4-х т. М., 1982. Т.1. Рассел Б. История западной философии. М., 1959.

Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом разуме// Соч. В 4-х т. Т. 2. М., 1983.

Рассел Б. История западной философии. М., 1959.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Кн. 3. СПб., 1995.

Соколов В.В. Западно-европейская философия XV-XVII вв. М., 1984.

Спиноза Б. Этика // Избранные произведения: В 2-х т. М., 1957. Т.1.

Юм Д. Исследование о человеческом познании// Соч. В 2-х т. Т. 2. М., 1996.

Юм Д. Сокращенное изложение трактата о человеческой природе// Соч. В 2-х т. Т. 1. М., 1996.

Хрестоматия по истории философии. В 3-х ч. Ч. 1. М., 1997.

Темы рефератов:

1. “Теория идолов” Ф. Бекона.

2. “Монадология” Г. Лейбница.

3. Социальная философия Ж.-Ж. Руссо.

4. Философский пантеизм Б. Спинозы. “Этика”.

5. Субъективный идеализм Дж. Беркли и агностицизм Д. Юма.

6. Вольтер в истории французской и мировой культуры.

7. Э.Б. Кондильяк, П.А. Гольбах и другие просветители.

8. Механика и натурфилософия И. Ньютона.

Вопросы и упражнения:

1. Объясните пантеизм Нового времени. Как относилась к нему схоластика и почему? Приведите примеры пантеистических учений.

2. Сравните авторитет науки и авторитет церкви. Есть ли отличия? Приведите учения философов, следующих этим авторитетам.

3. Что такое эмпиризм философии Нового времени? Кто следовал этому направлению и в чем это выражалось?

4. Кому принадлежит известное изречение: “Знание - сила”? С какой философской ориентацией оно связано?

5. Что такое теория “двойственной истины”, кем и когда она выдвинута? Какие философы следовали ей и почему?

6. В чем существо разработки индуктивного метода познания, принадлежащей Бэкону?

7. В чем сущность метода “картезианского сомнения”? Какую позицию в вопросах гносеологии занимал его автор?

8. В чем состоял рационализм Декарта? Сравните его с эмпиризмом Бэкона.

9. Кто из мыслителей Нового времени был автором научного метода “Универсальная математика”? Опишите этот метод.

10. Расскройте понятие “субстанция”. Какие учения о субстанции (или субстанциях) Вам известны и в чем они состоят?

11. Объясните, почему концепция Декарта называется дуализмом? Сопоставьте ее с монизмом других учений, известных Вам.

12. Каковы свойства механической картины мира? Какие учения построены на ней? Сопоставьте ее с вещественной картиной мира (по содержанию, по времени возникновения и пр.).

13. В чем состояла метафизика Декарта? Было ли в ней место Богу?

14. Кому из философов Нового времени принадлежит тезис: “Свобода есть осознанная необходимость”? С чем он связан, какую научную основу имеет и традиции какой этической школы продолжает?

15. Объясните сущность пантеизма Спинозы. Сопоставьте с пантеизмом известных Вам учений.

16. Что означает выражение “natura naturans”? Кому оно принадлежало? Свидетельствовало ли оно об атеизме автора?

Практические задания:

1. По произведению Р. Декарта “Начала философии”. (“Мир философии”. Ч.1. С. 25-26.)

а) Какое направление в философии отражает позиция Декарта - эмпиризм или рационализм?

б) Было ли в гносеологии Декарта место религии? Как называется такая позиция в философии?

в) Как Вы сформулируете взгляд Декарта на социальное развитие и место в нем философии?

2. По произведению Ф. Бэкона “Новый Органон” (“Мир философии”. Ч.1. С. 485-491)

а) У кого из философов произведения получили схожее название (“Органон”) и почему? Почему, на Ваш взгляд, Бэкон назвал свою работу “Новый Органон”?

б) Какое направление в философии отражает позиция Бэкона - эмпиризм или рационализм? Приведите подтверждения этому.

3. По произведению Г. Лейбница “Два отрывка о свободе” (“Мир философии”. Ч.2. С. 180-182)

а) Что же, по Лейбницу, основное в природе - свобода или необходимость? Чем подтверждается Ваш вывод?

б) Можно ли отнести Лейбница к механицистам во взглядах на материю? Почему?

в) Каково его отношение к религии? Как оно называется? Почему?

 

 


Глава V.
Немецкая классическая философия

 

 

Немецкая классическая философия развивалась от трансцендентального идеализма Канта к диалектическому идеализму Гегеля и антропологическому материализму Фейербаха. Главная заслуга немецкой классической философии в том, что она попыталась выразить деятельное отношение человека к миру, попыталась понять человека как субъекта (носителя) деятельности. Это новый мировоззренческий тип философии, отличный от всех предшествующих. Почему появилось деятельностное мировоззрение?

База этого - промышленный переворот второй половины XVIII века в Англии, а затем в других европейских странах. Промышленный переворот ознаменовал радикальные изменения в роли человека, поскольку в индустриальном обществе результаты человеческой деятельности зависят не от стихийных, природных факторов, а от усилий человека, его ума, рук. Человек становится хозяином своего будущего, своей судьбы, то есть его относительная самостоятельность в мире радикально повысилась. А раз так, то человек по-иному действует, организует и ощущает мир. Фихте отмечал, что мир по отношению к человеку есть лишь сфера нашего действия, а помимо действия - самого мира нет. Такое ощущение было осознано и превратилось в мировоззрение немецкой классической философии, где сформировалось понимание человека как субъекта деятельности, меняющего и даже создающего мир, выступающего его творцом.

Второй фактор, способствовавший переходу к новому мировоззрению, это изменение места человека в социуме. Если в XVIII веке у Гоббса есть идея перехода от естественного состояния общества к гражданскому, то теперь появляется представление, что социум пластичен и человек может его преобразить.

Все мыслители этого типа мировоззрения: Кант, Фихте, ранний Шеллинг и Гегель свою философию рассматривали как философию свободы и свою задачу видели в том, чтобы объяснить, как возможна человеческая свобода, свободное человеческое действие, основанное на сознательном выборе.

Усмотрев в человеческой деятельности причину изменения мира, немецкие философы сделали вывод, что мир способен изменяться и поэтому в ней разрабатывается диалектика как способ видения мира, а у Гегеля диалектика становится не только учением о всеобщей связи, а диалектикой развивающегося мира.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 610; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.104.109 (0.009 с.)