Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Семинарское занятие на тему: философия Нового времениСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Общая характеристика социально - исторических и культурных условий формирования философии Нового времени. 2. Основные направления в теории познания Нового времени. 3. Эмпиризм Ф. Бэкона. Разработка индуктивного метода познания. 4. Дуализм Декарта и идея научного метода. Роль “картезианского сомнения” в познании. 5. Метафизика Спинозы и Лейбница. 6. Французский материализм XVIII века. Литература для самостоятельного чтения: Беркли Дж. Сочинения. М., 1978. Бэкон Ф. Новый Органон // Соч. В 2-х т. М., 1972. Т.2. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Т.3. СПб., 1994. Гоббс Т. Основы философии. Часть первая// Соч. В 2-х т. Т. 1. М., 1989. Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950. Декарт Р. Рассуждение о методе// Соч. В 2-х т. Т. 1. М., 1989. История философии в кратком изложении / Пер. с греч. М., 1994. С. 345-454. Краткий очерк истории философии. М., 1969. Гл. VI. 7 3 01, 3-6,. Гл. VIII, 73 02. Лейбниц Г.В. Монадология // Соч.: В 4-х т. М., 1982. Т.1. Рассел Б. История западной философии. М., 1959. Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом разуме// Соч. В 4-х т. Т. 2. М., 1983. Рассел Б. История западной философии. М., 1959. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Кн. 3. СПб., 1995. Соколов В.В. Западно-европейская философия XV-XVII вв. М., 1984. Спиноза Б. Этика // Избранные произведения: В 2-х т. М., 1957. Т.1. Юм Д. Исследование о человеческом познании// Соч. В 2-х т. Т. 2. М., 1996. Юм Д. Сокращенное изложение трактата о человеческой природе// Соч. В 2-х т. Т. 1. М., 1996. Хрестоматия по истории философии. В 3-х ч. Ч. 1. М., 1997. Темы рефератов: 1. “Теория идолов” Ф. Бекона. 2. “Монадология” Г. Лейбница. 3. Социальная философия Ж.-Ж. Руссо. 4. Философский пантеизм Б. Спинозы. “Этика”. 5. Субъективный идеализм Дж. Беркли и агностицизм Д. Юма. 6. Вольтер в истории французской и мировой культуры. 7. Э.Б. Кондильяк, П.А. Гольбах и другие просветители. 8. Механика и натурфилософия И. Ньютона. Вопросы и упражнения: 1. Объясните пантеизм Нового времени. Как относилась к нему схоластика и почему? Приведите примеры пантеистических учений. 2. Сравните авторитет науки и авторитет церкви. Есть ли отличия? Приведите учения философов, следующих этим авторитетам. 3. Что такое эмпиризм философии Нового времени? Кто следовал этому направлению и в чем это выражалось? 4. Кому принадлежит известное изречение: “Знание - сила”? С какой философской ориентацией оно связано? 5. Что такое теория “двойственной истины”, кем и когда она выдвинута? Какие философы следовали ей и почему? 6. В чем существо разработки индуктивного метода познания, принадлежащей Бэкону? 7. В чем сущность метода “картезианского сомнения”? Какую позицию в вопросах гносеологии занимал его автор? 8. В чем состоял рационализм Декарта? Сравните его с эмпиризмом Бэкона. 9. Кто из мыслителей Нового времени был автором научного метода “Универсальная математика”? Опишите этот метод. 10. Расскройте понятие “субстанция”. Какие учения о субстанции (или субстанциях) Вам известны и в чем они состоят? 11. Объясните, почему концепция Декарта называется дуализмом? Сопоставьте ее с монизмом других учений, известных Вам. 12. Каковы свойства механической картины мира? Какие учения построены на ней? Сопоставьте ее с вещественной картиной мира (по содержанию, по времени возникновения и пр.). 13. В чем состояла метафизика Декарта? Было ли в ней место Богу? 14. Кому из философов Нового времени принадлежит тезис: “Свобода есть осознанная необходимость”? С чем он связан, какую научную основу имеет и традиции какой этической школы продолжает? 15. Объясните сущность пантеизма Спинозы. Сопоставьте с пантеизмом известных Вам учений. 16. Что означает выражение “natura naturans”? Кому оно принадлежало? Свидетельствовало ли оно об атеизме автора? Практические задания: 1. По произведению Р. Декарта “Начала философии”. (“Мир философии”. Ч.1. С. 25-26.) а) Какое направление в философии отражает позиция Декарта - эмпиризм или рационализм? б) Было ли в гносеологии Декарта место религии? Как называется такая позиция в философии? в) Как Вы сформулируете взгляд Декарта на социальное развитие и место в нем философии? 2. По произведению Ф. Бэкона “Новый Органон” (“Мир философии”. Ч.1. С. 485-491) а) У кого из философов произведения получили схожее название (“Органон”) и почему? Почему, на Ваш взгляд, Бэкон назвал свою работу “Новый Органон”? б) Какое направление в философии отражает позиция Бэкона - эмпиризм или рационализм? Приведите подтверждения этому. 3. По произведению Г. Лейбница “Два отрывка о свободе” (“Мир философии”. Ч.2. С. 180-182) а) Что же, по Лейбницу, основное в природе - свобода или необходимость? Чем подтверждается Ваш вывод? б) Можно ли отнести Лейбница к механицистам во взглядах на материю? Почему? в) Каково его отношение к религии? Как оно называется? Почему?
Глава V.
Немецкая классическая философия развивалась от трансцендентального идеализма Канта к диалектическому идеализму Гегеля и антропологическому материализму Фейербаха. Главная заслуга немецкой классической философии в том, что она попыталась выразить деятельное отношение человека к миру, попыталась понять человека как субъекта (носителя) деятельности. Это новый мировоззренческий тип философии, отличный от всех предшествующих. Почему появилось деятельностное мировоззрение? База этого - промышленный переворот второй половины XVIII века в Англии, а затем в других европейских странах. Промышленный переворот ознаменовал радикальные изменения в роли человека, поскольку в индустриальном обществе результаты человеческой деятельности зависят не от стихийных, природных факторов, а от усилий человека, его ума, рук. Человек становится хозяином своего будущего, своей судьбы, то есть его относительная самостоятельность в мире радикально повысилась. А раз так, то человек по-иному действует, организует и ощущает мир. Фихте отмечал, что мир по отношению к человеку есть лишь сфера нашего действия, а помимо действия - самого мира нет. Такое ощущение было осознано и превратилось в мировоззрение немецкой классической философии, где сформировалось понимание человека как субъекта деятельности, меняющего и даже создающего мир, выступающего его творцом. Второй фактор, способствовавший переходу к новому мировоззрению, это изменение места человека в социуме. Если в XVIII веке у Гоббса есть идея перехода от естественного состояния общества к гражданскому, то теперь появляется представление, что социум пластичен и человек может его преобразить. Все мыслители этого типа мировоззрения: Кант, Фихте, ранний Шеллинг и Гегель свою философию рассматривали как философию свободы и свою задачу видели в том, чтобы объяснить, как возможна человеческая свобода, свободное человеческое действие, основанное на сознательном выборе. Усмотрев в человеческой деятельности причину изменения мира, немецкие философы сделали вывод, что мир способен изменяться и поэтому в ней разрабатывается диалектика как способ видения мира, а у Гегеля диалектика становится не только учением о всеобщей связи, а диалектикой развивающегося мира.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 663; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.230.165 (0.01 с.) |