ТОП 10:

Тождество сущности и существования



“Бытие в логике Гегеля есть бытие старой метафизики: это бытие является предикатом всех вещей без различия, ибо с ее точки зрения все вещи объединяются тем, что они существуют. Это безразличное бытие, однако, есть абстрактная мысль, мысль без реальности. Бытие столь же многообразно, как существующие вещи...

Бытие не есть общее понятие, которое можно отделить от вещей. Бытие дано в единении с тем, что существует. Его можно мыслить лишь опосредствованно - через предикаты, определяющие сущность. Бытие есть утверждение сущности. Что составляет мою сущность, то и есть мое бытие...

Бытие, если снять с него все существенные качества вещей, окажется только твоим представлением о бытии. Это - искусственное, вымышленное бытие, бытие без сущности бытия”.

(Фейербах Л. Основные положения философии будущего// Избр. филос. произв. Т.1. М., 1955. С.173, 174.)

1. Как решает Фейербах вопрос об отношении сущности и существования?

2. Что отличает понимание бытия Фейербахом от понимания его Гегелем?

3. В чем суть критики гегелевской концепции бытия Фейербахом? Что в этой критике можно принять, а что нет?

4. Какую ошибку совершает Фейербах, сводя бытие ко всему многообразию существующих вещей?

 


Глава VI.
Основные проблемы русской философии XIX - начала XX вв.

 

 

Русская философия как явление самобытной русской мысли начала формироваться в XIX столетии, хотя философская мысль в России существовала и раньше. Еще языческие верования восточных славян содержали представления, которые служили основой религиозно мифологического мировоззрения. Вместе с принятием христианства на землях Древней Руси стала распространяться византийская культура, в основе которой лежали философские учения Древней Греции и Древнего Рима, а также философские идеи, содержащиеся в Священном писании и в произведениях христианских мыслителей II-VIII веков (их принято называть отцами церкви, ибо они разъясняли и обосновывали Священное писание).

По мере развития Русского государства и расширения связей с Западной Европой в России стали распространяться философские идеи западноевропейских мыслителей, причем особенно интенсивно после реформы Петра I. В этот период укрепились культурные связи с Францией и Германскими землями. Философские произведения Вольтера, Монтескье, Руссо, Дидро, Лейбница, других западноевропейских мыслителей были широко известны в России. Появились в России и мыслители, которые критически осваивали западноевропейскую философию, создавали оригинальные философские сочинения. Среди русских ученых можно выделить имена В.Н.Татищева, М.В.Ломоносова, Г.С.Сковороды, Д.С.Аничкова, А.Н.Радищева, обогативших развитие научных и философских теорий.

 

Славянофилы и западники

 

Оригинальная Русская философия зарождается в конце 30-х годов XIX века в произведениях И.В.Киреевского и А.С.Хомякова и обретает свое существование в философских системах XIX и XX столетий. Учение этих мыслителей получило название славянофильства и противостояло взглядам других русских деятелей, известных как западники (В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Т.Н.Грановский, Н.П.Огарев, К.Д.Кавелин, И.С.Тургенев, П.В.Анненков и другие).

Среди западников был мыслитель, чьи взгляды отличались уникальностью. Этим мыслителем-западником был "декабрист без декабря" Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856). Только одно, напечатанное при жизни его произведение - первое "Философское письмо" взбудоражило Россию, обессмертило его имя. При помощи истории он пытается решить основные, мучившие его, вопросы о причинах отсталости России, существования крепостничества и абсолютизма. Причины эти он связывает с православием, которое шло на поводу у царизма, в то время, как католичество было независимо, по его мнению, от власти и государства. Главная задача России, по Чаадаеву, в восстановлении ее с другими народами, национальными культурами и с человеческим родом в целом.

Оппонентами П.Чаадаева выступали славянофилы. Славянофильство не было однородным: в него входили как правые - идеологи "официальной народности" А.Шишков, М.Погодин и др., так и те, кто составил его славу - А.Хомяков, И.Киреевский, Ю.Самарин. Несмотря на значительные расхождения по целому ряду вопросов славянофилы сходились в главном: 1) в утверждении православной религии важнейшим условием исторического развития России; 2) в мысли, что Запад заканчивает свое историческое развитие и, следовательно, теряет роль лидера в общечеловеческом шествии прогресса; 3) в признании мессианской роли России, которая должна прийти на смену Западу и встать во главе человечества.

По своим философским взглядам славянофилы были сторонниками христианской философии, стремившимися обосновать новые начала для философии, примат веры над разумом. "Характер господствующей философии" должен зависеть от "характера господствующей веры"[131]. Принципиальным идейным руководителем славянофильства, по выражению А.Герцена "Ильей Муромцем славянофильства" был А.С.Хомяков (1804-1860). Он был оригинальным мыслителем, возможно, первым в России создавшим философскую систему на уровне мировой мысли. Главная тема его философии - история человечества и историческая судьба России. Он пишет специальную работу "Записки о всемирной истории", где история человечества представляется борьбой двух начал, не имеющих этнических и географических характеристик. Их определяет лишь борьба свободы (иранский тип развития) и необходимости (кушитский тип развития). Хомяков - автор учения о единогласии христиан-единомышленников, названное им соборностью.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.15.215 (0.003 с.)