ТОП 10:

Материальная основа сознания



“Тот вещественный чувственно воспринимаемый нами мир, к которому принадлежим мы сами, есть единственный действительный мир и ...наше сознание и мышление, как бы ни казались они сверхчувственными, являются продуктом вещественного, телесного органа - мозга. Материя не есть продукт духа, а дух есть лишь высший продукт материи”.

(Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Там же. Т.21. С.285-286.)

“На “духе” с самого начала лежит проклятие - быть “отягощенным” материей, которая выступает здесь в виде движущихся слоев воздуха, звуков - словом, в виде языка. Язык так же древен, как и сознание...

Сознание, конечно, есть вначале осознание ближайшей чувственно воспринимаемой среды и осознание органической связи с другими лицами и вещами, находящимися вне начинающего сознавать себе индивида; в то же время оно - осознание природы, которая первоначально противостоит людям как совершенно чуждая всемогущая и неприступная сила”.

(Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Там же. Т.3. С.29.)

“Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней”.

(Маркс К. Капитал. Т.1. // Там же. Т.23. С.21.)

1. В каком смысле дух - высший продукт материи? Обладает ли дух как “продукт” телесностью? Если дух нетелесен, как он может быть продуктом телесной материи?

2. Является ли телесный язык первичным по отношению к мысли? Что в паре “дух-язык” детерминирующее и что детерминируемое?

3. Что является определяющим телесным фактором по отношению к содержанию сознания?

4. В каком смысле идеальное есть материальное? Как можно пересадить материальное в голову человека?

Где локализовано сознание?

“Мыслит ли человек при помощи мозга?...

Авенариус: ...Мысль не есть функция мозга, мозг не есть орган мысли, ощущение не функция нервной системы...

Психическое сознание и т.д. есть высший продукт материи (т.е. физического), есть функция того особенно сложного куска материи, который называется мозгом человека”.

(Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Полн. собр. соч. Т.18. С.84, 86, 239.)

“Значение мозга как органа сознания неоспоримо...

Вместе с тем одного мозга, взятого самого по себе, недостаточно, чтобы он мог мыслить...

Одних биологических факторов - наличия нормального мозга и здорового тела - недостаточно для возникновения сознания”...

(Коршунов А.М. Познание и деятельность. М., 1967. С.10, 11.)

“Они (философы, психологи и физиологи. - А.В.) утверждают простой, очевидный и все же многими неприемлемый тезис о том, что в мозгу есть много, но непосредственно в нем нет ни грана сознания. Они его там не нашли, хотя и добросовестно искали...

Поиски сознания в мозгу продолжаются и поныне, несмотря на заявления ряда выдающихся нейрофизиологов ХХ в. о том, что поиски феноменов сознания и его специфических характеристик нельзя сводить к сколь угодно детальному изучению интимных механизмов нервной деятельности в целом или отдельных нейронов; ионных токов, сопровождающих синаптическую передачу; морфологических особенностей и т.д....

Сознание - это не вещество, не вещь, хотя, несомненно, имеются вещные или овеществленные, опредмеченные символы сознания. Сознание - это не физиологический процесс, хотя оно обеспечивается соответствующими физиологическими функциональными системами и механизмами. Сознание нельзя полностью идентифицировать с психическим процессом, хотя оно может выступать условием, регулятором и результатом его протекания... Сознание - это не деятельность, хотя последняя может быть в большей или меньшей степени сознательной, осознаваемой... Сознание – это не бытие, хотя оно вырастает из бытия...

Сознание также нельзя свести ни к одному из четырех условно выделенных и презентированных ему миров: к миру идей, знаний, научных значений, понятий; к миру человеческих ценностей, эмоций и смыслов; к миру производительной, предметно-практической деятельности; к миру образцов, представлений, воображения, культурных символов и знаков. Сознание не только рождается и присутствует во всех этих мирах. Оно может метаться между ними; погружаться в какой-либо из них, инкапсулироваться в нем; подниматься или витать над всеми ними, сравнивать, оценивать, судить их...

Сознание нельзя редуцировать ни к одной из его образующих: будь то значение, смысл, чувственная или биодинамическая ткань”...

(Велихов Е.П. Зинченко В.П. Лекторский В.А. Сознание: опыт междисциплинарного подхода // Там же. С.9, 11, 28.)

1. В чем рациональный смысл сведения сознания и деятельности мозга и в чем недостаточность такой редукции?

2. Что не есть сознание? Почему важно отметить несводимость сознания к вещам и продуктам материи, нейроструктурам и нейрофизиологическим процессам, к миру образов и идей?







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.13.39 (0.003 с.)