Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Семинарское занятие на тему: Немецкая классическая философияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Немецкая классическая философия как единый культурный феномен. Общие черты, специфика и основные представители. 2. Философия Канта: революция в гносеологии. 3. Антиномии Канта и их место в диалектике. 4. Проблема свободы в философии Канта. Понятие категорического императива. 5. Философская система и диалектический метод Г.В.Ф. Гегеля. 6. Антропологический материализм Л. Фейербаха. Литература для самостоятельного чтения: Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. Ч.1. М., 1989. Гл.2. С.169-191. Вольф Р. О философии. М., 1996. Мир философии. М., 1991. Т.1. С.141-154, 198, 264-269, 395-397; Т. 2. С.24-25, 27-29, 33-40, 194-195, 435-445. Гегель. Работы разных лет. М., 1971. Т.1. Кто мыслит абстрактно? С.387-390. Гегель. Наука логики. М., 1972. Т.3. С.296-299. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М.: Мысль, 1986. С.271-304. Гулыга А.В. Кант. М., 1973. История философии в кратком изложении. М., 1991. Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. СПб., 1994. Кант И. Пролегомены... М., 1993. Кант И. Критика чистого разума. Минск, 1998. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия XVIII-XIX вв. М., 1989. Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. Т. 42. С.261-263. Мотрошилова Н.В. Путь Гегеля к “Науке логики”. М., 1984. Овсянников М.Ф. Гегель. М., 1970. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Кн. 4. СПб., 1996. Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т. I, II. М., 1955. Фихте И.Г. Ясное, как солнце, сообщение публике о подлинной сущности новейшей философии...// Соч. В 2-х т. Т. 1. М., 1994. Хрестоматия по истории философии. В 3-х ч. Ч.1. М., 1997. Темы рефератов: 1. Проблема субъекта и объекта в немецкой классической философии. 2. Этика И. Канта. 3. Философия права И. Канта. 4. Социальная философия И.Г. Фихте. 5. Философия творческого субъекта И.Г. Фихте. 6. “Философия откровения” Ф.Й. Шеллинга. 7. Философия Гегеля и развитие естествознания. 8. Социальная антропология К. Маркса. Практические задания и вопросы: 1. Прочитайте §1 произведения И. Канта “Критика чистого разума” (“Мир философии” Ч. 1. С. 508-509). Что такое “чистое познание” по Канту? Назовите его компоненты. Как их следовало различать по Канту? Для чего нужно такое различие? Приведите примеры того и другого знания. 2. “Платон покинул чувственно воспринимаемый мир, потому что этот мир ставит узкие рамки рассудку, и отважился пуститься за пределы его на крыльях идей в пустое пространство чистого рассудка”. (Кант). О каком учении Канта идет речь? Объясните его. Приведите примеры из истории философии, подтверждающие мысль Канта. 3. Практическое задание по произведению И. Канта “Критика чистого разума”, § VII. (“Мир философии”. Ч.1. С.519-521). Чем для Канта была критика чистого опыта? Объясните все выражение, а также смысл подчеркнутых слов. Можно ли назвать учение Канта “трансцендентальной философией”? Объясните это словосочетание. О чем эта философия? 4. Что такое антиномии Канта? Каков их смысл? Приведите примеры подобных антиномий. 5. Что такое кантовский категорический императив? Как соотносятся императив и требование долга. Предложите свой императив в духе Канта. 6. Будет ли нравственным торговец, честность которого обусловлена его интересом - с точки зрения Канта? Каким законом должен руководствоваться человек? 7. Может ли, по Канту, нравственное требование быть априорным? Приведите несколько суждений на этот счет. 8. Приведите формулу категорического императива и докажите его истинность. Какой метод исследования Вы использовали? 9. Проанализируйте категории кантовского эвдемонизма: долг, достоинство, удовольствие. Что такое эвдемонизм? Приведите иллюстрации, показывающие правоту суждения Канта. 10. Что такое практический императив Канта? Приведите его формулу и докажите его истинность. Каким методом исследования Вы пользовались? 11. Сопоставьте пантеизм Гегеля с пантеизмом философов нового времени (Спинозы, напр.). 12. Практическое задание по произведению Гегеля “Наука логики” (“Мир философии”. Ч.1. С.395-397). Прочитайте отрывок. Что такое диалектический метод с точки зрения Гегеля? Как Гегель оценивал диалектическую мысль в истории философии и почему? Согласны ли Вы с ним? Объясните последнюю фразу: “Понятие, рассматривающее их (вещи) самих, движет им и, как их душа, и выявляет их диалектику”. В какой формуле Вы выразите диалектику Гегеля? А диалектику Сократа? Платона? Канта? 13. Объясните логику Гегеля на примере саморазвития абсолютной идеи. Что такое абсолютная идея, почему она так называется? Какие синонимы этого понятия можно употребить? Является ли эта логика Гегеля формой выражения пантеизма? Почему? 14. “Абсолютную идею можно сравнивать... со стариком, высказывающим то же самое религиозное содержание, что и ребенок, но для первого оно является смыслом жизни”. (Гегель). Объясните этот гегелевский образ. Чем была абсолютная идея для гегелевской философии? 15. “Государство есть божественная идея, как она существует на земле (Гегель). Какое место в гегелевской метафизике занимают государство, нация и почему? Каково отношение Гегеля к войне и миру? Были ли для него идеальные государства, идеальная нация и тип человека? Как это согласуется с его диалектикой? 16. Что такое диалектический метод, по Гегелю? Какие еще методы познания Вы знаете? Приведите примеры диалектического цикла. Как соотносятся диалектика и метафизика Гегеля? 17. Объясните понятие отчуждения, по Гегелю. Употребляется ли это понятие в науке? 18. Сопоставьте философию Гегеля и Канта. Что общего и что отличного в их учениях? 19. Сопоставьте философию Гегеля и Фейербаха. Как можно назвать их учения? Сопоставьте их онтологию, гносеологию, методы познания. 20. Какова гносеология Фейербаха? Можно ли изложить ее в какой-то формуле? 21. “В теории познания Фейербах сенсуалист”. Верно ли это суждение и почему? Объясните термин и приведите известные Вам учения, похожие на фейербаховское. 22. В чем состоит, по Вашему, эвдемонизм Фейербаха? Сравните его с Кантом и Гегелем. Тексты для анализа: Концепция чистого разума. Критика чистого разума ”Наш век не намерен больше ограничиваться мнимым знанием и требует от разума, чтобы он вновь взялся за самое трудное из своих занятий - за самопознание и учредил бы суд, который бы подтвердил справедливые требования разума, а с другой стороны, был бы в состоянии устранить все неосновательные притязания - не путем приказания, а опираясь на вечные и неизменные законы самого разума. Такой суд есть не что иное, как критика самого чистого разума. Я разумею под этим не критику книг и систем, а критику способности разума вообще в отношении всех знаний, к которым он может стремиться независимо от всякого опыта, стало быть, решение вопроса о возможности или невозможности метафизики вообще и определение источников, а также объема и границ метафизики на основании принципов... Из всего сказанного вытекает идея особой науки, которую можно назвать критикой чистого разума. Разум есть способность, дающая нам принципы априорного знания. Поэтому чистым мы называем разум, содержащий принципы безусловно априорного знания... Мы можем назвать науку, лишь рассматривающую чистый разум, его источники и границы, пропедевтикой к системе чистого разума. Такая пропедевтика должна называться не учением, а только критикой чистого разума..., она может служить не для расширения, а только для очищения нашего разума и освобождения его от заблуждений... Я называю трансцендентальным всякое познание, занимающееся не только предметами, сколько видами нашего познания, предметов, поскольку это познание должно быть возможным a priori. Система таких понятий называлась бы трансцендентальной философией Таким образом, трансцендентальная философия есть наука одного лишь чистого спекулятивного разума, так как все практическое, поскольку оно содержит мотивы, связано с чувствами, которые принадлежат к эмпирическим источникам познания”. Иммануил Кант (1724-1804) - немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии. (Кант И. Критика чистого разума // Соч. в 6-ти т. Т.3. М., 1971. С.75-76, 120-121, 123.) 1. Каков предмет трансцендентальной философии? 2. В каком смысле трансцендентальная философия является пропедевтикой чистого разума? 3. Что означает “критика” чистого разума? 4. Какой разум Кант называет “чистым”? 5. Какую способность духа Кант ставит в центр своих философских исследований?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.148.63 (0.012 с.) |