Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Платон и Аристотель: наивысшее развитие греческой философии (IV в. до н.э.)Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Платон (427-347 гг. до н.э.) - великий древнегреческий философ, которого считают основоположником всей европейской философии. Родился в знатной, аристократической семье. Родом из Афин, настоящее его имя - Аристокл; по преданию, Аристокл получил свое прозвище Платон (греч.: platus - "полный", "широкоплечий") от Сократа за ширину груди и лба. Платон получил обычное для знатного афинянина образование: гимнастика, грамматика, музыка, математика; рано познакомился с философией Гераклита, Парменида, Зенона, пифагорейцев. В 407 г. до н.э. познакомился с Сократом и до смерти Сократа был в числе его ближайших учеников. В 389-387 гг. до н.э. Платон посетил Италию и Сицилию. В Сицилии произошла какая-то коллизия между ним и Дионом - родственником сиракузского тирана Дионисия. Этот конфликт закончился для Платона рабством, из которого выручил философа пифагореец Архит, заплатив 30 мин. Когда друзья Платона, собрав деньги, решили погасить Архиту долг, тот от денег отказался. Тогда Платон на эти 30 мин купил сад, носивший имя афинского героя Академа, и открыл в нем свою философскую школу. Философское письмо Платона - диалог, герой которого Сократ, беседующий с одним или несколькими слушателями. Рядом с ним есть еще один важный персонаж - читатель, собеседник, и именно ему часто выпадает задача, назначенная самой майевтикой, принять решения большинства обсуждаемых проблем. Метод Платона - не только "сократический диалог", но и систематичное употребление мифа. Это миф, который в процессе сотворения выступает демифологизированным, соприкасается с логосом, сбрасывая фантастические элементы, удерживая при этом силу намека и эвристической интуиции. Платон впервые в истории философии отстаивал последовательно идеалистическую точку зрения. [38] Свою философию он разделял на три части: диалектику, физику и этику. Диалектика - учение о бытии; физика - учение о природе; этика - учение о нравственности. Диалектика Платона. Слово "диалектика" употребляется у Платона в двух смыслах: как название одной из частей его учения и как название приема анализа понятий. Происходит этот термин от греч. dialektike - разговаривать и буквально означает "относящееся к разговору". Видимо, Платон полагал, что мышление есть разговор души с самим собой. Платоновское учение "диалектику" также называют теорией идей. Каждому понятию, считал Платон, соответствует бытие. Существуют не только отдельные, например, человеческие индивидуумы - Сократ, Диоген, - но и особое бытие, особая сущность, соответствующее понятию человека. Эти сущности Платон называл идеями (или - видами). Платон употреблял также существительные, отражающие общие свойства предметов, например: столов - "стольность", лошадей - "лошадность" и т.д. Знание, считал Платон, есть обобщение чувственных образов. Таким образом, отправной точкой философии Платона служила гносеология. Идея не воспринимается чувствами, а только мыслится. Итак: 1.Идея вещи есть смысл вещи. Для того чтобы различать вещи и не оставлять их мало познаваемыми или совсем непознаваемыми во всеобщем хаосе действительности, мы должны стремиться относительно каждой вещи ответить на вопрос: что такое данная вещь и чем она отличается от всех прочих вещей? Идея вещи является ответом на этот вопрос. 2. Идея вещи есть такая цельность всех отдельных частей и проявлений вещи, которая уже не делится на отдельные части данной вещи и представляет собою в сравнении с ними уже новое качество. Одна сторона треугольника не есть весь треугольник. Так же и другая, так же и третья сторона. Тем не менее, из-за определенного объединения этих трех отрезков получается нечто новое - а именно треугольник. Рука, взятая самая по себе, не есть весь организм. И то же самое можно сказать и о ноге, о сердце, о глазах. Тем не менее, соединение всех этих отдельных частей создает нечто целое - организм. 3. Идея вещи есть та общность составляющих ее особенностей и единичности, которая является законом для возникновения и получения этих единичных проявлений вещи. Уже простой механизм, как, например, часовой механизм, свидетельствует о том, что составляющие его колесики или винтики расположены согласно некоторой общей идее, без внедрения которой эти колесики и винтики остались бы вполне чуждыми друг другу и никакого часового механизма не образовали бы. Точно так же сказавши "Иван есть человек", мы отдельного Ивана рассмотрели в свете человека вообще, а человека вообще рассматривали как закон, осмысляющий существование и каждого отдельного человека. Идея - есть закон. 4. Идея вещи невещественна. Это ясно из того, что сама вода может замерзать и кипеть, а идея воды не может ни замерзать, ни кипеть. Идея воды не есть ни твердое, ни жидкое, ни газообразное тело и вообще не есть тело. 5. Идея вещи обладает своим собственным и вполне самостоятельным существованием, она тоже есть особого рода идеальная вещь, или субстанция, которая в своем полном и совершенном виде существует только на небе или выше неба. Значит, идея сущность и причина чувственно-воспринимаемых предметов, как бы первообраз для каждой вещи. А каждая вещь есть подобие этой идеи. Так, "сама справедливость" или идея справедливости есть первообраз всех справедливых поступков. Каждая идея, согласно Платону, представляет собой в совершенстве то, к чему стремятся отдельные предметы. Например, идея красоты или "сама красота" есть совершенная красота (об этом подробно говорится в диалоге Платона "Пир"). Отдельные же предметы красивы лишь относительно, они никогда не могут быть совершенны по своей красоте. Идеи Платона составляют как бы иерархию идей, завершаемой верховной идеей, которая есть само добро, сама красота, само совершенство. Возможно, Платон подразумевал под ней Бога, хотя и не говорил об этом прямо. Итак, диалектика Платона - это признание двух обособленных друг от друга миров: мира бытия и мира вечных и неизменных идей (Мир идеалов). Физика Платона включала в себя и учение о человеке, поскольку человек и его душевный мир рассматривались как часть природы. Физике у Платона посвящен диалог "Тимей". Все материальное, вещественное, телесное должно иметь начало во времени. Поэтому материальный мир вечным быть не может, а должен быть родитель всей вселенной. Платон вводит понятие творца, мастера, демиурга, который создает космос, в прямом, практическом, материальном смысле. Демиург - творец вещей, но сам демиург, хотя его функция - творить вещественное - сущность не материальная. Это причина божественная, это творческий ум. Это идеальная причина, бог, ум создает материальное, вещественное. Демиург ставит перед собой задачу создать нечто прекрасное, ибо всякий мастер стремится к шедевру, и он стремится создать прекрасный совершенный космос: сияющий, совершенный, красивый, гармонический мир. Поэтому Демиург действует на основе совершенных образцов - идей. Идеализм Платона не абсолютен, ибо демиург как творческая сила, создающая материальный мир, нуждается в материале и сам из себя, только из идеи мир построить не может. Идея - только действующая сила, а нужна еще и материя. Поэтому наряду с понятием "демиург" Платон вводит понятие некой "необходимости" как материального начала. Воздействуя на материю, демиург создает космос. Космос создается на основе совершенной идеи живого существа, и демиург создает тело космоса, обволакивая тело космоса душой. Космическое тело и мировая душа - это основные элементы космоса. После этого создаются живые существа по принципу движения от более совершенного к менее совершенному. У Платона человек оказывается двойственным существом и по своему строению подобен космосу. Человек - смесь бытия и небытия, тождественного-идеального и иного-телесного. Человеческая телесность - это отпечаток идеи, а душа - идеальна. Душа является носителем жизни, то есть тело само по себе безжизненно. Душа имеет три элемента: а) мыслящая, разумная часть. Платон сравнивает разум с возничим колесницы; б) волевое начало души. Это конь в колеснице, воплощающий мужественность, страстность, яростность; в) вожделеющее, чувственное начало, для которого воплощение в теле и есть главное. И отсюда три сорта людей, которым отведено три места в государстве и различные судьбы: или вселение в тело, или жизнь на райских островах. Душа, следовательно, определяет все нравственные характеристики человека. Человеку сразу дана душа ремесленника, или поэта, или полководца, и какая душа дана, таким человек и будет. А общественный строй определяется тем, люди какой души будут в этом обществе преобладать. Будут преобладать честолюбцы, стремящиеся к славе, почестям, - будет тимократия. Будет преобладать жажда к наживе и серебру, - будет олигархия. Если будут преобладать люди с буйной неорганизованной душой, - будет демократия. Таким образом, душа предопределяет социальный порядок общества, следовательно, у Платона впервые последовательно проводится идеалистическое понимание природы познания и общества. Душа бессмертна. В диалоге "Федон" в научной форме дается доказательство бессмертия: 1) поскольку душа существует до воплощения в тело, то ее существование не зависит от тела, а разрушение тела не есть разрушение души; 2) космологический закон состоит в том, что все переходит в свою противоположность, а не уничтожается; 3) простые сущности не разрушаются; душа же есть простая сущность, поэтому она не может распадаться на составные части, а только таким путем происходит уничтожение; 4) душа есть воплощение идеи жизни, потому она не может подвергнуться смерти. Платон верил в душепереселение (метапсихоз) и этим объяснял смысл существования животных: они нужны для искупления греха души, привязавшейся к земле. Покинув тело, душа подобна колеснице, в которой два коня и возничий. Возничий - это разум, первый конь - это страсть, аффекты, воля, а второй - вожделения, желания. Эти кони, особенно второй, снова тянут к земле, к вселению в тела, а разум стремится направить колесницу души за пределы космоса, к миру идей. Души подходят к грани между космосом и трансцендентным миром идей, и кто сумел удержаться, тот больше видел истинное бытие и больше запомнил, а когда душа вселяется в тело, она припоминает то, что запечатлелось в ней при созерцании мира идей. Так у Платона рождается теория припоминания, признания идей врожденными в душе, только погребенными под хаосом опыта, чувств, их нужно только "расчистить" с помощью иронии, и истина поднимется со дна души. Душа находит общее в себе самой, припоминает. Общее в ней - от созерцания истинного бытия самих идей в занебесном мире. Таким образом, Платон прикоснулся к проблеме надындивидуального в познании, что по-настоящему познавать можно лишь приобщившись к всеобщему опыту, а не опираясь лишь на свой собственный опыт. Этика Платона (произведения "Федон" и "Государство") ориентирована на жизнь человека в обществе. Платон берет не отдельного ориентированного человека, а проводит анализ жизни человека в государстве. Его вывод: что хорошо для государства, то хорошо и для человека. Целостность важнее, чем индивид, ибо с целым все в порядке, то и с индивидом тоже. Поэтому у Платона происходит этизация государства, а с другой стороны, - политизация морали, представлений о благе и зле. Главная добродетель у Платона - справедливость - это характеристика не столько действий отдельного человека, сколько состояния государства. И, далее, Платон предложил свое понимание государственного устройства соответственно цели - достижению справедливости. Граждане в нем должны быть разделены на три сословия (которые соответствовали трем частям души). Первое сословие правители, архонты. Добродетель, присущая им - мудрость, поэтому они называются и мудрецами, философами. Второе сословие воины, их добродетель - мужество, а обязанность - служить архонтам, помогать им управлять низшим сословием и охранять государство от внешних врагов. Третье сословие - люди, заботящиеся о материальном благе общества. Их обязанность - приобретать материальные блага и культивировать в себе добродетель умеренности. Это сословие земледельцев, ремесленников, торговцев, промышленников и т.д., оно должно быть в полном подчинении у правителей (как и низшая-вожделеющая часть души должна подчиняться высшей - разумной). Для того, чтобы два высших сословия соответствовали своему назначению, не отвлекались от него, они должны быть поставлены в особые условия. Это отсутствие частной собственности, семьи и полное равноправие женщины. Плату за свои труды они получают от низшего сословия. К деньгам они не должны прикасаться, чтобы избежать соблазна накопления. Есть одна добродетель, которая, по мысли Платона, должна быть присуща всем сословиям - это мера. Ничего сверх меры - принцип, общий для большинства греческих философов. Государство Платона было задумано для того, чтобы осуществить его на практике. Многие из его предположений, включая те, которые мы должны были бы считать совершенно неосуществимыми, были фактически реализованы в Спарте. Академия Платона просуществовала значительно дольше всех философских школ (с 347 г. до н.э., т.е. после смерти Платона до 529 г. - более 8 столетий). Платон и Аристотель были самыми влиятельными из всех древних, средневековых и современных философов; из них наибольшее влияние на последующие эпохи оказал Платон. Во-первых, Аристотель сам имеет своим отправным пунктом Платона, во-вторых, христианская теология и философия, во всяком случае, до XIII века были больше платоновскими, чем аристотелевскими. Афоризмы Платона: * Все, что вызывает переход из небытия в бытие, - творчество. * С человеком хорошим не бывает ничего плохого ни при жизни, ни после смерти. * Никто не станет делать того же, что раньше, коль скоро возможно нечто лучшее. Быть ниже самого себя - это не что иное, как невежество, а быть выше самого себя - не что иное, как мудрость. * Без смешного нельзя познать серьезное, и вообще противоположное познается с помощью противоположного, если человек хочет быть разумным. * Не золото надо завещать детям, а наибольшую совестливость. * Нет ничего сильнее знания, оно всегда и во всем пересиливает и удовольствия, и все прочее. * Философам свойственно испытывать изумление. Оно и есть начало философии. Аристотель (384-322 гг. до н.э.) - величайший древнегреческий философ, создавший свое оригинальное учение, составившее эпоху в философии. Происходил из г. Стагиры (поэтому его часто называют Стагиритом). Его отец Никомах был врачом при дворе македонского царя Аминты III. В 367 г. до н.э., когда Аристотелю было 17 лет, он уехал в Афины для продолжения образования и поступил в платоновскую Академию, став учеником Платона. В Академии пробыл 20 лет до самой смерти Платона, после чего переселился в Атарней, а затем - в Метилену. Через некоторое время Аристотель - воспитатель сына македонского царя Филиппа Александра. Спустя три года Филипп умирает, Александр становится царем, а Аристотель возвращается в Афины на пятидесятом году жизни после двенадцатилетнего отсутствия. В Афинах он создает школу под названием Ликей, так как она находилась на территории гимнасия, примыкавшего к храму Аполлона Ликейского. Обучение Аристотель проводил обычно в аллеях гимнасия, поэтому школу называли перипатетической (от греч. "peripateo" - прогуливаюсь). После смерти Александра (323 г. до н.э.) в Афинах произошло антимакедонское восстание. Аристотель всегда выступал за связи с Македонией. Ему было предъявлено обвинение в "безбожии", но он не стал дожидаться суда и уехал в Халкиду на о. Эвбея, где умер через год в 322 г. до н.э. Дошедшее до нас литературное наследство Аристотеля не является полным, кроме того, не все дошедшее признается подлинно аристотелевским. Зрелые произведения Аристотеля можно разделить на несколько групп: 1) логические труды под названием "Органон", куда входят "Категории", "Об истолковании", "Аналитики", "Топика", "О софистических опровержениях"; 2) книга о бытии "Метафизика"; 3) естественнонаучные произведения - "Физика", "О небе", "О частях животных" и др.; 4) этические произведения - "Никомахова этика"; 5) трактат "Политика"; 6) работы по риторике и поэтике - "Искусство риторики", "Поэтика". Этот перечень работ Аристотеля свидетельствует об энциклопедичности рассматриваемых вопросов. Отношения Аристотеля и Платона. Нельзя понять Аристотеля, не уяснив себе его отношений с учителем. Часто последующие эпохи противопоставляли этих двух мыслителей, делая из них разные символы. Но уже античный автор Диоген Лаэртский хорошо понимал, что: "Аристотель был самым гениальным из всех учеников Платона". Точность этого суждения состоит в том, что ученик великого мастера не тот, кто повторяет его путь, но тот, кто продвигает его учение вперед, и в соответствии с духом теории, преодолевает ее. Наиболее существенные расхождения меж ними относятся не к сфере философии, а лежат в плоскости других интересов. Аристотель критикует: 1) мистико-религиозный элемент, сильно звучащий в трудах Платона; 2) равнодушие Платона к эмпирическим феноменам как таковым. Сократовы ирония и майевтика, основанные исключительно на силе поэтического таланта, придали платоновскому методу характер вечного поиска вне окончательной позиции. Аристотель же пошел путем органического синтеза и систематизации, дифференциации методов, с помощью которых решаются разного рода проблемы. Так что на смену платоновской извивающейся спирали, втягивающей в себя все проблемы, должна была прийти некая стабильная систематизация, где прокладывались магистрали, по которым впредь будут разрабатываться метафизика, физика, психология, этика, политика, эстетика, логика. Метафизика. Что такое метафизика? Известно, что термин "метафизика" (буквально то, что после физики) не аристотелевский. Введен он либо перипатетиками, либо в связи с изданием сочинений Аристотеля Андроником Родосским в I в. до н.э. Сам Аристотель употреблял выражение "первая философия" или "теология" в отличие от второй философии как физики. "Первая философия - это наука о реальности-по-ту-сторону-физической". Собственно аристотелевский смысл этого понятия означает любую попытку человеческой мысли выйти за пределы эмпирического мира, чтобы достигнуть метаэмпирической реальности. Зачем нужна метафизика? Метафизика - наиболее возвышенная из наук, говорит Аристотель; и просто потому, что она не связана с материальными нуждами, она не преследует эмпирические или практические цели. Метафизика - чистая жажда знания, страсть к истине, удерживающая от лжи. Поэтому, - заключает Аристотель, - "все прочие науки более необходимы людям, но ни одна из них не превзойдет эту" - метафизику. Итак, метафизика это: Во-первых, исследование первых причин. Аристотель различает четыре вида причин: 1) материальную, или материю; 2) формальную, или форму; 3) производящую; 4) конечную, или цель. Материальная причина - это материя, она "обозначает входящий в состав вещи материал, их которого вещи возникают"[39]. Формальная причина состоит в том, что под воздействием формы материя превращается в действительность. Производящая причина - это то, что создает вещи. "Так, например, человек, давший совет, является причиной того, что делается, и то, что изменяет - причина того, что изменяется"[40]. Целевую причину Аристотель понимает в смысле, что что-то делается ради чего-то. Теория причин Аристотеля может быть объяснена примером, приводимым им самим: архитектор строит дом, в этом случае материал - это материя, план дома - что форма, архитектор - это производящая причина, а законченное здание - это цель. Второе определение метафизики Аристотеля дано в онтологическом ключе: бытие как таковое. По Аристотелю, бытие имеет много смыслов, он ищет некую схему, которая собрала бы все возможные смыслы бытия, группируя их по четырем позициям. I. Бытие как категории (субстанция, или сущность; качество; количество; отношение; Действие; Страдание; Место; Время; Иметь; Покоиться). II. Бытие как акт и потенция (их нельзя определить через другое, но только взаимообразно, через связь их между собой). III. Бытие акциденций - это бытие случайное и непредвиденное. IV. Бытие как истина - это тип бытия, который принадлежит собственно человеческому интеллекту, рассматривающему вещи как соответствующие реальности, либо как не соответствующие ей. Третье определение метафизики - это знание о субстанции. Субстанция в собственном смысле есть материя, во втором смысле - это отдельное, а в третьем смысле - это форма по преимуществу. Бытие, следовательно, это материя; ступенью выше отдельное, индивид; а еще выше - форма, которая обнимает материю и фондирует, дает основание отдельному, т.е. индивиду. Исходя из своей критики платоновских "идей", находящихся вне вещей, Аристотель попытался создать теорию, согласно которой сущность находится в самих вещах. По Аристотелю, каждая конкретная чувственная вещь представляет собой единство "материи" и "формы". "Форма" понимается Аристотелем как сущность вещи. Форма в то же время не материальна, но она не есть нечто внешнее по отношению к материи. Материя и форма - это "то, из чего состоят вещи". Каждая вещь выступает как оформленная материя. В качестве примера можно взять медный шар, представляющий собой единство меди (вещества) и шаровидности (формы). Противоположность "формы" и "материи" для Аристотеля относительна. Медь может не быть оформленной, но в то же время в потенции она содержит форму, как возможность. Т.е. форма - есть реализованная возможность материи. Таким образом, у Аристотеля происходит соотносительный переход от материи к форме и наоборот. Эта иерархия форм приводит к высшей "форме", которая является последней и за которой уже не следует ни форма, ни материя. Последней формой выступает Перводвигатель или Бог. Четвертое определение метафизики Аристотеля - знание о Боге и субстанции сверхчувственной. Благодаря какому условию, вопрошает Стагирит, существует вечное время и вечное движение? И отвечает: благодаря наличествованию Первоначала (обоснование чего мы находим в "Физике"). Это Первоначало должно быть: 1) вечным; 2) неподвижным: ибо лишь недвижное может быть "абсолютной причиной" подвижного; 3) чистым актом, ибо, что имеет потенцию, может и не быть в акте, поэтому вечное движение небес предполагает как условие чистый акт. Первоначало - это Бог. Жизнь Бога - жизнь чистой мысли, созерцательной активности. О чем думает Бог? О лучшем и замечательном. Но лучшее - это Бог. Следовательно, он думает о самом себе. Его созерцательная активность - это "мышление о мышлении". Понимание и понимаемое в нем соединяются. Бог мыслит самого себя, но не реальный мир, не отдельно взятого человека, не вещи изменчивые и несовершенные. Такое ограничение в понимании Бога проистекает из того, что, Аристотеля заботит не Бог, сотворивший мир, но, скорее, мир, предназначенный для Бога, мир, воспылавший жаждой совершенства. Физика. Аристотелем было сделано много ценного и важного в области натурфилософии, физики, хотя последняя не отделена резкой границей от первой философии. Конкретные физические вопросы рассматриваются Аристотелем в трактатах: "Метеорологика", "О возникновении и уничтожении" и др. Важный вклад в философию внесен Аристотелем по проблеме понимания движения. Он различает четыре вида движения: 1) возникновение и уничтожение; 2) качественное изменение, или превращение свойств; 3) количественное изменение, т.е. увеличение или уменьшение; 4) перемещение в пространстве. Главный их этих видов для Аристотеля - движение в пространстве, которое выступает условием всех остальных видов движения и к которому сводятся все остальные виды. Аристотель, выступал против атомистики, считая, что неделимых частиц материи не существует, так как даже самая маленькая частица материи состоит из четырех элементов (огня, воздуха, воды и земли), в противном случае эти частицы не обладали бы теми качествами, которыми обладает все тело. Натурфилософские взгляды Аристотеля пронизывает теология. По Аристотелю, любое явление предполагает возможность изменения и цель, к которой стремится это изменение. Реализацию, осуществленность данной цели Аристотель называет энтелехией, являющейся своего рода программой изменения. В живых организмах понятие цели Аристотель связывает с понятием души. Но он переносит целеобразные функции души на мир в целом. Для Аристотеля телеологичность определяет целесообразный характер всего мирового процесса, который направляется к единой цели. Целенаправленное движение природы осуществляется бессознательно. Космология Аристотеля была шагом назад по отношению к космологии атомистов и пифагорейцев. В центре мира находится неподвижная Земля, она не совершает круговые движения, а стремится к центру мира. Тем самым он отвергает гелиоцентрическую идею, в то время только зарождающуюся. Согласно Аристотелю, Земля, находясь в центре шарообразного мира, сама имеет шарообразную форму. Вокруг Земли в процессе вращения находятся сферы, на них закреплены планеты и небо со звездами. Эта космологическая схема впоследствии была разработана Птолемеем и принята всеми до открытия Николая Коперника. Психология. Важнейшее учение Аристотеля - о душе человека. На нем основана аристотелевская этика. Главное преимущество - человека его разум, которого нет у животного. Разум есть способность мыслить общее (т.е. способность познать общие начала и на основе этого знания объяснять частное, единичное). На этом основано наличие речи у человека (именно в речи проявляется мысль об общем). Далее, у человека есть наука, т.е. знание общих начал, и ее нет у животного. Разум обусловливает действие человека, формирует его волю. Воля складывается из стремлений и предполагает готовность человека к нравственному выбору. Особый смысл Аристотель придавал разуму, он считал его извне привнесенным в животную душу и развившим последнюю. По Аристотелю, в душе человека есть как бы две совершенно различные части: животная и разум. Разум - нечто чуждое индивидуальному, это нечто общее, неизменяемое и вечное. Разум у всех один, он чужд индивидуальных различий. Он не связан с телесными процессами, а потому душа бессмертна только в своей разумной части. Логика. Аристотелю принадлежит заслуга в разработке вопросов логики. У него впервые в древнегреческой философии мы находим трактаты, специально посвященные логике. Для Аристотеля логика выступает прежде всего орудием любой науки, посредством которого достигаются определенные результаты, логика - это своего рода наука о доказательстве, формах мышления, применяемых при познании. Аристотель четко сформулировал законы мышления: закон тождества (понятие должно употребляться в одном и том же значении), закон противоречия (предложения и суждения не могут быть истинными одновременно с их отрицанием), закон исключенного третьего (если даны два взаимопротиворечащих суждения, то при данных условиях истинным может быть только одно). Большой вклад Аристотель внес в создание теории о категорическом силлогизме. Он пишет: силлогизм - это речь, "в которой, если нечто предположено, то с необходимостью вытекает нечто, отличное от положенного в силу того, что положенное есть". [41] Из положения, что все люди смертны и Сократ - человек, вытекает, что Сократ смертен. Силлогизм представляет собой вывод от общего к частному, т.е. дедукцию. Но Аристотель признавал и индукцию - вывод от частного к общему. Индукцию Аристотель рассматривал как путь познания общего. В логике Аристотеля большое значение имела разработка им вопроса об общих принципах доказательства ("Вторая аналитика"). Доказать что-либо - значит связать необходимой связью то, что связано в самой действительности. Для этого необходимо, чтобы посылки были истинны и чтобы связь через средний термин была логически правильной. Для истины одной логической правильности мало. Требуется истинность посылок, в которых связь понятий (субъекта и предиката) отражала бы связь, присущую самой действительности. В "Метафизике" Аристотель выдвинул определение истинности и ложности суждений: "Прав тот, кто считает разделенное-разделенным и соединенное-соединенным, а в заблуждении тот, мнение которого противоположно действительным обстоятельствам"[42]. Аристотель впервые предложил классификацию категорий, которых насчитывал десять: 1) сущность - основа всех остальных свойств; 2) качество; 3) количество; 4) отношение; 5) место; 6) время; 7) положение; 8) обладание; 9) действие; 10) страдание. Творчество Аристотеля в области философии и науки считается вершиной античной мысли. Он подвел итог развитию целого периода в древнегреческой культуре - с ее начала вплоть до IV века до н.э. Ему принадлежит заслуга в систематизации знаний и выделении ряда научных областей, которые в последующем стали отпочковываться в самостоятельные направления.
Философия эпохи эллинизма
В конце IV в. до н.э. усилились признаки кризиса греческой демократии. Афины и другие греческие полисы утратили политическую самостоятельность. Афины вошли в состав огромной державы, созданной Александром Македонским. Быстрый распад империи после смерти Александра Македонского вызвал глубокие изменения в духовной жизни древнегреческого общества. Человек из гражданина полиса превращается в подданного громадных монархических государств, затерянный среди миллионов ему подобных. Появились три новых установки, которые отразили эту ситуацию. Первая - индивидуализм. Лишившись защиты родного полиса, человек мог рассчитывать только на себя. Вторая - космополитизм - рамки полиса сломаны. Эллин ощущал себя гражданином вселенной, всего эллинистического мира. Третья - фатализм - как ощущение беззащитности перед судьбой, роком. Надежда уступила место страху; целью жизни скорее было избежать несчастья, чем достичь какого-либо реального блага. Философия утрачивает свой творческий характер, усиливается ее самосознание, начинается эпоха саморефлексии. "Метафизика отступает на задний план; теперь индивидуальная этика становится самой важной. Философия более не является факелом, который ведет за собой немногих бесстрашных искателей истины; вернее, это карета скорой помощи, следующая в кильватере борьбы за существование и подбирающая слабых и раненых"[43]. Среди философских направлений этой эпохи следует назвать стоицизм. Он зарождается на рубеже IV-III в. до н.э. Его основателем считается Зенон из Китиона. Принято говорить о Древней Стое - это Зенон, Клеанф и Хрисипп; Средней Стое - Посидоний; Новой Стое - это мыслители-римляне (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий). Стоицизм основывается на идеях Гераклита о едином космосе, логосе, который управляет всеми. Этот же логос характеризуется как разум космоса, как бог, а человек и человеческая душа рассматриваются как причастные логосу. Человеческий разум предстает как частичка божественного разума, логоса вселенной, и после смерти душа как частичка возвращается в общий космический разум. Для стоиков характерна идея власти судьбы над людьми, идея абсолютной предопределенности человеческой жизни внешней силой. Вместе с тем, мы находим в стоицизме новый мотив, которого раньше в философии не было: человек, по крайней мере, человек мудрый, оказывается у стоиков автономным, самостоятельным, независимым от судьбы и ее превратностей. Стоицизм понимается как стойкость перед ударами судьбы, что человек не поддается судьбе, сохраняя свою самобытность. Этот мотив проявляется в том, что происходит разграничение благ на блага истинные и безразличные. К числу истинных благ относится лишь одно - добродетель, то есть способность исполнять свой долг, способность вести себя должным, надлежащим образом в любых обстоятельствах, отстраняя от себя всякие корыстные мотивы и подчиняя свое поведение высшему благу. Эта добродетель принадлежит только человеку и неподвластна никаким превратностям. Основным достоинством стоики считали невозмутимость и свободу от внешнего мира и от собственных страстей. Они разработали основные правила "науки смерти"; считали, что настоящий мудрец не должен бояться смерти - это и есть философия. Здесь стоики обратились к уроку смерти Сократа, с той, однако, разницей, что в основе их философии лежал принцип безразличия, бесстрастия - апатии. Рассмотрим некоторые дошедшие до нас тексты стоиков[44]: Сенека о Боге: "Угодно тебе назвать его судьбой? Ты не ошибешься. Он тот, от которого все зависит; в нем причина всех причин. Угодно тебе наименовать его проведением? И тут ты будешь прав. Он тот, чьим решением обеспечивается этот мир... Угодно тебе наименовать его природой? И это не ошибка, ибо из лона его все рождено, его дыханьем мы живем. Он все то, что ты видишь; он весь слит со всеми частями, поддерживая себя своей мощью". "Непрестанное течение времени постоянно сообщает юность беспредельной вечности". (Марк Аврелий). "Что бы ни случилось с тобой - оно предопределено тебе от века. И сплетение причин с самого начала связало твое существование с данным событием". (Марк Аврелий). "Кто видел настоящее, тот уже видел все, бывшее в течение бесконечной вечности, и что будет в течение беспредельного времени, ибо все однородно и единообразно". (Марк Аврелий). "Солнечный свет един, хотя и дробится стенами, горами и бесчисленным множеством других предметов. Едина общая сущность, хотя она и раздроблена между множеством существ и особых образований". (Марк Аврелий). "Все следует делать, обо всем говорить и помышлять так, как будто каждое мгновение может оказаться для тебя последним". (Марк Аврелий). "Не требуй, чтобы совершающееся совершалось по твоей воле, но желай так, чтобы совершающееся совершалось так, как оно совершается, - и проживешь счастливо". (Эпиктет) "Не вещи смущают людей, но их мнение о вещах. В смерти, например, нет ничего страшного. Страшно мнение, потому что оно представляет смерть страшною". (Эпиктет). "Непобедимым быть можешь, ежели не вступишь ни в какой бой, в котором победа не от тебя зависит". (Эпиктет). "Все прилежание употребить должно на исправление ума нашего". (Эпиктет). "Не рассуждай с невеждами о правилах мудрости, но если ты совершенно оное вразумил, покажи их в своих поступках". (Эпиктет). "Каждый несчастен настолько, насколько полагает себя несчастным". (Сенека). "Ты спросишь, чего я достиг? Стал самому себе другом!" (Сенека). Важным направлением в философии эллинизма был эпикуреизм. Эпикур (341-270 гг. до н.э.) - древнегреческий материалист, основоположник эпикуреизма. Главным последователем Эпикура был римский философ, поэт Лукреций Кар (ок. 99-55 гг. до н.э.). В эпикуреизме радикально меняется постановка вопроса о задачах философии. Философия у Эпикура теперь ориентирована на человека, его жизненные потребности, на способы достижения счастья, то есть в центре философии - этические проблемы. Этика Эпикура основана на атомистической натурфилософии и материалистическом сенсуализме: реальным является лишь бытие отдельных атомов, а все их образования (вещи, космос) - вторичны; истинно то, что мы ощущаем, только ощущения не обманывают. Эпикур говорит о трех типах движения атомов: 1) падение атомов по прямой вниз; 2) самопроизвольное отклонение атомов. Отклонение - это душа атома, его свобода, и после самопроизвольного отклонения атома появляется третий вид движения атомов - их отталкивание и сцепление в физические тела. У Эпикура атом - это индивид с его самосознанием, а
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 715; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.116.55 (0.018 с.) |