Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Противоречивость философско-эстетических устремлений идеала Ренессанса и причины его кризисаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Причины, приведшие к кризису эстетического идеала Ренессанса, сводятся к следующим: 1. Утопичен сам главный тезис Возрождения, полагавший, что самое идеальное и совершенное имманентно реальности, надо только суметь извлечь и воплотить эти идеалы. (Однако, все великое в его культуре осуществлялось как захватывающая мечта, утонченная иллюзия, ожидание лучшего мира. «Нестыковка» жизни с творческим воодушевлением была не просто обычной несоизмеримостью желаний и возможностей. Глобальные установки Возрождения были заведомо утопичны. Например, принципиальная не трагедийность Возрождения. Л.М. Баткин подметил, что истоки трагедии обнаруживаются не в средоточии печальных образов, а в самых «светлых произведениях» – «Рождение Венеры», «Весна» Ботичелли, «Давиде» Микеланджело. Там, где Ренессанс достигает невозможного, – там обнаруживается порог. Что обнаруживается за этой «претворенной бесконечностью?» – Лишь ничтожество и формотворчество.) 2. Сочиненность и недолговечность самих ренессансных идеалов. Главное противоречие ренессанса между абсолютностью умозрительного идеала и относительностью реальных возможностей обычного человека. Идеал нельзя остановить, как и в математике бесконечность, идеал не может быть исчерпан в конечном результате, а ведь к этому бесстрастно шла художественная практика титанов Возрождения. 3. Уязвимость самих эстетических воззрений – в том, что бесконечная вера в возможности человека привела к убеждению о существовании неких абсолютных правил создания безупречного искусства (Маньеризм). Таким образом, нарастание тенденций кризиса обнаружились в самой внутренней логике развития ренессансной культуры, в ее исходных принципах («грандиозные», «превосходные», «великолепные»). Устремленность к бесконечному, к абсолютному в период позднего Ренессанса вошла в открытое столкновение с тягой равновесного и гармонии. Нарастают трагизм и кризис ренессансного мироощущения. Достижения художественной теории и практики Возрождения в том, что ценой собственных заблуждений, отрицания себя, они породили богатство последних поисков, позволили сложиться новоевропейской эстетической проблематике. Яркой чертой гуманизма Возрождения – индивидуализм, как выражение самоутверждения человеческого субъекта, которое таится в глубине буржуазно-капиталистического Мира. Однако, одновременно философы Возрождения выявляют такие пределы субъективного развития, когда субъект начинает ощущать свою ограниченность и трагизм самоизоляции и самовозвеличивания, т.к. понимает свою беспомощность перед громадой бесконечной жизни и космоса. Часто возрожденческая тоска, уже не античная и не средневековая – тоска человеческого субъекта, объявившего себя богом, но тут же увидевшая, что такое обожествление есть вздор – звучит в сонетах Петрарки: …Что в жизни смерть, – любовь. На боль похоже. Блаженство. «Страсть», «Страданье» – тот же звук. Призвал я или принял поневоле Чужую власть? Блуждает разум мой. Я – утлый челн в стихийном произволе. И кормщика над праздной нет кормой. Чего хочу – с самим собой в расколе – Не знаю. В зной – дрожу, горю – зимой. Трагедия личности у Микеланджело приобретает космические размеры. Оставаясь личностным же образом противопоставленной всему космосу – она ощущает беспредельный ужас собственного одиночества и беспомощности перед ним. В своей отъединенности она уже не может опереться и на другую, столь же замкнутую в себе и одинокую личность. Поэтический «Страшный суд» Микеланджело имел для Высокого Возрождения такое же примерно значение и тот же символический смысл, что и «Святой Иоанн» Леонардо, или приятие Леонардо католичества, поскольку и то, и другое является символом отречения от идеалов раннего Возрождения. На фреске «Страшный суд» Микеланджело стремится показать тщету всего земного, тленность плоти, беспомощность человека перед самим велением судьбы. Однако по-прежнему он изображает мощные фигуры с мужественными лицами, мускулистыми конечностями. Но эти великаны уже не в силах противостоять судьбе. Поэтому искажены гримасами их лица, безнадежны движения – напряжены и конвульсивны. Здесь – трагизм особого рода – обречение на гибель, титаны утратили то, что всегда помогало человеку в борьбе со стихийным силами – волю. У Микеланджело ярко показана вечная борьба с самим собою, недовольство самим собою, бесплодная тоска, которые доходят до прямого признания невозможности воплотить во временном вечное: Не умудрен, не примирен, Смерть дружественно встретить не могу я; С самим собой враждуя, Бесцельную плачỳ я дань слезам, Нет злей тоски, чем по умершим дням! ……………….. Скрыв истину, меня держали страсти В своей смертельной власти; Но срок их царства мне казался мал. И длись он дольше – я бы не устал. Влачусь без сил. – Куда? Не знаю я… Микеланджело далек от обожествления человека – им осознан предел человеческого совершенства, невозможность построить совершенный космос, идеальный миропорядок средствами личностно-оформленной материи, поскольку вместо космоса – Хаос, в котором, полные безумного отчаяния и безнадежной тоски, носятся в вечном круговороте одинокие и неприкаянные, совершенно сформированные идеальные личности, осознавая свою разобщенность, беспомощность и противопоставленность всему Миру и друг другу. Философия Возрождения многомерна и многопланова, так как обнаруживается не только в стихии индивидуального самоутверждения человека, в идее абсолютизации человеческого индивидуума, но и во всей самокритике такого индивидуализма, его безвыходности и трагизме. В этом – непреодолимый и могущественный историзм Возрождения. В дальнейшем этот юный и красивый индивидуализм, чувствующий свою ограниченность, будет прогрессировать в своей изолированности, отделенности от всего внешнего и от всего живого, в своей жестокости. Ренессанс, независимо и бессознательно для себя, подготавливал эпоху буржуазных отношений.
Глава IV.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 500; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.123.220 (0.01 с.) |