Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 23. Деятельностно-гуманистическая концепция человека в философии Ренессанса.

Поиск

Употребляя термин «деятельностно-гуманистическая концепция» применительно к эпохе Возрождения, необходимо иметь в виду его конкретно-историческую специфику. Деятельность как политико-правовое, социально-предметное или научно-практическое деяние не были в фокусе интересов человека Ренессанса, который актуализирует, фактически, лишь сферу «производства» красоты. Ренессансный гуманизм имеет мало общего с привычным сегодня нравственно-этическим значением данного термина и носит, по преимуществу, эстетический характер, ассоциируясь с изяществом, утонченностью, окультуренной чувственностью.

Ренессанс, фактически, сближает понятия «сущность человека» и «культура». Последняя понимается как вечная и субстанциальная сущность человека, его онтологическая данность. Возможность приобщения к изящным искусствам и наукам перестает трактоваться как частное и персональное дело каждого, это единственно возможная форма человеческого существования. «Природа человека» состоит именно в ее искусственности («окультуренности»)– таков итог эстетизации мира, осуществленный Ренессансом. Данное положение является новой философской концепцией сущности и назначения человека. Это есть первая формулировка деятельностно-гуманистической концепции человека, которая будет интерпретироваться по-разному, но более не исчезнет из европейской культуры.

Ренессанс, по сути дела, доходит до обожествления человека. Марсилио Фичино утверждает, что Бог – Бог для всего мироздания, человек – Бог для четырех элементов Вселенной, для животных и растений, для всякой материи, ибо всем он занимается, употребляет и формирует. Тот, кто так и настолько владычествует над телесными вещами и замещает для них бессмертного Бога, сам, несомненно, бессмертен. Таким образом, понятия Бога и человека в философии Ренессанса сближаются, создавая теоретическую основу для пантеистических теорий. Бог начинает трактоваться как идеально завершенный, достигший идеала своей творческой эволюции человек, а человек – как своеобразная несовершенная божественность.

Индивидуализм является логическим следствием основной мировоззренческой установки эпохи – установки на творческую самореализацию личности. Ренессанс отказывается от средневекового теоцентризма, помещая в центр нового, создаваемого миропорядка, творческую индивидуальность. Тем самым закладывается основание антропоцентризма, «мирской антропологии» и светской концепции достоинства человека.

«Визитной карточкой» нового понимания сущности человека может служить сочинение Джаноццо Манетти «Трактат о достоинстве и превосходстве человека» (1451-1452 гг.). Обосновывая тезис о достоинстве человека, Джаноццо Манетти, а также выдающиеся деятели Флорентийской академии Пико делла Мирандола и Марсилио Фичино апеллируют к его творческой сущности. Человек превыше всего остального в мире, ибо только он имеет характер всеобщего, все остальное же имеет статус лишь частного. Уникальность человека проявляется в том, что исключительно в нем происходит встреча двух различных и даже противоположных начал бытия – духа и плоти, творца и творения. Ренессанс актуализирует понятие свободы: человек – единственное существо, принципиально находящееся вне какой-либо иерархии бытия, он – то, чем он хочет стать! Основная этическая идея раннего гуманизма – идея самоформирования человека. Одним из основных философско-эстетических понятий Ренессанса понятие гармонии, которая обязана своим существованием творческой способности человека.

Философско-этические сочинения данного периода содержат

два понятия, помогающих уяснить сущность Ренессансного антропоцентризма. Это понятия «virtu» (доблесть) и «фортуна». Термин «virtu» акцентирует цельность человеческой натуры, умение жить как в согласии с разумом, так и с многообразными страстями; «virtu» – это личное мужество, талант, деятельная энергия, личная слава. Данное понятие задает принципиально новую ценностную шкалу всей моральной философии, акцентируя внимание именно на практически-деятельном и индивидуально достижимом как важнейших характеристиках моральной жизни. Термин «фортуна» вводит в картину ренессансного универсума идею нестабильности, неопределенности, случайности, она ответственна за неожиданные повороты и ситуации в жизни человека, отвергая, тем самым, средневековый принцип фатализма и божественной предопределенности. Непостоянство и изменчивость фортуны в ренессансных текстах часто символизирует образ ветра, постоянно меняющего свое направление, или образ колеса, готового в каждое мгновение повернуться. Понятие «фортуна» является распространенным в философии истории Макиавелли, ассоциируясь у него с образом капризной женщины.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 487; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.168.223 (0.037 с.)