Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Билет 23. Деятельностно-гуманистическая концепция человека в философии Ренессанса.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Употребляя термин «деятельностно-гуманистическая концепция» применительно к эпохе Возрождения, необходимо иметь в виду его конкретно-историческую специфику. Деятельность как политико-правовое, социально-предметное или научно-практическое деяние не были в фокусе интересов человека Ренессанса, который актуализирует, фактически, лишь сферу «производства» красоты. Ренессансный гуманизм имеет мало общего с привычным сегодня нравственно-этическим значением данного термина и носит, по преимуществу, эстетический характер, ассоциируясь с изяществом, утонченностью, окультуренной чувственностью. Ренессанс, фактически, сближает понятия «сущность человека» и «культура». Последняя понимается как вечная и субстанциальная сущность человека, его онтологическая данность. Возможность приобщения к изящным искусствам и наукам перестает трактоваться как частное и персональное дело каждого, это единственно возможная форма человеческого существования. «Природа человека» состоит именно в ее искусственности («окультуренности»)– таков итог эстетизации мира, осуществленный Ренессансом. Данное положение является новой философской концепцией сущности и назначения человека. Это есть первая формулировка деятельностно-гуманистической концепции человека, которая будет интерпретироваться по-разному, но более не исчезнет из европейской культуры. Ренессанс, по сути дела, доходит до обожествления человека. Марсилио Фичино утверждает, что Бог – Бог для всего мироздания, человек – Бог для четырех элементов Вселенной, для животных и растений, для всякой материи, ибо всем он занимается, употребляет и формирует. Тот, кто так и настолько владычествует над телесными вещами и замещает для них бессмертного Бога, сам, несомненно, бессмертен. Таким образом, понятия Бога и человека в философии Ренессанса сближаются, создавая теоретическую основу для пантеистических теорий. Бог начинает трактоваться как идеально завершенный, достигший идеала своей творческой эволюции человек, а человек – как своеобразная несовершенная божественность. Индивидуализм является логическим следствием основной мировоззренческой установки эпохи – установки на творческую самореализацию личности. Ренессанс отказывается от средневекового теоцентризма, помещая в центр нового, создаваемого миропорядка, творческую индивидуальность. Тем самым закладывается основание антропоцентризма, «мирской антропологии» и светской концепции достоинства человека. «Визитной карточкой» нового понимания сущности человека может служить сочинение Джаноццо Манетти «Трактат о достоинстве и превосходстве человека» (1451-1452 гг.). Обосновывая тезис о достоинстве человека, Джаноццо Манетти, а также выдающиеся деятели Флорентийской академии Пико делла Мирандола и Марсилио Фичино апеллируют к его творческой сущности. Человек превыше всего остального в мире, ибо только он имеет характер всеобщего, все остальное же имеет статус лишь частного. Уникальность человека проявляется в том, что исключительно в нем происходит встреча двух различных и даже противоположных начал бытия – духа и плоти, творца и творения. Ренессанс актуализирует понятие свободы: человек – единственное существо, принципиально находящееся вне какой-либо иерархии бытия, он – то, чем он хочет стать! Основная этическая идея раннего гуманизма – идея самоформирования человека. Одним из основных философско-эстетических понятий Ренессанса понятие гармонии, которая обязана своим существованием творческой способности человека. Философско-этические сочинения данного периода содержат два понятия, помогающих уяснить сущность Ренессансного антропоцентризма. Это понятия «virtu» (доблесть) и «фортуна». Термин «virtu» акцентирует цельность человеческой натуры, умение жить как в согласии с разумом, так и с многообразными страстями; «virtu» – это личное мужество, талант, деятельная энергия, личная слава. Данное понятие задает принципиально новую ценностную шкалу всей моральной философии, акцентируя внимание именно на практически-деятельном и индивидуально достижимом как важнейших характеристиках моральной жизни. Термин «фортуна» вводит в картину ренессансного универсума идею нестабильности, неопределенности, случайности, она ответственна за неожиданные повороты и ситуации в жизни человека, отвергая, тем самым, средневековый принцип фатализма и божественной предопределенности. Непостоянство и изменчивость фортуны в ренессансных текстах часто символизирует образ ветра, постоянно меняющего свое направление, или образ колеса, готового в каждое мгновение повернуться. Понятие «фортуна» является распространенным в философии истории Макиавелли, ассоциируясь у него с образом капризной женщины.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 487; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.168.223 (0.037 с.) |